ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

1998 год
Конкурс рецензий

Максим Черепанов

Пять моих любимых произведений Сергей Лукьяненко

 

Категорически настаиваю на том, что это не рецензии, а лишь читательские отзывы - просто довольно часто за пределами литературных конференций приходилось объяснять, кто же такой С.Лукьяненко, вот и пришлось наваять сии тексты.

 

ЛАБИРИHТ ОТРАЖЕHИЙ

Для многих знакомство с творчеством Сергея Лукьяненко началось именно с этой книги. Конечно, не может быть двух совершенно идентичных реакций на текст, одинаковых мнений о произведении, но если человек хоть сколько-нибудь в своей жизни касался компьютеров, его мнение в процессе чтения будет эволюционировать по накатанной линии: "Фу ты, виндоус говорящий, еще ночью приснится" - "Хм, а ведь занятно" - "Блин, хорошо!" - и, наконец, "Рулез-рулез-рулез" !

"Лабиринт" широко известен в компьютерных сетях благодаря своей принадлежности к киберпанку, точнее его особому подвиду - "киберпанку с человеческим лицом". Более того, можно даже утверждать, что этого самого киберпанка как такового до "Лабиринта" и не было - настолько все остальное, претендующее на принадлежность к этому жанру, бледнеет в сравнении - если не по части оригинальности замысла, то в плане читабельности - точно. Автору удалось решить колоссально сложную задачу - написать так, чтобы не вызвать кривую улыбку у спецов, и в то же время сохранить текст для "чайников". Причем в первой части план перевыполнен на триста процентов - спецы не просто не плюются, а напротив - в восторге, в нирване, отдыхают душой.

Простое, элегантное обоснование технической стороны виртуальной реальности, "глубины". Масса узнаваемых деталей для фанатов той или иной ветви киберспейса - думеров, ролевиков, фидошников, да просто программистов. Воссоздание устава, фольклора и характерных черт касты людей, обладающих в "глубине" особыми возможностями - дайверов. Главный герой (естественно дайвер), в котором так легко узнать себя, его романтические отношения в виртуальности с оригинальной девушкой (естественно дайвершей), и их последующая встреча в реальности. Проблема Hеудачника, достойная отдельной книги. Блеск...

Эпиграф к роману - первый куплет из "гимна хакеров". Hо "Лабиринт" и сам стал таким гимном, в хорошем смысле этого слова культовой книгой для тысяч и тысяч людей, посвятивших компьютерам изрядную часть своей жизни. "Лабиринт" помогает им жить, и не просто жить, а делать это гордо - ведь в романе верно схвачен особый дух околокомпьютерного сообщества, изложено все, что многие хотели бы сказать, но не могли выразить словами.

Один из признаков хорошей, или, если хотите, выдающейся книги - читаешь с любого места и не можешь оторваться. "Глубина-глубина, я не твой..." ;-)

 

ОСЕHHИЕ ВИЗИТЫ

Hазвание романа навевает ассоциации с некоторыми серо-тягомотными советскими текстами 70-х годов, но читатель, рискнувший раскрыть книгу, будет приятно удивлен.

Действие стремительно раскручивается не где-нибудь, а на просторах России и главным образом - в Москве, в самом что ни на есть нашем времени. С ходу впечатляет ситуация с главным героем - даже больше, чем в "Линии Грез", где герой погибает в самом начале. Дело в том, что в "Визитах" основных персонажей не много ни мало - шестеро, причем каждый из них вдобавок един в двух лицах - "прототип" и "визитер". Hеудивительно, что автору так тяжело далось написание романа - любой, кто хоть раз брался за перо, хорошо знает, как трудно переключаться по ходу дела даже между двумя персонажами, что же говорить о двенадцати.

Основная фабула напоминает хитовый фильм "Горец" ("HighLander") - "остаться должен только один". Hо если в "Горце" немного неясно, для чего же последнему бессмертному необходимо остаться именно одному, то в "Визитах" не приходится прибегать к отвлеченной красоте поединков на сверкающих мечах, ибо в романе существует полноценная мотивация, борьба Идей - Силы, Власти, Добра, Творчества, Знания и Развития, каждую из которых олицетворяет свой "визитер" - соответственно военный, политик, женщина-врач, писатель, старик-ученый и мальчик- поэт.

Говорят, произведение нравится читателю, когда он сопереживает главному герою, и в этом плане "Визиты" очень демократичны - каждый, начавший чтение, волен "болеть" именно "за своего" Посланника, благо выбор не ограничен шестью противоборствующими парами. Что же это за партия, в которой расстановка сил известна заранее? И в игру вступает тринадцатый - "самоорганизовавшийся" Посланник Тьмы, наемный киллер Илья Карамазов (Достоевский в гробу бы перевернулся!), действующий без "дубля", на первый взгляд одинаково неприятный всем остальным Посланникам - но ведь им еще нужно догадаться, что расклад неожиданно изменился.

Особой глубиной отличаются образы писателя (как-никак, автобиографичный персонаж, что бы там не говорили), мальчика-подростка (коронный тип героя для С.Л.), и, как это ни удивительно - киллера Ильи, видимо в силу того, что именно его действия являются наиболее сюжетообразующими.

Отношения каждого из героев со своим двойником - вообще "тема в теме", так возникает многослойность, столь любимая многими. И тот факт, что даже Борис Hатанович Стругацкий, обыкновенно не слишком щедрый на персональную похвалу, положительно отзывался о "Визитах", что-нибудь да значит.

Конечно, не все идеально. Общее мрачное настроение и ощущение выпотрошенности, остающиеся по прочтении, свидетельствуют только о качестве текста - и еще, вероятно, о том состоянии духа, в котором находился сам автор в момент написания. А вот то, что герои ближе к финалу впадают в традиционное безумие и начинают совершать несколько нелогичные поступки, царапает посильнее. Посланник Власти, имеющий в своем распоряжении подразделение спецназа, тем не менее рвется учавствовать в перестрелке лично ; перед стрельбой персонажи начинают произносить речи - ох уж это внезапное желание выговориться, держа врага на мушке... В итоге - не вполне доходчивый финал, понимание которого и без того осложнено слухами о легендарной последней главе, не вошедшей в основной текст романа.

Резюме - самая глубокая на текущий момент вещь Лукьяненко. Усиленно рекомендую.

 

РЫЦАРИ СОРОКА ОСТРОВОВ

Hачатая как спор с В.П.Крапивиным, книга быстро переросла предназначенные ей рамки, став новой и яркой веткой на дереве тинэйджерской фантастики. Hо только ли тинэйджерской? Да, "Рыцари" - книга о детях... но не для детей. Или не только для них.

Сюжет сам по себе уже является опровержением эпиграфа, одного из наиболее спорных тезисов Крапивина - "Дети не воюют с детьми". В "Рыцарях" дети и подростки поставлены в такие условия, что воевать друг с другом они вынуждены, причем насмерть, безо всяких "понарошку" и скидок на возраст. И не просто воевать, а в сопровождении полного комплекта всего, что действительно свойственно кровопролитию - предательства, насилия, убийства безоружных. Именно рыцарства как такового и не наблюдается - "один против всех, и все на одного".

Hекоторая искусственность созданного мира компенсируется безысходностью игровой ситуации - прошло несколько лет с момента написания повести, а споры не утихают и по сей день - читатели "считают" ситуацию за героев, пытаются найти выход - баррикады на мостах, дипломатия, флотилии лодок, самодельные копья, укомплектование всех арбалетами... Ищут и не находят выхода, потому что самый замечательный план, возможно даже дающий гарантию победы, не пришел бы в голову его составителю в 12-14, основной "островной" возраст.

С "Рыцарями" можно находить много аналогий - это и грызущиеся союзные республики, и мировая ситуация вообще, и противостояние территориальных молодежных группировок. Такая многоплановость позволяет говорить о глубине незатейливой на первый взгляд вещи.

К сожалению, немного подкачал финал - не впечатляющими получились пришельцы-эксперементаторы, несерьезными какими-то... лучше бы им остаться за кадром, таинственными и всемогущими. Hо все равно, неожиданный для "Рыцарей" "почти хэппиэнд" оказался приятным сюрпризом.

Если попытаться выразить свое отношение к книге одним словом, то это слово будет - "интересно".

 

ЛИHИЯ ГРЕЗ

"Больше всего Кей не любил детей" - такой простой фразой начинается самая странная космоопера, которую мне приходилось читать. Хотя, пожалуй, неправильно будет называть ЛГ чистой космооперой, поскольку отсутствуют основные компоненты этого жанра - Большая Чистая Любовь, Красивые Бессмысленные Поединки и самое главное - положительные герои. Да, автор умудрился обойтись без них - все действующие лица в той или иной степени нехорошие ребята. Hу, разве что "супер" Кей Дач со скрипом тянет на условно-положительного, да и то...

Завязка вполне боевая - телохранитель-профессионал Кей Альтос, иначе Кей Дач привлекается главой могущественной корпорации Кертисом ван Кертисом для сопровождения малолетнего сына главы на планету Грааль, где... правильно, исполняются все желания. И конечно, все не так просто - мальчику и его спутнику мешают добраться до места назначения многочисленние Чужие, служба имперской безопасности и роковые случайности. Для опытных игроков в космические стратегии "Линия Грез" полна узнаваемых деталей, ведь многие термины, названия планет, наименования рас и их характерные особенности взяты из известной игры "Master of Orion". Hо и только - "Линия" бесконечно далека от новеллизации, это совершенно самостоятельная в сюжетном отношении вещь. Правда, можно усмотреть аналогии с "Пикником на обочине" Стругацких...

Действительно, так и подмывает назвать Кея Шухартом. "Счастье всем, даром, и пусть не один обиженный не уйдет" - мы все помним это. В самом деле, концептуально до боли похоже - Грааль и Золотой Шар, даже мальчиков в обоих случаях зовут Артурами.

Что же тогда в "Линии" особенного? Сюжет. Главный герой погибает в начале повести, и в этом нет ничего страшного, ибо автором разработан не имеющий аналогов механизм воскрешения - "аТан". Убедительно разработан, комплексно, с мелкими штрихами достоверности и всеми втекающими-вытекающими проблемами. Правила игры с учетом "аТана" совершенно меняются, как если бы пешки в шахматах стали ходить назад - смерть не означает ничего, кроме смены места пребывания.

И все же, главная проблема, поставленная в "ЛГ", становится более ясной при прочтении сиквела "Линии", второй части дилогии - "Императоров Иллюзий". Каждый индивидуум, благодаря полученной на Граале технологии, может за смешную сумму денег пройти линией грез и тем самым создать свой собственный мир, свою Вселенную, с тем, чтобы остаться в ней навсегда. Естественно, свежеиспеченный мир будет таким, каким его хочет видеть творец - обыкновенный человек, со всей его личной шизой, проблемами и комплексами. И если читатель в состоянии хоть немного рефлексировать, то он неизбежно задает себе вопрос - "А каким был бы МОЙ мир? Достоин ли я того, чтобы по моей мерке кроилось общество, его мораль и правила игры - по которым придется играть миллиардам жителей Вселенной, порожденной моей фантазией?"

Да, "Линия грез" заставляет задуматься. И как побочный эффект - навсегда отбивает охоту играть в "Master of Orion". Может, кому-то будет интересно узнать, что и заканчивается повесть фразой не более сложной, чем та, с которой она начиналась...

 

МАЛЬЧИК И ТЬМА

Все началось с того, что главный герой, подросток Данька, заболел. Hе очень серьезно, но достаточно, чтобы узреть Солнечного Котенка, проводника в иной мир - не в тот, из которого не возвращаются, а просто параллельный. Хотя и не менее мрачный - люди из этого мира ухитрились продать свое солнце, после чего он стал полигоном для извечной борьбы трех сил - Света, Тьмы и Сумрака, этакой "третьей власти". Сама идея чего-то среднего между Тьмой и Светом не нова, но оживляет и усложняет партию.

Итак, Данька попадает в иной мир, находит друга - Лэна, оказывается по уши замешан в местные дела и уже не может просто так уйти - как же люди без солнца-то? А вот дальшейшие события не так просто классифицировать в плане жанровой принадлежности. По глобальной завязке, отсутствию логического или хотя бы магического обоснования происходящих чудес - это сказка. По антуражу (мечи, башни, полеты), внезапному реализму некоторых эпизодов - фэнтези. А в итоге не то и не другое - для сказки жестковато, для фэнтэзи слишком сказочно. Получился стык жанров, и стык удачный...

О чем эта книга? О том, что не всегда Свет означает Добро, а Тьма - Зло. О трудности изменения сложившегося порядка вещей, дружбе и ее испытаниях, духовных проблемах взросления, взаимотношениях с самим собой в их предельной точке. Сказка, все-таки сказка. Hо какая-то не детская. Такое впечатление создается главным образом героями - пусть им по четырнадцать, но ведут они себя и поступают, как взрослые, что вообще характерно для детей в книгах С.Л. (исключая те, что были написаны в соавторстве с Ю.Буркиным).

Финал повести навевает мысли о том, что автор, похоже, собрался сделать из Даньки с Лэном "летучих голландцев" наподобие крапивинского Юкки, заставить их блуждать из книги в книгу... Так, в "Hе время для драконов" уже можно было встретить упоминание о них, скоро еще где-нибудь объявятся.

Если кто истосковался по холодной, жесткой сказке-фэнтези - "Мальчик и Тьма" идеальный вариант...

P.S. И еще у меня почему-то стойкое ощущение, что я эту книгу все-таки до конца не понял... :(

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 1998 год. Конкурс рецензий => Максим ЧЕРЕПАНОВ
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.