Выберите кодировку: win koi dos mac lat
Харьковский международный фестиваль фантистики  З В Е З Д Н Ы Й   М О С Т
Оргкомитет Списки Фотоархив Статьи
Премии Заявка Доклады Форум
Оргкомитет Оргкомитет Оргкомитет РУССКАЯ ФАНТАСТИКА


Доклады

Введение в структурную вампирологию, ч. 5: Сумма версий и вариантов.

Часть1 | Часть2 | Часть3 | Часть4 | Часть5

Займемся теперь собственно структурной вампирологией, то есть перейдем от истории к собственно попытке анализа и классификации вампиров. Ее можно провести по двум направлениям. Первое - проанализировать все варианты его происхождения, ибо набор способностей и уязвимостей вампира зависит от концепта автора книги или игры и его представления о том, каким именно существом является вампир. Второе - отталкиваться от его внешнего облика и выделять архетипы поведения. В любом случае мы займемся перечислением версий и вариантов, дабы читатель мог иметь представление о всем многообразии вампирского образа, а желающий создать своего вампира дела это с большей долей внутренней логики.

Версии происхождения вампиров

Первый и наиболее очевидный ответ - результат нападения другого вампира, однако он не дает ответа на вопрос, кто укусил самого первого.

Версий изначального происхождения вампиризма насчитывается немало, но они четко разделяются на физиологические и мистические, которые мы просто перечислим.

Согласно физиологическим версиям вампир - не столько нежить как оживший труп, сколько "иная форма жизни". Его физиология отлична от человеческой, но все разговоры о мистике - лишь следствие непонимания и канонизации предрассудков. Все способности вампира можно объяснить физиологическими или квази-физиологическими причинами, например, острой аллергией на фитонциды чеснока, разрушительным действием солнечного ультрафиолета или улучшенной версией экстрасенсорных способностей на иной энергоподпитке, если автор допускает наличие в мире "экстрасенсорики". Отказавшись от представления о вампирах, как о живых трупах, мы получаем очень много возможностей их "объяснить", хотя ряд сверхъестественных способностей при этом теряется. Как правило, остается регенерация и более высокие сила и скорость. Последнее обычно объясняется тем, что у вампиров выше скорость метаболизма и "шире" нейронные каналы, из-за этого выше скорость движения импульсов по нервным клеткам, из-за этого быстрее синаптические реакции. Подобных результатов достигают мастера цигун.

Вирусная инфекция. Среди всех версий данного типа она наиболее распространена, встречаясь с незначительными изменениями и у Матесона, и у Хэмбли, и в "Блейде". Вирус передается через кровь и приводит к полной мутации организма, одной из последствий которой является неспособность самостоятельно вырабатывать гемоглобин - отсюда необходимость потреблять его извне.

Генетическая аномалия - эта версия впервые появилась у Стэйблфорда, который, будучи профессиональным генетиком, создал весьма реалистичную картину. Его вампиры не имеют ни особых уязвимостей, ни особых сверхспособностей (кроме повышенной регенерации тканей и эффективного бессмертия), но гипотеза интересна тем, что в конце книги он привел вариант "вампиризации всего человечества", когда неспособность усваивать вампирскую ДНК воспринимается как генетический синдром, а вместо крови все давно перешли на таблетки, содержащие необходимые препараты.

Колония микроорганизмов - данный вариант был придуман Святославом Логиновым. По его версии, скончавшийся от вампиризма, умирает как от всякой иной инфекционной болезни, но затем под влиянием инфекции все мягкие ткани, от гипофиза до аппендикса, заменяются на вирулентную биомассу, для которой человеческая кровь является питательной средой. Бактерии являются анаэробными и гнилостными в результате чего вампир не может проводить на воздухе сколько-нибудь длительное время и большую часть суток вынужден лежать в могиле.

Такая трактовка хорошо объясняет и использование против вампиров средств, используемых для обеззараживания (фитонциды чеснока, салициловая кислота из осиновой коры, бензойная кислота, образующаяся при каждении ладаном, ультрафиолетовая часть солнечного спектра), и способности вампира к регенерации или просачиванию, когда колония в состоянии рассыпаться на мелкие части и перемещаться пофрагментно, поднимаясь из могилы в разобранном виде и собираясь на поверхности.

Симбиот - версия Брайана Ламли отчасти созвучна логиновской, но в этом случае не происходит полного замещения, и вампир не теряет интеллектуальных способностей.

Иная раса - наподобие снежного человека, отличающаяся от человеческой иным метаболизмом. Их сердца могут биться, но биение происходит медленнее, "вампирский" внешний вид является расовым признаком. Это позволяет наделить вампира некоторыми нечеловеческими способностями типа антикоагулянта в слюне, втяжных клыков или природных способностей к управлению внутренней энергией. К этой группе относится большинство вампиров, вписанных в системы "темного будущего" или равенлофтовский "вампир через У".

Правда, этот вариант фактически исключает создание полноценных вампиров второго порядка - в "Голоде" Страйбера вампирша могла создавать себе партнеров из числа людей, но рано или поздно процесс старения давал себя знать и совершался ураганными темпами.

В мистических версиях вампиризм имеет иррациональную подоплеку, изначально необъяснимую законами физики или биологии. Именно потому, как пример, для его уничтожения требуется не любой ультрафиолет, а именно свет Солнца, ибо вред от него носит мистический характер и связан с тем проклятием, которое несет вампир как Порождение Тьмы. Набор способностей и уязвимостей строится при этом в зависимости от мифологии данного мира или его индивидуальных особенностей. Кроме этого, мистическая версия позволяет наделять вампира способностями, малообъяснимыми иным способом. Обратим внимание - и здесь вампир далеко не всегда оживший труп.

Классический способ - по сути, это повторение легенд о том, как и откуда берутся упыри. Ошибка похоронного ритуала, страшная смерть или греховная жизнь не дают человеку нормально умереть.

Проклятие высших сил - оно может быть как посмертным, так и прижизненным. У того же Копполы Дракула не умирал, а просто оказался своеобразным образом проклят после того, как он отказался от Бога и наговорил что-то про кровь (и кстати, проклятие было снято). У Райс и построенного на том же принципе Маскарада, вампиризм тоже - проклятие, наложенное Богом на Каина и его род, хотя затем потомки проклятых размножились и создали мета-расу.

Погружение - в отличие от проклятия, превращение в вампира является результатом деятельности самого человека и совершается как бы вместо смерти. К этому типу относится и Дракула Стокера, и ряд ДД-шных вампиров типа Страда или Закаты.

Итог ритуала - вампиризм может быть итогом некой трансформации, магического обряда, дающего человеку сверхспособности. В этом случае заклинание дает возможность отращивать когти или превращаться в летучую мышь, а постоянное питье крови - важная часть этого ритуала, без которой способности не будут работать. Интересно, что в такой версии вампир может не умирать в физиологическом смысле, и более того, процесс может быть обратим (отказавшись совершать ритуал, вампир может стать обычным человеком), хотя слишком долгое прибегание к темной силе естественно засасывает. К данному типу трансформации относятся шандарийские убуры.

Своего рода инверсией этого же варианта является версия Карпентера, в которой Валлек (в его мифологии первый вампир) стал таковым в результате неправильного обряда изгнания беса из священника-таборита.

Некромантический эксперимент - в этом случае раса вампиров как бы выведена in vitro, как в ВарХаммере. Как ни странно, эта версия наиболее близка к физиологическим, где идея создать вампира путем введения в кровь мутагена тоже периодически возникает - вспомним искусственного вампира Хэмбли, который должен был питаться кровью вампиров.

Основные способности и уязвимости вампиров

Суммируем теперь набор вампирских способностей. Нам уже понятно, что вампир совершенно необязательно имеет характерные зубы, питается кровью и сгорает на свету. Основной набор способностей, единых для любого типа вампира, скорее всего включает в себя собственно вампиризм как способ существования, и сложноубиваемость, вызванную нечеловеческой природой. Остальные способности является вторичными. Можно рассматривать множество вариантов вызывания на помощь волков, крыс и летучих мышей (а также превращения в оных), хождения по потолку, контроля нежити или даже очаровывающего взгляда, то этот набор признаков вполне может меняться (вернее, зависеть от каждого конкретного случая). Даже творение вампиров второго порядка тоже НЕ являются обязательными признаками всех вампиров.

В зависимости от типа вампира, непосредственный способ его подпитки может сильно варьироваться - как-то, что и в какой форме он пьет, так и то, как именно он это делает (касание, укус, взгляд и т. п.). Можно, однако выделить следующие варианты:

Кровь как средоточие жизненной силы - не случайно (в отличие от упыря) вампир никогда не бывает падальщиком, а у некоторых авторов, в первую очередь у Райс, "мертвая кровь" вообще для него смертельна.

Кровь как жидкость с данным химическим составом - не случайно большинство физиологических версий объясняют вампиризм необходимостью в гемоглобине. Расширенный вариант присутствует у ряда вампирообразных, высасывающих из организма жидкость вообще.

Жизненная сила, не связанная с кровью непосредственно - это присутствует у китайских привидений и в АДД-шном energy drain-e, а также у варков Олди. Иногда это лишение жизненной силы сопрягается с лишением молодости и потенции (во всех смыслах этого слова).

Наконец (это встречается в ряде физиологических версий, в том числе у Сапковского), кровь не является чем-то жизненно важным для вампирского метаболизма, но дает опьянение и эйфорию. Скорее это наркотик или аналог хорошего вина, а привязанность к крови сродни алкоголизму. (Впрочем, это объяснение было дано как бы задним числом, ибо Регис появляется куда позже чем более классические малолетние упырицы, орущие бруксы и т. п.).

Прочие варианты включают в себя тепло человеческого тела (жертва умирает от переохлаждения организма, а в сочетании с мистической версией может вообще превратиться в кусок льда), волю жертвы или ее эмоциональные переживания (психические вампиры всех типов), либо то страдание, которое она испытывает во время питания вампира (в том числе "Кровь на снегу").

Важным вопросом является и то, сколько крови нужно вампиру. Создатели раннего образа как-то не принимали во внимание, что в человеке содержится несколько литров крови, выпить которые зараз достаточно сложно. Поэтому идея пить по частям представляется более логичной, хотя укушенный может умереть от кровопотери и после того, как вампир ушел - способностью останавливать кровь или заживлять ран обладают далеко не все виды вампиров.

Основным способом контакта является укус, обычно в шею - просто потому, что там проходят кровеносные сосуды, к которым проще всего добраться. Хотя иногда кровопитие может быть опосредовано - от сливания крови в бокал до употребления пакетов со станции переливания крови.

Иными вариантами, употребляемые в том случае, если пьют не кровь или не столько кровь, является поцелуй (от варков до Вардалека), в котором тоже хорошо виден мотив высасывания, "истощающий" секс или относительно долгий взгляд глаза в глаза (чаще у психических вампиров). Там, где вампиризм накладывается на теорию жизненной энергией, техника может свестись к особому типу касания, хотя это обычно не тычок пальцем, а захват или удар ладонью в корпус - по аналогиии с действительным атаками такого типа во внутренних стилях БИ.

Сложноубиваемость объясняется обычно тем, что независимо от метафизической концепции вампира, его физическое тело - биологический организм, больше не функционирующий с нормальной точки зрения. Как правило, состояние тела может быть описано как статическое. Внешний облик вампира потому обычно застревает на этапе Становления - отсюда столько историй о детях-вампирах, которые никогда не смогут повзрослеть. Вампир клинически мертв и потому вампир иммунен к эффектам биологических воздействий типа болезни, яда, или наркотиков.

Обычно тело вампира подвержено старению и разложению, хотя множество рассказов описывает упырей, чьи волосы и ногти продолжали расти и после смерти (правда, это все же упыри, а не вампиры). В некоторых случаях вампир подвержен физическому старению в случае если он долго не питался или был отрезан от родной семьи - это хорошо видно по Дракуле, который предстает перед Харкером стариком, но молодо выглядит в Лондоне. У Ньюмана скорость разложения может зависеть от линии крови и его ускорение является своего рода "вампирской болезнью".

Как правило, обычное оружие не действует на вампира в той мере, в какой оно действует на обыкновенного человека. Это может проявляться как в повышенной регенерации, так и в прямом иммунитете к каким-то типам оружия, которые отскакивают от его тела или проходят сквозь, не нанося вреда. Даже в самых простых физиологических версиях вампир убивается только разрушением жизненно важных органов (сердце или голова) или уничтожением всего тела посредством огнемета или засовывания в задницу динамитного заряда.

Прочие вампирские способности могут быть разбиты на несколько блоков.

Физическая мощь. Как правило, вампир сильнее и быстрее обычного человека. Иногда сюда же относится повышенная даже по сравнению со средневампирской стойкость ко внешнему воздействию

Ментализм. В первую очередь это его способность очаровывать взглядом (вплоть до вызывания безумной любви) или простое подчинение своей воле - сверхъестественное приложение к образу соблазнителя или способ временно лишить жертву способности к сопротивлению ("визг зрачков" у Олди). Иные способности этого блока - умение усыплять, читать мысли или ауры (то, что умел Лестат) или сеять ужас. Как правило, их можно разделить на сканирование, воздействие на эмоции и воздействие на сознание/волю. Иногда сюда же относят телекинез.

Анимализм как набор способностей, позволяющих или превращаться в животных (полностью или заимствуя какие-то их признаки типа когтей), или контролировать их, получая от них информацию и направляя их действия. Животные, в свою очередь, делятся на три подгруппы - или связанные с законами жанра (волк, летучая мышь), или относящиеся к фауне большого города (кошка, крыса), или паразиты вплоть до блох.

Способности к внезапному появлению и исчезновению - сюда относятся как полет или хождение по потолку, отделившееся от образа летучей мыши, так и способность принимать нематериальную форму (туман, сгусток энергии и т. п.), просачиваясь в нужное место либо внезапно испаряясь в критической ситуации. Производным от последнего является невидимость, будь то иллюзии или способность "отвести глаза". Заметим, что этот блок достаточно стар, но получил сильное развитие в новейшее время, когда концепция ужаса стала строиться на том, что монстр появляется из ниоткуда и исчезает в никуда, чтобы снова внезапно ударить

Магия - в отличие от ментализма и отчасти анимализма, этот блок способностей соотносится обычно только с мистическими версиями происхождения вампира. Природа колдовства зависит от мира концепции автора и може быть как внутренней способностью, так и внешним знанием. В версиях, близких к фольклору всего это классический набор колдуна, куда входит управление погодой, заговоры и наведение порчи (а также ментализм как привороты и анимализм как оборотничество) Модификация образа и соединение его с системами магии большинства РПГ приписывают им еще несколько сфер, связанных с различными аспектами образа вампира. Чаще всего это или управление силами, связанными со смертью, мертвыми, болезнью и разложением (некромантия по АДД), или управление "силами ночи" - это понятие достаточно широко, но включает в себя способности к манипуляции тенью или темнотой. Реже это магия элементалистского типа.

То же самое касается уязвимостей вампира против определенных средств, способных его убить или отогнать. Нет ни одного средства, которое обеспечивало гарантированное поражение всех типов вампира - даже солнечный свет и серебро действуют отнюдь не на всех. Разве что "полная процедура" - протыкание сердца колом, обезглавливание, сжигание тела и развеивание по ветру, сопровождаемое очистительными обрядами.

Кроме того, варьируется и степень смертельности того или иного средства. Тот же солнечный свет может как сжигать на месте, так и оставлять ожоги по аналогии с излишним загаром, ослаблять способности (часто на свету вампир - обычный человек, который может быть убит и не серебряной пулей) или вызывать аллергическую или психосоматическую реакцию. Тот же чеснок описывается то как средство отгона, то как смертельный яд, вытяжка из которого страшнее иприта.

Свет - Страх света связан с тем, что днем ночной хищник спит или отдыхает, а также тем, что огонь всегда был помощником человека. То, что вампиры красиво горят на свету - очень современное дополнение к легенде и дань кинематографу.

Металл - в основном речь идет о серебре, но напомним, что классический славянский упырь боялся не его, а железа. Образ серебра может быть с одной стороны связан с его обеззараживающими свойствами, а с другой, с его репутацией благородного металла и тем, что из всех металлов этой группы он чаще оказывается под рукой и более вредоносен.

Чеснок - слишком часто и распространен, чтобы не отделить его от прочих средств. О его роли как антисептика мы не раз упоминали.

Дерево - я усматриваю в этом символику дерева как образа Жизни, побеждающую заключенную в вампире Смерть. У разных авторов это может быть как любое дерево, так и конкретный его типа: Стокер упоминает шиповник и рябину, Олшеври - омелу, фольклорные сказания напирают на осину или боярышник.

Религиозные символы - сюда входят как устрашающий вампира крест, так и освященное оружие, способное нанести вампиру вред не столько остротой, сколько наложенным на него благословением.

Народные средства - сюда входят как экзотические средства типа украденного носка, так и обряды типа запрета на вход или необходимости считать зерна

Сравнительная картина уязвимостей видна по таблице внизу.

  Солнечный свет Чеснок Серебро Дерево
Фольклорный упырь Нет Да Не всегда Да, но разное
Дракула Брэма Стокера Ослабляет Отгоняет Да Нет
Вампир "из комиксов" Чаще - да Да Да Да
Вампир Энн Райс и из "Маскарада" Убивает Нет Нет Нет
Вампир ДДАДД Убивает Да Да Да, но разное
Вампир ВарХаммера Нет Нет Да Нет
Варки Г. Л. Олди Не на всех Нет Да Особое
Вампир от Хэмбли Убивает Да Да Нет
Физ. версия Может жечь Яд Яд Нет



  Святые Народные
свет
символы
Фольклорный упырь Да Да
Дракула Брэма Стокера Да Да
Вампир "из комиксов" Вариабельно Нет
Вампир Энн Райс и из "Маскарада" Нет Нет
Вампир ДДАДД Да Да
Вампир ВарХаммера Нет Нет
Варки Г. Л. Олди Руны Отчасти
Вампир от Хэмбли Нет Нет
Физ. версия Нет Нет

Теперь рассмотрим все известные нам варианты того, как вампир творит себе подобных в процессе укуса.

Оживление после смерти. Самая ранняя версия, сохранившаяся в АДД заключается в том, что любой убитый вампиром через некоторое время встает как вампир второго порядка, часто подконтрольный тому кто его покусал. Время от смерти до воскрешения может быть разным - от нескольких минут до нескольких дней. Эта версия хороша для кинематичных систем, не обращающих внимания на логику и реалистичность, ибо в системах, возникших позже, она была отринута именно по соображениям логики - при таком способе размножения вампиры размножаются в геометрической прогрессии и могут быстро вытеснить людей.

Потому первым дополнением было сделать так, чтобы в вампира превращался не каждый убитый вампиром, а именно высосанный, умерший из-за кровопотери, а не от того, что ему разорвало горло когтями. Иногда этот тип требует определенного количества потерянной крови жертвы или числа "подходов".

Инифицирование/трансформация. Вампиризм воспринимается как болезнь, которая может быть распространена подобно любой инфекции. В этом случае, по аналогии с бешенством, для того чтобы стать вампиром, надо пережить атаку или добровольно ввести в себя мутирующий элемент. В этом случае имеется инкубационный период, когда жертва еще человек, - это присутствует как в ранних текстах (Мина у Стокера), так и у Карпентера, где уже инифицированный помощник главного героя тем не менее его прикрыл. Степень контроля вампира над таким человеком может быть различна - обычно если хозяин убит, а превращение не завершено, человек возвращается в исходное состояние.

Половой путь - У Стэйблфорда ДНК вампира передается со спермой - почти как СПИД. В "Ревенанте" вампиром можно было стать не только в результате укуса, но и если переспать с вампиршей. С натяжкой сюда же можно отнести и жертвы китайских привидений.

Акт воли. Иногда, все, что требуется - преднамеренное намерение вампира сделать из Этой жертвы себе подобного. Это может легко быть объединено с любым из других методов, или просто представлять сознательное усилие. Процесс тоже может быть достаточно сложен и мучителен - Хэмбли, у которой вампиры творят друг лруга так, сравнивает создание потомка с родовыми муками.

Кровь вампира. Начатая Стокером, продолженная Райс и увековеченная Маскарадом, идея того, что для того, чтобы стать вампиром, надо попробовать его крови, хотя бы каплю, случайно попавшую в рот. Хотя этот принцип допускает случайность, вероятность этого очень мала. С другой стороны, это требует определенных действий и со стороны жертвы, делая ее своего рода соучастницей.

Типажи вампиров

Рассмотрим теперь внешний фенотип вампира, куда входит как внешний вид, так и набор наиболее характерных способностей. Большинство немедля вспомнит кланы "Маскарада", однако с моей точки зрения кланы писались не под вампиров, а под людей, которые будут их играть. Посмотрим под этим углом на кланы Камарильи - возможность играть кем-то еще появилась значительно позже, когда система стала менее психологичной и более ролевой.

Бруджа - панк, анархист и вообще крутой парень, в восприятии вампира упор сделан на внешнюю крутость и отчасти противостояние существующему порядку вещей. С литературной точки зрения это - вампир из "Ревенанта" или "Потерянных мальчишек".

Гангрел - его делали до того, как было принято решение писать и оборотней, и потому в его образе так много черт, упирающих на восприятие вампира как Зверя. Кроме того, он - специалист по выживанию, что накладывается на любимый многими приключенцами типаж "рейнджера" - как простого так и "техасского" (не забудем, кто обычно является шерифом).

Носферату - название указывает не на оригинальный румынский вариант, а на тип, описанный у Мурнау, уродливый образ мутанта, который наиболее близок к вампиру хтоническому еще и преимущественно подземным обитанием. С другой стороны, это образ отверженного, причем физическое уродство лишь подчеркивает психологическое одиночество.

Тореадор - отражает классический готический тип вампира по Райс, - упор делается именно на внешнюю эстетику образа, его красоту, аристократичность и чувство обаяния декаданса.

Малкавиан - классический американский псих/юродивый, местами приколист-скоморох, местами маньяк - роль дает возможность как хорошего оттяга, так и более серьезной, чем у других, психологической проработки.

Вентру - хорошее приложение мечты ребят, у которых есть сильное желание поиграть в крутого корпората, имеющего еще и клыки. Образ вампира-яппи, Это упор на сообщество и действия в рамках вампирской структуры, восприятие вампира как носителя Власти.

Тремере - место завязанного на мистике оккультиста или охотника до Тайного Знания, одержимого жаждой власти и воспринимающего вампира как существо, наделенное мистическими силами. Кроме этого, в названии клана есть "привет от Марка Рейн-Хагена," автора не только оригинальной концепции Вампиров, но и "Ars Magica", - системы, где и появился клан с таким названием.

Теперь о плохишах: Шабаш как Антитрибу представляет собой младых манчкинов на байках и с шотганами, которым не так важна трагедия, как важно "мы вампиры, кровь, пушки, кровь, байки, кровь, круто!". Что же до специальных кланов, то Ласомбра есть как бы воплощение Тени, апофеоз худших сторон гота и тех тенденций, которые играющий в Маскарад теоретически должен стремиться преодолеть, а Зимищи являют собой немного странную смесь классического вампира старостокеровского образца и полной "нечеловечности", на которую работает и их самое сложно транскрибируемое имя.

В Независимых Кланах проявлены наиболее типичные для среднего англо-американца расовые образы: арабы (сплошь убийцы-террористы с кинжалами в зубах), итальянцы (хитрые и изворотливые и странно любящие мам и сестер), массово вороватые цыгане (то, что у нас бы стало кавказцами) и, до кучи, радость поклонникам Говарда в лице Сетитов, сочетающих образ "черного жреца" и помесь гарлемских "афро-американцев" с "испаноязычными жителями Карибского бассейна".

Линии Крови с этой точки зрения достаточно разнородны и представляют собой как погоню за экзотикой (Киасид как нечто посредине меж вампирами и фэйри), так и попытки создать "внутренний монстрятник" (Гаргульи, Кровавые Братья) или новые типы плохишей, которые, несмотря на большую близость тому или иному типажу, не показаны в качестве РС (в первую очередь Самеди).

Так как наша цель все же несколько иная, попробуем сгруппировать типажи вампиров по-своему. Пока набор основных типажей спорен, но выходит так:

Вампир европейский стокеровский - классический относительно архаичный тип в плаще и с зубами, либо его спутница - классическая женщина-вамп с соответствующим бюстом. Из способностей отметим гипнотический взгляд, превращение в животных, характерных для региона (волкмышь) и некоторое управление погодой/ветрами, которое можно принять за телекинез. Очарование строится на сильной Харизме вне зависимости от типа внешности либо прямой стимуляции либидо. Наиболее явные примеры - Дракула, фон Карштайны, Страд.

Вампир американский кинематографичный - мистические способности как правило сводятся просто к повышенной мощи, прыгучести и реакции. Другая особенность - практически мгновенное инициирование, в результате которого вампиром всерьез может стать даже недогрызенный до конца. Впрочем, и убивают его достаточно просто, в том числе любым деревом или (видел в одном из комедийных фильмов!!) крестом из двух "американских факов", не говоря уже о солнечном свете. Может маскироваться, но в своей истинной форме (принимается перед смертью, реже в гневе или на охоте) достаточно уродлив. Достаточно част там, где из вампира делают комедию или тупого противника Наиболее явные примеры - вампиры по Карпентеру или из "От заката до рассвета", отчасти Стригои и Бруджа (точнее, типаж вампира на байке).

Вампир модернизированный/социализированный - их сила, как и их слабость в том, что они более всего похожи на людей. С одной стороны, они наименее от них отличимы и наименее уязвимы для стандартных процедур, с другой - и паранормальных способностей у них гораздо меньше, чем у прочих. Обладают наиболее сильной социальной структурой или неплохо вписаны в человеческую. Наиболее явные примеры - ранние вампиры типа Ратвена, "Блэйд" + еще несколько сюжетов, где речь шла об иной форме жизни, разводившей людей как скот. Сюда же - ДД-шные вампиры через "у" и отчасти Вентру.

Вампир готический - "Дитя Ночи". Существо конца века, в определенном смысле декадентствующее и как бы противопоставляющее себя дню. Набор способностей несколько отличен от классического и более направлен на незаметность, способность к перемещению и проникновению. Превращаются они чаще в тень или туман, летают, владеют телекинезом и часто - мозгобойными способностями не очаровывающего, а подчиняющего плана. Уязвимости достаточно сильны и связаны со светом.. Наиболее явные примеры - вампиры от Райс и Хэмбли, отчасти Тореадор.

Вампир неживой - своего рода порождение некромантии независимо от того, сам он себя так обналичил, или его укусили. Наиболее разложившаяся внешность, но, благодаря истокам, наиболее сильный мистический потенциал. Впрочем, как правило и это имеет свою цену - на таких действует более народных средств чем обычно, и в определенном смысле он более всего близок своему предку-упырю. Наиболее явные примеры - Самеди, Некрархи и вампиры АДД.

Эта классификация сугубо предварительная, и если бы мне предложили написать свою, я отталкивался бы от преобладания в образе того или иного архетипа.

Основы психологии вампира

Главное, что надо помнить в данном случае - вампиром становятся не с чистого листа, уже что-то из себя представляя, и присущие вампиру новые чувства и мотивации как бы накладывается на уже существующий психологический рисунок личности. Однако Собой с дополнительными способностями (как он возможно планировал ДО) человек уже не будет, - Маскарад есть во многом игра в то, насколько человек способен принять это Новое.

Что Новое? - навскидку я выделил бы несколько факторов, которые влияют на отличие ментальности вампира от ментальности человека. Они могут проявляться постепенно, но рано или поздно берут свое, и чем старше вампир, тем отдаленнее он от человека.

Долголетие. Оно отличается от долголетия эльфа, у которого ритм жизни изначально замедлен. Здесь же ритм меняется после Становления, и к осознанию бессмертия человек должен привыкнуть, точнее - свыкнуться с этим. У человека нет механизмов против психоэмоциональной перегрузки, вызванной грузом лет и бременем воспоминаний, и бег его жизни интенсивнее даже для бессмертного. Следствием этого является определенная склонность к депрессии и меланхолии. Однако в любом случае многие проблемы, волнующие людей кажутся куда менее значительными - бессмертие придает цинизма.

Архаичность. Как говорил Симон Исидро, в жизни вампира есть два этапа серьезной психологической ломки: первый - когда уходят все близкие тебе люди; второй - когда безнадежно меняется и уходит в Лету близкий тебе мир, психология и традиционный уклад. Не случайно в ВТМ РС все же играют неонатов, у которых мир еще не канул в небытие. Вампир может не страдать ностальгией или ее контролировать, но живет он по понятиям своего времени, и учитывать новое естественно тяжело. Собственно, именно потому общество вампиров, управляемое Древнейшими, будет более феодальным - стоящие во главе будут управлять им по привычкам своего времени.

Чувство избранности по отношению к людям. Вампиру есть с кем себя сравнить - в первую очередь с собой до Становления. Как оно будет развиваться в дальнейшем, конечно зависит от самого вампира и его прижизненных качеств, но в любом случае, несмотря на то что каждый вампир был когда-то человеком, у него есть основания воспринимать людей как что-то на ступеньку ниже. Выше и импульс, подстегивающий мысли о себе как Сверхчеловеке, которому в отношению меньших позволено все.

Голод. Выбора "пить или не пить" не стоит - вампир должен потреблять кровь, иначе помрет, да и сверхспособности обычно тоже связывают с количеством крови (не только в ВТМ). А это означает становление иной планки ценностей, в которой человеческая жизнь имеет куда меньшую цену (подобно тому, как человек конца ХХ века привык к большему уровню окружающего насилия, чем старшее поколение), и иное отношение к людям вообще. Древние, утратившие человечность, действительно отдалились от людей настолько, что воспринимают их не более чем как пищу и даже не испытывают при питании особенных эмоций - так же как человек ест котлету.

Паранойя. Рано или поздно вампир понимает, что люди не только котлеты на ножках, и что в принципе они могут Прийти, когда ты окажешься не готов. Ибо при всей крутости вампира есть моменты, когда он абсолютно уязвим (чаще всего на солнце). Готового к бою вампира завалить сложно, но постоянное ожидание подвоха стимулирует паранойю и недоверие, а у более взрослых на это накладывается и многовековые многоходовые интриги

Вместо заключения. Анализ составляющих образа вампира и причин его популярности.

Первое, что можно отметить, - интерес к вампиру проявляется в конкретные исторические периоды, связанные с концом века, чувством непонятного будущего и связанным с этим брожением умов. Это - романтизм начала 19 века, декаданс конца 19 - начала ХХ и современная нам готика. Такой период возникает на рубеже веков, в миг смены культур, когда появляется упоение эстетикой увядания и игр со смертью.

Затем, вампир оказался очень приятным противником. Во-первых, он очень кинематографичен. Во-вторых, с точки зрения законов жанра вампир представляет собой очень удачное сочетание набора сверхъестественных способностей и уязвимостей, делающих возможность его уничтожения реальной не только для группы сверхкрутых героев, но и для простых людей. В отличие от демона, при всех своих особенностях вампир вполне убиваем - надо только знать как или удачно выбрать время.

Кроме того, как было подмечено, вампир несет в себе персонификацию ряда фундаментальных страхов, набор этот очень удачен, и составляющие его элементы можно выделить.

Смерть - вампир не только причиняет смерть, но и находится за ее гранью. А поскольку человек всегда боится того что он не понимает или не может контролировать, живой мертвец, как некое противоречие естественному порядку вещей, воплощает собой страх неведомого, того что лежит За - как убить единожды уже убитого? Бледная и холодная кожа, мертвые глаза являются внешними проявлениями этого образа.

Болезнь - вампир часто связан с образом Мора, присутствие которого несет за собой эпидемию. Это связано и с тем, что большинство "охот на вампиров" совпадали со вспышками эпидемий, и с тем, что его укус аналогичен инфекции (заражение, превращающее здорового человека в подобного ему), а "общение" с ним сродни болезни как медленному постепенному угасанию вследствие истечения жизненных сил. А некоторые легенды говорят о том, что вампиризмом можно заразиться даже употребив мясо животного поеденного вампиром. Помимо этого, там, где вампир выглядит не как живой труп, он имеет достаточно больной или болезненный вид.

Другой образ вампира как метафоры болезни - импотенция, точнее, страх обессиливания, слабости, потери и истечения жизненных сил, средоточием которых во многих культурах была кровь.

Кстати, именно с образом вампира как метафоры болезни связано столь распространенное использование чеснока как средства уничтожения и отгона - в средние века чеснок был основным антисептиком, и считалось, что его регулярное употребление помогает не заразиться в случае эпидемии.

Ночь - подсознательный страх темноты как времени хищников. Ряд известных биологов (Г. Панченко) утверждают, что страх перед ночным хищником, особенно большой кошкой, заложен в сознании дневного животного, которым является человек, на генетическом уровне. К тому же в темноте все черно, а невидимый враг всегда страшнее - воображение смотрит в Зеркало Белого Дракона и рисует тебе то, чего боишься более всего на свете именно ты. Ужас Неведомого вообще очень емкое понятие, отличающее готический ужастик от героического похода по монстрам.

Современный человек боится ночи и как времени эскалации насилия больших городов. Ночь играет и роль социальной изоляции, т. к. трудовое время ограничивается днем и ведущий ночной образ жизни вызывает подозрения. Но одновременно ночь, лунное небо и тишина притягательны и романтичны. Так складывается обаяние

Внешние проявления этого архетипа - противопоставление вампиров как детей ночи людям, живущим во Дне, то, против них так помогают огонь и свет, и красные глаза, светящиеся во тьме. Хотя есть интересная деталь - красное свечение есть признак существа изначально дневного, но вынужденно приспособившегося к ночному образу жизни (у изначально ночных цвет свечения зеленый)

Хищник - точнее Зверь, проявление чувства крови, ярости и инстинктов, которые обычный человек, считающий себя выше животного, стремится подавить (на ум отчего-то в связи с этим пришел Бойцовский Клуб). Этот образ проявляется в зооморфности вампира - его клыках, когтях, способностью контролировать животных (как правило, хищников или ведущих ночной образ жизни) или превращаться в них.

Со страхом хищника связан и страх жертвы охоты, и то, что вампир - существо, стоящее выше человека в продовольственной цепи. Таким образом он воплощает порожденный доктриной социал-дарвинизма страх того, что человек перестает быть высшей расой и на смену ему приходит нечто, питающееся ими так же, как люди едят свиней.

Секс - с самого начала легенда о вампире имела отчетливую сексуальную окраску, точнее, была воплощением сексуальной агрессии (вне зависимости от пола вампира) и нарушения запретов. Ранние упыри часто посещают живых любовников, продолжая дарить им близость, и во многих поверьях предрасположением к становлению вампиром была именно сексуальная распущенность. Популярность вампира в пуританской ("леди не двигаются"!) Викторианской Англии была связана с тем, то вампир воплотил запретные аспекты человеческой чувственности, жажду нечеловеческого наслаждения, образ обладания без остатка, "любви до смерти". Процесс пития крови из жертвы часто описывается как удовольствие сравнимое с оргазмом или даже превосходящее его, и почти всегда, когда процесс пития крови уже начался, жертва не в силах сопротивляться. Вампир заменил Дьявола-демона-суккуба в образе демонического любовника из иного мира, дарующего неземное наслаждение, за которое надо платить жизнью.

Отчасти можно выделить и Зло. Вампир - воплощенный пример существа, живущего за счет других. Для общечеловеческой морали, которая как мне представляется, все-таки строится на альтруизме (человек генетически не одиночка, а общественное животное), вампир есть наиболее четкий образ существа, которое не может существовать самостоятельно и функционирует только за счет высасывания жизни из окружающей среды.

Двойник или Тень - из всех монстров современной мифологии вампир наиболее похож на человека, ибо при жизни являлся им. Он сохраняет человеческую внешность, что позволяет ему маскироваться. Их общество - своего рода Тень или отражение нашего, война с ними наиболее остра, усугубленная феноменом вампирского отрицательного обаяния. Отсутствие тени вампира или его неотражение в зеркале - тоже одно из внешних проявлений данного архетипа, равно как и невозможность пересекать текущую воду.

Он монстр большого города и наиболее социализирован, влит в наше существование Борьба с ними не менее остра чем борьба двух близкородственных видов за один ареал. Не война с чужаками, а война гражданская, отличающаяся большими проблемами и большей напряженностью. Укус и трансформация - словно аналог предательства, в результате которого друг становится врагом, а враг может до определенного времени быть неведом.

Вампир олицетворяет нашу собственную темную сторону, он словно темное зеркало, в которое мы можем смотреться и видеть там Того Себя, Каким Ты Никогда Не Будешь. Он не НЕчеловек, а АНТИчеловек, отсюда и острота противостояния. Борясь с ними, мы боремся с этим в себе, лишний раз вспоминая, что самый страшный монстр этого мира - человек. В общем, еще раз перефразирую авторов Маскарада: играя в нежить, мы лучше понимаем суть Человеческого внутри себя.


К. В. Асмолов (Makkawity)


Детальный запрос

[ ФОРУМ О КОНФЕРЕНЦИЯХ ПО ФАНТАСТИКЕ ]

РУССКАЯ ФАНТАСТИКА  |  ЗВЕЗДНЫЙ МОСТ

[ Оргкомитет ]   [ Списки ]   [ Фотоархив ]   [ Статьи ]   [ Премии ]   [ Доклады ]   [ Заявка ]   [ Форум ]  



© 2001 Материал: Дмитрий Громов и Олег Ладыженский.
© 2001 Дизайн: Алексей Андреев.
© 2001 Корректор: Владимир Дьяконов
© 2001 Подготовка: Дмитрий Маевский, Алексей Жабин.
© 2001 Сервер "Русская фантастика" Гл. редактор Дмитрий Ватолин.

Звездный мост