Альманах "Та сторона"
От редакции Содержание выпуска 5 Грани творчества

Благодарности и извинения.

Я хочу поблагодарить Никитина Юру, Ахметшина Равеля и Ватолина Диму за проявленные терпение и настойчивость в обсуждении вопросов, связанных с дальнейшей судьбой клуба. Без их участия и помощи данная статья не появилась бы.

Я заранее прошу прощения у тех, кого ненароком обижу в своём изложении.

Я предвижу большое количество откликов на эту статью. Все отклики присылайте в редакцию "Той Стороны".

Валентин Веснин,
май-июнь, 1994 г.

Маленький обзор темы статьи:

Принятые сокращения:

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ.

Дорогие члены клуба "Лоцман"! Здравствуйте!

Прошло совсем немного времени со дня основания нашего клуба. Настала пора осознать нам, что мы есть и зачем мы существуем. Позвольте мне выразить свои, весьма спорные подчас, мысли по этому поводу. Я не претендую "на истину в последней инстанции", поэтому очень жду обсуждения этой статьи (и, может, осуждения меня) в нашем печатном органе - ТС.

Во-первых, хочется отметить, что мы всё-же собрались! Люди, уважающие, чтящие и любящие Крапивина - особые, необычные в чём-то люди. (Спасибо нам всем! Кто не любит комплиментов?)

Но я прекрасно понимаю, что критерий отбора (как сказали бы программисты, ключевое слово) - "Крапивин" [Ведь именно объявление Юры в "КО" послужило прямым толчком к созданию клуба.] - не очень совершенен.

Творчество ВП очень многогранно, и каждый находит в нём что-то своё. Подчас новое обнаруживается при повторном прочтении, и тогда замечаешь - ты становишься взрослее... Ты "открываешь" ещё один штрих творчества Крапивина для себя.

На сегодня самая главная цель нашего клуба - быть ориентиром, "Лоцманом". Помочь одному человеку найти другого. Потому что иногда очень хочется найти Друга, найти приятного собеседника, просто человека, мысли, душа, характер которого тебе интересны и (может быть) небезразличны. Хотя клуб решает и другие, более прозаические вопросы. Например, самая полная на данный момент библиография всех произведений ВП скоро "выйдет в свет", и каждый сможет посмотреть её и... обрадоваться - сколько ещё ему предстоит прочитать.

Был такой момент, когда я почувствовал полное отчаяние - клуб есть, список адресов в нём есть, а людей... не видно. Казалось бы - протяни руку, и... Но ТС - единственное видимое проявление работы клуба - являлась печатным органом не клуба, но его "главного координатора"  [Отчаяние моё достигло своего пикового состояния в феврале этого года, и я подавал "прошение об отставке" из клуба.].

[Ю>> Я же как раз не хотел этого. На первых порах это было неизбежно. По-моему, несправедливо ставить мне это в упрёк: ведь если бы первые выпуски не были бы "моим" (и Равеля, кстати, - без его участия или одобрения не обходился ни один материал), то их вообще не было бы. Откуда бы они взялись? Но теперь люди уже начали присылать материалы... В твоей формулировке получается именно упрёк.
В>> Согласен, Юра, но это и есть именно упрёк "стандартного" человека, который, как я, надеялся на альманах и клуб, и не получил желаемого. Я согласен, что, если объективно, то лучше "плохо", чем совсем никак. (У меня бы точно не получилось.) Но ещё лучше "хорошо", и на это не хватило тебя...
Ю>> М.б....]

Можно было бы самому - взять и "протянуть руку", написав письма всем. Но на это не каждый способен... [Существующая система адресов, т.о., мало помогает человеку, решившему найти единомышленников.] Моя статья - это и попытка протянуть руку - к вам, к тем, кто написал в клуб не просто так, от скуки [Один человек, написавший мне, пишет, что писал многим, но "по некоторым письмам видно, что многие просто по инерции вступили в клуб".]; к тем, кто ждал чего-то от клуба...

Я попытаюсь предложить свою модель дальнейшего функционирования клуба. Этой статьёй я постараюсь охватить всё поле деятельности, связанное с именем ВП. Наметить ориентиры, в которых может (и должен?) развиваться клуб.

Может быть (я надеюсь на это, я в это верю!), эта статья вызовет больше откликов в сердцах (и письмах) членов клуба, нежели скромное объявление Юры в одном из выпусков ТС: "Почему никто не присылает материалы для ТС?". Пишите, не бойтесь, что получится коряво и не для печати - ведь это же мы все - такие же люди! И нас не так много...

Итак,... Кто мы? Зачем мы существуем? Чего мы хотим?

"Лоцман". Подклубы.

Я повторю свою главную здесь мысль, что тема "Крапивин" очень обширна, чтобы её смог координировать один человек, или даже группа (2, 3, 5) людей (например, в Новосибирске). Потому что у них не будет сил, времени и... желания.

Мне видится, что самым оптимальным оказалось бы условное деление клуба на подклубы. Люди, объединённые более тесно общим интересом к какой-нибудь одной "грани" творчества К, развивали бы её более профессионально в рамках одного клуба, т.е. взяли бы на себя часть работы Юры; и, возможно, объединились бы более тесно - по интересу.

Подклубы - это реальная необходимость для:

а) поиска людей, близких по духу, по интересам, по кругу интересующих проблем;
б) уменьшения объёма информации, проходящего через руководство клуба;
в) увеличения её (информации) качества и наиболее полного охвата всего, что связано с именем ВП и близкими темами.

[Ю>> Здесь и в других местах твои формулировки создают впечатление, что смысл деятельности клуба - только в изучении и осмыслении творчества ВП, а остального можно касаться лишь попутно и лишь постольку, поскольку данная тема имеет отношение к этому творчеству, отражена в нём. Может быть, ты этого и не имел в виду, но такое складывается впечатление. Ты, вроде, предлагаешь разные дела, но у тебя получается, что эти дела - лишь грани творчества ВП, и сами по себе не существуют.
А я бы сказал, что клуб призван, прежде всего, объединить людей определённого, редкого, к сожалению, склада. Одним из свойств этих людей является то, что души их имеют струны, которые входят в резонанс с крапивинскими книгами, с крапивинским миром (и действительно, у разных людей струны отзываются на разные "грани" этого мира). Поэтому эти люди отзываются на пароль "Крапивин". Так их можно находить. Но это не значит, что они интересуются всем остальным только в той степени, в какой это "остальное" задевается творчеством ВПК. Конечно же, мы обязательно будем заниматься всем, что связано с Крапивиным, потому что всем нам это действительно интересно и важно, потому что ВП сильно повлиял на нас и продолжает влиять, потому что ему есть, что сказать, а нам есть, чему у него поучиться, потому что это самая явная область пересечения наших интересов и потому что некоторыми "прозаическими" делами кроме нас просто некому заняться...
Но неправильно утверждать, что любая сфера наших интересов, любое направление возможной совместной деятельности обязательно связаны или должны быть связаны с творчеством К, должны отталкиваться от него. Я не прав?
В>> Ты совершенно прав. Я думаю, что после твоего комментария для стороннего читателя станет более очевидной мысль о том, что "охват творчества ВП" - не главное для клуба. Мне кажется, что анализ творчества ВП - это лишь следствие определённой ментальности людей, собранных в клубе.
Переиначив старую пословицу, можно совершенно справедливо заметить: "Скажи мне, какие у тебя любимые книги, и я скажу тебе, кто ты." Посмотрите списки Ю. Кривенкова. Как удачно заметил Равель, "их интересно просматривать на совпадения и антисовпадения [со своим выбором]". А Юра сказал, что "Кривенков хотел сказать о книгах, а получилось - о людях..." И эти совпадения и антисовпадения тоже могут многое рассказать. В том числе и о струнах, "которые задеваются в душе читателя" (Дима Ватолин), которые "отзываются на разные грани этого [Крапивинского] мира" (Юра Никитин).]

...Все мы разные. Вам может нравиться всё-всё-всё, связанное с Крапивиным. Могут нравиться отдельные произведения. Но, если даже нравится всё, наверное, что-то конкретно нравится больше - может даже неосознанно, подсознательно. Всё зависит, конечно, от пристрастий и наклонностей людей.

Два года назад я сделал подшивку из пяти повестей ВПК. Неожиданно для меня она явилась своеобразным тестом для тех людей, которым я давал её читать. А повести были следующие: 4-я и 5-я из повестей про Джонни, "Сандалик", "Оранжевый портрет" и "Флаг-капитаны". Очень интересны результаты этого "теста":

- Одному человеку понравились больше всего "Сандалик" и "Флаг-капитаны". Почему? В них действует сам писатель. Автобиографичность. В них наиболее хорошо показано, как завязывается тоненькая ниточка между мальчишкой - маленьким человечком - и взрослым. Взрослый и ребёнок. Командорство. (Очевидно, что командорство и автобиографичность очень сильно связаны.)

- Другой, по натуре весёлый и общительный, добрый и отзывчивый человек, правда, из-за этого (?) немного безответственный, выбрал повести про Джонни. Безусловно, они в чём-то похожи.

- Третий высказался за "Оранжевый портрет". Впрочем, сам того не понимая, он похож на Фаддейку - с той же мечтой в сердце.

...Но нас объединяет одно - мы неравнодушны к творчеству Крапивина. Чтобы помочь вам найти друг друга, я попытался выделить нечто общее в людях, которым нравится творчество ВП. Я попытался проанализировать, чем оно может нравиться тем или иным людям. Наверное, несколько наивно я выделил "грани" творчества - наиболее яркие на мой взгляд, более-менее независимые пласты. Конечно, анализ мой несовершенен, очень многое не сказано (например, в силу ограниченности объёма статьи) и, видимо, будет сказано на страницах ТС позже (если вам это будет интересно).

Чтобы наиболее понятно изложить свои мысли, я буду описывать иногда типажи - людей, у которых наиболее отчётливо выражено понимание той или иной "грани". Может быть, этих типажей и нет в чистом виде на свете - ведь в каждом человеке "всего понемногу замешано". Творчество нельзя расчленить на отдельные кусочки; нравится оно, конечно, во взаимосвязи. Но мне кажется, что человек индивидуален, и у него, наверное, бывают свои какие-то индивидуальные струнки. Может быть, тогда совсем не имеет смысла говорить о "типажах" - потому что все мы разные. Я думаю, что такое (чисто условное!) деление позволяет найти друг другу человека, более близкого, чем взятый наугад человек из клуба "Лоцман" (Который, быть может, написал в клуб просто от скуки [Скука и одиночество - разные вещи!], от нечего делать и т.д). Я железно уверен, что многих типажей я просто не заметил - я общался только с маленькой частицей людей, знающих творчество К.

"Грань" - это возможный подклуб, где объединятся люди с близкими интересами.

...Может быть, подклубы и не возникнут.

Я только хочу сказать, что Юра и Равель вдвоем не справятся со слишком обширной темой и, во-вторых, они сами заведомо отбирают информацию, интересную только им, и никак не уделяют внимания информации, связанной с отражением других граней творчества ВП, не интересных им, но интересных другим.

Я только хочу сказать, что если кто-то чувствует особый интерес к какой-то отдельной области, если таких людей набирается много и они объединяются , то это было бы здорово. Если кто-то чувствует в себе силы взять руководство(?), координацию(?) этой области на себя, это замечательно. Подклуб - это лишь формально, условно, т.к. все мы - члены одного клуба. Но без вашей поддержки клуб просто развалится!..

Подклубы могут устраивать собственные сборы. По моему мнению, именно в подклубах люди найдут именно то, что им интересно, что им нужно, и шансов собраться вместе у подклуба больше, чем у всего клуба. Может быть, общение с другими членами клуба будет менее интенсивным (например, за отсутствием необходимости).

К началу страницы
От редакции Содержание выпуска 5 Грани творчества

Русская фантастика -> Писатели -> Владислав Крапивин
                                       -> Журналы -> Альманах "Та сторона"


Русская фантастика -- Премии и ТОР | Писатели | Фэндом | Журналы | Календарь | Книжная полка | Ссылки

(c) Р.Ахметшин, К.Баландин,  Д.Ватолин, Ю.Никитин (гл. ред.), 1994
(c) Вёрстка Д.Ватолин, 1994
(c) HTML-версия К.Гришин, 1997
Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещается.