статьи и интервью о фильме

 

"Ночной Дозор" на CGTalk.ru: интервью с Владимиром Лещинским (студия Dr.Picture)

CGTalk.ru: Расскажите о компании Dr.Picture. Как давно вы существуете, какой основной вид деятельности? Самые интересные проекты, которые выросли за спиной компании?
Владимир: Компания Dr.PICTURE Studios ( www.drpicture.com ) существует с 1996 года и является прямым потомком легендарной студии Render Club, которая в свою очередь была практически основателем компьютерно-графического движения в России начиная с 1991 года. Т.е. опыт и стаж работы специалистов нашей студии составляет на сегодняшний день почти 14 лет. Нам первыми удалось поучаствовать в создании компьютерных эффектов для кино еще в 1994 году на съемках фильма "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова, где тогда еще компания Render Club произвела специальную съемку для наложения шаровой молнии на live action. Как вы знаете, фильм в последствии получил Оскара'95 (к сожалению, не за спецэффекты :). Студия Dr.PICTURE широко известна своими роликами M&M's и Irn-Bru. Вообще нашей основной специализацией является анимация компьютерных персонажей. Вот и в "Ночном Дозоре" мы в основном занимается персонажами, но уже не мультяшными, а реальными, как бытовыми, так и мистическими образами. До "Ночного Дозора" нам удалось поучаствовать в нескольких художественных фильмах и телевизионных сериалах, таких как "Атлантида", "Белое Золото", "По Ту Сторону Волков...", "Русские в Городе Ангелов", "Keeper of Time" (последний российский проект Роджера Кормана). Есть чисто американский проект "Witches of Beverly Hills", куда мы были приглашены нашими агентами в Голливуде в виду относительной недороговизны наших услуг для американского рынка. Сейчас проводятся съемки фильмов "Су-ХХ" про русский перехватчик и "Волкодав" по одноименному бестселлеру Марии Семеновой, где будет много компьютерных тварей.

CGTalk.ru: Расскажите в общем о самом сериале? Сколько будет серий? Сколько будет в среднем идти каждая серия?
Владимир: Сериал "Ночной Дозор" - это на самом деле кино-проект, состоящий из 2-х фильмов, которые сначала будут демонстрироваться в кинотеатрах, а затем из них будут сделаны 4 телевизионных серии для показа по ТВ. Хотя, судя по материалу, телесерий может быть больше. Режиссер фильмов, как вы видимо знаете, Тимур Бекмамбетов, достаточно хорошо известный в рекламно-киношном мире. Его фильмографию, как и мою, вы без труда найдете на мировом сайте кино www.imdb.com. Фильмы будут в среднем чуть менее 2-х часов по продолжительности, как требует прокат. А теле-серии соответственно чуть меньше часа каждая.

CGTalk.ru: Когда начались съемки? Продолжаются ли они до сих пор?
Владимир: Съемки качались в конце января 2003 года. На текущий момент по первому фильму все основные съемки закончены и проводятся только мелкие "служебные" досъемки. Совсем небольшие досъемки будут еще проводится весной для второго фильма.

CGTalk.ru: Когда начались работы над компьютерными спецэффектами? Сколько времени еще планируется уделить им?
Владимир: Нам всем пора переходить на мировую кино-терминологию, дабы не путаться в будущем. А именно, все эффекты, которые производятся на пост-продакшн, называются визуальными эффектами (Visual или Digital Visual Effects). Спецэффектами в кино называются только эффекты, которые делаются непосредственно в кадре на съемочной площадке, и к ним как ни странно в основном относятся всякие механизмы, пиротехника, дымы, дожди, потопы, взрывы, выстрелы, пластический грим и т.д., в общем - все реальные эффекты.
Так вот, работа над визуальными эффектами началась еще до съемок, т.е. в середине 2002 года. Были придуманы и разработаны основные группы и направления эффектов. Затем в процессе съемок делались различные креативные разработки в видео-разрешении, можно даже назвать их аниматиками, которые по приемке передавались компаниям-исполнителям для непосредственной реализации в 2К. Сейчас на этапе пост-продакшена, мы уже плотно работаем над эффектами 4 месяца и видимо еще целый месяц будем их делать.

CGTalk.ru: Сколько человек в целом работает над компьютерной графикой?
Владимир: В целом, на текущий момент над проектом работает более 40 человек суммарно по всем студиям и персоналиям.

CGTalk.ru: Какие компании принимают участие в работе над фильмом и спецэффектами в частности?
Владимир: Над проектом с самого начала работали 4 основные компании - это студия компьютерной графики производящей компании Базелевс, Dr.PICTURE Studios, студия ORT-Design и питерская студия Post-Production. Сейчас, на завершающем этапе, мы работаем уже с более чем 15 студиями из Москвы, Питера и Киева и все еще приглашаем новые студии. Я думаю в итоге суммарно общее количество человек, принявших участие в работе над эффектами к первому фильму, достигнет 60-70 человек.

CGTalk.ru: Ходят слухи, что спецэффектов будет просто огромное, невиданное раньше ни в одном российском проекте количество. Какое примерно соотношение будет в фильме "спецэффектных" сцен к обычным? Пятьдесят на пятьдесят?
Владимир: На текущий момент в первом фильме примерное количество планов с участием компьютера достигает 400. Они, конечно, все разной сложности - от вытирания тросов до персонажной анимации. По времени - из примерно из 2-х часов всего фильма, планы под компьютерную обработку занимают порядка 80 минут, что и по объему эффектов и по длительности огромное количество даже для хорошего западного фильма. О качестве уже будем судить после проката фильма.

CGTalk.ru: Какое программное обеспечение используется при работе над визуальными эффектами? Для моделлинга? Анимации? Композитинга сцен?
Владимир: Каждая студия использует пакеты, в которых они привыкли работать. В принципе охвачены практически все инструменты доступные современному графику. Среди них Softimage Xsi, Maya, 3Dmax, RenderMan, Shake, Digital Fusion, Flame, Inferno и прочее. В принципе, лично меня как общего супервайзера проекта, волнует не пакет в котором сделан эффект, а как он сделан - скорость и качество. Я думаю, это наверно общемировая тенденция. Главное "плановый" результат, т.е. качество при соответствующей организации.

CGTalk.ru: Какие основные стадии Вы можете выделить при работе над vfx?
Владимир: Основные стадии работы в этом проекте мы попытались заимствовать из американского опыта производства визуальных эффектов. Все начинается задолго до съемок с детальной разработки всех эффектных сцен. Рисуется раскадровка, делается превизуализация, даются рекомендации съемочной группе. Снимается live action под эффект при тщательном контроле специалистов по визуальным эффектам на площадке. После того, как изображение отснято и перегнано в PAL, по готовому материалу производится грубая настройка эффекта. На этом этапе еще происходят некоторые креативные поиски и изменения, допустимые снятым материалом. Затем это изображение попадает в монтаж и там доводится по динамике, скорости и преемственности с окружающими съемочными планами. После этого практически весь круг задач по эффекту детально определен, и можно сканировать пленку в 2К. Дальнейшее дело техники и контроля технического качества, типа ровных масок, пленочного зерна, расфокуса, motion blur, цветокоррекции и т.п.

CGTalk.ru: С точки зрения супервайзера - насколько "Ночной Дозор" сложный проект? Был ли достаточен для работы предыдущий опыт студии, или приходилось изучать и нарабатывать много нового?
Владимир: Конечно, такой громадный проект простым назвать сложно. Снималось сразу 2 фильма, захватывавшие все сезоны погоды по сценарию, поэтому снимали все вперемешку, что тоже не облегчало работу над последовательными эффектами. Что касается сложности самих эффектов по технологии, пожалуй, их можно отнести к разряду нормальных. Больший упор был сделан на креативную составляющую эффектов, на визуальную часть, а не на достижения в области компьютерной графики. С другой стороны это было продиктовано и сюжетом фильма и видением режиссера. В большинстве случаев эффекты сделаны, как мы называем "на бытовом уровне", т.е. попытка взглянуть на обычные вещи и найти в них необычную сторону.
С точки зрения организации работы над эффектами, "Ночной Дозор" явил нашему кинематографу уникальную для России технологию, и я бы сказал новое решение проблемы быстрого и качественного создания эффектов для кинопроектов. Не секрет, что практически все наши режиссеры, как это ни странно, боятся использования новых технологий в кино. В большинстве случаев это от недоверия к "родным" специалистам или от незнания технологических возможностей. Поэтому при любом удобном случае они избегают применения эффектов и пытаются в своих фильмах все рассказать "кино-языком". За долгие годы своей практики, я например выяснил для себя такую сторону этой проблемы - наши режиссеры до самого конца производства эффектов не верят, что все получится, постоянно свербят себя альтернативными решениями и спокойно вздыхают, только увидев окончательный результат. А что если это не один эффект в фильме, а например 400 как в "Ночном Дозоре". Хватит ли у режиссера терпения дождаться финального результата по всему материалу? Не сорвется ли он на "кино-язык" после 2-3-х эффектов?
Поэтому, вместо того чтобы стараться запихнуть всю работу в одну студию, даже теоретически не существующую на данный момент в России, которая смогла бы сделать все, мы создали конгломерат более 15 студий компьютерной графики, работающих над эффектами под руководством единого центра, что позволило распределять всю работу по специализации и достигнуть качественного результата за короткие сроки. Этот опыт позволит в последствии делать и еще более мощные проекты "без страха и упрека" и, надеюсь, уже окончательно поднять над нашим кинематографом wireframe-овое знамя компьютерной графики и анимации.

CGTalk.ru: Снимается ли все на High Definition, или используется классическая пленка с последующей оцифровкой?
Владимир: Все снималось на 35 мм Кодак, так как технология НD для съемок пока не соответствует нужной нам цвето- и светопередаче. Весь материал с пленки сканируется в 2К и собирается и корректируется цифровым способом, известным как Digital Intermediate.

CGTalk.ru: Используются ли какие-то новые, собственные наработки? Ждет ли нас что-то новое, хотя бы по меркам России?
Владимир: По меркам России безусловно это самый "крутой" проект на сегодняшний день. Безусловно, в нем есть что-то свое, уникальное, отличающее его от других. Мы постараемся, чтобы для России это было сильной встряской. По крайней мере, после выхода фильма, надеюсь, всем будет понятно, что в России тоже можно снимать не только фестивальное кино, но и хорошие коммерческие и кассовые фильмы и делать качественные визуальные эффекты.

CGTalk.ru: С какими трудностями вы сталкивались при работе над фильмом? Организационного? Технического? может быть - финансового характера?
Владимир: Мы сталкивались со всеми трудностями, которые свойственны таким большим проектам. Но самая большая ценность заключается как раз в умении находить решения для преодоления таких трудностей. Пока нам это удается. Хотя не будем забегать вперед - как говорится у киношников "экран покажет!".

CGTalk.ru: Как вы считаете, через какое время в России будут выходить фильмы с голливудским (или даже выше) уровнем vfx? Насколько такое возможно в настоящее время? Сколько еще времени потребуется для развития студий (пусть единиц, но все же) до уровня Digital Domain, ILM? Есть ли вообще такие возможности\перспективы в России?
Владимир: Возможность есть всегда. Для того, чтобы давать Голливудский уровень, надо как минимум иметь их оборудование, обучение и что на самом деле главное, их организацию, т.е. структуру студии и алгоритм прохождения работы по всем подразделениям. Я бы сказал, что самое ценное у каждой студии в Голливуде - это их pipe-line. Сколько я не посещал студий Калифорнии, Лондона и Парижа, они без проблем расскажут все, даже покажут что нового они сейчас производят, но никогда от них не добьешься структуры организации студии. Организация - это сэкономленное время, а время - это непотраченные деньги, а это в свою очередь конкурентное преимущество.
Еще одним немаловажным критерием развития таких студий в России является постоянный рост сборов с кинопроката. Чем больше сборы, тем больше можно вкладывать в следующее кино, тем большая часть пойдет на самую последнюю статью расходов в нашем сегодняшнем кинематографе - визуальные эффекты (помните про "киноязык", в случае "усыхания" бюджета его пускают в ход). Голливудская ситуация, когда затраты на эффекты сравнимы а то и превосходят затраты на съемки в некоторых последних блокбастерах, для нас пока слишком далека. Здесь уже важен и хороший сценарий, и звезды. Как только российские кинематографисты поднимутся до этого уровня, тогда будет выгодно вкладывать деньги в визуальные эффекты, и появятся студии с количеством хотя бы 200-300 человек. Вот это и будет эра расцвета наших компьютерных технологий. Надеюсь, мы с вами доживем и, даст Бог, поучаствуем в этом процессе.

CGTalk.ru: Уверены, многим посетителям нашего ресурса было бы интересно узнать про возможность работы в кино, именно в области vfx. Есть ли у вас какие-то пожелания, рекомендации, как стоит искать работу в студиях вашего уровня? Какой уровень знаний требуется для работы? Какие требования обычно предъявляются при приеме на работу?
Владимир: Последнее время производственная структура по работе с визуальными эффектами неминуемо приходит к системе узкой специализации. Т.е. время "универсалов", когда человек умеет делать все в общем и ничего в частности, прошло. Сейчас, например в студии Dr.PICTURE, каждый участник процесса делает свой технологический кусок, но делает его очень быстро, очень качественно и лучше чем кто-либо еще. За счет этого удается делать эффект гораздо быстрее при неизменно высоком качестве. Собственно, это и есть путь западных студий. Конечно, до столь детальной специализации как в Голливуде мы еще не дошли, но уже можно однозначно выделить потребности студий в глубоком знании по специализациям - моделинг, анимация, текстурирование, постановка света и рендеринг, специальные эффекты (в основном партиклы и жидкости), и композитинг. Поэтому моя рекомендация заключается в следующем - выбрать себе специальность по душе и в которой чувствуешь себя лучше всего и углубиться в совершенствовании себя именно в этой области, добиться самых лучших результатов и тогда любая студия немедленно примет вас с распростертыми объятиями.

CGTalk.ru: Хотелось бы поблагодарить за интересные ответы! Не так часто появляется столь интересный проект, который делается именно в России.
Владимир: Не за что. Спасибо и до встречи на новых проектах!

Беседу вел Filosof.

 

 

 

  Поиск на сайте

Русская фантастика => Писатели => Сергей Лукьяненко => Творчество => Фильмы => "Ночной Дозор"
[Карта страницы] [Новости] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Тексты] [Критика] [Рисунки] [Музыка] [F.A.Q.] [Конкурсы] [Фанфики] [Купить книгу] [Фотоальбом] [Интервью] [Разное] [Объявления] [Колонка редактора] [Клуб читателей] [Поиск на сайте]


© Источник: www.CGTalk.ru
© Составление, дизайн Константин Гришин.
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2002 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив.
Использование материалов страницы без согласования с авторами и/или редакцией запрещается.