Иван Ефремов
 

a
 
Иван Ефремов 

  Ефремов Иван Антонович (1907-1972)
 
Ефремов И.А. - легендарная фигура русской фантастики 2 пол. ХХ века. Энциклопедист, самоучка, путешественник, он в 19 лет совершил свое первое открытие, одновременно с дипломами об окончании ЛГУ (биофак) и Горного института получил диплом кандидата наук, в 30 лет стал доктором наук. Один из ведущих палеонтологов страны (заведовал кафедрой низших позвоночных в музее палеонтологии), основоположник тафономии (научного направления в геологии), он рано понял, что все в мире подчинено определенным законам эволюции, знание которых необходимо человеку для правильного понимания своего места в мире.
 
В литературу он пришел неожиданно, главным образом из-за беспокойства по поводу сильного "крена" общественной мысли в сторону науки и техники, в ущерб человеку, его душе и чувствам. Он был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия. Первые рассказы его были опубликованы в послевоенные годы, но славу самого конструктивного мыслителя в мире и родоначальника советской научно-социальной фантастики он приобрел после выхода в свет "Туманности Андромеды" (1957) и "Часа Быка"(1970).
 
Оба романа, подчеркнуто обращенные к молодежной читательской аудитории, представляют собой образное воплощение антропоморфической гипотезы автора, считавшего что любые формы жизни на определенном этапе развития должны стать человекообразными. Достигнувшие космического уровня цивилизации объединяются в Великое Кольцо Миров. Законы эволюции универсальны для всей Вселенной - и главный среди них - борьба с ИНФЕРНО. Судьба цевилизации зависит от того, как решается ею частная судьба человека - ведь "человек - та же вселенная, глубокая, неисчерпаемая". Свой оптимизм автор черпает в утверждении колоссальных возможностей человека, а не в надеждах на неких "высших существ" из Космоса.
 
Одна из лучших русских утопий нового времени - "Туманность Андромеды" создавалась под влиянием писательского кредо - "либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будет песок и пыль на мертвой планете". Сочетание строгой научности взгляда с художественным воображением породило жизнеутверждающий пафос и "изящный, холодный стиль" (по определению А.Н.Толстого). "Отстраненность" взгляда героев романа на окружающую действительность, так же как "холодноватость" авторского видения объяснялись установкой писателя на воссоздание взгляда человека будущего на его настоящее, а не человека сегодняшнего дня на его будущее - "их горе - не наше горе, их радости - не наши радости. Следовательно, они могут в чем-то показаться непонятными, странными, даже неестественными...".
 
По мнению автора главным двигателем прогресса оказывается не совершенство техники, а эволюция человека (причем, это общий для космоса закон), именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены нуждам его развития.
 
Потрясением для читателей 70-х гг. стала публикация (даже в искаженном цензурой варианте) романа И.А.Ефремова "Час Быка". Этот роман появился через 10 лет после "Туманности Андромеды" и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности "другого пути" цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний. На сей раз "посткоммунистическая" Земля - лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Торманс - планета эволюционного тупика, в который зашла цевилизация, нарушившая основной закон эволюции - параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса. Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ - так возник мир ИНФЕРНО (непрерывного и бесконечного, безысходного страдания). Итоговая мысль романа в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком "опасной" для своего времени : через 5 дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет "вредной идеологической литературы", забрали все черновики, даже предсмертные письма жене, на 18 лет имя Ефремова было забыто, а "опальный" роман был запрещен к изданию.
 
Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы "Лезвие бритвы" (1963) -посвященный загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности - и "Таис Афинская" (1973) -написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы-женщины. Оба произведения являются своеобразным сводом философских, социальных, эстетических взглядов автора, представленных в увлекательной приключенческой форме; в центре внимания автора в обоих случаях - ноосфера человеческого сознания и образ цельного гармоничного человека.
 
* * *
 
Ефремов И.А.: Рассказы (1942 - 1965), "Звездные корабли" (1944), "На краю Ойкумены" (1945-1946), "Дорога ветров: гобийские заметки" (1955), "Туманность Андромеды" (1955-1956), , "Сердце Змеи" (1958), "Лезвие бритвы" (1959-1963), "Час быка" (1968), "Таис Афинская" (1970-1971).
 
Ефремов И.А. Собр. соч. в 6-ти т.- М.: Мол. гвардия, 1975.
Ефремов И.А. Собр. соч. в 6-ти т.- М.: Соврем. писатель, 1992.
 
Лит. по теме:
Брандис Е., Дмитриевский В. Творческий путь Ивана Ефремова - в кн. Ефремов И. Соч., т.1. М., 1975.
Чудинов П. Иван Антонович Ефремов. - М., 1987.
a
 

a
 
Читайте также: ШКОЛА ЕФРЕМОВА
a
 


http://pulkovskiy.novostrojki-spb.ru/

Фантастика -> Литературоведение -> Биографии-> Иван Ефремов 
Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
© 1998 Редактор Дмитрий Ватолин.
© 1998 Дизайн, верстка
Эдуард Данилюк .
© 1998 Верстка, поддержка Вадим Филиппов.
© 1999 Корректура Руслан Фарбер.

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.
Страница создана в июне 1998.

http://pulkovskiy.novostrojki-spb.ru/