ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

2000 год
Конкурс рецензий

Владимир Кнари

Сделать правильный шаг

 

Рецензия на дилогию "Искатели неба"

 

В 1998 году вышел роман Сергея Лукьяненко "Холодные берега", где в конце впервые были написаны слова "конец первой части". Тем самым автор дал понять читателям, что продолжение не только возможно, но будет. И будет обязательно!

Вот только писать это самое продолжение он не спешил, хотя его постоянно и спрашивали: ну когда же? Спустя почти три года после появления первой книги Сергей заявил со страниц своего сайта, что продолжение наконец-то начато. Лишь с названием до самого конца он никак не мог определиться.

Наконец книга вышла, принеся название не только второй части ("Близится утро"), но и всей дилогии – "Искатели Неба".

Книга вышла... Честно говоря, я надеялся, что этот долгожданный второй том принесет ясность в те вопросы, которые у меня возникли при прочтении "Холодных берегов". Однако окончание истории второго Мессии принесло новое видение миру Искупителя, с которым вопросов стало только больше...

Вообще, на мой взгляд, за красивым и легким языком Сергея порой скрывается множество логических неувязок. Здесь я говорю не конкретно о дилогии "Искатели неба", а о творчестве Лукьяненко в целом.

Иногда требуемый результат достигается чисто по российским традициям, хотя очевидное и простое решение лежит на ладони. А в другом случае основная идея, на которой строится практически все повествование, оказывается лишь ширмой для второй идеи, скрытой не только от читателя, но и от главного героя...

То же самое можно проследить и в этой книге.

 

С чего начинается дилогия? С того, что Ильмар-вор встречается по пути на каторгу с мальчишкой, владеющим Словом. Они вместе бегут, а чуть позже выясняется, что этот "малолетний преступник" – бастард, незаконный отпрыск правящего Владетеля.

Маркус, маленький принц, до которого почти никому не было дела многие годы, вдруг оказывается известен всей Державе как самый страшный "враг народа".

Неожиданно быстро он становится "взрослым", но эта его "взрослость" во многом лишь кажущаяся. Внутри он все еще ребенок. Пусть хороший, добрый, иногда хитрый, но все же ребенок. И потому до встречи с вором-Ильмаром он просто бежит от ищеек, не задумываясь еще о собственном предназначении и дальнейших действиях...

Вообще, довольно спорен вопрос о "святом" предназначении Маркуса. Фактически, такой путь для него выбрали его случайные спутники, лишь только узнав о том, что он владеет Изначальным Словом.

Поверить в желаемое всегда очень легко...

Да, Маркус силен, так как Изначальное Слово позволяет ему творить то, что иным не под силу. Но, простите, почему же сразу Искупитель? Разве пасынок Божий начал свой путь именно с таких деяний? Нет же, он повел людей за собой совсем по иной причине!

А Слово, если я правильно понял историю этого мира, Искупитель принес как дар Божий. Дар, который был призван сделать людей счастливей. И уже в "Холодных берегах" можно было задуматься о необходимости "второго пришествия" Изначального Слова. Так ли оно нужно миру, если ни на йоту не приблизило людей к Счастью?

Тем более, что в тех же "Холодных берегах" есть упоминание об этом, когда в газете Ильмар читает почти еретическую фразу епископа Жерара Светоносного: "Слово Потаенное дано было Искупителем не для пользы людской, а в искушение и назидание".

Думаю, Жерар был лишь отчасти прав. Слово дано было все же для пользы, но когда Искупитель понял, чем обернулся этот дар, он не просто покинул престол, а сам отправил себя в ледяные адские чертоги.

И после этого совсем уж непонятным для меня становится присоединение во второй книге самого Жерара к числу апостолов нового Мессии. Неужели же вся его "ересь" всего лишь показуха, в которую он не верит? Так ведь верит, как показывает "Близится утро". Но тогда что заставило его пойти за Маркусом? Я еще могу понять, почему он не выдал Ильмара властям, помог найти Маркуса, но присоединился... совершенно неясная ситуация...

А как остальные спутники Маркуса становились таковыми?

Летунья Хелен волею случая оказывается причастной к побегу Марка, затем за обещание полной амнистии пытается выследить его и доставить в Версаль, и только поняв, что прячет на Слове юный принц, присоединяется к нему. Присоединяется, так как осознает, что теперь она знает слишком много, а потому жизнь ее ломаного гроша не стоит.

Луиза всегда чувствует себя в ответе за других, и изначально пытается просто спрятать Марка от гнева Владетеля. Затем, также опасаясь за собственную жизнь, она решает следовать за ним.

А вот уже по идейным соображениям эти две женщины начинают идти за принцем после присоединения к ним Арнольда, который уверовал после наглядного опыта по использованию Изначального Слова.

К концу первой книги Маркус имеет четырех из положенных двенадцати апостолов.

Монах Йенс присоединяется также лишь по необходимости. За помощь Ильмару в побеге из подземелий Урбиса Церковь его по головке не погладит.

Престарелый лекарь Жан, похоже, решает двинутся на поиски Маркуса лишь из праздного любопытства, да из проснувшейся любви к приключениям.

Граф Антуан Лионский фактически тоже "случайный" апостол. Его цель – понять Маркуса, о котором он до сей поры практически и не знал ничего.

О Жераре Светоносном я уже вспоминал выше. Брат Луи и мадьяр Петер скорее не к Маркусу присоединились, а за епископом Жераром пошли. Из благодарности.

Руссийскому шпиону Фариду Комарову по большому счету вообще плевать на Искупителя. Он только не желает, чтобы Изначальное Слово досталось Державе. А если уж не Ханству, так лучше никому. "Что не съем, то покусаю".

Ну, и для ровного счета в конце добавляется капитан иудейского корабля Адмони, который всю жизнь ждал мессию, а будет им Марк или кто другой, его тоже не волнует.

Что мы получаем в итоге? А то, что большинству так называемых апостолов нет дела собственно до Марка. И только считанным единицам важен Марк-Искупитель. Так почему же они слепо идут за ним? Почему не покидают, когда тот уже не нуждается в их помощи?

Неужели странное (божественное?) влияние Маркуса настолько велико, что некоторые его спутники преображаются коренным образом? Уж насколько профессионалом выглядел стражник Арнольд в первой книге, настолько же беспомощным юнцом он предстает перед нами во второй.

Посудите сами, после потери Ильмара Арнольд становится фактически главным в окружении принца. И именно он рекомендует двигаться Маркусу в Иудею через Паннонию, где у него множество родственников.

Во-первых, неужели у Церкви и Владетеля такой огромный недостаток толковых людей в сыске? Ну почему лекарь Жан и епископ Жерар путем простейших логических построений с легкостью выясняют, куда двинется новоявленный мессия, и только Церковь со Стражей, говоря словами лектора из "Карнавальной ночи", "не в курсе дела"? Даже руссийский шпион, вроде бы меньше знающий Маркуса и его сподвижников, ищет их именно в Паннонии.

Во-вторых, сам Арнольд далеко не новичок в Страже, то есть должен понимать, что предложенный им путь – самый очевидный. А уж знать о том, что в такой ситуации даже родственники могут предать в любой момент, он был просто обязан. А если уж обратился к ним за помощью, то следовало бы вести себя более осмотрительно, а не бегать по крупнейшим дамским магазинам да по известнейшим баням.

Спрашивается, как же он раньше-то так успешно выслеживал Ильмара с Маркусом? Или за него думал кто-то другой? Тогда где же этот "инкогнито" теперь?

 

Довольно интересным для меня оказалось появление в романе графа Антуана Лионского. Наверное, только слепой не узнает в нем великого Антуана де Сент-Экзюпери. Появление такого персонажа, во многом повторяющего прототип, поневоле приводит к ассоциациям с его "Маленьким принцом". "Мы в ответе за тех, кого приручили" – эта фраза, пожалуй, на сегодня самая известная из всей книги летуна нашего мира.

Маркус – тот же самый маленький принц. Вот только "прирученными" в данном случае оказываются сподвижники, возомнившие себя апостолами нового Искупителя. Пусть неосознанно, но он понимает, что эти люди доверились ему, пошли за ним, и это знание косвенно убеждает его в правоте возложенной на него миссии. Но настоящий Маленький Принц не умел использовать людей. А Маркус это делает постоянно. Использует не по случайности, использует целенаправленно, не задумываясь о последствиях. И когда его иногда тычут носом, как нашкодившего щенка, он всего на миг осознает, что люди-то гибнут (достаточно вспомнить судьбу каторжников и охранников, упустивших Марка на Печальных Островах). Но Марк продолжает использвать людей и идет дальше, лишь слегка сожалея об утрате.

И, похоже, единственным, кто это замечает, является все тот же Ильмар. А Антуан, изначально призванный понять, кем же на самом деле является Маркус, честно признается, что не может этого сделать, но слепо продолжает следовать за ним...

 

Но я отвлекся. Вернемся к апостолам.

Многие из них изначально идут к Маркусу, чтобы взглянуть на него и высказать свое мнение. Однако, как выясняется, они не видят человека. Они видят лишь Изначальное Слово, которым этот человек овладел, и Слово это им так застилает их собственные глаза, что они уже не могут посмотреть в глаза правде.

Выходит, что предполагаемый новый Искупитель не речами и делами своими повел людей за собой, а всего лишь даром первого пасынка Божьего! Какие уж тут божественные дела, когда Маркус только и печется, как бы шкуру свою спасти. Тут не до добродетели. Вот когда спасется, тогда да, "счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный"!

Довольно странный образ складывается. И как уж тут Антуан не сумел такой очевидной вещи углядеть?

Да и нужен ли был вообще пасынок Божий? Что понял первый Искупитель, раз сам ушел в адские льды? Возможно, не только ненужность Слова осознал он, но и путь свой, приведший к правлению Державой. А ведь все указывает на то, что Маркус станет новым правителем мира, которого, возможно, и будут принимать за Искупителя.

Зачастую бывает крайне тяжело понять, что же желал показать автор на самом деле. И так же часто этого не может сказать никто. Иногда даже сам автор. Лукьяненко же вообще не дает прямого ответа, он рисует лишь редкие штрихи, за которыми каждый читатель сможет увидеть свою Истину.

Точно так же и его герои видят свой собственный путь к Богу. И одиннадцать из них уходят за Маркусом, похоже, совершенно не задумываясь, зачем это делают. И при этом с осуждением смотрят на единственного отступника. "Короля делает свита". И будущего Владетеля Маркуса его свита делает Искупителем. А народ, он поверит... на то он и народ.

Ильмар же, по всей видимости, понял, что не нужен миру второй Искупитель-Искуситель. И понял, что прав руссийский шпион Комаров со своей "Аквинской ересью", прав, когда говорит, что Бог и Дьявол, оба они внутри человека. Бог дает человеку право выбора, Дьявол пытается его лишить этого права, заставляя выбрать угодный ему путь. Но вся эта борьба происходит лишь в голове, в разуме человека.

И искать Искупителя нужно в себе. Искать небо нужно в себе. И винить за грехи пред ним тоже только себя...

"Сделать правильный шаг, вот в чем путь к Богу", – говорит Фарид. И затем следует за Маркусом. А Ильмар делает шаг в другую сторону от будущего правителя, тем самым становясь единственным, "предавшим Искупителя". Становясь Истинным Искателем Неба.

 

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 2000 год. Конкурс рецензий => Владимир Кнари
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.