Звездная дорога Русская фантастика WIN KOI LAT
Русская фантастика Звездная дорога
Журнал современной фантастики


Свежий номер

Обложка свежего номера
Избранные тексты
Архив номеров
Гостевая книга



Где купить?
Как подписаться?
Кто делает журнал?
Контактная информация

Страсти мира сего


Новый роман Бориса Стругацкого "Бессильные мира сего", опубликованный под псевдонимом С.Витицкий сначала в журнале "Полдень, XXI век", а затем отдельным книжным изданием (СПб.: Амфора, 2003), сразу же оказался в центре внимания российских любителей фантастики. Как и следовало ожидать, Борис Натанович написал глубокое и многослойное произведение, которое заслуживает внимательного чтения и неоднократного перечитывания. Но как же говорить о таком произведении? Редакция "ЗД" сочла, что наиболее адекватной формой будет заочный "круглый стол" критиков...


Часть I. Насилье, бессилье и надежда

...Посланец опасного типа по кличке Аятолла говорит провидцу Вадиму: мы, мол, знаем, что вы предсказываете будущее. А теперь вы его измените. На выборах губернатора должен победить кандидат Имярек. Точка. Камлайте, делайте пассы или как, но обеспечьте именно такой исход. Провалите дело - уроем...
    Пересказанный эпизод - завязка романа С.Витицкого. Но, вопреки ожиданиям, книга относится к фантастике не детективно-политической, а философской. Сюжет тут играет подчиненную роль, зато проблема взаимоотношений Учителя и учеников, которая пульсирует в прежних вещах (от "Возвращения" до "Отягощенных Злом"), выходит на первый план. Вадим - лишь один, притом не самый колоритный, из учеников Стэна Аркадьевича Агре, способного увидеть в подростке его талант и развить его до предела...
    Напоминает ли учительство Стэна опыты мокрецов из "Гадких лебедей"? Пожалуй. Однако годы, отделяющие давнюю повесть от нынешней, избавили автора от романтизма 1960-х. Тогда все казалось просто: люди мезозоя - все эти шефы с заскорузлыми мозгами и референты с повадками убийц, все эти дубинноголовые стукачи и каменные задницы - уйдут в прошлое сами. Вымрут, оставив мир добрым и талантливым магам, для которых "думать - не развлечение, а обязанность". Однако на деле все произошло по-иному. Многочисленные Выбегаллы, Камноедовы, Шершни, Барбриджи, генералы Пферды, доны Рэбы, философы Опиры и прочие несимпатичные персонажи за эти годы доказали свою редкую витальность. Их не удалось вытравить ни гласностью, ни дустом. Молчальники вышли в начальники. Корешкам достались вершки. "Люди сметки и люди хватки" (Б.Слуцкий) взяли не умением, а числом. Обманули, обобрали, подогрели обещаниями и в итоге сели на магов верхом. В новом романе лучшие птенцы гнезда Агре, изначально способные осчастливить мир, разменивают свой гений на мелочь. Великий эмпат кодирует алкашей. Великий бодигард охраняет какую-то невразумительную сволочь. Выдающийся улавливатель лжи работает на частный сыск. Повелитель насекомых выводит тараканов. Ну, а великого пророка (см. начало) заставляют пахать за целое пиар-агентство...
    "И все-таки, с Вадимом-то что сталось? - хватает за рукав читатель. - Удалось ему выиграть выборы?" Ну, удалось. И одновременно нет. Не в выборах дело. И не в Аятолле, шайтан его побери. Присущий Стругацким метод "фантреализма" тесно сплавляет выдуманный мир со здешним, а потому разговора об аллюзиях нам не избежать. Как-никак, в облике слегка капризного гуру Стэна, выписанного с очевидной самоиронией, ясно проглядывает сам мэтр питерской фантастики. Да и слово "драбанты", которым герой именует старших учеников, прямо взято из лексикона семинара фантастов, руководимого БН.
    Давайте признаемся, наконец, о чем роман. И что сегодня волнует знаменитого фантаста, который десятилетиями в своем семинаре пестовал юные дарования. Вроде славные ребятки там подбирались - умные, толковые, и вроде нужные "дверки" их способностям мэтр открыл. Но... Один теперь гонит коммерческий "верняк". Другой подвизается на вторых ролях в "имперском" хоре политологов. Третий сделался литературным чиновником и удачно мотается за бугор. Четвертый - самый честный - занялся бизнесом, наплевав на муз. И так далее...
    Борис Стругацкий написал очень грустный роман. Россыпь завораживающих фантастических микросюжетиков (в этом смысле текст даже слегка избыточен) не может заслонить главной, выстраданной мысли писателя. По Витицкому, обязанность настоящего Учителя - всю жизнь держать в поле зрения учеников и сохранять оптимизм, даже видя, кем стало большинство питомцев. Другого выхода нет. Надо упрямо растить новых, пока есть время. Пока осталась хоть капля надежды.

Роман Арбитман

Цитата I: "Вполне "по-стругацки" сделаны и "Бессильные мира сего": неостановимое горчащее шуткарство, парадоксальный сюжет, культ дружества и ученичества (с его неизбежными издержками и полуразоблачением), усталая мудрость, энергичные диалоги, дразнящие сюжетно-смысловые лакуны, заполнить которые надлежит внимательному читателю (коли есть охота), игра случайностей, дискредитированный (а на деле - лишь замаскированный, но несгибаемый) оптимизм...
    Борис Стругацкий слишком хорошо знает об ограниченности человека и причудах исторического процесса, чтобы принять столь дорогой многим (и столь дешевый) тезис о полном бессилии личности и тотальной бессмысленности истории. Лучше бы, конечно, поменьше слушал "учеников", изо всех сил старающихся обернуть "сэнсея" помесью "многоуважаемого шкафа" и собственного клона. Но что поделать, если искренняя и творческая любовь к будущему неотделима от надежды на превращение гадких утят в белокрылых лебедей?"

(Андрей Немзер "Все проще", газета "Время новостей")


Часть II. Чтоб новый век начать...

Во времена, когда буйно цвел Полдень, было ясно: оставшиеся десятилетия XX-го и весь XXI век советское коммунистическое общество развивается, развивается, у него с каждым годом все более человеческое лицо, и, наконец, рождается великолепие ХХII-го.
    Потом Полдень пошел трещинами и стал обваливаться целыми фрагментами. Но посреди общего хаоса все еще стоял учитель-гуманист, готовый связаться со сверхъестественными силами ради малых сих. Значит, и в будущем намечался какой-то гуманизм... Рухнул обреченный град, выжжено было все, что можно было выжечь, вроде бы начинался новый цикл...
    В 2001 году в 4-м томе "сталкеровского" Собрания сочинений появился комментарий Б.Н.Стругацкого о мире повести "Хищные вещи века" (1965): "Среди всех придуманных миров он кажется нам наиболее ВЕРОЯТНЫМ. Мир Полудня, скорее всего, уже недостижим, мир "1984", слава богу, остался уже, пожалуй, позади, а вот мир "хищных вещей" - это, похоже, как раз то, что ждет нас "за поворотом, в глубине"..." Между тем этот мир представляет собой простое продолжение дня сегодняшнего в будущее, если только в XXI веке Россия каким-то чудом вольется в "золотой миллиард", станет хотя бы бахромой на платье упитанного Севера... Маловероятно, конечно, однако, допустим, мы в пояс поклонимся распорядителям глобализационного проекта, попытаемся стать полезными для них, и тогда... чем черт не шутит.
    Роман "Бессильные мира сего" содержит рецепт подготовки людей, пригодных для мира "Хищных вещей века": нужны воспитанные, терпимые, честные, трудолюбивые, свободомыслящие... так и хочется добавить: "налогоплательщики". Этот рецепт вложен в уста главного героя и частично повторен в интервью, которое дал Б.Н.Стругацкий в связи с выходом романа. И по тексту романа, и по тексту интервью видно: автор с оптимизмом относится к будущему, уповает на медленно происходящее "смягчение нравов", на неизбежность "посветления". Наверное, подобного рода оптимизм следует расшифровывать как прекраснодушную уверенность западника в завтрашнем дне. Новый век начнется, он уже фактически начинается...
    Но в таком случае подвижническая деятельность Учителя Стэна Агре непонятна. Великолепное, вызывающее преклонение амплуа - способствовать становлению чужих талантов. Но насколько это нужно для Нового века? Для такого Нового века? Если смотреть на вещи здраво, к чему Полупериферии гении? Разве что на экспорт, для Центра... Видимо, со времен мокрецов, Полдня и "Отягощенных злом" осталась все-таки полуразрушенная гуманистическая перспектива; она работает механически, без сцепки с главной картиной будущего, со сбоями - как завирусованный компьютер, - но если и она откажет, то станет совсем уж холодно...

Дмитрий Володихин

Цитата II: "Царство свободы и вкусной семги таки наступило. Однако именно те, кто его больше всего желал, оказались главными пострадавшими. Одни (чиновники и бандиты) прекрасно устроились и при новых порядках, а другим (простым людям) было нечего терять, кроме своих жалких сбережений. Эти же потеряли все - начиная с работы (наука прикрылась, кино кончилось, книжечки писать стало непрестижно) и социального положения и кончая мировоззреньицем. Основные занятия - ныть, бухать и прислуживать за маленькие деньги в каком-нибудь "офисе". От былого величия осталось лишь ощущение раздавленности и убитости.
    В связи с этим некоторого внимания заслуживает "философия", проповедуемая самым симпатичным из героев Стругацкого. Это все тот же прекраснодушный либерализм: мечтания о старосоветском Человеке Воспитанном, до которого гадкое человечество все никак не дорастет. Все мешает "вредная невоспитанная обезьяна" внутри человека, низшее животное начало. Просвещенческая утопия, XIX век... Философия класса, ничего не забывшего и ничему не научившегося.
    Помилуйте, господа. Ну причем тут ваше "воспитание". Для начала не надо быть падлой. Падлой не надо быть. И зарубить себе на носу, что измена Родине (а интеллигенция коллективно совершила именно это) себя не окупает. Вот тогда, может быть, вы и отползете от параши, столь убедительно описанной в последнем - и, похоже, лучшем - творении Бориса Натановича".

(Константин Крылов "Проклятая свинья жизни", газета "Консерватор")


Часть III. ЧП на фабрике добра

Прежде всего нужно сказать о главном: новый роман Бориса Стругацкого - ярчайшее событие в отечественной литературе последних лет (не только в фантастике: слишком скромно будет!). Это произведение поражает своей литературной отделкой - настолько филигранной, насколько этого вообще можно было добиться такому многоопытному автору за несколько лет напряженной работы. И еще это очень честный текст - пронзительно-беспощадный по отношению к себе самому и своим близким, полный горьких признаний и тягостных откровений.
    Конечно, его можно трактовать как новый поворот темы учительства, которая, как становится все яснее с течением лет, была ведущей у братьев Стругацких. Можно расшифровывать образы "драбантов", отождествляя их с первыми питомцами литературного семинара БНС. В принципе, если хоть немного разбираться в истории вопроса, сделать это достаточно несложно. И все-таки "драбанты" - всего лишь один из пластов этого многослойного романа, чем-то похожего на изображение земной коры в разрезе...
    Довольно легко выделить в нем и "политическую составляющую". Ибо образы героев - почти сплошь интеллигентов, читающих друг другу стихи и с радостью цитирующих мировую литературу, - отнюдь не привлекательны (может быть, вопреки желанию автора). Да, разумеется, все они - только люди, и в каждом сидит "волосатая, наглая, хитрая обезьяна", и уже поэтому они заслуживают жалости. Но их тотальная неготовность к созиданию, абсолютная нужда в учителе-погонщике и наивная надежда, что все как-нибудь само собой рассосется, - крайне неприятны на вид. Впрочем, это тоже - всего лишь один из пластов...
    Зато о Стэне Аркадьевиче Агре - явном alter ego автора - стоит поговорить отдельно. Он-то как раз - "человек действия", он не прячется в кусты, но делает то, что умеет и должен делать, - открывает в молодых людях заложенные самой природой таланты и выводит их, так сказать, на большую дорогу жизни. Но штука в том, что ему не все равно, к чему будут приложены эти таланты. Ему мало того, что ученики добиваются личного благополучия, - его вообще их благополучие не интересует. Ему хочется, чтобы: а) они развивали свой дар (для этого он даже готов нанять бандитов) и б) они применяли свой дар ради всеобщего блага. Хотя что такое это самое всеобщее благо, Стэн Аркадьевич толком сказать не смог бы!
    Здесь надо заметить, что Борис Натанович Стругацкий - далеко не единственный, кому этот мир кажется страшным, неуютным и бессмысленным. "Поганая цепь времен. Цепь привычных пороков и нравственной убогости. Ненавистный труд в поте лица своего и поганенькая жизнь в обход ненавистных законов..." - под этой цитатой из "Бессильных мира сего" мог бы подписаться, например, и такой абсолютный антагонист БНС в литературе и в жизни, как Александр Проханов, в опусе которого "Господин Гексоген" можно найти весьма похожую характеристику положения дел на планете Земля (о том, что в первом произведении делается вывод об острой потребности в Человеке Воспитанном, а во втором - о необходимости "мочить" космополитов, говорить сейчас не будем: это понятно и в данном случае несущественно).
    Но ведь совершенно так же рассуждали и средневековые катары, творцы так называемой альбигойской ереси! Мир казался им порождением дьявола, а потому подлежал полному отрицанию... Стэн Агре слишком гуманен, чтобы помышлять о полном отрицании: он же не Гриша-Ядозуб какой-нибудь (его собственный ученик-изгой, подавшийся в профессиональные киллеры)! Однако та битва, которую он ведет, - это, конечно, битва с Создателем этого мира, точнее, попытка исправить, улучшить Его творение, очередной рывок к Царству Божию на Земле. Абсолютно бессмысленная авантюра, как скажет вам любой верующий...
    К счастью, масштаб писательского таланта таков, что роман живет по своим внутренним законам, оставляющим простор для различных интерпретаций. Скажем, автору этих строк кажется глубоко символичным источник одаренности самого Агре: по сюжету, он прошел через сталинскую "шарашку", где на нем испытывали средства омоложения, предназначавшиеся для вождя. Заведовал "шарашкой" тот самый человек, который в финале произведения будет требовать от Стэна Аркадьевича "работы" с его протеже - некоей злобной девчонкой, обещающей вырасти в кровавого диктатора... Так можно ли столь "грязный" дар использовать в "чистых" целях? "Мы должны делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать..." - да полно! Не из чего ли? Должны ли?

Александр Ройфе

Свои соображения по поводу прочитанного можно и нужно отправить на адрес редакции. Лучшие письма, как водится, опубликуем.







Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Редакция журнала "Звездная дорога", главный редактор Александр Ройфе
© "Русская фантастика", главный редактор Дмитрий Ватолин, 2000-2002
© Дизайн: Дмитрий Маевский, 2002. Подготовка: Павел Белоусов, 2002.