Русская фантастика
Искать в этом разделе
Реальность чуда
Назад (7 из 7)
На главную


Дорогие наши читатели и друзья!
Будем рады обсудить ваши мнения на нашем Форуме.

    Что первично: бытие или сознание?

   Веками велись рыцарские бои среди философов в попытке ответить на этот вопрос, пока Маркс, Энгельс, а за ними Ленин и Сталин не поставили точку в этом споре - по крайней мере на шестой части тверди земной. Однако "Властелин колец" (два "пика" популярности - первый раз в шестидесятых, когда книга Толкина увидела свет, и второй раз - сейчас, когда приученное к видеоряду поколение получило книгу в виде зрелища) похоже, перевернул все с ног на голову… Профессор Толкин создал Библию ХХ века, а Питер Джексон выступил в роли одновременно Петра и Павла, переведя Учение на все языки мира, создав универсальную религию… И теперь трудно судить, что же реальнее - наша действительность с экологическими кризисами, сумасшедшими президентами, походами в бутики и игрой в футбол, - или же тщательно прописанный мир, населенный эльфами, орками, гномами, назгулами и маленькими хоббитами. Мир, в котором магия сосуществует с радостями и страданиями простых смертных, а заодно и бессмертных. Ученые - нашего мира, старого еще, - все дивились феномену толкинизма, изучали ролевиков, обзывая их страшным словом "эскаписты", старательно загоняя десятки миллионов в резервацию чудаковатости, инфантилизма и субкультурности; а что теперь? Кто, собственно, эскапист, если вера в реальность Средиземья скоро охватит поголовно всю планету? Новая Зеландия уже объявила себя территорией Средиземья, введя соответствующий министерский пост - и только лишь это рекламная акция? А может, начало цепной реакции?
   Такова сила кино, волшебная сила волшебного кино. Кинофантастика и до этого создавала иные реальности - скажем, "Звездные войны" определили для нас межгалактическое будущее, "Чужие" показали истинный лик пришельца, "Терминаторы" вкупе с "Матрицами" вскрыли цену развития компьютеров и прочих железяк. Но все это были лишь штрихи, элементы реальности; кроме того, завершающая часть упомянутых трилогий, самая важная, финальная часть оказывалась (как правило) провальной с точки зрения как искусства, так и здравого смысла. Совсем другое дело "Возвращение короля" - пожалуй, самый мощный аккорд всей кинотрилогии о хоббите Фродо. Конечно, в бочке меда всегда найдется пара-тройка ложек дегтя. Это, например, наличие трех финалов: сначала коронация Арагорна (с ужасным голливудским поцелуем эльфийки Арвен), затем сцены мирной жизни хоббитов со свадьбой Сэма, потом еще и отбытие Гэндальфа, Бильбо и Фродо в мир эльфов. Или - таинственное исчезновение из фильма одного из столпов сюжета, Сарумана. (Говорят, сцены с его участием якобы попали в пиратский Интернет еще до премьеры, поэтому режиссер вырезал их вовсе; Кристофер Ли, сыгравший злодея-мага, обиделся, отказался смотреть картину, а его поклонники чуть ли не в суд подают на студийное начальство. Правда или байка?) Можно говорить о слабости актерской работы Элайджи Вуда - диапазон его возможностей явно недостаточен для передачи всех оттенков искушений, связанных с обладанием Кольцом Всевластья и тягот пути к огненной горе… Можно вспомнить о затяжке одних сцен (путешествие Фродо и Сэма) и торопливости, скомканности других (финал) - но зачем? "Властелин" существует как единое целое, с его промахами и взлетами: ведь и на солнце бывают пятна, но судим о светиле не по ним. И если говорить о достоинствах третьей серии - это, прежде всего, грандиозная битва за крепость Минас-Тирит с параллельным монтажом в виде "камерного" похода Фродо, Сэма и Голлума в Мордор. Нельзя не отметить эту самую битву, история кино еще не знала подобной монументальности: здесь и величественный семиуровневый замок, выстроенный в скале, и армия орков, и гигантские тролли, и боевые слоны, и летающие назгулы… Особый ритм, особый стиль героической саги: краткие реплики, герои словно на котурнах, если хотите - театральны: но эта условная возвышенность не прячется стыдливо, а является заявленным приемом фильма, его кодом, камертоном. Так же как и трагический накал действия, длящийся, неперывно нагнетаемый все три серии и достигащий крещендо в момент коронации Арагорна.
   Секреты производства картины ( без сомнения, самой дорогостоящей, но и самой прибыльной, к этому все идет) - поражают и во многом беспрецедентны. Нужно быть одержимыми, чтобы на протяжении многих лет свести воедино все компоненты фильма. Одних статистов в картине использовалось 26 тысяч, было создано около 50 000 единиц оружия, 1600 пар ног хоббитов, 200 масок орков ручной работы, а кольчуги были сплетены из 12 миллионов колец… А города, высеченные в скалах, следы цивилизаций, затерявшихся в лесах, на побережьях, и целая армия существ - таких, как паучиха Шелоб с ее логовом - всего не перечислить… Братство Кольца, населенное такими разными существами, переросло в братсво актеров - они даже сделали себе татуировки на память, а Джексон построил себе замок с комнатами в виде хоббичьих нор…
   Может быть, самый удивительный участник фильма - Голлум, бывший когда-то человеком (об этом пролог третьей серии) и ставший существом - рабом кольца. Чисто виртуальный персонаж, снабженный не только запоминающимся внешним видом, но и своей речью, музыкой, песней, пластикой - он нередко переигрывает Фродо и других "человеков". Ну, и, конечно, нельзя не сказать о сказочной природе Новой Зеландии - это не просто фон картины, а это открытие, сравнимое разве что с покорением подводного мира с его коралловыми чудесами. И только Джексону, в рамках его художественного замысла и с помощью его технических средств удалось увидеть сокровенное, сокрытое. Зачем летать на Марс, если на Земле можно так прозреть?
   Восприятие картины будет разным у тех, кто читал Толкиена и у "неофитов". Мы не будем рассматривать сейчас вопрос о трудностях перевода огромной эпопеи в 9 часов экранного времени; утешением для тех, кто вопиет о вырезанных эпизодах и даже целых сюжетных линиях, явятся режиссерские версии фильма, удлиняющие его на несколько часов (!); впервые в истории кино такие авторские версии будут, вероятно, массовыми и кассовыми. Те же зрители, которым не довелось держать в руках увесистые тома "Властелина колец", получат цельное представление о Средиземье и, хотелось бы верить, через фильм придут к первоисточнику - к книге с ее философией.
   О последнем хочется сказать особо. Мы живем в мире, где черное может стать белым, а все мы в какой-то степени привыкли к пестрой серости, к неопределенности добра и зла. В Украине на наших глазах, в том числе с помощью кино, утверждается тип героя, подобного Мазепе: предательство оправдывается высшими целями, предатель становится образцом для подражания. В России тем временем - ошеломляющий успех сериала "Бригада": бандиты, сколотившие первоначальный капитал на разбое, романтизируются и становятся народными любимцами. Всякий, заговоривший о "добре" и "зле", рискует прослыть наивным, инфантильным, назидательно-докучливым: взрослому человеку пора бы знать, что добра и зла на самом деле нет - есть полезное и вредное…
   "Поправка Толкиена-Джексона" - как раз и состоит в том, чтобы усомниться в таком прагматизме. Как в Библии Добро и Зло противостоят друг другу изначально, так и во "Властелине Колец" Зло окрашено в подобающий ему цвет и несет однозначно смуту, предательство, гибель. И это не комиксовая раскладка для идиотов, а система художественных образов, не трехмерных даже - четырехмерных, ибо масштабы эпопеи позволяют вводить в действие категорию истории, развития, времени. Саурон - воплощенная жажда власти, завоевания всего сущего и даже призрачного. И противостоит ему маленький человек, не человечек даже, а хоббит, крохотный и незаметный, умеющий лишь радоваться жизни и яствам на своем столе. Сюжет фильма - история преодоления своей слабости, своего страха, своего "не могу"… И своего "возьми", "присвой", "твое" - тоже. Голлум проиграл схватку с Кольцом и стал его рабом; Фродо пожалел Голлума, понимая, какой силы искушение сломило его. И Голлум невольно спас Фродо в момент, когда хоббит, казалось, проиграл навсегда - Фродо, поддавшись Кольцу, надел его над кратером Роковой горы Ородруин. Совершенно счастливый Голлум, падающий в вулкан вместе с Кольцом и откушенным пальцем Фродо - один из сильнейших эпизодов фильма…
   Голлум появился как нельзя кстати. Уж не случайность ли спасла всех нас, верящих в Средиземье? Нет, не случайность - в этом и есть "месседж" творцов фильма, ибо весь его строй, все битвы, единение разных существ, жертвы и преодоления - все было направлено на то, чтобы Фродо оказался-таки на вершине вулкана…
   Чтобы не говорили, что бы не писали о трилогии "Властелин колец" - кинематограф уже никогда не будет таким, каким был до этого фильма. Новый уровень технических возможностей, новая планка художественных открытий, новое осмысление вечных истин. Новый мир.
   Человечество уже не будет прежним.

* * *

"Властелин колец. Возвращение короля"

Производство:  N ew Line Cinema, 2003
Продолжительность:  3 часа 21 минута
Автор романа:  Дж. Р. Р. Толкиен
Режиссер:  Питер Джексон

В ролях:

  • Элайджа Вуд,
  • Йен МакКеллен,
  • Вигго Мортенсен,
  • Лив Тайлер,
  • Кейт Бланшетт,
  • Йен Холм


Марина и Сергей Дяченко

Назад (7 из 7)
На главную



РФ =>> М.иС.Дяченко =>> ОБ АВТОРАХ | Фотографии | Биография | Наши интервью | Кот Дюшес | Премии | КНИГИ | Тексты | Библиография | Иллюстрации | Книги для детей | Публицистика | Купить книгу | НОВОСТИ | КРИТИКА о нас | Рецензии | Статьи | ФОРУМ | КИНО | КОНКУРСЫ | ГОСТЕВАЯ КНИГА |

© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
http://www.rusf.ru/marser/
http://www.fiction.ru/marser/
http://sf.org.kemsu.ru/marser/
http://sf.boka.ru/marser/
http://sf.convex.ru/marser/
http://sf.alarnet.com/marser/

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.


Оставьте ваши пожелания, мнения или предложения!

E-mail для связи с М. и С. Дяченко: dyachenkolink@yandex.ru


© "Русская фантастика". Гл. редактор Петриенко Павел, 2000-2010
© Марина и Сергей Дяченко (http://rusf.ru/marser/), 2000-2010
Верстка детский клуб "Чайник", 2000-2010
© Материалы Михаил Назаренко, 2002-2003
© Дизайн Владимир Бондарь, 2003