ТЕКСТЫ   ФИЛЬМЫ   КРИТИКА   РИСУНКИ   МУЗЫКА          
 F.A.Q.   КОНКУРСЫ   ФАНФИКИ   КУПИТЬ КНИГУ          

2002 год
Конкурс рецензий

Дмитрий Серний

Люди, которые умирали,
и Боги, которые жили

 

Никогда не забуду тот момент, когда я впервые нажал F3 на файле labirint.txt. После этого волшебного погружения я долго не мог успокоиться. После этого я прочел все книги Лукьяненко, которые сумел достать в сети.

Однажды я заметил странную вещь — больше всего затрагивали какие-то струны в моей душе, те книги, в которых главный герой умирал. Как только я подумал об этом, так сразу же понял, что это происходит очень часто с героями книг С.Л. Неудачник, которого было нельзя спасти и Император, обреченный вечно умирать, и вновь возрождаться. Мир Кея Дача, где каждый богатый мог позволить себе возрождаться вечно, а самый богатый человек в мире был обречен на смерть в дороге, пытаясь достичь планеты Грааль. Визитеры, высшие существа, обреченные вечно сражаться друг с другом в разных воплощениях. Жители Тени — из романа “Звездная тень”, обреченные на вечную жизнь в своем огромном мире, состоящем из миллиардов непохожих миров.

В романе “Спектр” тоже присутствует линия возрождения. Правда, там это возможно только для двух землян, но какая разница. Ведь и в этом, и в других романах Лукьяненко вовсе не приветствует это. С.Л. не желает никакой смерти — ни иллюзорной в виртуальности, которая впрочем, для некоторых становиться реальной, ни воскрешения после реальной смерти. Зачем воскресать, если можно было не умирать? Зачем было создавать шесть своих двойников, если они не прожили и недели. Зачем нужно было копировать детей и заставлять их сражаться на полигоне друг с другом? Зачем было погибать два раза Сергею с планеты, которой нет? Зачем тысячелетиями бороться за господство над миром, ввергая в свою борьбу народы и государства? Почему добродушные фанги решили, что вся красота мира в войне и убийстве? Почему убеждающая делать добро церковь готова перегрызть глотку любому, кто встанет ей поперек пути, будь то простой человек, или даже пасынок божий? Мне кажется, что ответ заключен именно в этой книге, хотя напрямую автор его так и не высказал.

Роман “Близится утро”, на мой взгляд? ближе всего из произведений С.Л. к книгам Стругацких. По крайней мере, концовка этой книги вызывает схожие ощущения с Жуком в муравейнике. И на главный вопрос этого романа автор так и не дает ответа. А главный вопрос, по-моему, это вовсе не принадлежность Маркуса Богу или Дьяволу, и даже не то станет ли он новым Искупителем. Мне кажется, главный вопрос поставил руссийский шпион Комаров. Если Бог добр и всемогущ, то почему же тогда существует зло. На этот вопрос существовало всего два ответа: зла не существует и Бог не всемогущ. Но я думаю, что оба они не верны. Бог всемогущ — иначе это не Бог. Зло существует, это очевидно. Какая мать поверит, что рожденное ею дитя, потом убьет ее? Но пусть даже так, все равно замена одного зла на другое не является добром. Да кто Бог такой, чтобы знать, что для нас хорошо, а что плохо! Неужели он так внимательно опекает нас, но при этом забывает о таких вещах как голодающие дети, и крестовые походы. Зло существует. Но раз так, то остается последнее — Бог не является добрым. Бог просто существует, но вот есть ли ему до нас дело, это совсем другой вопрос.

Эту же тему можно проследить в самой знаменитой книге С.Л. – “Лабиринт отражений”. Чудо рядом, но ему до нас нет дела. Оно просто заглянуло, к нам, на минутку отдохнуть, и уже уходит. И не удержать его, ведь это Чудо. А Чудо нельзя поймать. В него можно только верить.

Идею безразличных Богов, можно проследить почти в каждом произведении С.Л. Это Тень, познающая всех ступающих во Врата. Это бог Кертиса, пообещавший ему все, что тот хотел. Это Неудачник, а потом Темный Дайвер — Боги глубины. В трилогии “Лорд с планеты Земля” в роли Богов выступают сами Земляне, которые стали творцами огромного количества цивилизаций, ради одной никому не нужной войны. В мире дозоров Богами, по сути, являются верховные маги Света и Тьмы. Что для них время, или пространства. Достигнув, такого уровня мастерства они просто наблюдают, и поступают согласно своим расчетам будущего, которые никогда не ошибаются. Что для них жизнь, если они знают свое будущее? Разве они живут? Они же просто существуют! Также как и большинство добившихся всемогущества созданий. Те же ключники, слушающие со скукой совершенно не нужные им истории. Что им нужно? Неужели они просто бояться перейти на новый уровень сознания, и поэтому ждут здесь, пытаясь по мере сил помочь развиться младшим своим братьям? А инопланетяне в течение полувека захватывающие детей, для своего эксперимента. Да их можно назвать Богами, по крайней мере, для обитателей Сорока Островов. Но можно ли назвать их разумными, или хотя бы чувствующими? Зачем нужно знание и сила, если не знаешь, что с ними делать? Эта тема поднимается в романе “Спектр”, где Мартин решает отказаться, от этого сомнительного всемогущества. Да и что это за всемогущество, если ты не можешь повелевать собой?

Герои С.Л. заметно отличаются от других людей. Это не просто мешки с мускулами, что так полюбились многим авторам. Герой Лукьяненко в первую очередь должен чем-то незаметным с первого взгляда отличаться от других. Всех этих людей объединяет способность видеть мир по-другому, чем все. Дайвер, по сути своей вор, который и в 32 года готов верить в чудо, и телохранитель, которому должно быть вредно думать, умеющий рассказывать сказки взрослым детям и общающийся со своим разумным кораблем. Жестокий бизнесмен Чингиз, с болью в голосе вспоминающий ушедшее навсегда лето своей молодости, и старый пилот Антуан, так и не нашедший в себе смелость рассказать людям свои дивные истории. Землянин Сергей, не раздумывая потративший свою последнюю темпоральную гранату ради спасения почти чужого ему человека, и Кей Дач, стреляющий в детей, захваченных Дарлоком. И не важно как он это объяснил потом что, мол, дети могли бы занять более высокий пост в обществе. Нет, не поэтому убил их лейтенант Корь. А память Ника Римера так и не ставшего поэтом. Как мог такой человек вырасти в жестком обществе Наставников? Поэт-регресср звучит не лучше чем поэт-убийца. У С.Л. много таких красивых противоречий, делающих его книги завораживающими и необыкновенно живыми.

Герой проходит долгий путь, к чему-то, не понимая, что на самом деле, этот путь, нужен был только ему самому. Ставший другом Артура Кей вызволил его из военной базы, и спасся сам. Невероятная догадка, приходит в голову Мартину, и он чуть было не становиться божеством. Ильмар, единственный из всех, понял, что Маркус всего лишь человек, хотя все доводы были за то, что Маркус Искупитель. Лишь Диме, из всех жителей замка Алого Щита пришла в голову нестандартная мысль, взорвать мосты. Петер Хрумов просто знал, что найдет своих спутников, и Врата, управляемые высшей силой словно признали его власть над собой. Леонид, готовый защищать Вику и Неудачника стоит одни против множества врагов, и их пули, не причиняют дайверу вреда. Это было выше человеческих способностей, но кто говорил, что все время надо оставаться человеком?

В произведениях С.Л. очень часто встречается смерть и жестокость. Фактически, каждый главной герой является ее носителем. Автор очень умело показывает, как нельзя сделать добро, не сделав и одновременно зла. И не важно, что это: применение Леонидом вирусного оружия против своих, выстрел Зарова в ребенка, задуманный Данилой сброс черного огня на город, постоянные убийства на Сорока Островах или убивающие свои жертвы по лицензии вампиры!

Увы, жестокость является неотъемлемой частью нашей жизни, и глупо надеется, будто со временем она исчезнет. Но все же порой книги Лукьяненко кажутся куда более жестокими, чем жизнь, и это заставляет задуматься. Порой. Зачем же все это? Почему мы видим таких разных внешне и похожих внутренне героев? Зачем все эти сцены, в которых различаются только декорации? Как удается С.Л. создавать такие разные, и в то же время до боли похожие друг на друга произведения? Впрочем, вряд ли он и сам это знает, да это и не важно.

Важно то, что это все есть. Важно то, что каждому из героев С.Л. хочется подражать, и быть на него похожим, так же как и все они похожи друг на друга. У них все разное — это воины и воры, космонавты и писатели, всех их объединяет только одно — их жизнь. Все они живут настоящей жизнью. Они проживают свою жизнь достойно, и этим многие заслуживают гораздо больше, чем обычно дается человеку, в отличие от безразличных Богов, миров Лукьяненко. Я мечтал бы быть похожим на одного из многих его героев, потому что на самом деле в книгах С.Л. описаны люди, которые жили, и Боги, которые умирали.

 

 

Поиск на сайте
Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Конкурсы => 2002 год. Конкурс рецензий => Дмитрий Серний
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.