Русская фантастика
Искать в этом разделе
Дорогие друзья!
Назад (81 из 81)
На главную


Опубликовано: [20.10.17]


Сегодня у нас необычный гость. Это Анатолий Мозжухин, человек удивительной судьбы и разносторонних интересов. Председатель Земного Шара. О том, что это такое – ниже.


Но вот какую информация о нем можно найти в Сети :

Анатолий Александрович Мозжухин ( творческий псевдоним Аналдр) - инженер - конструктор, изобретатель, академик инженерных наук Украины. Автор более 200 научных публикаций и запатентованных изобретений в области машиностроения. Кинорежиссер - любитель, автор ряда кинофильмов, отмеченных на Украинских и Всесоюзных (СССР) конкурсах любительских фильмов. Инструктор по подводному плаванию, участник многочисленных экспедиций в Беринговом, Средиземном, Красном, Японском морях и в Тихом океане. Писатель и поэт, автор 15 книг. Обладатель литературных премий им. Владимира Даля, "Планета поэта" им. Леонида Вышеславского, им. Юрия Каплана и др., член 3-х творческих союзов писателей. От Международного Форума мира награжден медалью "Миротворец Славянского мира". В январе 2017 года на Международном литературно-музыкальном фестивале "Звезда Рождества" был избран 5-м Председателем Земного Шара.

Как вам? Кажется, такая биография не может принадлежать одному человеку и вмещает в себя несколько жизней. Во всяком случае, званий и наград, которыми обладает Анатолий, хватило бы на несколько человек. Представляю я его с волнением, потому что это Друг. Вот уже лет 50 мы шагаем по жизни, чувствуя локоть друг друга, в каких бы странах и весях мы не находились. Джордж Вашингтон как-то сказал, что истинная дружба — медленно растущее растение, которое должно быть испытано в беде и несчастье, прежде чем заслужить такое название. Мы много чего испытали и через многое прошли.

Объединило нас море – мы познакомились во время подводных экспедиций, руководителем которых был Анатолий. Я в то время был еще студентом мединститута, а он уже работал конструктором в научно-исследовательском институте имени Е. О. Патона, большом и авторитетном. Он организовал там секцию подводных исследований, и мы вместе были в экспедициях на Черном море и на Командорских островах. Это незабываемые впечатления. Мы плавали в глубинах с морскими львами и, может быть, это был первый опыт такого контакта с этими гигантами. Север Тихого океана, его острова – нигде больше я не видел таких чудес.

Просьба прослушать песню Анатолия, она вошла в документальный фильм 1968 года. Вот ссылка на видеокадры - https://vk.cc/7f4ta4

А вот ее текст, который стал гимном всех наших подводных экспедиций. Здесь стихотворение в полном виде:

ОСТРОВА

Плывут острова в безбрежной дали,

Будто в пустыне сиротки.

Одни, как громадные корабли,

Другие, как малые лодки.

Сквозь шум прибоя и ветра свист

Слышу я чаек крик:

"Они – не сироты, море – их мать,

А отец – материк!"

Дети есть дети. Нежная мать

Легкой волной их погладит

И одеяло тумана пришлет,

Буйные ветры отвадит.

Но если волны берут разгон,

Знать есть причина сердиться,

Мать бьет острова ладошками волн,

А материк матерится.

Волны смывали слезы ручьев,

Бури над вами кружили,

Сколько на скалах извилин мозгов

И трещин морщин отложили!

В них – ваша мудрость и доброта,

Все видят ваши зеницы:

И как рождаются облака,

И как умирают птицы.

Счастье не поровну роздано нам,

Солнце не поровну светит,

Бродят бездомные по островам

Люди, туманы и ветер.

А я не брожу, но лишь гляну в окно –

Что-то в груди замирает,

А в синей дали опять островок,

Словно корабль, проплывает.

В синей дали опять островок

Мимо меня…

проплывает.

Спасибо, друг, за соленую романтику нашей юности, невесомость подводного парения и мечты у костров. Теперь молодежь общается через смартфоны, втыкаясь в их экраны, а раньше мы смотрели на небо и пели под гитару. Анатолий был первым читателем моих неумелых еще рассказов, участником поисков по обретению творческого пути. А мне всегда были интересны его поиски. Он настоящий ученый, хотя никогда не тратил время на диссертации. Но его талант конструктора, изобретателя поражал меня несказанно и проявлялся неожиданно, даже в руководстве экспедициями, когда ему удавалось разрешить парадоксальным образом тупиковые ситуации. Сейчас Анатолий стал писателем, у него очень интересные книги, стихи, и в них тоже он остается ученым. Он по-прежнему живет в Киеве, с прекрасной женой Таней, которую я знаю полвека, у него большая и дружная семья, и много друзей.

— Уж если я тебя представил как Председателя Земного шара, так и объясни, пожалуйста, что это такое.

— Идея создать Общество Председателей земного шара родилась сто лет тому назад в гениальной голове Велемира Хлебникова, которое он еще называл Правительством времени. Первая мировая война произвела на него ошеломляющее впечатление, и как протест против войн он выдвинул свою инициативу движения с императивом мир. С этой целью он назначал Председателями земшара единомышленников пацифистов, стремясь достичь их численности в 317 человек, что по его нумерологии должно было привести к миру на земле. В числе первых Председателей были поэты Ахматова, Гумилев, Блок, Маяковский, Пастернак и другие. Были и дипломаты, летчики, в том числе иностранцы, например, Герберт Уэллс и Рабиндранат Тагор. В 1922 году Хлебников умер, но в том же году Сталин был избран руководителем компартии и был провозглашен светочем мира и отцом всех народов. В той ситуации о еще каких-то Председателях земного шара, а их уже было до полусотни, речи быть не могло. Поэтому все они не проявили должной активности в продолжении дела Хлебникова, называя это уже игрой. И только через 10 лет после смерти Сталина, когда почти не осталось в живых Председателей, ничем не прославившихся в этой роли, Григорий Петников, который был вторым Председателем, продолжил "игру", назначив поэта Леонида Вышеславского третьим Председателем, учитывая его отношение к идее. Так появилась с подачи Петникова нумерация, ибо до того предыдущих не нумеровали.

Вышеславский, ставший знаменитым поэтом и переводчиком, не в пример другим Председателям, серьезно относился к этому делу и решил оживить идею Хлебникова конкретными действиями. Для этого он привлек меня, назначив Первым Знаменосцем Председателей, а Юрия Каплана Вице-Председателем, в силу чего он стал четвертым после гибели Вышеславского. После трагической гибели Каплана, не назначившего себе преемника, я остался единственным в штате Общества в качестве Знаменосца. Опасаясь забвения легенды, я написал о ней серию статей и книг. Чувствуя ответственность за судьбу Общества, я приложил много усилий для избрания нового Председателя. К моему сожалению, согласия по кандидатуре в течение почти семи лет достичь не удалось. В итоге меня самого на международном музыкально-поэтическом фестивале избрали 5-м Председателем. Других кандидатур не было. Учли, видимо, мои работы по развитию хлебниковского императива мира с дополнением смысла жизни для формирования Человека будущего и сверхзадачи литераторов.

— И в чем же выражается этот смысл жизни и сверхзадача литераторов?

— Смысл жизни Человека Будущего должен заключаться в совершенствовании этой жизни, в стремлении к достижению всеобщего Счастья на основе Правды с помощью Наук и Искусств, при этом Творчество является основным элементом фундамента счастья.

Наша задача сформулировать Смысл жизни Человека будущего, сделать его Законом и создать Государственную программу по его внедрению на всех этапах человеческой жизни. Для этого мы должны искать и объединять единомышленников и соратников.

Идея легенды Хлебникова должна звучать везде. Войны – это самое большое преступление. Героизация войн в литературе – это неосознанное признание правомочности войн, которое еще и оправдывает тех, кто их устраивает. Надо довести до осознания всех литераторов слова Хлебникова, что "Правительство земного шара уже существует. Оно – Мы". Только тогда они смогут понять, что их голос должен быть услышан, и поверить в собственное предназначение – творить Будущее. Это сверхзадача литераторов. Подробнее об этом в моих книгах и статьях:

Власть http://analdr.ho.ua/

От «грядущего хама» к человеку будущего http://www.poetograd.ru/nomer.php?id=19478

— В наших подводных экспедициях я вот больше всего помню общение с каланами. Недавно я их видел в бухте Монтерея, возле Сан-Франциско, и вспомнил тебя. А какие моменты из экспедиций ты более всего помнишь?

— О-оо! Калан, конечно изумительный зверь. Но я, как эмоциональный человек, впитывал массу элементов экзотики, среди которых не только киты, морские котики, сивучи, птицы, крабы, морские звезды, актинии, всего не перечислить. В моей домашней коллекции хранится масса подводных трофеев. Фотографии их я публиковал в Интернете. Но запомнилась и ответственность за успех экспедиций и жизнь людей. Запомнилось и то, как ты, как врач увлекался исследованием физиологии погружений, самоотверженно испытывал на себе воздействие морских глубин вплоть до разрыва барабанной перепонки. В условиях, в которых работала экспедиция, от врача требовалось не только профессиональное умение, но и мужество. Тебе пришлось делать многое для защиты и спасения наших жизней вплоть до операций скальпелем с новокаиновой блокадой и зашиванием швов в условиях совершенно дикой природы. Это был своеобразный подвиг.

И при этом ты тоже плавал в море среди каланов и котиков, удивительных рыб, огромных крабов, осьминогов не просто пассивным созерцателем, а участвовал в важной работе по расселению каланов с острова Медный на остров Беринга. И конечно же изучал подводную жизнь, где тоже не рай, где тоже жрут друг друга, и возможно уже тогда видел персонажей своих будущих миров.

Там мы уже планировали следующую экспедицию по поиску пушек Беринга. И в следующем 1970 году её осуществили. В бухте Командора, где нашел своё последнее пристанище в 1741 году Витус Беринг и его корабль "Святой апостол Петр", мы нашли с помощью усовершенствованного миноискателя место, где покоились пушки под двухметровым слоем песка, но докопаться вручную лопатами до них не смогли. Энтузиазм был такой, что мы вытащили бы их и голыми руками, но вода не давала. Морские приливы и прибой разрушали опалубку раскопа и с маниакальным упорством замывали песком вожделенную цель нашей работы. Нужна была землеройная техника.

— А что яркого тебе запомнилось в нашей с тобой “земной” жизни?

— Это легкий и приятный для меня вопрос. Наше общение всегда было праздником для меня. Уровень взаимопонимания, общность интересов, несмотря на разные профессии. С твоей помощью я узнал массу нового не только в медицине, я расширял круг своих знаний и в области литературы и кино. Кроме того, я ценил твоё доверие и гордился тем, что ты давал мне рецензировать свои первые литературные опыты. Благодаря тебе я познакомился с выдающимися деятелями нашего кино Владимиром Денисенко и Наталией Наум, у которых мы бывали дома, Анатолием Барсюком, с которым отмечали получение вами Государственной премии за фильм "Звезда Вавилова" по твоему сценарию, с писателями-фантастами Олди и Валентиновым. И конечно, незабываемая встреча с Робертом Шекли — знаменитым американским фантастом, с которым я имел удовольствие общаться на английском языке, сидя за обеденным столом, на одном из организованных тобой фестивалей. А еще я горжусь тем, что ты обсуждал со мной темы генетики и голодомора, когда первым в СССР опубликовал книгу о голодоморе "Жах", к изданию которой я тоже был причастен, и которую полностью перепечатали в украинской газете "Сільскі вісті" тиражом 2 миллиона 860 тысяч экземпляров! Сюда же можно отнести и 6-ти серийный фильм "Николай Вавилов", прошедший на всесоюзном экране. Эти темы были под запретом цензуры, и ты первым пробил о них информацию. Сейчас на них спекулируют, а ты писал правду. Это тоже был подвиг.

Я умудрился в своей скромной жизни встречаться, и даже общаться, с таким количеством звезд! Утесов-Рознер-Цейтлин-Латынина-Козин-Пуговкин-Жаров-Пырьев-Луков-Гарин-Филозов-Евстигнеев, Билаш, и даже не могу представить с какими людьми приходится встречаться тебе при твоей профессии и образе жизни! Ну и, конечно, чтение, написанных тобой с Мариной книг в жанре фентези, - это сказка, украшавшая жизнь всей моей семьи многие годы. И замечу, у нас с тобой никогда не было не только конфликтов, а даже разногласий. Пожалуй, кроме одного случая: медицинской оценки любви. (смеется)

— Да, я помню. Ты утверждал, что любовь – это психическое заболевание… Мы даже спорили с тобой на эту тему, на одном из фестивалей фантастики… Надеюсь, с возрастом ты обрел понимание неадекватности такого тезиса?

— Ха-ха-ха. И я помню, как на том фестивале зал поддержал тебя, а не меня. В каком году это было? Где-то в 70-х годах. Но я был прав! Наверное, тебе, как психиатру по первой профессии уже известно, что Всемирная организация здравоохранения в 2011 году признала любовь психическим отклонением и внесла её в реестр заболеваний, как новую болезнь, зарегистрировав под номером F63.9. Там перечислены и симптомы, такие как: навязчивые мысли о предмете любви, резкие перепады настроения, жалость к себе, и другие, уже не помню. А,… еще бессонница, импульсивные поступки. Можешь познакомиться, это есть в Интернете. Вот так у меня часто бывало, что я прав, а другие все не правы. Не могу не похвастаться, на много я опередил научную медицину. (смеется)

— Не знал, проверю. Ну, раз ты такой прозорливый, скажи тогда, можно ли совместить научно-технический и художественно-чувственный подходы в литературе и кино?

— Не можно, а нужно. Это актуальнейшая задача! Я уже бодался с философами и социологами на эту тему. Это старая проблема "физики и лирики". Технические науки менее чем за 200 лет изменили мир от сохи до беспроводных коммуникаций. Такой комфорт жизни не предвидели даже фантасты. Социологи, философы и прочие обществоведы, к которым примыкают литераторы, за тысячелетия не смогли даже избавить человечество от войн. Что происходит? Почему мы не живем в любви и согласии и не можем обеспечить в обществе такое взаимодействие его звеньев, как элементы в технике? В компьютеры тоже попадают вирусы, но антивирусные программы их уничтожают. Почему же в человеческом обществе нет эффективных средств защиты от преступной деятельности, разрушения морали, семьи, государства, мира? Но есть литература.

Интернет же вытесняет естественное человеческое общение. Искусство заполняет балаган развлекухи. Происходит деградация нравственных идеалов. Они и формируют новое поколение, которому предстоит жить завтра.

В литературу и искусство должны войти научно-технические принципы создания машин, где на основе законов физики обеспечивается безусловный положительный результат. Как в электричестве плюс и минус жестко выполняют свои функции, заданные конструкцией устройства, так и в искусстве добро и зло должно быть четко связано законами человеческого общежития. К сожалению литераторы мало знакомы с техникой. А еще Павел Антокольский обращал внимание на отчужденность их от научно-технического прогресса и его достижений. Он говорил им с укором, что, если они не просиживали бессонных ночей, пытаясь постичь тайну атомного ядра, значит, они предпочитают плестись в арьергарде современной жизни. Важно, чтобы наука и искусство не удалялись друг друга в строительстве новой жизни. Принципы ответственности в науке должны быть и в литературе, и в искусстве.

Второй закон термодинамики гласит, что любой естественный процесс в природе протекает в определенном направлении, и не может быть проведен в противоположном направлении без затрат энергии. Задача литературы анализировать куда мы идем и содействовать или противостоять.

— Почему ты стал писателем? Что бы ты хотел порекомендовать прочесть из твоих произведений нашим читателям?

— Это трудный вопрос. Хоть меня и называют в публикациях поэтом, писателем, философом, но я не считаю себя таковым. Во всякой работе нужен высокий профессионализм. Только безупречная работа имеет смысл. Вот конструктором я был профессиональным. Мне часто удавалось сделать то, что все считали невозможным. И сравнение меня как конструктора и литератора не в пользу последнего. Я не филолог и не лингвист. Я прислонился к литературе исключительно по настойчивому желанию Вышеславского, который высоко ценил то, что я написал при его жизни. К книге стихов "Тая в улыбке грусть" он написал предисловие "Изобретатель крыльев к кандалам".Там есть такие строки:

"Творчество Мозжухина мне близко, я вижу в нем подтверждение давно сказанного мною, что никогда еще поэзия не была так нужна обществу, как в наш век космонавтики, ядерной физики, электронных коммуникаций. Мы вправе многого ожидать от союза поэзии и науки, чувственного и логического осмысления мира.”

Леонид Николаевич даже пытался меня убедить, что это именно я натолкнул его на мысль, что в поэзии и науке два равных крыла: поэтическое и научное познание мира, на которых Человек должен оторваться от убожества и несовершенства мира и подняться на новую ступень человеческих отношений. Он говорил, что союз поэзии и науки - это основа созидания человека будущего и цель института Председателей Земного шара. Он и подвигнул меня, можно сказать обрек, на служение этой идее словом. Так я стал писателем. Я считал своим долгом не допустить забвения этой идеи. Кроме того, я его вечный должник. На одной из подаренных мне своих книг под названием "Глаза не мерзнут" он написал: "Моему родному философу-поэту, Сковороде наших дней, несравненному Анатолию Александровичу Мозжухину, который пронизывает Вселенную своими глазами, которые не мерзнут". Как оправдать такую оценку?

У меня с вами разные читатели, поэтому я не знаю насколько они готовы читать меня. Если есть среди них те, кто искренне волнуется за будущее человечества, и они хотят внести свою лепту в его совершенство, то могу им порекомендовать прочесть "Власть" под псевдонимом Аналдр, "Крылья поэта", "Под знаменем Председателя земного шара к человеку будущего", "Столетие легенды" и "От "грядущего хама" к Человеку будущего".

— Как ты относишься к фантастике? Что тут у тебя любимое, а что презираемое?

— Фантастику я обожаю с детства. Жюль Верн с романами "С Земли на Луну" и "Двадцать тысяч лье под водой" поражал мое воображение научным предвидением и увлекательностью сюжетов. Потом покорили книги Алексея Толстого "Аэлита" и "Гиперболоид инженера Гарина", Иван Ефремов "Туманность Андромеды". Это была высокая литература, которая, возможно, заложила во мне основы будущего изобретателя и этику человеческих отношений. Братья Стругацкие в "Трудно быть богом" и других романах оказали социологическое просвещение. Отрицательных оценок давать не буду, я не критик, просто кое-кто не покорил, скажем так. Современных читал мало, времени не было, в основном ваши с Мариной книги. Этого мне было достаточно для полного удовлетворения своих потребностей и чувств. И после каждой книги ходил под впечатлением до появления следующей. "Ведьмин век", "Вита Ностра", "Пещера", "Скрут", "Ритуал", "Шрам", да я даже названия все не в состоянии вспомнить, столько вы написали. А о качестве и содержимом говорить могу только в превосходной степени. Я считаю, что только ваших книг хватило бы, чтобы удовлетворить весь мир в такой литературе. Иногда фантазия сюжета и язык текста просто останавливали меня посреди книги для того, чтобы прийти в себя от изумления и восторга.

— Я хорошо знаю твоих детей, они росли на моих глазах. Сейчас у тебя очаровательные внучки. Мне очень нравятся твои детские стихи. Простые и душевные. А что тебе из них дорого более всего?

— Я сочинял сказки своим детям, укладывая спать, в стихах и прозе, на ходу, не записывая. Запомнилась одна в стихах, которую я и издал. Это "Солнцу тоже снятся сны". Она познавательная, о зверях, птицах, насекомых, лягушках, и даже дельфинах, кто, как и где спит. Горжусь тем, что её хвалили воспитательницы детских садиков, которые читали эту сказку детям в мертвый час. А потом рассказывали мне как не уснувшие дети называли друг друга "стрекоза". Ведь в середине сказки был катрен:

Бабочка, жучек и мошка,

И комар, и стрекоза

Меж травинок на листочках

Спят всегда… открыв глаза.

А заканчивалась сказка словами:

А тебе, малыш не спится?

Спи, и сон тебе приснится.

Если ты не стрекоза

Закрывай скорей глаза.

— Какие у тебя творческие планы? Мечты? Стремления?

— Планы простые: продолжить начатую работу, издать пару книг, если смогу оплатить, и проследить за развитием Общества Председателей. И еще есть мечта наречь тебя и Марину Знаменосцами Председателей Земного шара с вручением красивых свидетельств, если вы конечно согласны. Считаю, что вы соответствуете высоким критериям Знаменосцев и уже немало сделали для мира и формирования моральных основ Человека будущего. Подумайте над этим.

- Мне трудно тебе отказывать. Согласны быть Знаменоносцами, это высокая честь продолжить замечательную русскую литературную традицию здесь, в Лос Анджелесе.

ПОСТСКРИПТУМ.

Что создает дружбу? Демокрит ответил на этот вопрос мудро: “единомыслие”. Я благодарю судьбу за встречу с Анатолием Мозжухиным и его семьей. И давайте пожелаем им радости и счастья!

Все фото из семейного архива Анатолия Мозжухина, представлены с его согласия



Назад (81 из 81)
На главную



РФ =>> М.иС.Дяченко =>> ОБ АВТОРАХ | Фотографии | Биография | Наши интервью | Кот Дюшес | Премии | КНИГИ | Тексты | Библиография | Иллюстрации | Книги для детей | Публицистика | Купить книгу (Ozon) | Купить книгу (Litres) | Купить книгу (Book24) | НОВОСТИ | КРИТИКА о нас | Рецензии | Статьи | ФОРУМ | КИНО | КОНКУРСЫ | ГОСТЕВАЯ КНИГА |

© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
http://www.rusf.ru/marser/
http://www.fiction.ru/marser/
http://sf.org.kemsu.ru/marser/
http://sf.boka.ru/marser/
http://sf.convex.ru/marser/
http://sf.alarnet.com/marser/

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.


Оставьте ваши пожелания, мнения или предложения!

E-mail для связи с М. и С. Дяченко: dyachenkolink@yandex.ru


© "Русская фантастика". Гл. редактор Петриенко Павел, 2000-2010
© Марина и Сергей Дяченко (http://rusf.ru/marser/), 2000-2010
Верстка детский клуб "Чайник", 2000-2010
© Материалы Михаил Назаренко, 2002-2003
© Дизайн Владимир Бондарь, 2003