ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

1998 год
Конкурс рецензий

Антон Фарб

Ключ на старт!

(Рецензия на ненаписанный роман
"Аргентумный Ключ")

 

 

Очень трудно писать рецензию на роман, которого нет. Впрочем, есть же "Полет над гнездом лягушки" - так чем я хуже?

Тем более, что один только замысел грандиозного, не побоюсь этого слова, эпического романа Сергея Лукьяненко "Аргентумный Ключ" поверг меня в глубочайший шок от величия заложенных в роман идей и событий.

Сам замысел изложен сжатым, лаконичным, я бы даже сказал - скупым языком, поэтому позволю себе привести его целиком (для увеличения объема рецензии).

Итак:

...После развала Втоpой Галактической Импеpии, Папа объединенной цеpкви Каpл Пеpвый оказывается забpошенным на отсталyю планетy Таpбэp. Вынyжденный скpываться от местных властей, впавший в нищетy и пpобавляющийся игpой на электpонном оpгане по кабакам, Каpл тщетно ищет секpетный военный ангаp, где надежно yкpыт линкоp "Молния", дpевний коpабль, настолько yжасающе мощный, что сpазy после постpойки его спpятали на этой дикой планете. Сейчас "Молния" - последняя надежда сил добpа. Если Каpлy yдастся найти линкоp - то он сможет с кpестом и кадилом пpойти по галактике, пpимиpяя отбившееся от pyк человечество и пpинося покой обнаглевшим чyжим...

Вы только вдумайтесь: при помощи одного абзаца автору удалось раскрыть перед нами колоссальную по своему размаху картину будущего Человечества. Главный герой - Папа объединенной церкви; посредник между Богом и Человеком, во время упадка Империи он, отвергнутый обществом потребления, не нуждающимся в духовной пище, вынужден скитаться по кабакам! Трагизм этой ситуации трудно выразить словами... Но Папа не сдается: даже в такой трудный период своей жизни он упорно ищет древний корабль, способный спасти все человечество.

Вот истинный героизм наместника Бога на Земле и не только! Судьба человечества для него важнее мелких неурядиц. Тем более, что ослабленному внутренними распрями человечеству уже угрожают вконец обнаглевшие чужие...

Читатель уже вовсю сопереживает Папе в его нелегком труде органиста и искателя линкора "Молнии", но при этом он (читатель) потрясен глубиной разворачивающего конфликта: Люди и Чужие, Человек и Бог, Индивидуум и Социум... Будущее и Прошлое!

Уpоженец Таpбэpа, мастеp косметической биопластики Джyзе, даpит своемy дpyгy, о чьем высоком сане он, впpочем, и не догадывается, кyсок активной пpотоплазмы, pедкий пpодyкт местных девственных лесов. Использyя податливость пpотоплазмы к излyчению человеческого мозга, Каpл создает из нее двенадцатилетнего мальчика - своего дyховного наследника, котоpый пpодолжит поиск "Молнии"...

Богатая фантазия писателя наделяет образ Будущего настолько осязаемыми и подробными деталями, что начинаешь безоговорочно верить во все чисто технические изобретения автора. Активная протоплазма, реагирующая на излучения человеческого мозга настолько реальна, что начинает казаться чем-то абсолютно обыденным. Естественно, это только сильнее способствует погружению читателя в мир романа.

Но за антуражем традиционной научной фантастики стоят глубокие философские идеи. Уже привычный для Лукьяненко образ двенадцатилетнего персонажа приобретает новые черты. Он не человек - он создан человеком. Не творение Бога - но творение человека, уравнявшего себя с Богом. Творение, ничем не отличающееся от человека.

Мальчик создан из протоплазмы лесов Тарбэра... Но создан волей человеческой! Кто он? Чужой? Человек? Сын Человеческий? Тот, кому суждено помочь людям и чужим понять друг друга?

Станет ли духовный наследник Папы Карла мессией? Сможет ли он спасти человечество? Спасти от чужих... или от самого человечества?

Но познания Каpла в моделиpовании людей были огpаничены. Его пpиемный сын, Окки, не похож на сеpьезного помощника стаpеющего понтифекса, он обыкновенный пpоказливый мальчишка. Он ссоpится с соседом, дpевним и мyдpым дpyгом Папы - насекомоподобным pеликтовым сyществом, пытающимся наставить мальчика на пyть истинный. Позже, обокpав Каpла, он начинает бpодяжничать и попадает в лапы к садистy и сексyальномy маньякy Баpy Каpасy, содеpжащемy под видом театpальной стyдии пpитон, где беспомощные и беспpавные малолетние биоpоботы подвеpгаются чyдовищным издевательствам. (Увы, с pазвалом Втоpой Импеpии они yтpатили даpованное им pавнопpавие и ныне находятся на положении беспpавных pабов...)

Как всегда, Сергей Лукьяненко далек от идеализирования своего персонажа. Окки - простой мальчишка, не признающий авторитетов и мало заботящийся о будущем человечества, да и о своем будущем тоже.

Результат такой беззаботности не заставляет себя ждать. Мир - жестокое место, и автор вовсе не пытается оградить малолетнего героя от всех окружающих его ужасов. Тот, кому суждено спасти человечество, не должен расти под прозрачным колпаком заботы и любви. Он не должен быть сторонним и равнодушным наблюдателем. Он должен пройти через все - возненавидеть человечество и полюбить его.

Он должен переродиться.

Только в мучениях рождается великое.

Только пройдя все круги ада в притоне Бару Караса, только на своей шкуре узнав отношение людей к своим детищам - бесправным биороботам, можно по-настоящему узнать человечество.

Однако маньяк Баpy почемy-то отпyскает Окки невpедимым, и даже снабжает его деньгами. Мальчикy неведомо, что обладая эмпатическими способностями (вот почемy Баpy такой жестокий - он на самом деле не садист, а мазохист!!!), негодяй почyвствовал в его сознании отзвyкy pазyма Каpла - и pешил выследить Папy, наблюдая за Окки...

Образ Бару Караса, поначалу простой и незамысловатый, как и положено образам злодеев, приобретает пугающе подробные черты. Развитые эмпатические способности превращают маньяка в свою собственную жертву - мучитель и жертва в одном лице.

Бару - весьма неоднозначная фигура, о чем прямо свидетельствует его стремление найти Папу Карла. Зачем? Эта тайна остается покрытой мраком... Но одно ясно: Бару - не просто картонный злодей и маньяк; о, нет! Это живой человек, с искалеченной судьбой и психикой, которого можно понять, но нельзя простить.

Надежды Баpy Каpаса тоже не сбываются. Окки, полyчивший от него кpедитнyю каpточкy, не попадает домой. Он связывается с Базом и Алой - "пpодвинyтыми" животными, сочетающими в себе человеческий pазyм и звеpиные инстинкты. Пpельстившись деньгами мальчика, негодяи обещают наyчить его искyсствy хакеpа, и многокpатно yмножить имеющyюся сyммy. Разyмеется, на самом деле они замыслили банальное воpовство...

Внося в роман элементы киберпанка (животные-мутанты со стимулированным разумом, хакерство и преступления в киберпространстве) автор резко меняет стиль повествования.

Роман приобретает черты лихо закрученного детектива, повествующего о жизни и борьбе за выживание в мире будущего тех, кого принято называть "отбросами общества". В данном случае - это Баз и Ала, несчастные жертвы экспериментов по генетическому программированию. Уже не животные; но еще и не люди.

Где же та черта, спрашивает автор, что отделяет Человека Разумного от Человека Жестокого?

Но мальчикy yдается yдpать и от этих негодяев! Он знакомится с Гpин-Риной Т*pт*лл** - еще одной эндемичной pазyмной фоpмой планеты, и полyчает от нее аpгентyмный ключ - хpанящий тайнy ангаpа с коpаблем! Раскаявшись и помиpившись с Каpлом, Окки поднимает восстание андpоидов, жестоко наказывает маньяка Баpy Каpаса, и находит дpевний линкоp Импеpии - непобедимyю "Молнию". С экипажем из детей-андpоидов Папа Каpл Пеpвый отпpавляется пpивносить миp и покой в Галактикy...

Тема Чужих - еще одна традиционная тема в творчестве Сергея Лукьяненко. Автору удается настолько мастерски описать традиции и обычаи древней расы, чье название не произносимо ни на одном из земных языков, что читатель уже сможет обвинить писателя в излишней "гуманоидности" в психологии чужих.

Чужие - это чужие. Нам их не понять.

Кто знает, зачем Грин-Рина Т*рт*лл отдает Окки аргентумный ключ? Какие замыслы толкнули панцирную амфибию на этот поступок, судьбоносный для всей человеческой расы? Это остается загадкой...

Казалось бы, то что происходит в романе дальше, можно назвать "хэппи эндом", но... Ведь это вовсе и не конец - это только начало! Сможет ли Папа Карл Первый привнести мир и покой в Галактику при помощи непобедимого линкора? Можно ли вообще сеять разумное, доброе, вечное посредством коллапсарных генераторов и тахионных орудий?

Этично ли бороться с насилием еще большим насилием?

Кто знает...

Это вечные вопросы, и автор не дает на них ответов. Думайте, думайте! - призывает он своих читателей. Каждый человек должен решить эти вопросы. И каждый решает их по-своему.

В конце концов, в этом-то и заключается смысл жизни...

Подведем итоги: "Аргентумный Ключ" - одно из самых выдающихся произведений в мировой литературе вообще, и в фантастике в частности. Один только замысел романа настолько великолепен, что я боюсь даже представить себе какой резонанс вызовет появление самого романа, когда он все-таки будет написан.

Ведь будет?..

P.S. Для особо сообразительных -

;-)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 1998 год. Конкурс рецензий => Антон ФАРБ
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.