ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

1999 год
Конкурс рецензий

Андрей Сидоров

Расплата неизбежна

 

“Все смешалось: Добро, Равнодушие, Зло”.

Александр Галич.

 

“Города, которые предали своих детей, долго не живут”.

Владислав Крапивин.

 

Опыт ХХ века доказал — История наказывает самонадеянных утопистов осуществлением утопий. Но верно и обратное — трусливые антиутописты будут наказаны осуществлением антиутопий.

Никто не знает, какое будущее нас ждет. Одно можно сказать наверняка — каждый из нас каждым своим поступком создает Будущее. Поэтому тот, кто боится Будущего, кто уверен, что “от добра добра не ищут”, “захочешь как лучше, получится — как всегда” — боится себя и предает свою свободу.

В романе Сергея Лукьяненко эта мысль выражена в художественно-заостренной форме. Холодная осень в постперестроечной Москве. На Землю приходят Визитеры: Посланец Развития, Посланец Знания, Посланец Творчества, Посланец Силы, Посланец Власти, Посланец Добра и Посланец Тьмы. Лукьяненковские визитеры — демоны коллективного бессознательного, порождения наших страхов, надежд, отчаяния. Визитер, устранивший всех конкурентов, определит будущее Человечества. Таковы правила Игры. Все визитеры, за исключением Посланца Тьмы, киллера Ильи Карамазова созданы “по образу и подобию” земных прототипов. Так, тринадцатилетний поэт Кирилл Корсаков стал прототипом Развития, писатель-фантаст Ярослав Заров — прототипом Творчества, философ Аркадий Зальцман — прототипом Знания, политик Рашид Хайретдинов — прототипом Власти, украинский полковник, Николай Шетченко — прототипом Силы.


В отличие от остальных визитеров, Посланница Добра абсолютно не похожа на своего прототипа — врача Анну Корнилову. Мария (так зовут посланницу) несет в мир не знающее сомнений Добро Великих Инквизиторов и Железных Феликсов. Такое Добро — хуже любого зла. Как пел Александр Галич,

 

Все причастно Добру.
Все подвластно Добру.
Только с этим Добрынею взятки не гладки,
И готов я бежать от него без оглядки
И забиться, зарыться в любую нору.

 


Посланец Тьмы Илья Карамазов — не самый убедительный персонаж. Его ответ Посланцу Власти звучит фальшиво: “Альянсы с тобой невозможны. Ты — Власть. Железные законы и колючая проволока. Приказы и подчинение. … А я… — Карамазов тихонько рассмеялся. — Я — свобода. Хаос. Право каждого на все”. Человек с таким понятием о свободе неминуемо должен подчинится власти. Вспоминается финал фильма Кубрика “Заводной апельсин” — вернувший себе свободу воли злодей Алекс фотографируется с премьер-министром под звуки Девятой Симфонии Бетховена. К тому же Карамазов все время кому-то служит — то Тьме, то Посланнице Добра.

Писатель Ярослав Заров — персонаж отчасти автобиографический. Как сказал в одном из интервью сам Лукьяненко, “…каким бы я его не описывал, в любом случае будут считать, что это Я. В любом случае — поэтому выхода у меня не было”. На мой взгляд, Ярослав Заров — типичный постсоветский интеллигент: не любит совковое прошлое, разочаровался в настоящем и боится будущего. “Так жить нельзя. Есть какая-то незримая граница в судьбе любой страны. Если она пройдена, то последует расплата. Может быть, кровавая и неправедная. Может быть, куда более преступная, чем все прошлые несправедливости. Но если граница пройдена — расплата неизбежна”, — думает Заров, увидев в подъезде бездомную женщину с трехлетним ребенком.


Из страха перед неизвестным Будущим и набирающей силу властью Заров предает ищущих у него защиты Кирилла Корсакова и Посланца Развития Виза, и переходит на сторону Власти. Рашид Хайретдинов, восточный тиран со знанием современных технологий манипулирования сознанием, кажется ему меньшим злом, чем непредсказуемый Посланец Развития, слишком быстро приспосабливающийся к подлой действительности (в этом Виз отличается от своего прототипа).

Расплата за предательство — неизбежна. В финале Виз убивает Посланца Тьмы, и сам входит во Тьму. И Заров вынужден убить Посланца Развития. Как признается автор, в книге была еще одна глава, в которой Заров узнает, что не знает, кого он убил — Кирилла или Виза. То есть спасти мир ценой жизни ребенка действительно нельзя.

Настанет день, когда повзрослевший Кириллка Корсаков оглянется по сторонам и спросит: “Что же вы наделали, господа взрослые? В какой стране мне предстоит жить?..” За этим может последовать все, что угодно. Расплата неизбежна.

 

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 1999 год. Конкурс рецензий => Андрей СИДОРОВ
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.