ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

1998 год
Конкурс рецензий

Наталья Свешникова

Претензия на анализ творчества Сергея Лукьяненко

или
несколько слов в защиту автора

 

Нравится это или нет, но Сергей Лукьяненко уже завоевал прочные позиции в современном литературном мире. Он достаточно широко известен как писатель и публицист и не нуждается в чьем-либо одобрении или порицании. Однако словосочетание "литературная критика" оказывает магическое действие на самого восторженного читателя, заставляя его искать недостатки даже там, где их в принципе не может быть. Именно с позиций суровой критики большинство читателей пытается анализировать произведения любимого писателя, временами переходя с простого осуждения к прямым оскорблениям. К связи с этим, мне захотелось сказать несколько слов в защиту Сергея Лукьяненко и попытаться рассмотреть его творчество в целом, не акцентируя внимание на конкретных произведениях.

Прежде всего, об обвинениях в плагиате. Сложилась странная традиция в каждой рецензии указывать на заимствование автором идей, героев и даже текста у всевозможных русских и зарубежных фантастов. Фразы типа "это прекрасно (ужасно), но очень похоже на..." встречаются как в положительных, так и в отрицательных отзывах. Такое впечатление, что все рецензенты работают под девизом "Какие книги читал Ник Перумов?".

Есть такой фантастический рассказ о далеком будущем. Наши потомки создали машину, определяющую талант у грудных младенцев. И у одного новорожденного обнаружились задатки великого поэта. Заботливое человечество, дабы ничто не повлияло на самобытность будущего творчества гения, изолировало малыша на острове со строжайшим запретом на чтение любых стихов. В результате гений скончался в преклонном возрасте, так и не написав ни строчки.

Талантливый писатель на то и талантлив, чтобы влиять на окружающих. Один открывает новую облась, а другой, вдохновленный его идеей создает что-то свое, лишь отдаленно перекликающееся с "первоисточником". Как известно, литературные критики всю жизнь обвиняли Чехова в подражании Толстому, что никак не помешало первому стать великим писателем. С другой стороны, человечество не меняется и, говоря о сходных вещах, поневоле будешь употреблять сходные слова. Так уместно ли говорить о плагиате?

Возможно, подобные недоразумения просходят из-за принципиально неправильного понимания творчества Сергея Лукьяненко. А оно действительно совершенно оригинально и не может быть оценено с позиций традиционной литературы.

Рабочим названием этого жанра я предлагаю определение "книги-психотесты". Возможно, здесь сыграла свою роль профессия Сергея, но каждый роман воспринимается как проверка человеческой реакции на нестандартные условия. Не решение глобальных проблем, скажем Добра и Человечности, а именно проверка. В самом деле, возникает ощущение, что автор создает некий странный и нелогичный мир, потом помещает туда "объект наблюдения" и со словами: "Посмотрим, как ты из этого выкрутишься!" с интересом следит за развитием событий. Причем "объект наблюдения" - достаточно типичен, чтобы читатель мог почувствовать себя на его месте. Скажем, не обремененный излишним интеллектом, но хорошо накачанный парень со сложным внутренним миром "афгано-чеченца". Этакий "одинокий волк" района. Достаточное количество людей может сассоциировать себя с ним. Ну, а теперь, дорогой читатель, как бы ты повел себя, оказавшись на другой планете в роли зиц-жениха прекрасной принцессы? Те же, кого сам по себе данный образ не увлекает, могут наблюдать за ним, как за лабораторной крысой в лабиринте. Тоже весьма познавательно и не лишено интереса. Кроме того, набор героев достаточно велик, какой-нибудь образ да подойдет, так или иначе, но "проверку на реакцию" читатель пройдет. То же можно сказать и о технической стороне романов. Дано: некий мир с такими-то параметрами. А как эти параметры друг с другом сочетаются читатель вполне может додумать сам, в меру своей фантазии и образованности. "Дорогая, ты у меня такая умная, ну придумай что-нибудь сама...".

Можно принять данную манеру изложения, как метод решения глобальных проблем, но решения опять-таки в каждом конкретном случае своего и для каждого читателя индивидуально. Возможно поэтому, писатель предпочитает "открытые финалы"- всякий волен выбрать свой вариант развития событий.

Хорошо это или плохо - выбирайте сами. Четкая определенность существует только в учебнике математики. Жизнь много сложнее. Если вас раздражает недосказанность, лень думать, противно искать решения, возможно, вам следует воздержаться от чтения книг Лукьяненко и полистать, скажем, комиксы или посмотреть американский боевик. Эти книги для думающих людей. Возвращайтесь к ним, когда снова будете способны мыслить. И поверьте, вы не пожалеете!

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 1998 год. Конкурс рецензий => Наталья СВЕШНИКОВА
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.