ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

1999 год
Конкурс рецензий

Павел Огурцов

Обиженные не уйдут!

 

От автора рецензии

Для начала извинюсь перед авторами других рецензий на случай, если вдруг повторю здесь уже высказанные ими мысли. Их трудов я не читал, и преднамеренно: вдруг кто-то уже написал то же, что и я – досадно будет. К сожалению, моя лень может привести к тому, что читающие сей "документ" найдут здесь то, что уже когда-то видели. Прошу прощения и у них.

А извинившись, покаюсь. В отступничестве. Прочитав не так давно книгу "Лорд с планеты Земля", я твердо заявил себе – все! Больше я произведений Сергея Лукьяненко не читаю. Хватит. Надоело. Обиделся, в общем.

Правда, писатель легко и изящно вернул меня в число своих поклонников (или, как он осторожно выражается, "читателей"), выпустив в свет совместно с Юлием Буркиным трилогию "Остров Русь". Давно я так не смеялся. Не ехидно, не зло, не грустно даже, а – искренне и радостно. Спасибо, писатель Сергей Лукьяненко. С нетерпением жду появления Ваших новых произведений. Засим покончим с комплиментами и перейдем к делу.

От рецензии – автору

По правде говоря, это не совсем рецензия. А еще правдивее – совсем не рецензия. Просто мнение по поводу творчества популярного писателя. Причем, крайне субъективное. Мне захотелось им поделиться, а оказалось, что не с кем – знакомые мои фантастикой не увлекаются. Собственно, поэтому и пишу Вам.

От автора – Автору

Уважаемый писатель Сергей Лукьяненко! Ни в коем случае не являясь критиком (подстраховываюсь, помня Гапона и Гопу), все же рискну высказать одно из своих мнений в данной рецензии и прошу Вас не обижаться, потому что всегда готов его поменять под тяжестью веских аргументов (в виде Ваших книг). Да и вообще через пару-тройку страниц я сознаюсь, что все это – шутка. А пока выскажу несколько навязчивых идей, которые преследуют меня довольно давно: с тех пор, когда я только начал узнавать о Ваших мирах. Ниже эти мысли и изложены.

Еще не рецензия

Творчество Сергея Лукьяненко многогранно, как… Ну, как Лабиринт отражений. Есть где разгуляться фантазии. Например, странная нелюбовь к подросткам. Писатель, правда, объяснился вроде в "Осенних визитах", но как-то в шутку и потому неубедительно. Ей Богу, появится роман без замученного подростка (даже в "Острове Русь" – сварили!!! превратили в муху!!! в пингвина!!! чуть с дуба не уронили!!!) – поверю в светлое будущее.

Или еще – непонятные отношения с Богом. Вроде бы ясно, что Сергей Лукьяненко – атеист (иначе не стал бы так изгаляться над Всевышним), но с другой стороны он нет-нет, да какой-нибудь Сверхразум придумает. То это Мессия-подросток (опять!), то – Неудачник, то – непонятно что на планете Грааль, то – Сеятели, то – Отрешенные какие-то. И отношения с ними у героев книг разные – от дружеских до враждебных, но в общем-то – самые панибратские. В крайнем случае, как со Звездной Тенью, нас убеждают, что Бога нет. Я в это дело не суюсь – мало ли что – но тема интересная.

Еще интересно (и тоже опасно) – постоянный спор Сергея Лукьяненко с Самими… С Великими Братьями. Со Стругацкими. Не думаю, чтобы он это делал преднамеренно. Вряд ли кто из современников возьмется себя с ними сравнивать или противопоставлять. Но давайте вместе посмотрим! Я даже не беру в пример прямое противопоставление, за которое писатель как бы извиняется. Вместо прогрессоров – регрессоры, вместо Странников – Сеятели… "Пусть ни один обиженный не уйдет"… Но это – пустяки. Главное – как ведут себя сами книги и их герои. А ведут они себя не просто по-разному, а прямо противоположно!

Вспомним книги Стругацких. Какое у вас было состояние после их прочтения? Я попробую описать ("опять то слово!") свои ощущения, а вы сравните.

Грусть, что книга так быстро закончилась. Обида: закончилась она, не сообщив самого главного, хотя до него был один шаг. Мучительные раздумья: что же дальше? И даже (подспудно): что же делать?

Книги Стругацких – это вопросы без ответов, они заставляют мучительно размышлять: а как же мне жить дальше. Не героям книг, а именно мне! Не знаю, как они этого добивались. Только иногда ловишь себя на том, что повторяешь про себя: "…с тех пор все тянутся передо мной глухие кривые окольные тропы…"

Рискну утверждать, что книги Сергея Лукьяненко являются ответами без вопросов. Единственное, что мы так и не узнали – кто же такой Неудачник. Но дайвер Леонид не особенно-то переживает по этому поводу: "Я не спрашиваю, кто ты. Веришь, нет, но мне – все равно…" А ответов – много. Перечислим некоторые.

"Нет геройства в убийстве женщин и детей, но ведь никто не обещал нам, что мы станем героями. Главное, что ты понял – и смог."

"Один человек – уже слишком много, чтобы изменить мир".

"Ты все-таки дал ответ. Каждый получает свое. "Линия грез" не уводит в рай… если его нет для тебя. Не может стать Богом тот, кто еще не стал им."

И так далее.

Скажите мне, пожалуйста, уважаемые поклонники (и читатели) творчества Сергея Лукьяненко: часто ли вы задавались вопросами, на которые требовались такие ответы? Может быть, все дело в "выдуманности" миров. Я закрываю книгу – и закрываю этот мир. С его красотой, с его болью, с его ответами. Но – без меня. Это – не мои красота, боль, ответы. Пожалуй, лишь Диптаун живет во мне… Но недаром же эта книга становится культовой!

Давайте сравним героев Сергея Лукьяненко с героями братьев Стругацких. Давайте-давайте, раз уж взялись. Вспомним… Великолепный дон Румата в результате своих праведных деяний срочно эвакуируется начальством с вверенной ему планеты. Максим Каммерер (несгибаемый Мак Сим) постоянно попадает в дурацкое положение, а в "Жуке в муравейнике" вляпывается вообще черт знает во что! Умный и правильный Андрей Воронин в конце концов стреляет сам в себя, так и не разобравшись в загадочном Эксперименте. Про Виктора Банева, пьяницу и дебошира, которому нет места ни в сером прошлом, ни в светлом будущем, я вообще молчу! Что объединяет этих героев? Они ошибаются. Постоянно, фатально, нелепо. Они ищут смысл, они пытаются разобраться в жизни и в себе самом. Как правило, это им не удается. Может быть, за это мы их и любим, сами такие же, разве что чуть похуже.

А что герои Сергея Лукьяненко? Они:

 

Все-все, прекращаю сравнивать. Самому уже неловко. Тем более, что полностью согласен с мыслями Сергея Лукьяненко о самостоятельной жизни книг и их героев. То есть писатель ответственен за их поведение лишь отчасти, а остальное – целиком на совести непослушных персонажей.

Просто это действительно интересно. Из книги в книгу кочуют сюжеты и мысли, наверное, наиболее удачные с точки зрения писателя. Например, о посещении туалета в невесомости…

Впрочем, в произведениях Сергея Лукьяненко есть множество приятных моментов. Красота, лихость сюжета, убедительные диалоги, прекрасные концовки, шутки, в конце концов. Как он подкалывает Штаты! На двести процентов поддерживаю! Даже любовь один раз у него получилась: в "Лабиринте отражений". Честное слово, я сопереживал. Даже немного сам в Вику влюбился. И был искренне рад за Леонида.

И поэтому изо всех сил стараюсь, чтобы рецензия получилась хвалебная, то есть скорее "за", чем "против".

Собственно рецензия или прощай, Принц

Волею судеб (а также издательства АСТ) книгу "Лорд с планеты "Земля" я прочитал позже остальных, хотя создана она писателем одной из первых. Книга эта заставила меня задуматься об эволюции главного героя, благо он во всех произведениях Сергея Лукьяненко почти один и тот же: молодой мужчина, одиночка по натуре, с врожденными или благоприобретенными сверхспособностями. Приняв за точку отсчета ("живой маяк") принца Сергея, попробуем проследить, во что он превратился.

Итак, Принц. Удивительно для своего возраста и рода занятий начитанный и образованный, прекрасно развит физически, крайне самоуверен. Имеет свою точку зрения по всем вопросам, что характерно скорее для сорокалетнего мужчины, а не для двадцатидвухлетнего парня. Мгновенно принимает решения за себя, за свою команду, а также за целые организации, планеты, галактики. Супермен. Личность абсолютно нереальная и во многом неприятная. И почему-то с ним считаются и беседуют высшие силы: Сеятели и Отрешенные, которые по жизни вообще-то ни во что не вмешиваются.

Давайте посмотрим, что он ненавидит. Идеальных людей. Написанные на бумаге экспромты. Когда горло перехватывает бессильная обида на чужую подлость. Ремесленничество. Пасьянсы. Проект "Сеятели". Малевича (неужели за квадрат?!). Войну и жестокость. Победы. Силу. Лица (фангов). Не просто не любит – ненавидит!

Кстати, сколько же ему лет? Принцессу он встречает в семнадцать, затем через "неполные пять лет" попадает на Тар, где задерживается дня на четыре, после два года ищет Землю, потом – два года на Сомате, а в результате оказывается, что ему двадцать восемь. Понимаю: время в космосе – вещь относительная. Поэтому не буду придираться. Но, с другой стороны, Ланс за два года полетов "постарел" только на год – с шестнадцати до семнадцати… Впрочем, дело прошлое, оставим в покое бедного Принца.

Кей Дач. Уже более убедителен. Во всяком случае, писатель объясняет нам, откуда Кей приобрел такой мерзкий характер и свои способности. "Супер" с погибшей планеты, повоевал, поубивал детей и сослуживцев. Нормально.

Правда, в первой книге ("Линия грез") Кеем движут обстоятельства: его подстреливают, затем посылают с Артуром к Граалю, после он мечется по галактике, спасая подопечного, а заодно терзаясь сомнениями: убить мальчика или не убить (конечно, убить!). Во второй же книге ("Императоры иллюзий") он уже целенаправленно спасает мир, становится императором и имеет содержательную беседу с Богом. Замечаете? Опять Принц проклюнулся.

Петр Хрумов. Во многом является наследником Принца. Во всяком случае, в части принятия решения за себя и "того парня" (соратников, планеты). Врожденных сверхспособностей нет, но они с лихвой компенсируются симбиозом с куалькуа и вживанием в образ регрессора Ника Рамера. Писатель, наверное, чувствуя необходимость обосновать существование своего совершенно нереального героя, приводит нам убедительную легенду его появления: довольно подробное жизнеописание, начиная с двухлетнего возраста. Оказывается, Петра младенцем подобрал очень умный дед и всю жизнь готовил на роль спасителя человечества. То есть воспитывал предельно правильным: честным, умным, "морально устойчивым". И способным принимать решения любой степени ответственности. Верю. Петр – может. Хотя непонятно, откуда взялся такой гениальный дед. Но он – вспомогательный персонаж, и с ним возиться, конечно, не стоило.

А дальше – уже подмеченный нами штамп: в первой книге герой попадает в водоворот обстоятельств, его просто используют в качестве инструмента для достижения своих целей. Во второй он – спаситель Земли, погружающий мир Геометров в Тень, объясняющийся с Сильными Расами, в конце концов дослуживающийся до уполномоченного представителя человечества.

Петра мне жалко. Хороший парень. Но – единственный из героев Сергея Лукьяненко, у которого нет и не было любви, спутницы жизни. Я понимаю писателя: совершенно невозможно представить, чтобы Петр влюбился, а, вернее, невозможно представить ту женщину, в которую он бы смог влюбиться. Жаль.

Дайвер Леонид. Сверхспособностей сверх меры. Но – в виртуальности. "В реале" же довольно беспомощен, что здорово с ним примиряет. Писатель, наконец, бросает любимый образ супермена, и это радует. Конечно, никуда не деться от того, что в первой книге Леонид спасает некое высшее существо, а во второй – всю Глубину, но к такому сюжету мы уже привыкли.

Писатель-литератор Ярослав Заров. Уже почти нормальный человек. Ни уникальных свойств организма, ни знания единоборств, ни других подарков от природы. Правда, именно к нему является визитер, что, конечно, выделяет Зарова из толпы. Мир Ярослав спасает уже не по собственному желанию, он бы с удовольствием отказался от этой роли. Но приходится. Да и неизвестно, спас он этот мир или нет. Хорошая концовка, хотя и не обошлось без любимой игры Сергея Лукьяненко "Пристрели мальчишку".

Вор Ильмар. Совсем уже нормальный человек, разве что вор, но достаточно благородный. Каких-то глобальных решений ему принимать не приходится, все получается само собой: побег с каторги, попытки скрыться, поиски мальчишки, попытки его спасти… Достойный персонаж. Правда, книга "Холодные берега" успеха не имела (насколько я могу судить по обсуждению в "Интернете"). Думаю, из-за того, что сам мир, в котором живет Ильмар, не очень правдоподобен, хотя идея, конечно, остроумная. Просто гораздо легче представить себя в Диптауне или, скажем, на планете Тени, чем на нашей родной Земле, пошедшей по другому пути развития. Но это не страшно – не могут быть все идеи одинаково удачными.

Антон Городецкий. Иной. Немного выпадает из стройной цепочки главных героев, поскольку – не человек. Хотя некоторыми признаками героя Сергея Лукьяненко все же обладает: возраст, пол, возня с мальчишкой-подростком. Но в его образе появляется что-то серьезно новенькое: Антон уже не одиночка, он член организации, он подчиняется приказам! И лишь один раз, в самом конце книги, он идет наперекор всесильному Шефу, да и то, как оказалось, демарш был самим шефом и запланирован. Еще Антон любит размышлять о добре и зле, но в судьбы мира не вмешивается и другим не дает.

Подытожим

Главный герой меняется. Уходят ненависть и накачанные мускулы. Уходят ничем не оправданное всезнайство и желание диктовать всем свою волю. Взамен… Взамен мы имеем почти нормальных людей: с их волнениями, терзаниями, страхами, в конце концов. И не за человечество, а за себя, что гораздо естественнее. Короче, мы уже видим… нас. Ну, почти нас. От сверхчеловеческих возможностей своих героев Сергей Лукьяненко не отказывается, хотя и пытается.

Так что эволюция (или, скорее, мутация) главного героя в целом обнадеживает. И все же мутацию надо мыть чаще. А то вон Иван-дурак черным родился. Это шутка. Обещанная.

 

Решив, что достаточно изучил главного героя и тенденции его развития, я решил спрогнозировать, каким будет герой следующего произведения Сергея Лукьяненко. Не буду рассказывать, что получилось, потому что все равно ошибся. Начал читать "Дневной Дозор", а там герой – женщина! Надо же! Писатель в очередной раз доказал, что способен удивить кого угодно. Значит, жизнь продолжается. А жизнь по большому счету – это промежутки между чтением хороших книг и собственно их чтение.

 

С уважением, надеждой на взаимопонимание,
искренне и отчасти вечно Ваш,
Павел Огурцов

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 1999 год. Конкурс рецензий => Павел Огурцов
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.