"Приятное с полезным", Светская газета для деловых людей, октябрь 1991

Прямо фантастика какая-то!


    Как известно, в Волгограде в первой половине сентября проходила международная НФ-встреча «Волгакон-91». Это была грандиозная – отдадим должное ее организаторам – акция, собравшая поклонников благородного жанра фантастики из самых разных краев. А в финале произошло событие, которое можно отнести к пресловутому разряду «награда нашла героя»: волгоградские писатели Любовь и Евгений Лукины получили (наконец-то!) премию, присужденную им в 1990 году Европейской конвенцией фантастов за повесть «Миссионеры» (кстати, это великолепное произведение было опубликовано в журнале «Искатель»). И хотя премия эта не содержит финансовых «довесков» – лишь диплом да медаль, - она носит очень престижный характер: достаточно сказать, что в числе крайне немногочисленных советских лауреатов значатся гималаи нашей фантастики братья Стругацкие.

    Принято считать, что Лукины относятся к четвертому поколению советских фантастов, правда, вряд ли кто сумеет назвать представителей предыдущих трех, да и вообще неясно, с какой печки соскочила данная классификация. Ясно одно: писатели наши относительно молоды и абсолютно талантливы. И то, что в своем бальзаковском возрасте они имеют за плечами всего лишь одну книгу «Когда отступают ангелы», вышедшую полтора года назад (не считая, разумеется, массы публикаций в периодике), только доказывает сей и без того несомненный факт. Это отнюдь не парадокс. Дело в том, что фантастике в нашей стране крупно не повезло (как, впрочем, и другим жанрам). Право на жизнь и тиражи получали лишь те творения, в которых посланцы ликующей Земли несли к далеким звездам светоч коммунистических идеалов. Все, что не укладывалось в схему «и на Марсе будут яблони цвести», оставалось в столах. А Лукины как раз о «марсах» писать не любили, им всегда были интересны наш мир и те, кто его населяет, и фантастические допуски служили им только средством, но не целью. Причем с самого первого их совместного произведения, написанного в 1975 году.

    Собственно, они и писать-то принялись потому, что нечего стало читать, а фантастика всегда была их любимым чтивом. Точности ради необходимо отметить, что начинали Лукины как поэты, может быть поэтому так точен, емок и изящен язык их произведений. В какой-то момент перед ними встал выбор: либо «к штыку приравнять перо» и жить относительно безбедно, либо творить по душе, но без надежды на публикацию. Они не говорили громких слов, не произносили клятв, в общем, на Воробьевы горы вслед за Герценом не лазали – просто сделали свой выбор. Рассказы читали друзья, повести ходили по рукам, и все оседало в столах. И было это в порядке вещей, ведь они решились на уголовно наказуемое тогда деяние – писать правду о том сумасшедшем доме, в котором всем нам довелось жить. То, что в подзаголовках стояло определение «фантастический», никого не обманывало, как гениально заметил один цензор: «Это они говорят, что фантастика, а на самом деле?..»

    К сожалению, надо заметить, что к потоплению молодых писателей приложил руку и такой зубр отечественной фантастики, как А.Казанцев. Его внутренняя рецензия на их сборник долго ходила по рукам. И немудрено. В ней Лукины объявлялись идеологическими диверсантами, купленными журналом «Америка». Почему именно этим изданием – до сей поры осталось неясным. Правда, вскоре после этой рецензии Лукины получили книгу мэтра с теплой дарственной надписью и долго не могли понять причин такого оверштага, потом успокоились, списав все на возрастные обстоятельства. Но все оказалось проще: рассказ, который они посылали в журнал «Вокруг света», стал победителем какого-то конкурса, а призом и была как раз книга А.Казанцева «Клокочущая пустота» (названьице-то,а?). Поразительные порой штуки выкидывает жизнь...

    А проломил стенку вокруг Лукиных тогдашний редактор «Вечернего Волгограда», ныне, увы, покойный Л.Куканов, настоящий газетчик и мужественный человек. Это он взял на себя смелость и протолкнул в печать повесть «Каникулы фотографа». И – ничего страшного не случилось, а читатели остались очень довольны. Потом и другие газеты охотно принялись печатать Лукиных. Но тут случились новые напасти: по всех стране поднялись гонения на клубы любителей фантастики (КЛФы). Чем уж так не угодили властям бедные фэны ( не путать с фанами от рока, футбола и т.п.), неизвестно, видимо, тем, что хотели нормального, а не формализованного общения, но, как бы там ни было, а КЛФы начали закрывать. В том числе и у нас, в Волгограде. Состоялось бюро обкома КПСС по этому вопросу, на которое, естественно, никого из фэнов не пригласили. Но сведения о ходе этого заседания все же просочились за стены обкома, реплики его участников и фрагменты принятого решения о закрытии клуба передавались из уст в уста как анекдоты, и многие тогда держались за животики. Да и как же было не смеяться, когда руководитель волгоградского КЛФ Б.Завгородний, например, был припечатан как «прикидывающийся выходцем из рабочего класса». Рассказывают, что в какой-то момент первый секретарь обкома В.Калашников, совершенно изнемогший под бременем непривычных сведений, отряхнул с себя думы о сплошной мелиорации и громко вопросил: «А кто это такой – Азимов?» На что один из инструкторов услужливо сообщил ему, что Исаак Азимов является диссидентом, поскольку покинул родину – солнечный Азербайджан, и обретается в Америке. Да… Конечно, было смешно. Но и – страшно тоже.

    Сегодня этот страх проходит. Однако до полного его исчезновения ох как далеко. Он, кажется, поселился в наших генах, и выковырять его оттуда очень и очень непросто, если вообще возможно. Не хотелось бы говорить громких слов, но творчество Лукиных, как мне кажется, споспешествует избавлению от этого вязкого чувства, может быть, потому, что они боялись и боятся меньше, чем многие из нас.


    Сегодня вроде бы дела у них пошли чуть лучше, реализуются кое-какие планы, так что вполне возможно, что вскоре к нам придут новые книги, в конце концов, у них все еще впереди, четвертая волна – это не девятый вал, после которого наступает затишье. То, что Лукины – без дураков – большие писатели, для меня лично очевидно, так что шанс стать классиками еще не упущен. И сразу бедное мое воображение по инерции рисует всю атрибутику наших советских классиков: машины, дачи, звания, орден и т.д., и т.п. Но вспомню спокойную улыбку Любови, услышу неторопливый говор Евгения, и что-то не верится мне в такое их будущее. Ну никак не верится в то, что они когда-нибудь приобщатся к суете. Все это лишь мои совковые мечтания, не более. Фантастика какая-то…

    В.Васильев

Назад на страничку со статьями



Фантастика => Л. и E. Лукины => [Библиография] [Награды] [Фотографии] [Интервью] [Рисунки] [Статьи, критика] [Песни] [Книги

Оставьте ваши Пожелания, мнения или предложения!
© Евгений Лукин, 1998
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
© Дмитрий Ватолин, дизайн, составление, 1998
© Артур Биглер, рисунки, составление, 1998
© Вадим Филиппов, составление, 1998-1999
© Константин Гришин, составление, 1999-2001
Редактор страницы Константин Гришин.
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ каким-либо образом без согласия авторов или издателей.
Страница создана в октябре 1998.