ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

1998 год
Конкурс рецензий

Михаил Зислис

Линия грез / Императоры иллюзий - правильная сторона жизни

 

ОТ АВТОРА

Честно говоря, довольно прискорбно, что, в процессе обсуждения книг с другими фэнами и написания рецензий, приходится покидать страну читательских иллюзий, в которой нас преследуют преодолимые неприятности и всегда находится выход из положения (Автор ли, фантомное ли провидение его руками - вершит судьбы персонажей так, чтобы заставить читателя невольно задуматься о чем-то из сказанного. Именно невольно, потому что иначе книга превратится в трактат "О смысле жизни"). Рецензия или мнение предполагает некоторый уровень аргументов, помимо "мне понравилось".

Но видимо, здесь есть о чем сказать, и поэтому все же покинем на минутку сладкий сердцу Нomo Ludens и восторженного читателя мир, созданный Сергеем Лукьяненко.

Не будем препарировать жестокости, которые многие склонны усматривать в книгах Автора, я просто расскажу, что увидел сам.

 

1.

Оглядываясь на окружающую жизнь, можно увидеть что угодно и кого угодно: разбогатевшего коррумпированного генерала, который в какой-то момент повел себя адекватно и выглядел в глазах своих солдат истинным героем; верного человека-бульдога, который служит всю жизнь одному хозяину, не задумываясь о себе; голодающих, обреченных на умирание или существование на грани смерти нищих; беженцев из горячих точек, которых девяносто процентов местных окидывают ненавидящим или подозрительным взглядом всякий раз, когда те идут с протянутой рукой... Есть четкое разделение на тех, кто богат или просто обеспечен, и на тех, кто существует за чертой. Есть структурированная мафия, которая, как известно, бессмертна и дружит с властью, есть расовая ненависть, есть и тупое повиновение.

Что же мы видим, проходя через сюжетные сплетения "Линии Грез" и "Императоров Иллюзий"? Да все то же и все тех же. Даже аТан, уникальный дар Deus ex machina, побеждающий смерть, - один из примитивных факторов, который делит живущих на две касты: достаточно обеспеченных, тех, кто способен время от времени возобновлять "бессмертие" и, соответственно, "единожды живущих". Некоторые ошибочно полагают аТан "новым социальным фактором". Несомненно, "придумка" Автора нова, но вот ее новизну как социального фактора должно подвергнуть серьезному сомнению. Под маской аТана желание жить вечно соединяется с верой в реинкарнацию. Это действительно механизированный Бог.

Да, аТан дает гениям возможность работать над своими грандиозными проектами, аТан устрашает опасных преступников: одумайся, или тебе больше никогда не ожить на диске репликатора! аТан возрождает к жизни ценных, аТан усиливает человеческую расу, улучшает породу.

аТан доминирует.

Как не вспомнить здесь Хербертовский "спайс", который "дает одной рукой и забирает всеми другими", которым награждают за верность, которого лишают за предательство и неповиновение. И, как в случае со спайсом, неограниченный контроль над аТаном находится в руках одного человека, Кертиса Ван Кертиса, которого Автор определяет довольно четко: Бог-отец.

Монополизм и подконтрольность ресурса в обоих случаях, вот что, казалось бы, дает право сверхтехнологии либо "наркотику" называться гордыми словами "социальный фактор". Но посмотрите же вокруг: истинные факторы, влияющие на жизнь общества, АНТИмонопольны, они отвергают саму мысль о единоличном владении. Власть - и та слаба перед человеческим морем, которое терпит-терпит, а потом все же выплескивается из берегов.

 

2.

Кому из книг, фильмов или - да! - собственного опыта не знакомы комплексы детдомовцев, у которых была лишь биологическая мать, биологический отец, но которые лишились поддержки и родительского отношения при взрослении? Комплексы приютского детства, коими так богато "одарил" главного героя Автор, слабо поддаются искоренению; они пускают корни очень глубоко, это корни "стилетной лозы"(*), и именно ими СЛ определил уже заранее читательское отношение к Кею Дачу. Телохранитель-убийца, радеющий за человечество, ненавидящий смерть и детей, тем не менее убивающий и спасающий молодые жизни, Кей Дач - сплошной "бедняжка". Бедняжка, который своими деяниями весьма схож с Гумилевскими пассионариями(**): его не остановит ничто, кроме окончательной смерти. Потому что "Он - Смерть", как сказал Артур Кертис...

Кто же Дач для читателя? О, тот ответ, что лежит на поверхности, останется невостребованным - СЛ, хоть и работает чаще всего в жанре action, напряженного боевика, никогда не дает антуражу доминировать. Поэтому Кей Дач, он же Кей Альтос, он же лейтенант "Корь" - тот, кого можно пожалеть, но совсем не накачанный заведомо крутой супергерой, который крушит направо и налево, не считаясь с превосходящими силами врага. Он - иной идеал для читателя.

 

3.

Как только творение закончено, оно перестает быть собственностью творца и начинает жить своей жизнью. Препарировав удивительную жизненность дилогии и калькирование тягот существования с реального мира, мы наткнемся на удивительный факт: и аТан-Жизнь и Кей-Смерть служат одной цели.

Усилению человека.

Какой же ассоциативной цепью пронизан образ Кея, что он заставляет сопереживать действиям морального урода?

Кей Дач - Воля. Та самая Воля К Победе, отсутствие которой сделало человечество рабом Технологии и Государства, Воля, нехватка которой у людей породила в свое время Веру, Религию и Церковь.

Взгляд вглубь страниц, на эту природную силу, на упорство, с которым Дач движется к цели ради своих идеалов и верований, - и недоумеваешь - как можно жить по-другому, не понимая правил игры, названной жизнью? Здесь, в реальном мире, верования Дача куда как правильны - они дают шанс выжить и добиться своего. Так вот, он - пример для подражания, лозунг: "Люди, будьте сильнее!". Живое Действие, которым стал Дач под пером Автора, не случайно, а мимолетные моменты депрессии героя выглядят уместными - он ведь "ходячий" комплекс.

Идеал Воли Человека стар, как само писательское искусство, и сам Автор постоянно использовал и использует его в своих произведениях, но в ЛГ/ИИ есть особая искренность, а идеал взращен до Абсолюта, и Кей Дач неизменно говорит:

- Я справлюсь. Должен справиться, раз так получилось.

А затем выполняет задуманное, не оглядываясь назад и не возвращаясь к своим ошибкам.

Не любя умирать, он тем не менее согласен стать человеком без аТана, остановив Кертиса Ван Кертиса и не дав ему принести в мир еще один опасный дар Бога-из-машины, Линию Грез.

И вот мы подходим к спорному утверждению: "Кей Дач любит вас, люди". Внешне Кей действительно не любит никого, даже себя. Это обманчивое впечатления явно не случайно было создано Автором для контрастности: добро (да, в итоге, добро!) творится человеком, который не знает любви и сострадание проявляет только тем, что может подарить быструю смерть одной из противоборствующих сторон: будь то Артур Кертис, ставший ему другом, или бригада, посланная на уничтожение учеников школы на взбунтовавшейся планете.

И безо всяких "открытий Америки", внезапных перемен в образе героя, СЛ показывает, что у Кея другая любовь. Любовь к жизни, которую ты имеешь право строить по своему желанию, любовь к свободе действий. Смерть для лейтенанта "Кори" - послушный инструмент, вросший в плоть. И этим жестоким серпом он косит пшеничное поле судеб, зная, что прав.

Слышите, как внутри вас пробуждается забытое из-за внешнего давления общества чувство: "Я - самый лучший"?

Это росток Воли.

Бог делал свои подарки, но люди мечтали лишь об одном.
Сила и власть. Жизнь и смерть. Любовь и подлость.
Кто бы ни прошел через Линию, новый мир станет счастливым лишь для него одного. Как не стал счастливым этот мир - воплотивший чьи-то грезы.
- Я отучу вас мечтать, - сказал Кей Дач".

Это Кей Дач пришел, чтобы дать вам урок жизни. Жизни по канонам жизни, а не по канонам инфернальных обществ, в которых мы заключены.

Мечты, романтика - все ваше. Но только в том случае, если вы будете бороться и побеждать, а не жаловаться и проигрывать. И тогда бессмертие, в мечтах ли, на практике, станет мелочью, потеряет свою притягательность.

Кея, того, кто не раз уже избавлял меня от депрессии, я видел всегда именно таким. Возможно - а скорее всего наверняка - Автор писал другого героя. Но неоднозначность дает читателю возможность истолкования. И вам, каждому из прочитавших эту замечательную живую книгу (о людях она, что ни говори), хочу пожелать увидеть своего Кея, но не забыть про вышеописанного. Потому как самое ценное, что писатель может дать - всегда, при всех обстоятельствах - это Надежда и Воля, Уверенность, и... Свет.

1-02-98

(*) Стилетная лоза - быстpоpастyщий вид, листья котоpого имеют повышеннyю твеpдость, за счет чего и yбивают. :) ["Контpакт на Фаpаоне" Д. Олдpидж]

(**) Спасибо Никy Колядко за сpавнение, но не согласный я. :)

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 1998 год. Конкурс рецензий => Михаил ЗИСЛИС
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.