ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

1999 год
Конкурс рецензий

Владимир Дьяконов

Не особое мнение

 

Interface

“Путь самодостаточен, Цель всегда остается за гранью Пути”.

(“Фантастика Пути или куда идти”)

Когда писателю нечего сказать, а написать что-нибудь очень хочется, то это называется графоманией. Но умный человек всегда найдет для своего занятия более красивое название.

Если при этом писатель — талантливый беллетрист (по Ожегову — автор повествовательных художественных произведений), т.е. умеет располагать слова в приятной читателю последовательности, тогда — беда. Начинаешь искать его новые книги и отвечать в Сети на дебильные вопросы: “Является ли Sir Grey культовым писателем?”.

 

segment memory

“— Потому что ты такой, — грустно сказал Котенок. — Ты совсем-совсем взрослый, который ненавидит быть ребенком”.

(“Мальчик и тьма”)

В Начале был Владислав Крапивин.

По классификации Сергея Лукьяненко я отношусь к Третьему Типу читателей Крапивина. Может быть, даже к Четвертому. Занятная это штука, детская литература, особенно подростковая. Тинейджер мнит себя взрослым, таковым, в общем-то, и является. И читать ему надо нормальные хорошие книги. Не хочешь Достоевского и Толстого (любого из трех) — читай Шекли и Стругацких (вариант: Толкина и Желязны). Но именно в это золотое время лезет в руки всякое барахло: либо отходы взрослой литературы из прошлого (Купер и Буссенар), либо нечто специально для тебя состряпанное, чтобы сломать неокрепшие барьеры в подсознании и внедрить свои идейки.

Отсюда растут “Рыцари сорока островов” и всякие Даньки. (Правда, С.Л. пишет, что “Рыцари...” начинались, как пародия на Крапивина, ну-ну...). Перед героями ставится неразрешимая этическая проблема и они начинают ее героически решать. То, что не все этические проблемы имеют решение, подросток не знает, или не хочет в это верить. Поэтому книги читаются взахлеб и зачисляются в “культовые”. (Дикое словечко). Но ведь решения нет, его нет и у автора, кроме крапивинской муры — будьте смелыми, честными, дружными, и все образуется. Ой ли?

Концовки написаны небрежно, да и не нужны они, концовки-развязки, Фантастике Пути!

Сейчас С.Л. “детских” книжек вроде бы не пишет. И в поздних книгах сам себя убедительно переспорил. Ведь описанный в “Звездах...” и “Звездой тени” страшненький мир Геометров — это не только пародия на Полдень Стругацких, увы, утопический, но и реализация крапивинской Настоящей Дружбы, “Мир, воплотивший мечту безумного педагога”. Единственно возможная реализация, все остальное — дешевый эскапизм фэн-клубов.

Кстати, насколько деградирует писатель, занявшийся детcкой литературой, читай — литературой для недоумков, легко видеть, если сравнить “Девочку, с которой ничего не случится” из 15-го тома Библиотеки современной фантастики с позднейшими писаниями Булычева из жизни Алисы.

 

block data

“...И что мне этот сюжет напоминает... Hе пойму. Hо какая идея интересная. Hадо будет слямзить...”.

(“Исторические игры Юрия Щербатых”)

Теперь о драконах и императорах.

По прочтении книг “Не время для драконов”, “Императоры иллюзий” и “Линия грез” я, было, уверился, что это — ремейки, слегка пародийные. Очень красиво сделанные и приятные для чтения.

Но из статей (речей, заявлений?) С.Л. вдруг понял — эти произведения считаются вполне оригинальными! То есть, на полном серьезе предлагается поверить, что С.Л., знаток фантастики и писатель-профессионал, не читал ни Коула и Банча, ни Джордана. А срисованный под копирку антураж “сотворенных миров” — так, общее место и всеобщее достояние.

Речь, понятно, не о плагиате. Посмотрите, какой процент в творчестве С.Л. занимают всяческие литературные реминисценции (по Ожегову — отражения влияния чьего-нибудь творчества): пародии, переделки, подражания, продолжения. И другие книги сильно загрязнены малопонятными нормальному читателю шуточками по адресу личных друзей автора (тоже, наверно, писателей?), невнятными рефлексиями (см. Ожегова) и частым необоснованным автоцитированием.

Так что, все понятно — заигрался. Видимо, КЛФ — не самая лучшая среда для настоящего писателя. Тривиально, но писатель общается с читателем, как правило, через свои книги, а не по e-mail или с помощью раздачи автографов. Если в команде фэнов вырос вдруг самостоятельный писатель, то, как ни печально, а эту теплую компанию ему надо поскорее покинуть.

A “сотворению миров” С.Л. и сам может поучить, см., например, “Далекие берега”.

Добавлю, что с радостью прочитал в биографии С.Л. — “живет в Москве”. Может быть, со временем из его книг исчезнет нудная провинциальная неприязнь к столице.

 

 

void main

Приходит ламер к хакеру и приносит исходник.
— Где ошибка?
— В ДНК.

(Просто анекдот)

Здесь придется сказать пару слов о себе.

Я — действующий профессиональный программист, из тех еще, кто учился по Кнуту и Джермейн и узнал подлинное значение слова “хакер” из книги “Этюды для программиста”, переведенной 20 лет назад. Я — читатель, и предпочитаю книги и компьютерным играм, и видео, и, страшно сказать, барахтанью в Интернете. Я — “любитель фантастики” и всю жизнь читаю преимущественно ее.

Когда я прочел “Лабиринт отражений”, я был потрясен.

Настоящий программер не может написать хорошую книгу, у него лучше выходят программы. А от “киберпанка”, как правило, просто мутит. Бездарная дилетантская болтовня, сильно напоминающая старинные романы “про шпионов”, где место разведчиков занимают хакеры.

Поэтому и поражает то, что сделал Лукьяненко. Читаешь книгу, как роман о себе. Наконец-то и до нас дошла настоящая литература, ура! Замечательно, что смысл произведения ясен, никакой “Фантастикой Пути” и не пахнет. При массе точных профессиональных подробностей, все они сглажены, и не вызывают ощущения занудства. Уместная и красивая любовная линия (с ума сойти, Любовь, а не подробное до отвращения описание минета, как сейчас принято). И ухмылки по адресу хакеров и ролевиков мягкие и ироничные. Прекрасная книга.

Порадовали и “Фальшивые зеркала”. Это тот нечастый случай, когда вторая серия не хуже первой. Правда, автора, видимо, сильно достали доброжелатели с требованиями объяснить подробности “погружения” и “всплытия”, и он попытался все это растолковать. А не надо бы.

Конечно, можно с ходу придумать десяток способов прерывать “погружение” — программных, аппаратных, физиологических. Конечно, угробить человека, находящегося под гипнозом дьявольской программы, куда проще, чем программно разрушить компьютер. Ну и что? Это же литература, а не технический отчет. (А то неплохо бы включить в книгу исходники программы deep).

Так что здесь самый актуальный вопрос — как писателю жить дальше? Неужели исхитрится написать еще лучше?

 

 

resume next

“— Почему ты мне так помогаешь? Куалькуа?
— Симбиоз удачный.”

(“Звездная тень”)

У писателя Сергея Лукьяненко есть свои читатели (или, с пафосом, свой Читатель). Настоящие взрослые читатели, от 10 лет и старше. Не гики и не фэны, не замороченные своей Дружбой “каравелловцы” и не одуревшие от ристалищ ролевики, а нормальные живые люди, любящие литературу вообще и фантастику в особенности.

Они замордованы происходящим в стране и в мире, их тошнит от помоев на книжних лотках. Они хотят читать новые хорошие книги своего Писателя, читать, а не молиться на них. Их надо уважать (любить не обязательно), их надо ценить — не у каждого писателя есть свои читатели.

Так что писатель — должен писать.

 

end

 

Вл. Дьяконов, 1999 Авг. 16

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 1999 год. Конкурс рецензий => Владимир ДЬЯКОНОВ
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.