ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

1998 год
Конкурс рецензий

Антон Фарб

Берег левый, берег правый...

(Рецензия на роман "Холодные Берега")

 

 

Это не рецензия. Это отзыв. Разгневанный и возмущенный.

Что? Какие игрушки? Ах, "Холодные игрушки"... Нет, это здесь не причем. Так и быть, покушение на священных коров отечественной фантастики Сергею Лукьяненко простить можно. Но вот то, что он сделал в "Холодных Берегах"...

Начну издалека.

Сергей Лукьяненко - хороший писатель. Возражений нет? Нет. Хорошо. Продолжим.

Сергей Лукьяненко - нехороший человек. Нет, лично я с ним не знаком (к сожалению), но вывод этот сделан целиком и полностью из первого тезиса.

Есть такая у него статья "История болезни, или Игры, которые играют в Людей". Очень интересная статья. В ней автор сокрушается по поводу увлечения компьютерными играми. Приведу цитатку:

Ведь если взять по-настоящему хорошую и знаменитую игру, то количество прожитого ей времени приводит в ужас. Вы играли в "DOOM"? И за сколько прошли игру, за неделю? Значит, вы умный. Ну так возьмите эту неделю и умножьте на несколько миллионов. Вам еще не страшно?

А теперь чуть-чуть переиначим:

Ведь если взять по-настоящему хорошую и знаменитую книгу, то количество прожитого ей времени приводит в ужас. Вы читали "Лабиринт Отражений"? И за сколько прочли до конца, за сутки? Значит, вы умный. Ну так возьмите эти сутки и умножьте на несколько миллионов. Вам еще не страшно?

Ну как, поняли? Пусть кинет в меня камень то, кто ни разу не сидел за монитором до утра, дочитывая новый роман Лукьяненко, только что утащенный из Сети.

Ай! Вы чего камнями кидаетесь, гражданин? Ах, у вас компьютера нет... Сочувствую. Но те, у кого дома или на работе стоит этот адский агрегат, со мной согласятся: эффект от выхода в Сеть новой вещи Лукьяненко сравним разве что с целенаправленной диверсией вражеских спецслужб. Любые боевые вирусы блекнут в сравнении с талантом и коварством автора, заставляющего бедных читателей погружаться в вымышленные миры настолько глубоко, что некоторые уже не могут вынырнуть.

Вы скажете, что теперь издательства запрещают авторам выкладывать свои полные тексты. Правильно. Но сие есть часть сговора авторов и этих акул издательского бизнеса. Как опытные торговцы наркотиками, они сначала приучают клиента бесплатными дозами удовольствия, а когда клиент доходит до кондиции и при словах "Новый Лукьяненко вышел" начинает лихорадочно бегать по магазинам - вот тут-то и проявляется все коварство многоступенчатого плана по завлеканию беззаботных читателей в ряды фэнов.

Вы купили роман? Не расслабляйтесь. Теперь вам придется купить весь сериал...

Ладно, шутки в сторону. (Надеюсь, все вышесказанное будет оценено как шутка, каковой оно и является - если кто обиделся, простите бога ради).

Перейдем к делу.

"Холодные берега". Увлекательный роман о ловком воре Ильмаре по прозвищу Скользкий Джи... просто Скользкий, который не любил детей и... Пересказывать содержание я не буду, дабы не испортить удовольствие тем, кто романа не читал.

Роман интересный, оригинальный, безумно увлекательный, но...

Про "но" - чуть позже. Сначала будем хвалить.

Лукьяненко в очередной раз доказывает, что талантливому автору тесно в рамках традиционных жанров. "Холодные Берега" - это фэнтези или все же сайенс фикшн? Тайное Слово - это заклинание или психофизическое усилие, позволяющее использовать четырехмерную складку пространства?

Но какая разница? Главное, что роман интересный. Настоящий триллер о беглом преступнике, спасающемся от правосудия и попутно выручающем маленького мальчика - будущего Мессию. Все очень лихо закручено и красиво описано. Мир, оказывается, может существовать и без железа (почти), а Богом может быть не только тот, кто учил давать, но и тот, кто учил отнимать.

Свежо, оригинально и интересно.

Отдельно хочется сказать о языке, которым роман написан. Просто здорово! Именно благодаря манере главного героя рассуждать и говорить погружение в мир становится стопроцентным. Катарсис, однако...

А вот теперь перейдем к "но".

Сюжет романа, его живые и правдоподобные персонажи, вполне реальный мир - все это замечательно. Но хочется чего-то большего. Чего-то, над чем можно напрячь не только нервы ("убежит - не убежит", "догонит - не догонит"), но и мозги.

Увы. "Холодные Берега" - одна из самых пустых книг Лукьяненко. Единственный вопрос, который может возникнуть у читателя (хорошо-хорошо, у меня) - так это сакраментальное "Стоит ли счастье всего человечества слезинки - или жизни - одного ребенка?" Вон как за Марком охотятся - значит стоит. Или нет? Жаль, что Федор Михайлович не защитил этот вопросик своим копирайтом - его потомки были бы сейчас весьма не бедными людьми.

И второе "но" - роман попросту не окончен. Все замечательно, читается на одном дыхании, а потом вдруг "бумс" - как головой об стенку - и на тебе: "Конец первой книги".

И это на самом интересном месте!!!!

Я, тихонько скрежеща зубами, начинаю наводить справки о продолжении - и что я узнаю? Продолжения-то нет! И будет еще не скоро!

У Лукьяненко много дилогий и трилогий. Но все они состоят из отдельных и законченных произведений. Выйдут "Фальшивые Зеркала" - куплю обязательно. Не выйдут - "Лабиринт Отражений" останется прекрасной книгой и сам по себе.

Когда Кей Дач сказал "Я отучу вас мечтать" - это был финал. Пусть открытый, но финал. Потом было очень удачное продолжение, но и без него "Линия Грез" - великолепный роман. Продолжения "Осенних визитов" я себе не представляю - его там и не может быть, роман закончен.

А "Холодные Берега"... Ну нет там конца! Просто нет. Оборвали на полуслове, издали и сказали "ждите продолжения". А сколько его ждать, когда оно выйдет... Вот я и говорю - это заговор! Коварный заговор! Я протестую! Я хочу знать, что будет дальше! Я... Все, все больше не буду. Извините, сорвался. Погорячился.

Но в самом деле, неужели писатели разучились сжато излагать свои мысли? Сколько новых рассказов вышло у Лукьяненко за последние годы? Ни одного? А сколько романов превратились в дилогии и трилогии?

Что дальше? Двадцатитомные эпопеи? Но зачем? Неужели ради денег? Да нет, что-то не верится...

Сколько есть авторов, которые ни разу не использовали одного и того же героя или один и тот же мир более чем в одном романе? Сколько авторов ни разу не издевались (по-другому и не назовешь) над читателями, заставляя их ждать продолжений и продолжений продолжений?

Вот-вот. А ведь рассказ написать куда сложнее, чем многотомную эпопею. При написании романа вдохновение можно подменять усидчивостью, а в рассказе такие фокусы не проходят.

Кроме того, за рассказы меньше платят.

Вы заметили, что больше половины этой "рецензии" - просто треп? Заметили. А все потому, что я просто не знал, что там можно рецензировать. Ну не пускаться же в пространные рассуждения о возможности существования мира почти без железа - это меня как-то мало волнует. Но и молчать я не захотел!

Обидно. Обидно, что давно любимый и уважаемый мной автор вдруг выпускает профессионально склепанный, но все же простоватый боевичок, своеобразную жвачку для мозгов, да еще с почином на продолжения, число которых стремится в бесконечность... Ну зачем Лукьяненко отбивать хлеб у Головачева? Тот ведь тоже кушать хочет...

Не ожидал я такого, честно скажу. Просто не ожидал.

Может, дальше будет лучше? Хотя... Очень уж на скользкую тему вышел автор в конце романа: мальчик-мессия. Религия - тема хоть и вечная, но все же банальная. И если во второй книге Маркус пожертвует собой ради всего человечества, лично я буду сильно разочарован. Слишком уж это предсказуемо и очевидно...

Но если Сергею Лукьяненко снова удастся выкрутиться, если вторая часть романа окажется философским шедевром, переполненным новыми идеями и мыслями - я буду первым, кто принесет свои искренние извинения за скоропалительные выводы. Честное слово!

Осталось только дождаться этого продолжения. Надеюсь, что автор не станет брать пример со Стивена Кинга и томить читателей по пять-шесть лет.

И мы все скоро узнаем, сможет ли Рауль Эндимион защитить Энею от всемогущей Церкви, и удастся ли Энее научить всех и каждого пользоваться Связующей Бездной... Ой. Эк меня занесло. Я хотел сказать, сможет ли Ильмар Скользкий защитить Марка от всемогущей Церкви, и удастся ли Марку научить всех и каждого пользоваться Холодом...

(Это не наезд. Это глюки моей операти... то есть ассоциативной памяти. У меня такое бывает. Извините).

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 1998 год. Конкурс рецензий => Антон ФАРБ
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.