Русская фантастика
Искать в этом разделе
Парадоксы Кинга ("Зеленая миля" на экране)
Назад (3 из 7)
На главную
Вперед


Производство: Castle Rock Entertainment, 1999
Режиссеры: Френк Дэрабонт (Frank Darabont), Девид Таттерсел (David Tattersall).
Сценаристы: Стивен Кинг (Stephen King), Френк Дарабонт (Frank Darabont).

Актеры:

  • Том Хэнкс (Tom Hanks),
  • Барри Пеппер (Barry Pepper),
  • Джеймс Кромвелл (James Cromwell),
  • Майкл Джетер (Michael Jeter),
  • Девид Морзе (David Morse),
  • Грехем Грин (Graham Greene),
  • Бонни Хант (Bonnie Hunt),
  • Майкл Дункан (Michael Duncan),
  • Даг Хачисон (Doug Hutchison),
  • Сэм Роквелл (Sam Rockwell),
  • Джеффри ДаМанн (Jeffrey DeMunn).


Выход в прокат: 10 декабря 1999 года
Официальный сайт: http://www. thegreenmile. com/

* * *

   По-моему, это впервые фильм по С. Кингу номинирован сразу в четырех категориях на "Оскара" - как-то игнорируют знаменитого писателя его соплеменники из киноакадемии. И ничего, что "Зеленая миля" получила дырку от оскаровского бублика; такая номинация - уже признание. Да и есть за что. Пожалуй, это один из наиболее впечатляющих психологических триллеров последнего времени.
   Сюжет его многообещающ: в тюрьму, в отделение смертников (заведующий этим отделом - Пол Эджкомб в запоминающемся исполнении Т. Хэнкса) привозят новенького - здоровенного негра Джона Коффей (Майкл Дункан), пойманного на месте преступления в лесу: он сжимал в объятиях двух убитых и изнасилованных девочек. И, несмотря на то, что гигант плакал и повторял, что уже поздно им помочь, его приговаривают к электрическому стулу. . . По ходу дела выясняется, что у гиганта душа ребенка, нежная и добрая. Верзила чувствует других людей и может "всосать" в себя (в буквальном смысле) их хвори и пороки. Он излечивает Пола Эджкомба (не совсем понятно, правда, что заставляло офицера мучится от уретроцистита, да и простатита, ибо бедный охранник уже и не помышлял об исполнении супружеских обязанностей, но зато потом, с помощью экстрасенса, он с лихвой восполнил свой долг перед милой женушкой). Но главное - он излечил жену начальника тюрьмы от опухоли мозга, а перед этим реанимировал мышонка, раздавленного садистом-охранником Перси. Так вот, этого ангела-добряка все же казнят - он прошел свою "зеленую зону". . . Все это вспоминает старина Пол в доме для престарелых, получив от негра способность к жизни без старости. . .
   Впечатляет игра актеров в целом и, М. Дункана, в особенности. Где режиссер раскопал такого Гулливера, с огромными бицепсами и потрясающей мимикой? Жаль, что актер не получил "Оскара" - давно уже мы не видели что-то подобного. На втором месте по актерскому мастерству я бы поставил. . . мышонка - уж больно забавно он исполняет цирковые трюки и также чрезвычайно киногеничен. Ну, а Т. Хэнкс и другие его коллеги просто подтвердили свой профессионализм.
   Потрясает сцена казни целителя. Присутствующие в зале (в том числе родители погибших детей) проклинают убийцу, а охрана плачет, сострадая невинному. . . Где-то это сродни библейским мотивам и Христу на кресте.
   Короче говоря, фильму есть чем взять бедного зрителя "за жабры". Но. . . Вот тут-то и появляется пресловутое "но", относящееся не только к этой картине, а ко всему творчеству воистину гениального мэтра ужаса. Казалось бы, налицо драма под стать античным, присутствует глубочайшая психология - психоанализ даже, как главного героя (он выполняет роль палача по-доброму, мучаясь своей миссией), так и его коллег, и преступников-психопатов и, как уже было сказано, американизированного ньюхриста Коффея. И, в принципе, даже есть, казалось бы, гуманистическое начало. Увы - над всем этим витает аура желтизны. Ибо настоящий поединок добра и зла подменяется здесь все же игрой в этот поединок, а вместо сострадания возникает некая сусальность. Очень многие мотивировки поведения облегчены, условны, при этом очень часто ключевым элементом воздействия на зрителя становится откровенный натурализм. Например, сцена казни одного из преступников. Что он совершил - нам неведомо (к сожалению), зато мы знаем как он умильно опекает зверюшку. Этого достаточно, чтобы зритель проникся симпатией к казненному, а садист Перси, в нарушение инструкций, проводит казнь без губки с водой, и электричество никак не может прожарить насквозь бедного зэка, тем более что ему невольно помогает бороться за жизнь наш экстрасенс из своей камеры. Конвульсии длятся так долго, что невольно возникает мысль о психической полноценности уже режиссера и продюсера Дарабонта, которому явно отказало чувство меры. На кого это рассчитано? Зачем? К тому же зритель прекрасно понимает, что задумал коварный Перси - а его коллеги здесь неправдоподобно тупы, не предвидят очевидное, и это игра в поддавки. Конечно, благодаря тому, что мы видели эту казнь, мы невольно проецируем судороги и дым на страдания Целителя, и сцена его казни выглядит мощнее (кстати, она снята почти целомудренно - и за то спасибо творческому коллективу). Могут быть и другие оправдания натурализму - дескать, современный зритель после Гитлера, Сталина и Басаева уже ко всему привык, и все ЭТО выходит за рамки искусства как раз в желтую зону спектра.
   Кроме этой сусальности и желтизны, видны еще и белые нитки в кройке сюжета и композиции. Скажем, в этом фильме два финала - первый, с казнью нового Мессии, и второй, с возвратом в дом престарелых, где обитает вечно молодой Пол Эджкомб. . . Так вот, второй финал по эмоциональному накалу явно уступает первому, что недопустимо, а, кроме того, микширует сопереживание, переводя его в откровенно-условное, ибо зачем множить чудеса без надобности? Разве недостаточно для нас целительства и ясновидения? Мы приняли эти условия игры, поверили (с разной степенью веры) в этот посыл, а теперь на закваску нам еще предлагают бессмертие главного героя - зачем? Увы, затянут не только финал - очень многое в этом трехчасовом фильме (под стать гигантскому негру) неоправданно растянуто. Эх, был бы я редактором, которому разрешили бы только ввести купюры - я бы чик\чик - и фильм был бы намного динамичнее и зрелищней!
   И еще одно, последнее. Поражает система американского правосудия (по Кингу). Как же так? Зритель с самого начала понимает (при той же информации, что и у охранников) - взрослое дитя с бочкообразными бицепсами невинно. Это становится совсем уж неприлично понятно в средине фильма, затем Пол Эджкомб посредством экстрасенса ВИДИТ, как произошло убийство и КТО убийца, в этом теперь уверены и его коллеги - и никто из них не пытается остановить казнь, поставить вопрос о новом расследовании. . . Пусть это сложно, архисложно, невозможно - но вот если бы кто-то из пошел на это, сорвал бы казнь в конце концов - это был бы ПОСТУПОК. Вот он, шанс для творцов фильма перевести дело из условности в реальность, из сентиментального натурализма в поле настоящей психологии - но то уже был бы ДРУГОЙ ФИЛЬМ, не по Кингу. . .
   А пока, в этом фильме, как и всегда у писателя, очень много слов о любви, прощении и доброте - но в последействии от картины пробуждаются в душе зрителя не эти категории, а вонь от горелого мяса, пусть и невинно убиенного. . .
   Не похож ли кинговский катарсис на бенгальский огонь: как красочен, как великолепен! Светит - но не греет.

Сергей Дяченко

Назад (3 из 7)
На главную
Вперед



РФ =>> М.иС.Дяченко =>> ОБ АВТОРАХ | Фотографии | Биография | Наши интервью | Кот Дюшес | Премии | КНИГИ | Тексты | Библиография | Иллюстрации | Книги для детей | Публицистика | Купить книгу | НОВОСТИ | КРИТИКА о нас | Рецензии | Статьи | ФОРУМ | КИНО | КОНКУРСЫ | ГОСТЕВАЯ КНИГА |

© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
http://www.rusf.ru/marser/
http://www.fiction.ru/marser/
http://sf.org.kemsu.ru/marser/
http://sf.boka.ru/marser/
http://sf.convex.ru/marser/
http://sf.alarnet.com/marser/

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.


Оставьте ваши пожелания, мнения или предложения!

E-mail для связи с М. и С. Дяченко: dyachenkolink@yandex.ru


© "Русская фантастика". Гл. редактор Петриенко Павел, 2000-2010
© Марина и Сергей Дяченко (http://rusf.ru/marser/), 2000-2010
Верстка детский клуб "Чайник", 2000-2010
© Материалы Михаил Назаренко, 2002-2003
© Дизайн Владимир Бондарь, 2003