Русская фантастика WIN KOI LAT
Русская фантастика Звездная дорога
Журнал современной фантастики


Свежий номер

Обложка свежего номера
Избранные тексты
Архив номеров
Гостевая книга

Что нового в "ЗД"?

Уважаемые читатели! В настоящее время в журнале происходят организационные перемены, связанные с желанием сделать его еще лучше, еще интереснее, кардинально расширить систему распространения "ЗД". В связи с этим очередной номер "Звездной дороги" опять будет сдвоенным (9-10) и увидит свет в первой декаде октября. Редакция решилась на такой шаг, скрепя сердце, и рассчитывает оправдаться только дальнейшим улучшением качества журнала. А пока мы выкладываем на сайт блок материалов памяти Кира Булычева (в том числе воспоминания Владимира Михайлова, Геннадия Прашкевича и Михаила Манакова), который увидит свет в 9-10-м номере.


Вниманию авторов фантастического и детективного жанров! При "Звездной дороге" открыто литературное агентство! Подробности - здесь.


"ЗД-информ" сообщает:

11.7.2003. Премии Старджона и Кэмпбелла
присудили Шепарду и Кресс

Лоуренс (шт. Канзас). В этом американском городе были вручены премии имени Джона У. Кэмпбелла (присуждается за лучший англоязычный фантастический роман) и Теодора Старджона (присуждается за лучшую повесть или рассказ). Церемония награждения по традиции прошла в Центре по изучению научной фантастики, который по инициативе писателя Джеймса Ганна был основан при Университете Канзаса.
    В нынешнем году Кэмпбелловская премия досталась Нэнси Кресс за роман "Probability Space" ("Пространство возможностей"). Кроме нее, на награду реально претендовали Дэвид Брин (с романом "Kiln People" - "Печные люди") и Роберт Сойер (с романом "Hominids" - "Гоминиды"). Премия Теодора Старджона досталась Люциусу Шепарду ("Over Yonder"), опередившему Ричарда Чевдика ("Bronte’s Egg" - "Яйцо бронтозавра") и Грега Игана ("Singleton" - "Одна штука").
    В рамках той же церемонии были объявлены новые персонажи Зала славы научной фантастики и фэнтези, созданного при вышеупомянутом Центре. Ими стали Эдгар Райс Берроуз и Дэймон Найт (посмертно), а также ныне здравствующие Кейт Вильхельм (вдова Найта) и Уилсон Такер.

28-29.6.2003. Состоялся "ДонКон-2003"

Ростов-на-Дону. Здесь уже не в первый раз прошел "камерный" фестиваль фантастики "ДонКон-2003". По задумке организаторов, каждый год на Тихий Дон приглашается несколько писателей-фантастов, которым и оказываются максимальный почет и уважение. В нынешнем году в Ростов приехали Евгений Лукин, Святослав Логинов и Михаил Веллер. Они провели встречу с читателями в малом зале Областной филармонии, а на следующий день прокатились на катере в Новочеркасск. Встреча с читателями отнюдь не была благотворительным мероприятием: на нее продавались билеты за 50–100 руб., что совсем не мало по провинциальным меркам. Зато пришедшие в Филармонию смогли не только задать вопросы писателям, но и послушать их рассказы и бардовские песни, а также стать свидетелями вручения Лукину приза "ПирамиДон", выполненного, конечно же, в форме пирамидки. Что и говорить, такой награды у Евгения еще не было.

21.6.2003. АБС-премии достались сибирякам

Санкт-Петербург. В Центре современной литературы и книги (ЦСЛК) прошло очередное вручение АБС-премии. В отличие от двух предыдущих церемоний, которые состоялись в местном Доме журналистов и в Ледовом дворце, нынешняя была несколько скромней по масштабам. Из шести финалистов (трех по номинации "Проза" и трех по номинации "Non-fiction") в ЦСЛК присутствовало только двое – автор повести "Мао" Игорь Пронин и известный писатель-фантаст Геннадий Прашкевич, выдвинутый на премию за литературные мемуары "Малый Бедекер по НФ". Приехавший в Петербург красноярец Михаил Успенский заболел и на церемонию прийти не смог. А ведь именно ему отдало предпочтение жюри, отметив таким образом роман "Белый хрен в конопляном поле". Пришлось выходить за наградой давнему соавтору Успенского Андрею Лазарчуку...
    В "нехудожественной" номинации с мемуарами новосибирца Прашкевича соперничали статьи Андрея Валентинова и Андрея Шмалько. Как оказалось, Борис Натанович Стругацкий, формирующий шорт-лист АБС-премии, просто был не в курсе, что Валентинов и Шмалько – один и тот же человек. Впрочем, победил все равно Геннадий Прашкевич.

21.6.2003. Пятая книга о Гарри Поттере
поступила в продажу

Ровно в 0 часов 0 минут 21 июня в Великобритании, США и других странах начались продажи пятого романа о Гарри Поттере – "Гарри Поттер и Орден Феникса". В этой книге 766 страниц, на создание которых Джоан Ролинг потребовалось три года. Ажиотаж вокруг новинки превзошел все ожидания: интернет-магазин "Amazon" собрал на нее 1,3 млн. предварительных заказов, в первые дни после начала продаж она расходилась со скоростью восемь экземпляров в секунду. А ведь критики называют этот роман самым мрачным в саге о Поттере: к примеру, в нем гибнет один из положительных героев... По оценкам специалистов, Джоан Ролинг заработает на «Ордене Феникса» около 50 млн. долларов.
    Не обошлось и без скандалов. Самый громкий связан с американским таблоидом "New York Daily News". Журналист этого издания, раздобыв где-то новый роман о Поттере (он утверждает, что просто купил его в одном из книжных магазинов Бруклина), накануне 21 июня опубликовал в своей газете короткий пересказ произведения, выдав по ходу дела все сюжетные загадки. Ролинг подала в суд и рассчитывает содрать с бойкого таблоида еще несколько миллионов.
    Как известно, в Поттеровской саге должно быть ровно семь томов. Но Ролинг не спешит садиться за шестой: она призналась, что потихонечку пишет некий роман для взрослых и, работая над ним, "чувствует освобождение". Зато взялись за дело русские переводчики. После уничижительной критики, которой были подвергнуты труды Игоря Оранского и команды под руководством Марины Литвиновой, издательство "РОСМЭН" в корне пересмотрело свою политику в этом вопросе. Для перевода пятого тома были приглашены лучшие силы, какие только есть в России: им займутся Виктор Голышев, Владимир Бабков и Леонид Мотылев, ранее переводившие исключительно "литературу для высоколобых". Более того, издательство готово терпеливо ждать их текста аж до февраля 2004-го – неслыханная толерантность! Кстати говоря, Голышев и Бабков переводят сейчас популярные на Западе фантастические сказки Филипа Пулмана – неужели до издателей наконец дошло, что массовая литература тоже заслуживает хорошего перевода?

12-15.6.2003. Русские фантасты посетили
польский фестиваль

Нидзич. В рыцарском замке рядом с этим польским городком прошел X Фестиваль фантастики. Его отличительной чертой оказался массированный десант российских писателей. В Польше побывали Андрей Лазарчук и Ирина Андронати, Кирилл Еськов, Марина и Сергей Дяченко (у всех перечисленных фантастов накануне фестиваля вышли книжки в польском издательстве "Солярис"), Андрей Белянин и Галина Черная, Николай Басов. Ехал в Нидзич и Михаил Успенский, однако бдительные польские пограничники, усмотрев какой-то непорядок в документах Михаила Глебовича, без зазрения совести ссадили его с поезда на польско-белорусской границе. Что и говорить, неприятный сюрприз...
    Тех же, кто добрался до Ольштынского воеводства, ждала весьма насыщенная программа. Помимо встреч с писателями (а отряд "аборигенов" на фестивале составили такие звезды польской фантастики, как Марек Орамус, Марчин Вольский, Яцек Инглот, Анджей Земянский, Майя Коссаковская; приехали и знакомые нам по российским конвентам Эугениуш Дембский и Павел Лауданьский) были устроены кинопросмотры, вернисажи, литературный конкурс. На отдельной церемонии вручалась премия "SFinks" – ей отметили переводы Харлана Эллисона, Нила Геймана, Теда Чанга, а также лучшие польские роман и рассказ (как оказалось, оба их написал Анджей Земянский).
    Судя по интересу, который вызывает сейчас в Польше российская фантастика, трудные времена в отношениях между нашими странами (и литературами) уходят в прошлое. И вот еще одно тому доказательство: на фестиваль "Полкон", который состоится в августе, организаторы пригласили Сергея Лукьяненко, чьи книги входят сейчас в списки польских бестселлеров.

7.6.2003. Вручена Премия Брэма Стокера

Нью-Йорк. Премия Брэма Стокера, пожалуй, самая авторитетная награда для англоязычных писателей, работающих в жанре хоррор. На ежегодной конференции Американской ассоциации авторов "ужастиков" состоялось очередное вручение этого приза. В номинации "За заслуги перед жанром" были отмечены отлично известный в России Стивен Кинг и Дж. Н. Уильямсон, имя которого россиянам не говорит практически ничего. Остальными победителями стали:
    в номинации "Роман" – Том Пиччирилли ("Ночная учеба" – "The Night Class");
    в номинации "Дебютный роман" – Элис Себолд ("Милые кости" – "The Lovely Bones");
    в номинации "Повесть" – Томас Лиготти ("Моя работа еще не сделана" – "My Work Is Not Yet Done") и Брайен Хопкинс ("El Dia de Los Muertos");
    в номинации "Рассказ" – Том Пиччирилли ("Ребенок-неудачник потолстел с горя" – "The Misfit Child Grows Fat on Despair");
    в номинации "Авторский сборник" – Рэй Брэдбери ("Еще один в дорогу" – "One More for the Road");
    в номинации "Антология" – сборник "Более темная сторона: Поколения хоррора" ("The Darker Side: Generations of Horror");
    в номинации "Нехудожественная книга" – Рэмси Кэмпбелл ("Возможно: Эссе о хорроре и разновидностях фэнтези" – "Probably: Essays on Horror and Sundry Fantasies");
    в номинации "Произведение для молодых читателей" – Нил Гейман ("Коралина" – "Coraline").

27.5-4.6.2003. Прошла Неделя русской фантастики

Москва. В столичном Доме книги на Новом Арбате и в нескольких его филиалах прошла Неделя русской фантастики. В эти дни в магазинах можно было увидеть ведущих российских фантастов, печатающихся в крупнейших издательствах: с читателями встречались Василий Головачев, Сергей Лукьяненко, Роман Злотников, Олег Дивов, Макс Фрай, Мария Галина, Ольга Елисеева, Алексей Калугин, Евгений Гуляковский, Виталий Пищенко, Ант Скаландис... По результатам Недели Дом книги вручил ее участникам дипломы: Сергей Лукьяненко был отмечен за самую многолюдную презентацию, издательство "АСТ" - за самые ходовые книги, издательство "Вече" - за вклад в развитие отечественной фантастики.
    Накануне Недели русской фантастики ее организаторы объявили литературный конкурс на лучший фантастический рассказ среди студентов московских вузов. Тема конкурса - "Россия, год 2103". Как было сказано в официальном пресс-релизе, "критерием отбора победителей будут являться не только литературные достоинства, но и знание истории и культуры своей Родины".
    Прием рассказов на конкурс уже завершен. Его итоги будут подводиться российскими издателями и посетителями сайта Дома книги независимо друг от друга. А призы победителям вручат в сентябре.

23.5.2003. Международная гильдия хоррора
выбрала лучших

Стали известны обладатели премий Международной гильдии хоррора по результатам 2002 года. Их выбрало жюри, сформированное гильдией, причем результаты его работы были обнародованы путем размещения пресс-релиза в Интернете, хотя обычно это делается "вживую" на каком-либо конвенте. Но у Международной гильдии хоррора, основанной в 1995-м, так и не сложилось прочной дружбы с организаторами самых известных конференций, посвященных "ужастикам" и "темной фэнтези", - "Драгонкона" и Всемирного конвента хоррора. На последнем из этих мероприятий, состоявшемся в апреле, были объявлены номинационные списки, но - не сами победители. И вот кто ими все же оказался:
    в номинации "Живая легенда" - Чарльз Грант; в номинации "Роман" - Дэн Симмонс за "Зимнюю охоту" ("A Winter Haunting"); в номинации "Дебютный роман" - Александер Ирвин за "Компанию девиц" ("A Scattering of Jades"); в номинации "Большая повесть" - Томас Лиготти за произведение под названием "Моя работа еще не сделана" ("My Work Is Not Yet Done"); в номинации "Короткая повесть" - Элизабет Хэнд за "Павану повелителю воздуха" ("Pavane for a Prince of the Air") и Дэйл Бэйли за "Смерть и выборы" ("Death and Suffrage"); в номинации "Рассказ" - Дон Тумасонис за "Видовые открытки" ("Prospect Cards"); в номинации "Авторский сборник" - Чет Уильямсон за книгу "Силуэты под дождем" ("Figures in Rain"); в номинации "Антология" - сборник "Dark Terrors 6"; в номинации "Нехудожественная книга" - Рэмси Кэмпбелл за сборник "Возможно: Эссе о хорроре и разновидностях фэнтези" ("Probably: Essays on Horror and Sundry Fantasies"); в номинации "Графический роман" - Клайв Баркер за "Абарат" ("Abarat"); в номинации "Периодическое издание" - "The Magazine of Fantasy & Science Fiction"; в номинации "Художник" - Джейсон Ван Холландер.

17.5.2003. Присуждена Премия Артура Кларка

Лондон. Роман английского писателя Кристофера Приста "Разделение" ("The Separation") принес своему автору престижную Премию Артура Кларка. Эта награда вручается ежегодно за лучшее научно-фантастическое произведение, изданное в Великобритании. Церемония вручения по традиции состоялась в лондонском Музее науки, а призом, как обычно, стали гравированная табличка в форме подставки для книг и денежная сумма, "равная" текущему году (в 2003-м - 2003 фунта стерлингов).
    Стоит отметить, что Прист, начавший печататься в середине 60-х, получил Премию Кларка впервые, хотя в 1996-м и 1999-м годах уже выходил в финал с романами "Престиж" и "Крайние точки". Только с третьего раза судейская коллегия, которая состоит из двух представителей Артура Кларка, двух представителей Британской научно-фантастической ассоциации и представителя Музея науки, отдала предпочтение одному из самых талантливых английских фантастов (в нашей стране издавались его романы "Опрокинутый мир" и "Машина пространства").

14.5.2003. "Бастион" расстался с монетами

Москва. На семинаре молодых фантастов "Бастион" в первый раз вручили "домашние премии". Семинар существует с 2000 года при одноименной литературно-философской группе. Его участники проголосовали за произведения, обсуждавшиеся на семинарских занятиях в течение последних двенадцати месяцев. Наибольшее количество голосов получила повесть А.Дубинина "Сердце трубадура". Ее автор удостоен премии "Королевский золотой-2003". Вторая премия - "Императорский рубль-2003" - была присуждена коллегией из пяти человек. На этот раз она досталась Олегу Марьину (за повесть "Шарманщик").
    Обе награды предполагается сделать ежегодными (Дмитрий Володихин).

1-4.5.2003. Состоялся "Интерпресскон"

Санкт-Петербург. Традиционная встреча поклонников фантастики, которую в майские праздники устраивает в окрестностях северной столицы Александр Сидорович, в нынешнем году прошла в курортном поселке Репино, в пансионате "Буревестник". Впрочем, насладиться прелестями курортной жизни участникам конвента было трудно: три дня из четырех лил нескончаемый дождь, а побережье Финского залива из-за скопившихся на нем льдин напоминало кусочек Антарктиды. Оставалось сосредоточиться на "фантастических" мероприятиях, которых было много - хороших и разных.
    Во-первых, читались доклады. Владимир Березин, побывавший недавно на могиле Александра Грина, рассказывал о восприятии творчества этого писателя в прошлом и в настоящем. Сергей Бережной продемонстрировал недюжинные познания в истории американского масскульта: его сообщение было посвящено Тени - популярному персонажу комиксов и фильмов. А Андрей Ермолаев с цитатами в руках уличал издательство "Центрполиграф" в некорректности при подготовке к печати романов Роберта Хайнлайна.
    Но доклады - это, так сказать, "сольный" жанр. Те же, кто предпочитал "хоровое пение", пришли на дискуссию "Империя и мы", ведомую двумя политическими антагонистами в фантастике - Дмитрием Володихиным и Святославом Логиновым. Конечно, собственно к фантастической литературе она имела отношение косвенное - но что ж в этом страшного, если участникам было интересно? Те же слова можно отнести к выступлению группы "Зимовье зверей" и презентации альбома Юлия Буркина "В Разлив!", выпущенного специально к "Интерпресскону": оба мероприятия прошли на ура…
    Как водится, вручались призы. Начали с Беляевской премии, которой отмечают лучшие научно-популярные и научно-художественные произведения. Продолжили премией "Бронзовая Улитка", каковую вручает лично Борис Стругацкий (в 2003 году ее получили: Сергей Лукьяненко за роман "Спектр", Алан Кубатиев за повесть "В поисках господина П.", Андрей Лазарчук за рассказ "У кошки четыре ноги…", Геннадий Прашкевич за воспоминания "Малый Бедекер по НФ"). Затем раздали премии "Интерпресскон", присуждаемые по результатам голосования участников конвента. Здесь успеха снова добился Сергей Лукьяненко со "Спектром", а в двух других прозаических номинациях победил Олег Дивов с повестью "Закон лома" (впервые напечатана в "ЗД"!) и с рассказом "Параноик Никанор". Остальными лауреатами стали: Дмитрий Байкалов и Андрей Синицын (статья "Волны"), издательство "АСТ", художники Анатолий Дубовик (обложки) и Владимир Бондарь (внутренние иллюстрации), Борис Завгородний (за дебютную книгу "Рось квадратная, изначальная"), Олег Овчинников (за миниатюру "Удиви меня"). И наконец, вручили премию "Русская фантастика", обладателя которой выбирают посетители и редакторы одноименного интернет-портала. Ее получил Святослав Логинов за роман "Свет в окошке".
    Наш корреспондент задал несколько вопросов "двойному" триумфатору Олегу Дивову:
    - В течение недели вы получили целый набор призов. Тут и "Сигма-Ф", и "Беляевка", и сразу два "Интерпресскона"... Вам нравится получать премии?
    - А кому не нравится? Покажите мне этого мутанта! Конечно, для профессионального текстовика важней всего тиражи, но все-таки одними деньгами наша работа не оплачивается. Мы трудимся для живых людей, и иногда очень важно чувствовать ответное тепло их сердец. И премии - это как раз такие вот теплые камушки.
    - А какую премию вы считаете настоящей? Той, о которой всю жизнь мечтали?
    - Нобелевскую премию по физике - но за литературное произведение. Чтобы собрался народ и сказал: "Вот, парень такие офигенные книжки пишет - давайте ему премию по физике дадим!"
    - Но ведь Беляевскую премию вам дали как раз не за тиражи или лихо закрученный сюжет…
    - В рассказе "Вредная профессия" сюжет как раз хороший. Не будь этого рассказа, я не угодил бы в авторский коллектив сборника "Сосуды тайн" и не было бы никакой Беляевки. В принципе, она вручается за научно-просветительскую деятельность и культурологические исследования, так что это она и есть - репетиция моей Нобелевки.
    - А чем вы порадуете читателей в нынешнем году?
    - До конца года я намерен сдать в "ЭКСМО" два тома. Это будет давно обещанный трудящимся тошнотворный роман про нелегкую жизнь русских народных вампиров - теперь он называется "Ночной смотрящий". И сборник всякой мелочевки в оригинальной авторской редакции. Матерщины не ждите, но всякие вкусности там будут. Хотя я подумываю: не засунуть ли туда парочку экстремальных текстов?
    - Судя по вашему ответу, слухи о том, что вы покидаете фантастику, безосновательны?
    - Ну, года два я точно здесь. На самом деле рамки остросюжетной литературы вообще и фантастики в частности мне становятся тесноваты. Это, конечно, не значит, что я бросаю писать. Литература со мной еще намучается.
    - А что значит для вас литература?
    - Тут надо разнести профессиональное и личное. В профессиональном смысле - это постоянный вызов на поединок, в котором литература нарушает правила игры. Бывает, упражняясь с художественной формой, чувствуешь: ты уже настолько хорош, что сам себя боишься. А потом берешь с полки книгу автора N с миллионными тиражами, смотришь, как она написана, и не можешь понять, кто из вас козел. Судя по тиражам - ты.
    А в личном плане литература - ревнивая и коварная женщина, которая умеет ждать и бить в слабое место.
    - И в какое же слабое место она ударила вас?
    - Затянувшийся творческий кризис повлек за собой кризис семейный. Мне пришлось выбирать, перехожу ли я в разряд второсортных коммерческих авторов - и все равно на этом пути моя семья рушится к чертовой матери, - или я пытаюсь добиться большего. С теми же бытовыми последствиями.
    - Стало быть, хороший парень в вас поцапался с писателем... И кто одержал верх?
    - Я всегда был готов платить за право быть собой. И пусть я на этом пути сдохну - хотя не дождетесь! - но у меня в проекте очень интересные тексты, которые должны увидеть свет. Рано или поздно. Я не позволял профессии диктовать мне линию поведения в жизни, и из-за этого, я совершенно точно знаю, не случилось минимум двух довольно интересных книг. Хватит, надоело. Ничто так не подтачивает душу, как текст, который ты похоронил ненаписанным. Я очень не хочу на смертном одре завывать от презрения к самому себе. Значит, если текст рвется наружу - буду его писать. И плевать на последствия. Вот в такой позиции я ощущаю себя человеком на своем месте. Впервые за долгие годы.

   При перепечатке ссылка на "Звездную дорогу" обязательна.

Сообщения "ЗД-информ" за март-апрель 2003 года


Где купить?
Как подписаться?
Кто делает журнал?
Контактная информация

Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Редакция журнала "Звездная дорога", главный редактор Александр Ройфе
© "Русская фантастика", главный редактор Дмитрий Ватолин, 2000-2002
© Дизайн: Дмитрий Маевский, 2002. Подготовка: Павел Белоусов, 2002.