ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

1999 год
Конкурс рецензий

Ирина Ясиновская

Три рецензии

 

Очень краткая рецензия
на произведение в жанре юмористического фэнтэзи "Остров Русь" С.Лукьяненко и Ю.Буркина.
Или: "Здравствуй, дедушка Маразм!".
Или: "Здравствуйте, дети!"

Вначале было слово.
Но если б вы знали какое...

Народ

Сначала было слово. И слово из пяти букв. И сказала его я, увидев "Остров Русь" С.Лукьяненко и Ю.Буркина на прилавке книжного лотка. У меня было два варианта – продолжать стоять и ругаться дальше или же купить книгу и убедиться, что текст пострадал от издателей не так сильно, как оформление. Я выбрала второе, поддавшись на уговоры продавца.

Текст отличался от электронного варианта, читанного мною ранее, только тем, что очепятки находились в несколько иных местах и было заметно, что корректор хотя бы переночевал в относительной близи от книги. Однако над оформлением обложки издательство потрудилось (читай: поглумилось) знатно. Давненько я не встречала такого абстрактного и отвлеченного восприятия текста художником. У меня сложилось впечатление, что он рисовал по памяти, причем читал "Остров Русь" только один раз и то в раннем детстве. Этого не могло быть по определению, значит остается одно – художник рисовал в темноте, с трудом найдя свою палитру, краски на которой были перемешаны резвившимся на ней мартовским котом, поэтому цвета для оформления обложки выбраны самые что ни на есть паскудные и неприятные.

Ну да ладно. В этом не авторы виноваты, а художник, который поместил на обложку рисунок, порадовавший бы маркиза де Сада, будь он жив, только для того, чтобы от него отстали, чтобы ему побыстрее отвязаться от надоевшей работы, чтобы издателю понравилось, чтобы Книга продавалась, чтобы... Короче, обложка остается на совести оформителя.

Но все вышеперечисленное – лишь мое стертое временем восприятие, потому что с тех давних пор, как я купила Книгу, она умудрилась прогуляться по многим и многим рукам, в результате чего я с трудом разобрала картинку на обложке, едва опознала располовиненного трещиной витязя на развороте и уж тем более тяжко было читать текст. Однако все эти трудности придали моей работе некую романтическую окраску (почему – не знаю) и оставили после себя здоровую порцию злости (или порцию здоровой злости – уж кому как нравится).

Перелистнув энное количество титульных и еще каких-то листов, ознакомившись с посвящениями и рассмотрев крупную буквицу (это, видимо, сделано для того, чтоб можно было зацепиться взглядом и не промазать мимо начала текста), я добралась до Предисловия. Еще только начав его читать, я поняла, что авторы поставили своей целью глумиться, глумиться и еще раз глумиться. Чего только стоит сцена посещения мамой Стаса и Кости ветлечебницы! "Greenpeace" этого бы не только не одобрил, но и обложил бы господ Буркина и Лукьяненко, пропагандирующих жестокое обращение с животными (нет, не матом, хотя Вы, разумеется, об этом подумали), не менее жестокими штрафами, но не материального характера. Например, авторам можно было бы предложить самим попробовать привести восемь котов в подобное скручено-связаное состояние. Лично я не могу справиться даже с одним своим шестикилограммовым монстром, а если их будет восемь?!

Дальше события в Книге развиваются с ураганной скоростью и скоро читатель совершенно запутывается кто есть кто, и почему это всем так нужны два малолетних оболтуса, все достоинства которых состоят только в сомнительном знании псевдодревнеегипетского языка. Да и сам язык наводит на странные размышления об уголовном прошлом. Этот псевдодревнеегипетский вполне определенно зародился в глубине сибирской тайги, на лесоповале и служил прекрасным кодовым языком для ЗК. "Хухер-мухер, Костя!" – "Хухры-мухры, цурюка!" – "Цурюка? Зап ардажер, сырдев ынау-мынау!" (перевод: "Достань мухомор, Костя!" – "Сам достань, кАзел!" – "КАзел? А за кАзла ответишь!") И так далее в том же духе.

Пока детишки резвятся, болтаются по будущему и прошлому, знакомятся со сфинксами и выясняют, чей потомок заварил всю эту кашу, голова читателя начинает пухнуть от обилия непонятных имен и их связи с реальными людьми. К концу первой повести понимаешь, что надо почаще заглядывать в глоссарий в конце Книги, чтобы хоть в чем-то разобраться, чтобы понятно стало, чтобы побольше посмеяться, чтобы денег потраченных не жалко было, чтобы...

Но самое интересное начинается во второй повести книги, из которой я с удивлением узнаю новые подробности о географии, флоре и фауне Руси-матушки, а так же о национальностях наших родненьких богатырей-заступничков. То, что Иван-дурак негр, еще ничего не значит, потому как, мыслю я, и среди африканцев дураков навалом, но вот то, что за именем Борис Завгородний скрывается богатырь Добрыня Никитич, это, простите, совсем невероятно...

Да и вообще Авторы, уползая от хохота под стол, частенько злоупотребляют тем, что описывают своих знакомых, нимало ни заботясь о том, чтобы все поняли о чем идет речь, чтобы всем смешно было, чтобы народ ухохотался до слез и желудочных колик, чтобы книгу раскупали мгновенно, чтобы...

Однако, все равно смешно, как бы авторы не старались сделать все наоборот.

Среди "гениальных" перлов есть и совсем уж потрясающие. Чего стоит хотя бы фразочка "херувимчик пьяный" или "он пришпоривал Гнедка и гнал все дальше и дальше, пока не понял, что его одолевает сушняк", или вопль Холмса "Хадсон, чаю!" (последнее я ценю наряду с цитатой "глаза у него были, как у натянутого на глобус филина" из "Посмотри в глаза чудовищ" С.Лазарчука и М.Успенского). А сценка, когда Стас распевает при дворе Неменхотепа "Что такое осень"? Или когда богатыри вываливают на стол свои нехилые нижние конечности, вместо изящного жеста мушкетеров – два пальца... э-э-э-э... на перчатку, конечно? Могу посоветовать Авторам только одно – в следующий раз пусть богатыри бьются лбами о столешницу. Это тоже ничего себе выглядит.

Весь этот набор развеселого и разудалого бреда, должно быть, был написан, чтобы повеселить друзей и знакомых, чтобы самим не скучно было, чтобы было чем руки занять в свободное время, чтобы книга раскупалась, чтобы...

Так вот, вся книга "Остров Русь" очень живо ассоциируется у меня с учебником истории для тихих сумасшедших гондорской психиатрической лечебницы им. Митрандира. Кащей, который то смертный, то бессмертный; национальный русский фрукт банан; Русь Мадагаскарская; Кубатай зеленоволосый; мухи говорящие и волшебники малолетние. И среди всего этого полный набор писателей и их произведений, которые авторы обстебали со всем доступным им юмором и уважением, коего (в смысле уважения) было проявлено много, но не ко всем.

А впрочем, книга получилась, не смотря на все старания господ писателей, достойной и веселой, что мне очень странно констатировать, потому как от них, именно от этих авторов я подобного нах... э-э-э-э-э... да просто – не ожидала. Написание "Острова Русь" можно расценить и как сви... в смысле, не скажу что, но можно просто почитать и повеселиться на славу, чтобы себе жизнь продлить, чтобы узнать кое-какие интересные бредовые мыслишки, чтобы было чем вечером заняться, чтобы издательство не обанкротилось, чтобы...

А за сим разрешите откланяться.

 

Очень краткая рецензия – II.
Или: "Да здравствует "Doom" во веки веков. Аминь."
Или: "Получи, Билл Гейтс, гранату!".

Посмотрите направо. Вы видите памятник неизвестному десантнику от жителей Фобоса...

Народ

 

Патроны, патроны... Какие, нафиг, патроны, когда меня убили!!!

Ваша покорная слуга во время DethMatch'a

 

Да пошел ты на три кнопки!!!

Народ

 

- Must die!!!
- От "must dai'я" слышу!!!

Разговор кибермана со своей Windows

Итак, снова мне пришлось взяться за перо... пардон, надавить кнопки клавиатуры, чтобы высказать свое бесценное мнение о только что прочитанной книге С.Лукьяненко, который обошелся на сей раз без соавторства.

Книгу мне пришлось клянчить у друзей целых полтора месяца, а в электронном варианте найти ее было еще сложнее. Само по себе это не было бы странно, если бы речь не шла о "Лабиринте Отражений". Этот замечательный образчик русского кибер-панка весьма пришелся по вкусу отечественным деятелям FidoNet и InterNet, которые, как известно, отличаются потрясающим вкусом, юмором, умом и сообразительностью, умом и сообразительностью... Ну прямо птицы-говоруны с войсовыми модемами на 2400!

Но сейчас я пишу рецензию, а не психологический портрет русских киберманов. Поэтому вернемся к "Лабиринту Отражений".

Странно и непонятно, но факт, что книга получилась и получилась весьма неплохо, хотя я ожидала чего-то иного. Удивительно, но даже к оформлению придраться довольно сложно, так как рисунок, цвета, иллюстрации – все оказалось к месту и по теме... Ну почти к месту и почти по теме, если исключить то, что "Звездные войны" смотрели если не все, то многие. Однако, в этот раз работа художника не вызвала у меня приступа дурноты и потока грязных ругательств, которые я произношу обычно в полном одиночестве. Именно поэтому я не стану задерживаться на оформлении и немедленно перехожу к обру... э-э-э-э... к рецензированию текста.

Если не вдаваться в технические детали, то сюжет не изобилует особенно неожиданными поворотами и наворотами и зачастую оставляет желать лучшего. Банальная до визга винчестера развязка заставила меня порадоваться хотя бы тому, что автор сдобрил остальное повествование хорошей порцией специфического юмора киберманов и весьма неожиданно распределил кто есть кто. Хотя в пространстве FidoNet или InterNet возраст, пол и прочие личные качества не играют такой уж решающей роли. Перед виртуальностью, как ни странно, все оказываются равны.

И все же, если я не коснусь технической, то есть компьютерной стороны повествования, то я потеряю массу удовольствия от безосновательных ругательств в адрес автора.

Итак, "Windows Home", записанная русскими буквами уже сама по себе является причиной для радостного визга трех четвертей киберманов: "Must die!". И визг это периодически проносится над Россией, хотя звучит на английском. Где же еще так любят "Windows", как не у нас? Однако Билли Гейтс явно порадовался бы, узнав, что его "мелкий софт" все "иксы" переживет. Это, разумеется, вопрос спорный, потому что "Linux" и "Unix" выживут хотя бы за счет хакерской части русских киберманов, но это уже к книге не относится.

Эмоционизирование "Windows" несказанно меня порадовало и сразу напомнило ту давнюю историю, когда один человек пытался заставить понимать свои "форточки" голосовые команды. В итоге это вылилось в признание: "Даун! Даун! Даун!". Возможно, дайверы - более выдержанные и сильные люди и им не требуется помощь психиатра после общения с продукцией "Microsoft". Однако это не дает им права заявлять, что "Мелкомягкий" начал выпускать качественный продукт. Если реалистично смотреть на вещи (читай: на "Windows"), то очередное произведение от "Microsoft" должно было бы общаться со своим владельцем примерно следующим образом: - "Вика, открой файл." - "Это ты, Леня?" – "Да, я! Открой файл!" – "А ты уверен, что ты Леня?" – "Уверен, открой файл!" – "Нет, ты абсолютно уверен, что именно ты и есть Леня?" – "Да! Да! Я абсолютно уверен!" – "Нет, ты абсолютно, стопроцентно, железно уверен в том, что ты – Леня?" – "Да! Да! Да! Файл открой!" – "Прости, я не поняла команду." – "Я уверен, что я Леня, а ты – открой файл!" – "Хорошо, но прежде подтверди свои права на доступ именно к этому файлу, введи пароль, ключ, идентификатор и домен. Простите, но и имя и пароль пользователя не опознаны. Вы уверены, что вы и есть Леонид?" Так что... Вопрос о качестве продукции "Microsoft", как мне кажется, исчерпан...

Дальнейшие детали повествования тоже несказанно меня радовали на протяжении всего "Лабиринта Отражений".

Например, никаких гигагерц и гигабайт ОЗУ не хватит на то, чтобы обсчитывать сразу столько графической и звуковой информации, сколько обсчитывается на персоналках из "Лабиринта Отражений". Как известно, для того, чтобы держать столько графики необходимо нечто вроде "Silicon Graphics" или "Deep Blue" с шикарным распараллеливанием задач. Однако, дайверы, да и не только они, умудряются держать в памяти своего компьютера графическое изображение своего виртуального тела, картинку местности (все как минимум в 7D, чего уж мелочиться!), кучу резидентных защит, вспомогательных утилит, элементы искусственного интеллекта и еще черте что... Кроме того, приходится еще и обсчитывать всю эту информацию, выводить ее на экраны и так далее и тому подобное... С технической точки зрения – бред... Но зато как интересно читать!

Но это еще мелочи! Как, любопытно, имитируется в VR бег, приседания, отжимания и прочее, если человек постоянно находится в сидячем положении? Тут не хватит не только процессора, но и подсознания! Или, к примеру, как это Маньяк скушал собственную "мышу"? Я попыталась изобразить это на своем рабочем месте и поняла, что дольше нескольких секунд так не просижу, потому что слишком уж неудобно...

Но были в книге и удачные моменты.

Ох, как ликовало мое сердце и как радостно визжал мой модем, когда я добралась до сцены появления модератора с плюсометом. Это древнее оружие уже успело покалечить немало душ, но если оно доживет до времен Диптауна и виртуальности, то значит оно не просто эффективно, но исключительно эффективно и никогда не отомрет. Однако, мне стало интересно, как же все-таки выглядит сие оружие массового поражения. Мне всегда казалось, что это помесь крестовой отвертки, паяльника, плазмогана и лучемета малой мощности. Каково же было мое разочарование, когда я не нашла в "Лабиринте Отражений" подробного описания плюсомета с инженерно-техническими данными и чертежами... Хотя, если судить по тому, как автор старательно описывал подробности жизни deep'a, можно было бы ждать не меньше, чем обнародованные секретные данные о плюсомете Калашникова с новейшим спусковым механизмом, позволяющем вести автоматический огонь короткими очередями более чем по семи пойнтам... Ну да ладно, спрошу у знакомых модераторов, может они закинут схемку.

Не меньше истории с плюсометом, меня порадовали байки о Боссе-невидимке и Заблудившемся Пойнте. К ним я могу добавить только историю из личного опыта – об нетмэйле-невидимке, который то ходит, то не ходит, то ходит, то нет... Это старая история и если ей не придет конец, то я сделаю из своего босса невидимку!..

Но оставим личные проблемы и вернемся к "Лабиринту Отражений", в котором Билл Гейтс все-таки получает обещанную гранату от хакера по имени Маньяк. С воплем "Unix – forever & Windows – mast die!" все киберманы Росси должны в этом месте повествования встать и сплясать ритуальный танец канкан. Речь идет об эпизоде, где Маньяк в очередной раз убеждает Леню поставить себе человеческий софт и забыть про "форточки"...

Надерганная из FidoNet или же у какой-то конкретной личности лексика Маньяка весьма прекрасно гармонирует с фразой, что он себе "недавно полуось поставил, три дня с ней трахался (а на четвертый она сама померла... - это уже от И.Я.)" и так далее... Здесь остается только припомнить то, что "у меня вчера мама сдохла, так я с ней полночи протрахался, поутру надоело, я ей мозги выковырял и гвоздем на стенку прибил, а остальное под кровать засунул". Как всегда у компьютерщиков подобные фразы вызывают радостный трепет или сочувствие, а у обывателей – обморок...

DeathMatch в "Лабиринте Смерти" наводит на мысли о думмерской юности автора и его любви к аркадам. Я бы, к примеру, взяла для подобного приключения "Diablo", который и по сей день считаю лучшей компьютерной игрой. Однако раз "Doom", так пусть будет "Doom". Истерию... э-э-э-э... историю, конечно, надо уважать.

Так вот, о DeathMatch'е. Все это забавно и весьма малоинформативно. Однако и здесь нашлась парочка достойных моментов, описанных в лучших традициях кибер-панка. Замечательная фраза "Я - Стрелок", после того, как лучший главный герой укладывает очередную лучшую сотню лучших монстров звучит в лучших традициях лучших вестернов лучших времен. Ничего, поговаривают, что и ковбои любят "Doom".

Однако, стоит заметить, что автор все же умудряется придать старенькой аркаде некое подобие жизни и даже прихорошил старушку, подкрасил, приодел... Да уж... Накрашенный зомби – зрелище не для слабонервных...

(Но это опять же мое сугубо личное мнение и, скажу вам по большому секрету, я тоже держу у себя на "винте" "Doom", чтобы периодически вспоминать детство и с удовольствием время от времени бегаю по плохо освещенным коридорам, в которых кишат разные монстры, пришедшие, чтобы меня убить, чтобы меня догнать, чтобы мне не повадно было... Ой... Это из предыдущей рецензии...)

Однако, описывая DethMatch автор неоднократно прокалывался. Во-первых, все это бред полнейший с технической точки зрения. Во-вторых, постоянно в Лабиринте Смерти витало что-то в воздухе, но это было отнюдь не напряжение. Чувствовалось, что вот-вот из-за поворота покажется Главный Виновник Всей Этой Заварушки (в дальнейшем - ГВВЭЗ) под руку с Настоящей Любовью Главного Героя (в дальнейшем - НЛГГ), а Главный Злодей (в дальнейшем - ГЗ) падет к счастливым ногам счастливых влюбленных и, заливаясь счастливыми слезами расскажет как, когда и у кого он тырил мелочь по карманцам... А потом, разумеется, ГВВЭЗ окажется добрым и славным малым, но слегка со сдвигом, то есть готовым пациентом для нашей гондорской психиатрической лечебницы им. Митрандира... А через пару десятков страниц туда же можно будет отправлять и Главного Героя вместе с его НЛГГ и всеми читателями...

Если не учитывать эти мелочи, то все повествование о Лабиринте Смерти можно считать удачным. И не скучным.

Но, как я уже говорила, есть и там пара моментов, на которые можно и стоит обратить внимание. Второй из которых - это тот самый, повествующий о погоне за разнесчастным Стрелком толпы убиенных им млад... игроков, разумеется.

Но, начав за здравие, автор заканчивает за упокой, опять проколовшись. Ну не стоило вам, господин Лукьяненко, пользоваться при написании сего приятственного произведения "Малым типовым набором начинающего фантаста".

Ну где еще Главный Герой мог спрятаться от разъяренной толпы? Естественно, в борделе, где всенепременно болтается НЛГГ, которая умна, талантлива, нежна, внимательна, сообразительна и в RL оказалась совсем такой, какой и в Диптауне... М-да... Очень оригинальный поворот сюжета... Нигде более я ничего подобного не встречала...

("Ковбой Билл спешился около салуна, обтряс навоз со шпор и оглянулся на гнавшихся за ним индейцев. Убивать их не хотелось. Хоть и краснокожие, но даже на людей похожи и лопочут чего-то по-свойски... Ковбой Билл похлопал по холке свою игреневую Голди, поправил восьмизарядный "кольт" у бедра и, смело растворив двери ногой, вломился в салун. Он знал, что индейцы не войдут сюда, потому как тут встречались настоящие Маги своего дела. Они могли одним выстрелом попасть сразу во все десять ромбов на тузе пик. Индейцы это знали и повернули обратно, так и не расквитавшись с ковбоем Биллом за сотни сожженных деревень, убитых младенцев и похищенное золото племени. Ковбой был доволен. Он был теперь богат и славен. Не хватало только одного – любви. И тут он увидел ЕЕ. В декольтированном платье, с разрезом от подмышек, она была воплощением его мечты о скромной, милой жене. Теперь ковбой Билл знал, ради чего он похитил золото и скрывался в салуне от индейцев – это все было проделано ради нее, ради его единственной Долли..."

Пардон за столь лирическое отступление, но – навеяло, вот...)

Так вот, по поводу Малого Типового Набора (звучит как "суповой набор"). Витало, давно витало в воздухе, что Вика как произведение "Microsoft" и Вика как живое существо окажутся очень похожими. Ну прямо один в один! Так на то она и НЛГГ! Конечно, как же без этого-то! Однако стоит задуматься о том, как же бедный Ленечка общался со своей женой? Так же как и с мелкомягкой? – "Вика, я есть хочу, приготовь чего-нибудь!" – "Леня, а ты уверен, что ты хочешь есть?" – "Да, уверен!" – "Леня, а ты уверен, что хочешь именно есть, а не чего-то другого?" – "Да, дорогая, я хочу есть!" – "А ты хочешь есть или кушать?" – "Я жрать хочу!" – "Не груби жене! И вообще, холодильник выполнил недопустимую операцию и будет закрыт на замок, а в кастрюле и на сковородке возникли неустранимые ошибки по адресу "сгорело мясо"! Теперь сам угольки ешь!" Странно, что они вообще друг с другом могли разговаривать...

Любовь, оно, конечно, хорошо, но когда делам не мешает. А тут и Неудачник, которого всенепременно надо вытащить из Лабиринта Смерти; и Дима Дибенко, которому надо было обязательно найти Неудачника; и неоплаченные счета за телефон; и проблемы с "Варлоком"; и отсутствие пива, которое само по себе является святым делом... Но любовь обычно притаскивается в самый неподходящий момент по оптоволокну... И снова Билл Гейтс получил гранату, если вспомнить, как он познакомился со своей женой.

Но пора заканчивать, иначе я увязну в нагромождении технических деталей и ничего путного так и не скажу. А путное заключается в том, что "Лабиринт Отражений" необходимо запретить читать тем, кто никогда не был ни в одной сети и не отличает контроллер от коннекта, иначе психологические шоки, травмы и всяческие Netфобии человечеству обеспечены.

Однако, не смотря на скучнейшую развязку и Малый Типовой Набор Начинающего Писателя, использованный при создании "Лабиринта Отражений", я почему-то решила перечитать эту книгу, а перечитав задумалась о том, что весьма хотела бы иметь ее на своей книжной полке. Должно быть это еще один парадокс киберманского сознания, в котором разобраться невозможно...

За сим, разрешите откланяться и напомнить Вам, глубокоуважаемый Сергей Лукьяненко, что "Windows", все-таки "must die"!

 

Очень краткая рецензия – III
Или: "Кул хацкер возвращается"
Или: "Вытащите меня отседова!!!"
Или: "Из повешенного состояния есть один выход - Reset"

While(0)

C++

 

Большому коннекту – малый CPS! Чтоб не выпендривался!

Телефонная линия

 

Когда кажется – креститься надо.

Модератор

 

"Как я буду скучать по родным "окнам"!" – сказал хакер и нажал f8...

Народ

И вот, дождалась я еще одного повода от души поругать С.Лукьяненко, потому как в руки мне попалось продолжение "Лабиринта Отражений", именуемое "Фальшивые Зеркала", а в просторечии "ФЗ". Долго я ждала этой книги, чтобы узнать продолжение, хотя не подозревала, о чем еще можно было писать. Казалось бы – что еще нужно? Леонид был благополучно канонизирован, причислен к лику святых и снабжен нимбом вокруг модема, а Настоящая его Любовь приехала, оказалась столь же милой/умной/доброй, как и в виртуальности, но от канонизации пока отказалась... И вот ждала я, продолжения, ждала...

И дождалась...

Когда я дочитала "ФЗ", то поняла, что обе книги напоминают намертво зацикленную программу, из которой выход только по трем кнопкам или Reset. Повторяемость сюжета просто потрясающая. Я, честно говоря, ожидала большего.

Но все по порядку, а то никакого удовольствия не будет.

По своему обыкновению я начну с обложки. Художник с превеликим "аутосадомазохизмом" продолжил тему "Звездных Войн", обратившись на сей раз к многострадальному первому эпизоду... М-да... Молодой Оби-ван Кеноби очень подходит для того, чтобы оформить своей незабываемой внешностью обложку книги в жанре кибер-панка...

Но перелистнем сию скорбную картинку, чтобы она не резала нам глаза. А вот и текст! Как оригинально он начинается! Прямо как в "Лабиринте", только некоторые слова местами переставлены!..

Пролистаем и эту сцену, чтоб не заплакать. Дальше больше – опять всплывает что-то загадочное, что непременно надо узнать, а впоследствии спасти Диптаун. Все бы ничего, если бы не реинкарнация Стрелка, которого едва ли не лоу-форматом уничтожил Маньяк еще в "Лабиринте". Дальше ляпы растут как снежный ком, прилепливаясь один к другому. Вика, которая то была, то не была; абсолютно дикие проекты, для осуществления которых не хватит и "Deep Blue"; "умные" BIOS'ы; суперапгрэйд Лабиринта Смерти... Круто! И во многом занудно.

Однако, со свойственным автору тактом все эти ляпы и занудства (типа: "дайвер бывшим не бывает!") прекрасно уравновешиваются несколькими сценами, о которых я упомяну ниже и великолепными типажами главных героев – Чингиз, Пат, Падла, Зуко, Маньяк. Леню оставим за бортом, как самого главного героя, а вот Ромку – жаль. В "Лабиринте" это был один из самых достойно описанных героев.

В "ФЗ" Компьютерный Маг и Падла выглядят одними из самых живых и детализированных персонажей. Я была несказанно удивлена, встретив этих двоих на страницах книги. Ну никак я не ожидала от автора такого мастерства. Однако и в этих двух бочках меда по извечной русской традиции не обошлось без ложечек дегтя. Описывая своих персонажей, автор забыл, что столь однозначно положительных героев НЕ БЫВАЕТ! Это противоречит всем правилам реализма, жизненного опыта, литературы, философии, антропологии, психологии и, наконец, анатомии и сопромата! Я сознательно не упоминаю здесь Леонида, который в данном случае однозначно отдыхает. Он самый Главный Герой и тырить по карманам мелочь он просто не в состоянии.

Далее следует упомянуть еще один дичайший ляп – Храм-Дайвера-в-Глубине, куски кода которого раскиданы по всей сети... Ну, знаете, батенька, вы не системный программер (да и я, в сущности, тоже), который мог бы вам объяснить, что такое не просто не возможно, а абсолютно невозможно. А компилятор собственный для Храма еще никто не написал? Гораздо проще было бы его в виде исходников раскидывать, а потом на ходу компилировать и линковать.

Но даже несмотря на все эти дикие ляпы, на всю банальность основной сюжетной линии были, были действительно хорошие эпизоды.

Один из первых – это, разумеется, "Жигулевское" в "джакузи". О, это просто великолепная сцена! Поспорить с ней может только краники с пивом на кухне Чингиза, которые явно были подключены к пивзаводу с коннектом на 115200... Мечта любого кибермана России...

Да и побудка Падлы Патом стоит того, чтобы потратить свое драгоценное время на прочтение сего эпизода. Однако, появление этого колоритного хакера почему-то мне напомнило схожую сценку из фильма "Макл" с Джоном Траволтой... Но это так, к слову...

Единственное, что так и осталось для всех читателей загадкой – это отношения Пата и Чингиза. Если "новый русский хакер" Пату "не отец и вообще не родственник", то какого, пардон, фига, он так с ним возится? Смену себе готовит?..

Ну да ладно. Оставим сие на совести автора.

Следующий по хронологии сюжета великолепный момент – это когда Маньяк распаковывал "Варлока" в Лабиринте Смерти. С технической точки зрения – бред пьяного ежика, но прикольно. Сидеть возле выхода на уровень и садить себе прикладам по зубам... Психическая атака как раз в стиле Маньяка.

Но дальше, за этим эпизодом, автор скатывается в бездну совершеннейшего бреда и занудства. То, что Нике – дайвер догадаться было очень сложно. Просто невероятно сложно... Так же трудно было додуматься до того, что за ликом Нике скрывается ННЛГ из Малого Типового Набора. Да, это была интригующая загадка.

("Ковбой Билл смотрел на своего спутника, назвавшегося Джоном Смитом, и с каждой минутой ему все больше казалось, что он уже где-то видел этот декольтированный смокинг с разрезами от подмышек... И чем больше Билл приглядывался к лицу Джона, тем яснее сознавал, что усы сидят как-то криво, а накрашенные глазки с длинными ресницами как-то не к лицу бравому убийце молодых индейцев. Ковбой Билл задумался. Однажды на привале, когда вокруг расстилались безбрежные прерии, наполненные звуками молчащих ежиков, вопящих тушканчиков и храпящих индейцев, Билл предложил Джону искупаться в ближайшем ручье, до которого было не больше восьми дней пути. Ковбой Смит согласился и, мило покраснев, скинул с себя все. Грудные мышцы Джона впечатляли, но все остальное было не слишком уж и мужественным... Билл задумался еще крепче...")

Далее автор продолжает идею канонизации дайверов вообще и Леонида в частности. Храм-Дайвера-в-Глубине, увешанный фресками (читай: ликами святых) – это вообще верх маразма и не стоило из-за него огород городить. Можно было бы всучить файл Леониду как-нибудь побыстрее и не разводить тягомотину на две сотни страниц.

А файл Леонид должен был получить по той простой причине, что далее следует сцена, ради которой, по моему скромному мнению, и была написана вся книга. Это сцена, когда Чингиз, Падла и Леонид говорят свои ключи к файлу... О, это стоит того, чтобы прочитать! Однако вопрос о том, что же сказал Падла, так и остался открытым. Что же такое выраженное ненормативной лексикой, противоречит физиологии, анатомии и сопромату? Мне отказывает фантазия... Но если автор действительно знает такое выражение, то мое мнение о его воображении значительно улучшилось.

Но дальше, все, что было после этой сцены можно назвать одним словом – скука. Опять повторение пройденного в "Лабиринте Отражений". Громко сказанное Леонидом "фе!" в сторону Дибенко, победа над всеми врагами, любовь, счастье и очередная канонизация, но теперь еще и с друзьями.

Ах, господин Лукьяненко! Ну зачем, зачем надо было скатываться на такие банальности? Кто бы не догадался, что мост через пропасть, снящийся Леониду окажется дорогой к Храму? Так же невероятно трудно было догадаться, откуда растут ноги Темного Дайвера и кто опять окажется тырящим по карманцам мелочь Главным Злодеем! Бедный Дима Дибенко! Зачем же портить репутацию человеку, который и так не умеет играть в "тетрис"!

Ну что Вам стоило написать что-нибудь хоть слегка отличающееся от "Лабиринта Отражений"? Или вам так понравился набор "маленький человек – спаситель человечества - полубог"? И нимб вокруг отформатированного винчестера...

Я не смею давать советы столь уважаемому и почитаемому автору как Вы, господин Лукьяненко, но все же смею вам напомнить, что ни один программер никогда сознательно в свою программу цикл while(0) не поставит.

За сим разрешите откланяться.

С уважением,
Ирина Ясиновская АКА Milady Elhe Dots (Полынь)
mailto:isoldochka@chat.ru

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 1999 год. Конкурс рецензий => Ирина ЯСИНОВСКАЯ
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.