Русская фантастика
Искать в этом разделе
Киноглаз от Марины и Сергея Дяченко
(1 из 7)
На главную
Вперед


Газета "Зеркало недели".

   Читателей "Зеркала недели" систематически обманывают. Кто не обжигался на завлекательной рекламе? Берешь в руки видеокассету, читаешь аннотацию на красочной обложке - шедевр! То же самое вам утверждают в газетах (их великое множество), где аннотируются новые фильмы и в телевизионных передачах, посвященных таковым. Прочтешь или даже увидишь рекламный ролик - и сердце трепещет от предвкушения. А потом смотришь - и, мягко говоря, удивляешься - где же "новизна замысла", "напряженный сюжет", "прекрасная игра актеров", за чем следить, "затаив дыхание"?
   То же самое с информацией о фильмах, показываемых по телевизору: вам обещают осетрину, а она на поверку частенько оказывается верховодкой, да еще с душком. . .
   Вот мы и решили отсматривать новинки кино и видео, дабы поделиться своими субъективными (и независимыми от рекламодателей) впечатлениями.
   Сегодняшняя подборка фильмов посвящена. . . вампирам. Уж так получилось, что практически одновременно у нас появилось сразу несколько новых американских картин, рассказывающих о кровопийцах. Это "От заката до рассвета-2", "Блэйд" и "Вампиры". При этом два последних фильма - среди лидеров кассовых сборов в Америке.
   Миф о вампирах издавна привлекал кинематографистов. Может быть это связано с тем, что и вампиры, и мир кинотеатра существуют только в таинственной полутьме, разрушаясь на солнечном свету. . . Клыкастой нечисти посвящено около трехсот фильмов, среди которых есть и настоящие шедевры, такие как немой еще фильм Ф. Мурнау "Носферату, или симфония ужаса" 1922 года (вышел повторно в 1998 г. , демонстрировался в Америке, России и других странах, ожидается и у нас). Эта картина - классика немецкого экспрессионизма, в которой миф о пробуждении абсолютного зла соответствовал тревожной атмосфере накануне мировых катаклизмов - увы, он так своевременен и сегодня. . . . В этом фильме-метафоре, гениальном по стилистике, ирреальное проступает из обыденного, из контрастного сочетания черно-белого, психологическое напряжение создается за счет недоговоренностей, символов, обращающихся к нашему подсознанию. . . По недавнему СНГ-эвскому интернетовскому рейтингу "вампириады" этот черно-белый фильм вышел на второе место по значимости, а на первом - черная комедия Р. Родригеса "От заката до рассвета", вышедшая на экраны три года назад. Сценарист и исполнитель одной из главных ролей в ней - К. Тарантино, культовая фигура 90-х. Сиквел - "От заката до рассвета-2: Кровавые деньги Техаса" (режиссер С. Спигел, продюсеры - все те же Р. Родригес и К. Тарантино, 1997) не просто разочаровывает - шокирует откровенной вторичностью. Пятеро отморозков решили грабануть банк. Один из них случайно попадает в забегаловку (знакомую по прежней картине), прибежище вампиров. Его, естественно, кусает кровосос, превращая в себя подобного, а новоиспеченный кусает всех остальных. Так что банк грабят вампиры - и поэтому полиции (также частично покусанной) трудно с ними справиться. . . Позорная малобюджетность фильма, пятикопеечные спецэффекты, убогая режиссура, бездарная игра актеров, и при этом обилие крови и внутренностей. Б-р-р-р. . .
   Поклонники "ужастиков" многое ожидали от нового фильма знаменитого Джона Карпентера, мастера этого жанра. На его "Вампиров" (1998) было израсходовано столько денег, что на них мог бы полгода-год жить такой город как Киев. О чем же этот фильм? Чтобы уничтожить легендарного 600-летнего (!) вампира Валека и его бессмертную армию тьмы, Ватикан направляет по их кровавым следам команду охотников во главе с Джеком Кроу - безжалостных убийц, не обремененных понятиями чести и благородства. . . Относительная новизна картины - в возврате к старине. Многие постановщики стали в последние годы эстетизировать феномен упырства, искать драму и мелодраму в судьбе оборотней ("Дракула" Копполы и иже с ними). Образ вампира потерял очертания абсолютного зла. Карпентер же забил осиновый кол в аморфное вампиролюбие. Его фильм - это жесткий вестерн без всяких полутонов и метафизики. Охотник - шериф, вампир - бандит, они гоняются друг за другом, и однолинейность схемы нарушает лишь предательство подручного шерифа (тоже, кстати, весьма традиционное). Конечно, уровень режиссуры здесь на порядок выше, зритель запомнит целый ряд потрясающих эпизодов (например, явление нечисти из-под земли), может быть, отметит актерские работы (Д. Вудс сотоварищи), но в целом картина разочаровывает отсутствием больших идей и художественных открытий. Даже подростку, поведенному на "экшн", трудно будет кому-либо сопереживать, ибо и охотник, и бандиты ничем не отличаются друг от друга. . .
   Совсем иное дело - Блэйд из одноименного фильма С. Норрингтона (1988). Бедняжка Блэйд (его играет У. Снайпс) - жертва. Его мать укусило чудовище в тот момент, когда она рожала сына. В кровь ребенка попало совсем немного вампирского яда, но и этого оказалось достаточно - Блэйд уже не совсем человек. Он принимает вакцину, пользуясь услугами друга (старина К. Кристоферрсон) и женщины - врача-гематолога. Но все антивампирские препараты действуют непродолжительно, звериное начало прошибает мужественного Блэйда, искушая его жаждой вкусить гемоглобинчика. . . Сознавая, что его "человеческое" время истекает, Блэйд объявляет крестовый поход против ночной нечисти и их предводителя Фроста (С. Дорфф) - убийцы своей матери. Но Фрост далеко не так прост - он, расшифровывая старинные тексты вампирской Библии (есть и такая!), работает над открытием светоустойчивости и сверхсилы, готовясь стать властелином мира и перекусать всех жителей нашей голубой планеты.
   Фильм не разочарует подростков, обожающих спецэффекты. Вот уж где компьютерные графики разгулялись! Симпатичен и Снайпс в главной роли - каратист и культурист. Впервые в мировом кино вампиром стал негр! Многие девушки в нежном возрасте отдадут этому красавцу свое сердце - может, отдали бы и нечто большее (шейку в кудряшках). . . Но что еще можно сказать хорошего об этом, снятом не без операторского изыска, фильме? Да ничего. Очевидный проигрыш в плане сопереживания - неуязвимость Блэйда а посему предсказуемость исхода. В целом же, несмотря на эффектные "балетные" схватки, превращения, летающих демонов, взрывающуюся плоть, даже библейские аллюзии - фильм подобен барабану. Внешне - бум!, а внутри - пустота. Увы. . .
   Если предложить читателям рейтинг (по десятибалльной шкале), то

  • "Носферату" получил бы у нас оценку 8,
  • "Дракула" Копполы - 6,
  • "От заката до рассвета" - 4,

   а новые фильмы, о которых шла речь выше, заработали:

  • "От заката до рассвета-2" - 1
  • "Вампиры" - 2.
  • "Блэйд - 3

   И в конце - небольшое отступление. Так ли уж абстрактна тема о вампирах? По данным некоторых психологов, каждый из нас сталкивается почти ежедневно с вампирами - энергетическими, теми нашими соотечественниками, кто получает кайф, оскорбляя нас, обжуливая, обсчитывая, обманывая. . . Чеснок или даже серебро тут не защитит. Единственный путь - не поддаваться на их провокации, не вовлекаться в ненужные конфликты, думать о вечном. Или, например, о весне и любви. . .

Марина и Сергей Дяченко

(1 из 7)
На главную
Вперед



РФ =>> М.иС.Дяченко =>> ОБ АВТОРАХ | Фотографии | Биография | Наши интервью | Кот Дюшес | Премии | КНИГИ | Тексты | Библиография | Иллюстрации | Книги для детей | Публицистика | Купить книгу | НОВОСТИ | КРИТИКА о нас | Рецензии | Статьи | ФОРУМ | КИНО | КОНКУРСЫ | ГОСТЕВАЯ КНИГА |

© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
http://www.rusf.ru/marser/
http://www.fiction.ru/marser/
http://sf.org.kemsu.ru/marser/
http://sf.boka.ru/marser/
http://sf.convex.ru/marser/
http://sf.alarnet.com/marser/

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.


Оставьте ваши пожелания, мнения или предложения!

E-mail для связи с М. и С. Дяченко: dyachenkolink@yandex.ru


© "Русская фантастика". Гл. редактор Петриенко Павел, 2000-2010
© Марина и Сергей Дяченко (http://rusf.ru/marser/), 2000-2010
Верстка детский клуб "Чайник", 2000-2010
© Материалы Михаил Назаренко, 2002-2003
© Дизайн Владимир Бондарь, 2003