ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

1999 год
Конкурс рецензий

Елена Жирова

Поиск свободы
героями фантастического романа С. Лукьяненко
“Лабиринт отражений”
(размышления)

 

“В лабиринте можно отыскать все, что угодно,
хотя не стоит ждать ничего определенного: не
знаешь, кто или что объявится буквально через минуту”.

Роберт Шекли.

В книге Сергея Лукьяненко (род. 1968) можно выделить три основные составляющие. Первая — это оригинальные версии о происхождении Неудачника. Вторая — динамически развивающийся сюжет. И третья, на мой взгляд, самая главная — это Компьютерная Философия вообще и психология каждого человека в частности.

Мне хотелось бы остановиться на последнем.

Основная идея романа — мир создал Глубину, виртуальную реальность нового поколения, и “Мир нырнул. И возвращаться на поверхность не собирался”. Что же давала людям Глубина? Наверное, прежде всего, это ощущение свободы и исполнение всех желаний. Глубина очень похожа на реальный мир, но в ней все намного красивей и проще. Причем разница между реальным миром и его отражением — миром Глубины зачастую настолько разительна, что Глубина начинает действовать на человека как наркотик. И человек с каждым новым “погружением” испытывает желание увеличить время своего пребывания в Глубине.

Дип-программа Дибенко действует на подсознание, поэтому человек принес с собой в Глубину не только красоту, но и пороки, неприглядные в своей обнаженности. В реальном мире есть лозунги и принципы, которые постулируют какие-то идеалы и нормы поведения. В виртуальности же можно спрятать свое лицо за маской и делать все, что захочешь — очевидный путь к анархии — иллюзорной свободе. Все происходящее воспринимается как игра, поэтому можно себя ни в чем не контролировать. У демиурга Лукьяненко — писателя, отражающего на бумаге свои размышления, порожденные миром реальным, создателя мира иллюзорного — люди играют в очень жестокие игры. “Лабиринт” и виртуальные публичные дома — наиболее популярные места для развлечений. Причем в “Лабиринте” самые опасные монстры — это люди.

Большинство людей не могут самостоятельно выходить из Глубины. Главный герой книги — дайвер, человек, для которого не существует такого физиологического табу. На протяжении всей книги он пытается спасти Неудачника. Сначала старается оградить его от обитателей “Лабиринта” — компьютерных монстров, а затем спасает уже от других, не менее опасных — людей. Параллельно дайвер Леонид взрослеет (в какой-то мере “Лабиринт отражений” — роман о воспитании). Он начинает смотреть на мир глазами Неудачника и понимает, что какой бы прекрасной не была виртуальность, она не заменит реального мира...

На что обращаешь внимание, когда читаешь книгу:

Во-первых, в основном, в Глубине “застряла” интеллектуальная элита. В виртуальности ум является главным критерием оценки способностей человека, а в реальной жизни быть умным и разбираться в жизни виртуальной не значит быть счастливым и разбираться в жизни реальной.

Во вторых, — это вечная охота за чудом. По принципу “Вот придет умный дядя и научит нас жить”. Можно не пытаться изменить свою жизнь, а посвятить ее охоте за чудом. Наглядным примером может служить Дмитрий Дибенко, который создал Глубину, стал миллионером, но быть счастливым так и не научился. Дибенко, как и многие другие, решил, что Глубина заполнит его внутреннюю пустоту и научит, как жить, Но пришло пресыщение, а не счастье. Поэтому он и цепляется за Неудачника, как за спасительную соломинку: “Но хоть надежду он мог нам дать!” — говорит о Неудачнике Дибенко. — “Нам, всем! Если он пришел – значит все будет хорошо! Если он есть — значит мы не захлебнулись свободой!”

Свобода — это краеугольный камень этой книги. Все о ней говорят, но немногие имеют представление о том, что это такое на самом деле. Получив полную свободу в виртуальности, люди не стали счастливее. Да и не могли стать. По словам Вики, “в свободу не надо верить. Когда она есть, ты сам это чувствуешь”.

Главный вывод романа при своей банальности не кажется упрощенным: за исполнение наших желаний приходится бороться. Они не исполняются по мановению волшебной палочки. Мир вокруг нас такой, каким мы его делаем сами. Два человека могут смотреть на одну улицу, и для одного она будет прекрасна, а для другого — безобразна. И от самого человека зависит, какой мир он видит вокруг себя, и как он живет в этом мире. Конечно, намного проще спрятаться в Глубину, придумать себе какие-нибудь другие “костыли” — отражения реальности или обвинить кого-то в своих неудачах, чем начинать ставить реальные цели и делать маленькие шаги для их достижения. Глубина нужна и будет полезна, пока она не станет смыслом жизни, затмевая собой реальную жизнь. Человек всегда находил и будет находить себе подобную “глубину”, в каком бы обличии она не возникала (наркотики, алкоголь, компьютерные игры и т.п.). Цель такого поиска — побег от реальной жизни, эскапизм. Поэтому нужно учиться падать и вставать, но продолжать идти вперед без подпорок и костылей, какими бы привлекательными они не были, как бы с ними не было легче. Этот путь, более трудный, но необходимый, избрал главный герой книги, потому что понял: никакие костыли не помогут обрести настоящую свободу.

 

“Свобода — это цена победы, которую мы одержали сами над собой”.

Карл Мати.

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 1999 год. Конкурс рецензий => Елена ЖИРОВА
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.