Альманах "Та сторона"
Благодарности и извинения Содержание выпуска 5 "Лоцман". Что делать?

I. ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА

Крапивин - писатель.

Я хочу подчеркнуть свою главную мысль: Крапивину удалось удачно соединить в своих произведениях множество гениальных граней своего творчества.

Как-то читал я в книге Гуревича мнение о том (передаю смысл цитаты), что "Крапивину очень хорошо удаётся такая двойная проекция своих произведений: дети зачитываются увлекательным сюжетом, взрослые тоже читают, говоря: "занимательно"".

Дело здесь намного более серьёзно и глубоко. Крапивин действительно удачно соединяет в своём творчестве "очень многое" и "для очень многих". Произведения его на самом деле и похожи, и разные.

Крапивин - детский писатель.

...Одна женщина, торгующая книгами, сказала мне, что не станет давать "Лоцмана" читать своему сыну-подростку, т.к. "это произведение серьёзное. Куда-то К ударился - непонятно куда... В религию."[Насчёт религии - я ещё к этому вернусь. В разделе "К и Командорство".]

... Многие мамы вполне обоснованно считают Крапивина детским писателем. И они правы! Почитайте предисловия к книгам Крапивина. "Сказка ложь, да в ней намёк!..." Они (книги) действительно учат мужественности, честности, открытости; для детей постарше, подростков - выбору трудного, но верного жизненного пути. Беру наугад три книги К, читаю: "В книге волнующе остро поставлена проблема семейных отношений: семья - это не только личные радости, хлопоты, огорчения, но и огромная ответственность друг перед другом, перед обществом." И ещё: "В книгу известного детского писателя вошли три сказочные повести - о ребячьей дружбе, о борьбе Добра со Злом, о приключениях и романтических мечтах." И: "Повесть русского советского писателя о мальчишках с верными и смелыми сердцами, об их неспокойных делах, о воспитании характера."[Выделено мною.]

Ребёнок находит в его книгах друзей, которых он хочет, но не имеет.

Ребёнок находит интересные приключения, превращения, словом - занимательный сюжет - а это ему и нужно.

Он находит утешение - хоть он и необычен по принятым (кстати, кем?) меркам, но он прав.

[Ю>> Не совсем ясна мысль.
B>> По-моему, очевидно. Венька, Кошак, например, необычны по общепринятым меркам (по меркам взрослых, учителей), но не по меркам венькиных родителей, каковых очень мало. И мерка здесь проходит только в понимании родителями детей (и доверии детей к своим родителям). ]

Он находит защиту - от несправедливых взрослых.

Он находит веру - во взрослых справедливых, веру в справедливость вообще. В Высшую Справедливость...

Ребёнок ассоциирует себя с героем, живёт его жизнью, переживает вместе с ним, потому что герои К реальны, живы, настоящи и... желаемы.

Поэтому Крапивин - и детский писатель, наряду с А. Линдгрен, П. Трэверс ("Мэри Поппинс") и многими многими другими.

Может быть, среди вас есть люди, серьёзно интересующиеся детской литературой, её тенденциями. Ю. Кривенков, например, интересуется книгами о мальчишках. Чем не подклуб? Было бы, кстати, наверное, очень интересно увидеть в ТС какой-нибудь обзор литературы "о мальчишках" от Кривенкова; я уверен, что очень многим бы это принесло пользу, многие после обзора [Потому что видеть список этой литературы с восторженными пометками Ю. К. - это одно, а анализ - это другое. Когда знаешь, что потенциально ты можешь приобрести от прочтения данной книги, интерес либо просыпается очень сильно, либо не просыпается совсем. Одни заглавия говорят очень мало.] попытались бы найти и прочитать какие-нибудь книги.

Очень интересно сравнить разные "ветви" литературы для детей и (отдельно) для подростков. (Отдельно - потому что она принципиально разная.)

Например, выделяются такие ветви в детской литературе: познавательная (В. Брагин "В стране дремучих трав", С. Лагерлёф "Путешествие Нильса с дикими гусями", Я. Ларри "Приключения Карика и Вали"), приключенческая (Ж. Верн, Дюма, Стивенсон, Хаггард, Сабатини), о трудном детстве детей, о жизни обездоленного ребёнка (Ч. Диккенс "Приключения Оливера Твиста" (1838), "Дэвид Копперфильд", Г. Мало "Без семьи" (1879), А. Доде "Малыш", Р. Сабатье "Шведские спички" и др.). Можно найти место Булычёву и Успенскому и т.д.

...Но. Скажите, кто, читая в детстве "Приключения Гекльберри Финна", отдавал себе отчет в том, что главный герой, Гек, "борется" против дискриминации негров в Америке? Конечно же, ребёнку эта повесть интересна с другой стороны. И в книгах Крапивина ребёнок тоже может улавливать сюжет, оставляя серьёзное на потом - на пору взросления.

Дети любят сказки, дети любят хороших добрых людей. Но иногда им действительно безразлично, что читать - ВП или "Тома Сойера" - там тоже дружба.

Хотя... дети чувствуют очень многое интуитивно...

Хотя... дети бывают разные... иногда очень взрослые. На днях я видел по телевизору девочку лет 12-ти, которая, говоря о "Маленьком принце" А. де Сент-Экзюпери, процитировала одну из важных мыслей автора: "Мы в ответе за тех, кого приручили..." Мысль, скажем прямо, недетская.[Кстати, очень близкая командорской.]

Крапивин и фантастика.

Бывают люди, обожающие фантастику вообще и фэнтези в частности. Я их называю "толкинистами" (Я ни в коем случае не хочу обидеть уважаемого мною Д.Р.Р.). Взрослые дети. Это те, например, кто устраивает "Хоббитские игрища".

Хотя крайние проявления этой тенденции опасны - они грозят инфантилизмом.

Есть читатели [В основном, это молодежь. Почему? С взрослением обычно смещаются приоритеты.], которые видят в произведениях Крапивина по большей части фантастический сюжет, фантастические "завороты". Они могут насквозь пропускать взаимоотношения героев - их мысли, их чувства, мотивы их поступков.

[Ю>> Не верится, что есть такие читатели. Несмотря на все "грани"... Ведь если всё это пропускать, то лучше читать Гаррисона. Я думаю, те, кто ценит исключительно фантастические навороты - так и делают.
В>> Да, но я говорю о крайних проявлениях. Можно пропускать не "насквозь"; можно читать не Гаррисона, а Муркока, Э.Нортон, Р.Асприна и другую чу... фэнтези.]

Крапивин и сказка.

Довольно сложно сказать, где у Крапивина кончается фантастика и начинается сказка. Здесь, пожалуй, грань сильно размыта.

Люди со сказкой в душе. Люди с хорошей сказкой в душе, сказкой с хорошим концом.["Книги обязаны хорошо кончаться". Д.Р.Р.]

Помните один ужастик? Назывался он что-то типа "Куклы" или "... игрушки". Там были куклы, которых обидели, и они за это стали всех убивать. Фильм, конечно, недостоин того, чтобы о нём упоминать, но одна из заключительных фраз фильма мне понравилась. "Они уцелели. Ребёнок и взрослый человек - с душой ребёнка..."

У К очень много сказок (даже не "Летящих", а просто), сказок с хорошим концом. Именно сказок. Потому что в жизни так хорошо бывает, к сожалению, очень редко [В этом смысле "Сказки о рыбаках и рыбках" в какой-то мере меньше сказка.] ("Каравелла", наверное, исключение).

Скорее всего, вы хоть мельком слышали об обвинениях Крапивина в том, что "его мальчики слишком правильные". Доля правды в этом есть, только это, конечно, не должно было звучать как обвинения. Они не правильные; дело-то как раз только в том, что они-то, наверное, и есть - самые нормальные. [А все остальные, большинство - неправильные...] В том смысле, что лучше, чтобы все были бы такими... Единственная беда только в том, что их слишком, катастрофически мало. И в этом произведения ВП тоже кажутся сказкой. Где они - мальчишки-рыцари, ау? Где те, "кто желал" бескомпромиссности, справедливости, добра, дружбы???

Художник слова. Крапивин и романтика.

Тут такая аналогия, чтобы понять грань. Вопрос: "Трудно ли снять фильм по произведению Крапивина?" Одни отвечают: "Нет", - другие: "Да", - третьи: "Невозможно". Я думаю, что можно, но тогда пропадёт часть того, что хотел сказать Крапивин. (И чтобы пропало как можно меньше, актёры должны быть людьми, очень похожими на своих персонажей. Само по себе актёрское искусство здесь, по-моему, поможет мало.) Возможно, после такой съёмки получится фильм не по произведению Крапивина, а по произведению Крапивина-"детского писателя" - потому что самое простое - это передать действие, или Крапивина-"фантаста" (путешествия сквозь миры, фантастические персонажи - это тоже Крапивин), Крапивина-"сказочника". Но очень сложно передать ту гамму настроений, мыслей, чувств, "нравственных исканий" (Штамп! Sorry!) героев - а это, по-моему, почти основное [Я тоже принадлежу к какой-то "грани". У вас основное может быть другое.] у Крапивина.

Увидеть в фильме "Журавлёнка - как колосок" - одно, а прочитать об этом в книге - совершенно другое - другая гамма чувств.

"Синяя жилка"... Вы помните эту чисто Крапивинскую деталь, возникающую как минимум в трёх произведениях? Нет? Тогда вы, возможно, плохо почувствуете, что я имею ввиду. [Всякий раз, когда я читаю о ней, у меня возникают примерно те же чувства, что и у Иринкиной мамы. Попробуйте передать их в фильме!..]

Вспомните прекрасные пейзажи, тоскливую ["Тоскливую" в хорошем смысле. Может, лучше "зовущую"?] любовь к морю, к ветру, к солнцу, к парусам (Алым? К А. Грину в этом смысле очень близко...). Ностальгия. Ностальгия по прошлому, по залитой солнцем улице Севастополя, по улыбающимся лицам мальчишек. По "тусовке", если попытаться применить это понятие к современности (хотя это, наверное, страшно глупо?). По песне под гитару у костра, положив руки на плечи рядом сидящему другу... Ожидание неизвестного, чуда...

... И, может быть, такие люди в "Лоцмане" тоже найдут друг друга?...

Здесь намечаются связи с другим Крапивиным. С К, пишущим о дружбе, и с К, пишущим стихи и песни.

И ещё.

Вспомните, в "Белом Шарике", когда рвалась импульсная нить между Яшкой и Белым шариком. Что вы испытали, читая этот фрагмент? У меня лично выступили слезы на глазах, но это были слезы радости, счастья и ещё чего-то... очень хорошего. Пара абзацев. Иной пропустит, иной скажет: "Да, интересно!" А кто-то подумает о сложной гамме чувств маленького человечка в этот момент. О том, насколько это больно. И ты сам переживаешь за героя (взрослый - за героя-мальчишку, т.е. младшего), встаёшь на его место... [У ребёнка, конечно, этот фрагмент вызывает другие чувства.] "Тринадцатилетние взрослые"... Люди, ощущающие боль детей. Командоры.

Крапивин и командорство.

Самая, на мой взгляд, тонкая тема. Я попробую её изложить попонятнее. Не судите меня строго: множество мыслей моих, множество - переосмыслено после чтения книг Крапивина.

Для начала - совсем маленький рассказик:

* * *

- Вы говорите, преемственность поколений? Такой мальчишка никогда не исчезнет. Он живёт рядом с нами, всегда...

Паренёк лет 11 исподлобья глянул на меня; он заметил мой приветливый взгляд. Я посмотрел на него в открытую; он смутился прямого взгляда и опустил голову. Видимо, его очень заинтересовали свои собственные ботинки.

Я заметил двух мальков, смеющихся и шутливо сталкивающих один другого с сиделки - пристройки для сумок на остановке, на которой очень удобно сидеть. Паренёк подошёл к малышам, улыбнулся им и сел рядом, с интересом смотря на то, как они возятся. "Неужели, брат вон того, второго?" - пронеслась в голове моей мысль.

Действительно, паренёк был похож на одного из них.

Паренёк сидел ко мне спиной. Я тем временем рассматривал его; смотреть на то, как шутливо борются мальчишки, как с радостью? любовью? наблюдает за ними этот красивый паренёк - доставляло мне наслаждение. Паренёк вдруг несмело оглянулся - ему было интересно, смотрю я на него или нет. Я улыбнулся ему в ответ.

Мальчишки вдруг сорвались и отбежали от остановки, к снегу, и начали пулять друг в друга снежками. Парень продолжал смотреть на них. "Наверное, волнуется, как бы не выбежали на дорогу" - с теплотой подумал я про паренька.

Подошёл автобус. Мальчишки впрыгнули в первую дверь, а понравившийся мне паренёк зашёл во вторую. "Нет, всё-таки не брат, это просто случайно... Случайно? А, может, нет?" - и мне стало немножко грустно на душе от того, что это всё-же не брат, но грусть была приятной, ласковой и хорошей, потому что этот мальчишка оказался таким хорошим. Жаль, что подружиться с ним не получится; к тому же он уже исчез в большой утробе автобуса...

Колесо жизни. История повторяется.

Я вижу в нём себя.

* * *

Те, кто способен. Те, у кого несчастья детей [Заметьте, не друзей, а именно детей - ребёнок тоже может быть другом, но другом заведомо неравноправным, младшим, нуждающимся в защите.] вызывают отклик в сердце. Не любой толкинист ощущает как свою собственную боль чужих детей. Спросите себя: болит ли у вас сердце, когда вы видите ребят, торгующих газетами, в то время, когда им надо учиться в школе? Моющих машины? Торгующих напитками, презервативами и... собственным телом?

Посмотрите газеты.

Детская преступность. Использование детей в мафии ("подвалы", "кланы", "стаи". Я не говорю ничего необычного. Это обычный "город науки" - г. Обнинск. А в других городах?). Детская проституция. Съёмка детских порнофильмов - с использованием как девочек, так и мальчиков... Торговля внутренними органами...

Я вас не слишком шокировал? Вам не страшно?

Можно продолжить, скрутив свою волю в кулак. Детские дома. Вы не читали об истязаниях детей воспитателями, истязании (дедовщина проникла и сюда...) старшими младших при молчаливом согласии воспитателей? О сексуальном насилии над детьми? О понуждении к лесбийским играм детей в пионерлагерях?

Постоянно, каждый день в Москве пропадают дети...

На этом фоне грубость и солдафонство обычных учителей во вполне обычных советских школах выглядит цветочками... Она традиционна и не вызывает, увы, отторжения. За примерами далеко ходить не надо. У нас в школе был военрук, забавлявший нас рассказами и не ограничивающий себя в лексиконе.

Я думаю, достаточно...

"Дети - самая бесправная нация." (По-моему, это мысль ВП.)

Надо что-то с этим делать!

Господи! За что-ж Ты их так? Где Твоё милосердие? И почему должны всегда страдать самые маленькие, самые беззащитные, самые слабые и... самые дорогие?

Надо защитить ребёнка. Наших детей нужно спасать.

...В командорстве я вижу две основных ветки.

И если с первой проблемой (проблемой "спасения") страна, может быть, справится - с помощью милиции, инспекторов по делам несовершеннолетних, психологических консультаций и телефонов доверия и отчаяния для детей, то со второй - если и справится, то очень не скоро.

Я говорю о внутреннем мире ребёнка.

Вспомните своё детство. Вы видели учителя [Есть ли разница между педагогом и учителем? По-моему, большая. У нас в школе - учителя, а по-моему, нужны педагоги.], который понял вас, который вас ни разу не обидел? С которым вы могли поделиться всем, что вас волнует и интересует? Да даже не учитель...

[Ю>> Ты знаешь, для моего слуха слово "педагог" более скомпроментировало себя, чем "учитель". "Учитель" - слово, смысл которого выходит далеко за рамки обучения конкретному предмету. "Педагог" же у меня ассоциируется с "педсоветом", "Академией Педагогических Наук", с неприступного вида педагогическими дамами, величественно проплывающими по школьным коридорам, а в учительской занимающихся склоками и обсуждением тряпок. Я бы на твоём месте употребил в "плохом" смысле слово "преподаватель", а в "хорошем" - именно "учитель". А вообще, я считаю неправильным выражать свою мысль, опираясь на оттенки в значении слов, особенно противопоставляя синонимы. Это черевато неправильным пониманием читателями твоей мысли, т.к. оттенки значений разными людьми могут пониматься по-разному.
Р>> Саша Зубченко мне как-то написал: "В школах нас учат "педагоги", а нужны Учителя". Вы оба говорите про одно и то же. Но нельзя выражать мысли оттенками слов, которые разные люди понимают по-разному. Я бы, наверно, тогда уж сказал, что "нас учат учителя, а нужны Учителя (с большой буквы)".]

Всем ли вы делились со своими родителями? Или всегда оставляли что-то в себе, что-то интимное, о котором вы не могли поговорить ни с кем, кроме Очень Хорошего Друга. Кто бы вас понял. Кому вы доверяли бы как самому себе. ("Доверие" [Вспомните, в "Лоцмане": "Иногда хватает случайной лжи", чтобы затоптать "мальчика" в душе...] - ключевое слово!) А теперь представьте, что большинство детей не имеет такого Друга [Причём, совершенно не важно, сверстник он или взрослый.]. И тогда всё приходится держать в себе... А это подчас очень страшно, это может сломать маленького человека. И он будет потерян навсегда.

Стране придется платить по счетам за такое отношение к детям. За бездуховность. На самом деле, из-за этого дети уходят из дома, уходят во всякие притоны, рвут со своими родителями. Очень часта ситуация, когда ребёнок живёт дома, но от родителей он давно ушёл... Не в прямом смысле, но... понятно, духовный контакт потерян [Если нет семьи в семье, ребёнок ищет семью на стороне. Там его поймут.], и нет шансов его опять найти.

Я люблю ассоциации. Можно ещё один небольшой рассказик? Последний?

* * *

Около 12 часов ночи я шёл домой. По глухой улице, между большим забором какого-то производственного предприятия и леском. Вдруг вижу - какой-то мужчина метрах в 50 от меня тащит маленького мальчонку в лес. "Пошли в лес! Пошли в лес!" Но мальчонка (лет 7-9) - я слышу - произносит робким голосом: "Не хочу я, я боюсь..." Что делать? Вдруг мужчина с мальцом что нехорошее хочет сделать? Вдруг нашёл где-нибудь во дворе мальчишку - и тянет в лес. Мало разве у нас в городе случаев было похожих? Я не подумал тогда о своей маме, а она меня ждала, волновалась... Но я подумал о той, другой маме, которая с заплаканными глазами всматривалась в ночь улицы - где-то её сын, её единственный...

И ещё я подумал, что в его руках мог оказаться Славка...

Но мальчишка вроде не выказывает сильного беспокойства. Вроде, всё нормально. А вдруг ненормально? Ведь дети - они доверчивые. Очень доверчивые. Совсем незащищённые ото лжи и обмана. Может, мальчишка ничего пока не подозревает - и потому не кричит. Ну что же делать-то??? Я притормозил, пошёл медленнее; думаю, буду идти параллельно с ними (я шёл по дороге, а они - по тропинке возле леса), если потащит насильно в лес - успею что-нибудь сделать. (Хотя в ту минуту сам не знал - что.)

Иду себе спокойно, никого не трогаю, оглядываюсь, правда.

Это мужчине страшно не понравилось, и он с мальчишкой направился ко мне: "Стой, парень, разобраться надо."

От него сильно пахнуло алкоголем; подойдя ко мне, он грубо спросил:

- Ты чё оглядываешься? Что тебе нужно? Проблемы какие есть, что ль? Получить захотел?

- Куда вы мальчишку тащите? - голос у меня немного сел. Но никакой боязни внутри не было. Пусто просто сразу стало. Ну, получу, ну и хрен с ним. Очки, правда, жалко... Отступать нельзя, а то сам себе потом не прощу. Жить не смогу. Вот он - экзамен, когда надо решать, и обратной дороги нет. - Кто этот мальчик вам?

- Тебе какое дело? Проваливай давай быстрей! Ну! Давай, топай быстрей, пока не получил! Я тоже умею и руками, и ногами махать - как дам по стёклышкам - и в больнице не откачают!

...Перед Иркой нарисовался он сам, ломающий от беспомощности пальцы. Образ почти сразу пропал, зато возник другой: мужчина - тот-же - но в руках у него - кто? - братишка, Славка, полураздетый, как тогда... Сволочь! Ну, погоди же... До последней буду!...

- Скажите. Кто. Вам. Этот. Мальчик.

- А какие проблемы у тебя? Какое тебе дело?

- Меня интересует, кто вам этот мальчик.

- Слушай, ну, проваливай, а? Чего привязался - сын он мне... Видишь - храбрость воспитываю, - и мужчина покачнулся, дыхнув на меня перегаром.

И я понял, как неверны были мои предположения... Всё очень банально: отец в очередной раз зашёл к друзьям. Посидеть, отметить. И сына прихватил - пусть привыкает, отца не забывает. Отец хороший - храбрость в сыне воспитывает! А маленький сынишка... Он понимает, что папа нетрезв, и хочет побыстрее довести его до дома...

Кстати, против того, что его назвали "сыном", он не возражал. А услышав про "стёклышки", даже чуть заметно мне улыбнулся с ощущением превосходства. Мол, вот какой у меня папа - щас как даст этому очкастому. А чё привязался!

А я понял, что ошибся, почувствовал неловкость перед этим нерадивым отцом, и сразу потерялся. И смог только ответить:

- Всё, проблем никаких...

- Ну и двигай давай быстрей отсюда!

- А что, нельзя идти как хочу? Я вам мешаю?

- Ну-ка повтори, что сказал?

- Я вам не мешаю и иду как хочу...

Мужчина, наконец, отвязался, и, взяв сына за руку: "Пойдём, сынок, пойдём через лес... Будешь смелым!" - двинулся к лесу. Я в растерянности продолжил свой путь. И сзади слышались обрывки фраз: пьяный мужской "пойдём, сынок, будешь смелый..." и тоненький плаксивый детский "ну, не надо, ну пожалуйста, я боюсь..."

* * *

Когда нет контакта с собственными родителями, ребёнку просто необходим человек, который его любит. Педагог-друг. Защитник. Духовный наставник, духовный проводник по жизни...

А наших детей очень часто воспитывает учитель - бывший неудачник...

Маленькое интервью со мной.

Пара вопросов ко мне и мои ответы на них. Вместо программного заявления. Я бы хотел услышать отклик тех, кому это интересно. Я готов вести этот подклуб.

- Есть ли плохие, "трудные" дети?

- Нет! Есть плохие воспитатели, педагоги.

- Что делать, если ребёнок ... <негениален, бездарен, порочен: продаёт газеты, презервативы, себя и т.д.>?

- Любой ребёнок гениален. Нужно только суметь доказать это ему. Любовь - вот что является для таких детей "спасательным кругом". Помогите им!

[Ю>> Это возможно только до некоторого возраста (к сожалению!), потом всё уже "затоптано".
B>> "Любой ребёнок гениален" - я считаю это общепризнанным фактом. Недавно слышал, как Г.Гладков, работающий с детьми, сказал то же самое. А насчёт "затоптано" - это ты прав, но я считаю, что тогда это уже не ребёнок, а взрослый сформировавшийся человек, идеалы которого, конечно, не изменишь. Только взрослость может наступить и в 12 лет...]

- Как?

- Нужно дело - которое объединяет, сплачивает старшего и младшего, которое заинтересовывает младшего. (Как морское дело - у Крапивина в Каравелле.)

Дело - это некая внешность, оболочка, если хотите, прикрытие [От кого? От общества.]. Главное - внутри, главное - как оно организовано. Ведь и учить фехтовать можно по-разному.

- До какой степени нужно "понимать" подростка? Доверять ему (даже зная, что он врёт)? Прощать ему его ошибки?

- Бесконечно. Даже со дна - нужно спасать. И конечно, надо иметь бесконечное терпение.

Жизнь и книги.

Возникновение командорской тематики в произведениях ВП естественно - потому что ВП не может не писать о том, что его волнует, что его интересует. Потому что сам он посвятил свою жизнь мальчишкам. Потому что сам он достоин звания "Командор". Без него не родилась бы "Каравелла" - реальное воплощение его идей, его мыслей, его попыток. [Поэтому очень многие произведения автобиографичны, а за фигурами взрослых видна фигура ВП.]

Примеры Командоров (и/или командорских идей) в книгах ВП?

Классические: "Гуси, гуси, га-га-га", "Сказки о рыбаках и рыбках", "Лоцман". Кто? - пояснять, я думаю, не надо. А неклассические? Да подавляющее большинство, начиная от "Мальчика со Шпагой" (Олег), и кончая "Оранжевым портретом..." (Юля).

"Выстрел с монитора". Там, наверное, впервые появляется это слово - "Командор". "В ночь большого прилива". "Голубятня на жёлтой поляне".

Директор школы, где учился Джонни. Дед Геннадий из "Колыбельной". Михаил Гаймуратов (это когда он уже Михаил Юрьевич. Помните Мартышонка?)...

А обратите внимание на опасения Джонни при встрече его со своим адъютантом Юриком во время его (Юрика) болезни. Вам не кажется, что Джонни сильно повзрослел, даже после "Шлема витязя"? Ведь он отказался от поездки... Ради Друга - младшего друга, который нуждался в нём. Ради друга, который уже тоже повзрослел...

Пожалуй, сейчас очень логично поговорить немного о другом... хотя, всё о том же.

...

Великое Служение людям... Спасти всех - даже ценой своей собственной жизни. "Возлюби ближнего твоего прежде самого себя..." - это уже из Библии. "Мальчик, способный к Великому Служению, рождается снова и снова в каждом из нас, когда мы появляемся на свет. Но путь тяжёл, и мы затаптываем этого Мальчика в себе и в других... Истина... в том, чтобы не терять Мальчика в душе..." - это слова отца Леонида из "Лоцмана". Но не слова ли это Владислава Крапивина? Потому что всем своим существованием Крапивин пытается бороться за то, чтобы "не затоптать" в детских душах "Мальчиков". В этом - путь нравственного совершенствования общества, в этом - путь вырасти, возрасти духовно и обогатить и улучшить нашу жизнь.

["Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них [своих учеников]
"И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное;
"Итак, кто умалится как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
"И кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот меня принимает...
"Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное...
                 От Матфея, 18:1-5, 19:13-15
                  /Выделено мною./]

"Гораздо труднее [сделать] другое... Чтобы большие мальчишки не прогоняли маленьких... И чтобы взрослые не обижали ребят, и чтобы никто не врал друг другу. Чтобы все любили всех и были добрыми..." [Выделено мною.] И тут же жизненное кредо Крапивина: "Неизлечимая боязнь за беззащитных существ, которым грозят все беды земные..."

"Пока Лоцман пытается соединить разные пространства мира, его должен кто-то охранять..." [Выделено мною.]

Любовь. Самопожертвование во имя другого.

...Поэтому мне смешно слышать, что тема религии [Последние 3 года она присутствует почти в каждом его произведении.] появилась у ВП как следование моде. Конечно, нет, всё намного глубже.

И для "тех, кого надо спасать", религия тоже служит: Верой, Надеждой, Любовью... Верой в Высшую Справедливость.

Спаси и Сохрани...

...

Можно говорить о философии [Я отнюдь не имею ввиду космогонические идеи!] Крапивина. Есть система ценностей. Есть определённый идеал человека. Есть недовольство существующим обществом. Есть люди, которые неудовлетворены текущим состоянием дел и пытаются его изменить. Да, есть "параллельный мир", в котором герои Крапивина могут жить, потому что в обычном - не могут. Да, есть конфликт на границе этих двух миров.

Можно говорить о Крапивине-педагоге, о его педагогических воззрениях. О его концепции воспитания, отношения к ребёнку. Вот она - в его книгах. Вот - руководство для учителей (например).

И эти темы - темы для отдельного исследования и анализа.

О литературе.

Почитайте классную книжку "Рэй Бредбери "Вино из одуванчиков", Харпер Ли "Убить пересмешника", Джером Д. Селинджер "Над пропастью во ржи". М., "Правда", 1988". Там, кстати, неплохое предисловие А. Лиханова. "Пахари доброты". "...Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю обрыва, над пропастью, понимаешь? И моё дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверное, я дурак". (Холден, персонаж Селинджера.) И, как правильно замечает Альберт Лиханов, мальчишка - уже зрелый, уже сформировавшийся Человек - жаждет "великой, невзыскующей любви к тем, кто её, этой любви, не ждёт и не просит и тем не менее остро нуждается в ней." [Вспомните повзрослевшего Джонни, которого я упоминал.]

Пожалуй, можно упомянуть ещё одну (но довольно серьёзную) повесть Бернарда Маклэверти "Лэм" ("Lamb"), которую я прочитал в книге "Современная ирландская повесть. М., "Радуга", 1985".

Чем-то близки командорству, не оставляют равнодушным, книги, повествующие о поре взросления Человека, проблемах подростковости, ломки (или перестройки?) характера, показывающие изменение приоритетов, жизненных ценностей подростка. В этом смысле можно упомянуть Железникова (вспомните Борю Збандуто, "Чучело", например. Да мало ли...), Сергея Иванова (я читал только "13-й год жизни", "Июнь, июль, август", "Бывший Булка и его дочь"), Алексина (многие), Л. Симонову (я читал только "Лабиринт"), Л. Кассиля ("Швамбрания").

Из педагогической литературы я читал, к сожалению, очень немного. Могу посоветовать Я. Корчака ("Король Матиуш" - в т.ч. и для детей; "Педагогическое наследие Я. Корчака. М., "Педагогика", 1991" - исключительно для тех, кто хочет быть педагогом), В. Леви ("Нестандартный ребёнок" и др.), Макаренко.

Крапивин и дружба. Клуб и одиночество.

В сонном небе звёзды блещут,
Льют свой жемчужный свет,
Где ты, друг мой, ну ответь мне,
Дай же мне свой совет...
Как мне плохо в этот вечер.
Солнце зашло давно.
И никто мне не ответит -
Всем словно всё равно...

Л. Коханов

Я сильно подозреваю, что многие в клубе страдают от... одиночества. Просто они оказались немножко не такими, как все, и не могут найти себе просто Друга. Одиночество скручивает. Приводит к отчаянию. Я уже говорил про одиночество детей, духовное одиночество, - то же самое можно сказать и про одиночество взрослых.

Я знаю по себе. Но у меня есть отдушина - маленький друг, ради которого я живу.

Письма тоже спасают, но не намного. Они слишком долго идут... И ещё - письма - это хорошо, но всё-же плохо. Письма - не есть люди - без личного общения.

Книги спасают. В том числе и книги Крапивина. Я тоже хочу понимания. Я тоже хочу доверия, хотя бы наедине с книгой и автором. Я тоже со многими его героями хочу дружить.

Я тоже не могу говорить о Крапивине со своими друзьями-товарищами, потому что они меня не поймут, нехорошо пошутят и т.д., даже не желая мне зла.

Может, и в этом смысле тоже что-то придумать?

Пожалуй, тут больше не надо никаких слов...

P.S. На самом деле, дружба ребят сильно отличается от дружбы взрослых. И. Кон в своей книге "Дружба. Этико-психологический аспект" в главке "Дружба и возраст" анализирует эту проблему. Почитайте, кому интересно. Даже в 8 и в 15 у ребёнка выбор друга происходит по-разному... Это тоже можно исследовать и обсудить в клубе, если интересно.

Крапивин и социализм.

Вы спросите: "При чём здесь это?"

Социализм - какая-то странная формация. Не углубляясь в теории, скажу только о том, что, по-моему, касается данной темы.

Да, у социализма две стороны "одной и той же медали". Все мы знаем о том, что творилось у нас в пионерлагерях и интернатах, когда дети - бесправные и незащищённые создания - подвергались насилию со стороны взрослых. [Ю>>Не думаю, что это "сторона медали" социализма. Не сомневаюсь, что что-то подобное "творится" и у "буржуев". И, наверное, не меньше, чем у нас во времена "социализма".] Наши, "советские", учителя - особый тип учителя. (Вспомните педагогов дореволюционной России.)

[Ю>> Ты действительно считаешь, что в массе своей они были лучше, чем современные? Не знаю, но сомневаюсь...
А ты смотрел фильм "Детство Тёмы" по Гарину-Михайловскому (кстати, основатель нашего города)? По-моему, сильный фильм. Если смотрел - как тебе тамошние "педагоги"?
В>> Не смотрел, но давайте не будем спешить. Я не знаю, чего там было, но думаю, что издевательство над детьми в единичных случаях было везде, всегда и во все времена. (Смотри также мой комментарий в конце данной темы.)]

И тема эта тоже получила какое-то отражение в творчестве К. И тоже достойна исследования. (За "плохих" учителей Крапивина тоже ругали.)

В этом смысле нам есть чему поучиться у "капиталистических товарищей". Чего стоит только перечисление специальностей американских ВУЗов (не просто дисциплин, а целых специальностей!): "Изучение семьи и детства", "Проблемы брака и семьи", "Образование одарённых [Об их проблемах, например, у Селинджера хорошо: про семью Глаасов.] детей", "Школьная психология", "Образование в раннем детстве", "Образование в начальных классах", "Образование в средней школе", "Психология образования", "Основы и философия образования", "Реабилитационное образование", "Религиозное образование". Это только список дисциплин, несмежных с разделом "Пестование" (Nursing, я не знаю, как лучше перевести термин, относящийся к попечению, заботе, нянчинью, ухаживанию, лелеянью и т.д. Конечно, во всём этом нуждаются беззащитные, и в первую очередь, дети [А ещё старики ("Вино из одуванчиков" Бредбери), а ещё люди, прикованные к постели...]), к которому относятся: собственно "Пестование", "Забота о детях", "Реабилитационная психиатрия" и т.д. В компьютерных сетях [Соединение между собой компьютеров, находящихся в разных домах, районах, городах, называется компьютерной сетью. Сети позволяют людям пользоваться электронной почтой (набирать письма на компьютере; потом письмо попадает в сеть и само доходит до адресата - быстро и дёшево), компьютерными конференциями (в этом случае письмо посылается не конкретному человеку, а всем, кто читает конференцию по данной теме. И любой человек-пользователь сети может ответить вам, и любой может прочитать ваше письмо в конференцию и ответы на него.).] есть, например, такая [компьютерная] конференция: "Child Abuse" - "Насилие над детьми". Там уже давно думают над проблемами спасения детей.

Но есть и другая сторона социализма. Как ни странно, люди на улицах улыбались... Как ни странно, появились лозунги "Всё лучшее - детям!" и "Дети - цветы жизни!". И намного меньше подростков пили, курили и воровали, намного больше детей ходило в школу. Любой ребёнок мог поехать в пионерлагерь. И не процветало то, что процветает сейчас и о чём я уже говорил.

[Ю>>  Так зачем же туда ездить, если там "творится"?
B>>  Творится - единицы. Это творится везде -...
Ю>>  Именно это я и имел в виду.
В>>  ... даже скаутские организации, родители во всём мире озабочены этими проблемами - я сам читал в сетях. Другое дело - тенденция. Мне кажется, что работа с детьми в СССР в целом была лучше, чем в капстранах сейчас. Хотя строилась, как утверждают, пионерия по типу скаутизма. А вообще, может ты и прав... Цель этого куска: показать, что с изменением менталитета - а это начинается с детей - может измениться нация. Что я и хотел сказать.
Ю>>  Согласен. Я, в принципе, о том же.]

Существовала особая нация - "советский народ" - и этим всё сказано. Она уходит в прошлое, и это неизбежно. Рыночные отношения, по-моему, не позволят создать такое уникальное явление, как "Каравелла".[Мое твёрдое убеждение - "Каравелла" была возможна только в условиях социализма и только в условиях России.]

Меняется менталитет людей, система их ценностей, рушится то, что называлось советским (кстати, имеющим много корней у русского). И, наверное, хочется как-то сохранить то хорошее, что действительно существовало, те отношения, которые тоже описал ВП. Это наша духовная ценность. Для будущего.

[Р>> Про лозунги - по-моему, лишнее. В сильной степени они были только лозунгами.
В>> На такой и подобные возникающие вопросы я хочу сказать, что сейчас я только обозначил грань. Я понимаю, что сказано мало. Мне интуитивно кажется, что разница в формациях есть - и всё завязывается больше даже не на социализм-капитализм, а на знаменитую тему русской философии "Россия-Запад", "философия тотальности - философия индивидуальности", на разницу американской (как типичный и наиболее яркий пример) ментальности индивида, силу одиночки - и русского "мы", общности, патриархальности, соборности.
Может быть, лозунги были действительно только лозунгами. Я думаю, что всё-же кое-где они получили своё реальное, позитивное воплощение. Надо исследовать.
Ю>> Согласен, только "тотальность" здесь ни при чём.
В>> "Тотальность" подразумевается только в смысле философского направления, существовавшего в России в начале 20 века.]

*

Сейчас я хочу поговорить о Крапивине-поэте, К-художнике, К-кинематографисте, режиссёре и т.д. И здесь тоже я могу напороть чушь, как всякий дилетант, начинающий размышлять о том, о чём не имеет понятия. Не судите меня строго. Я попытаюсь выразить лишь свои ощущения.

Крапивин, стихи и песни.

Есть люди, которым нравятся стихи ВП, а есть - которым не нравятся. Тут, наверное, никаких доказательств не требуется.

[Д>> А есть те, которые их не видели.
В>> А в книгах?
Д>> Это не совсем то, и воспринимается не совсем так.]

Собственные ощущения. Это здорово! Это позволяет вспомнить детство. (Позволяет на время "уходить в детство", как в известной песне.)

Задача сбора всех стихов ВП уже решена - самим ВП и Ларисой Крапивиной.

[Р>> Фраза какая-то немного "казённая". К тому же, как ВП сказал: "Конечно, это не все стихи. Многое забылось, кое-что вспоминаю совершенно неожиданно". Или, например, спектакль "Праздник Нептуна" - не то он весь был в стихах, не то их в нём было очень много. На бумаге кажется, ничего не осталось.]

Собрать магнитофонные записи всех песен на стихи ВП - задача более сложная.

Хотелось бы, чтобы был кто-то, заинтересованный в этом, чтобы любой мог обратиться к нему за перезаписью. Пока Юра отвечает за архив песен. Хочется, чтобы это был человек, могущий улучшить качество звучания (если это возможно) и способный осуществлять перезапись на более качественной аппаратуре, чтобы по возможности не происходила потеря качества.

[Ю>>
1) У меня вполне приличный магнитофон Fisher, а также два катушечника.
2) При перезаписи на хорошие кассеты какая-либо потеря качества не прослушивается.
3) Качество записей большинства из этих песен оставляет желать много лучшего, и поэтому тем более не нужна особо крутая аппаратура.
4) Улучшить качество звучания я, конечно, не могу. Согласен, что если кто-то мог бы это сделать, то это было бы здорово. Хотя... мне не очень верится, что это будет хорошо. При этом что-то меняется в тембре и получается менее естественно. Такое впечатление у меня сложилось от некоторых пластинок. И нужно ли особо тянуться за качеством для такого рода музыки?
5) Всё это, конечно, не исключает необходимости найти более качественные записи или... сделать новые. Будем стараться.
6) Лучше говорить не только о песнях на стихи ВП, но и об отрядных песнях, потому что там много замечательных песен и других авторов.
7) А перезаписью я готов заниматься и дальше.]

Крапивин и кино.

К сожалению, я смотрел лишь один фильм, снятый по произведению Крапивина государственной студией и шедший по телевидению. Это фильм по повести "Валькины друзья и паруса". Фильм мне не понравился, потому что там всё не так, как в произведении. И называется он "Валькины паруса". Друзья в фильме тоже были, но передать их режиссеры не смогли. И я уже говорил выше об этом - очень многое внутреннее, духовное пропало. Поэтому, кстати, и исчезли "друзья" из названия фильма. (Попробуй передай размышления Вальки!)

Зато мне посчастливилось посмотреть несколько фильмов, снятых в Каравелле. Впечатление примерно такое же, как и от книг, т.е. "До глубины души!...", "Еще хочется! Да побольше!", "Всю душу... Слезы на глазах...". Я косноязычен.

Наверное, с фильмами стоит поступить примерно также, как и с песнями?

[Ю>>Так и поступаем. Сейчас, кстати, ещё некоторые фильмы собирается переснять на видео Игорь Глотов.]

Кроме этого, я думаю, что немаловажным покажется вопрос собрания записей (или, хотя бы, составление списка) фильмов, не относящихся непосредственно к Крапивину, но связанных "некоей невидимой нитью". (Может, она видится только мне?)

[Ю>>Вот тут ты точно молодец! Хорошая идея! Жаль только, что не у всех есть видеомагнитофоны.]

Например [Я сознательно привожу здесь список только зарубежных фильмов, потому что советских фильмов можно назвать очень много, и анализу этих фильмов можно посвятить большую статью в Альманахе.]:

Может, тоже наладим как-нибудь это дело? Может, кто продолжит список? И кассеты с фильмами заодно? (Шутю!)

О советском кино. Можно называть до бесконечности.

"Чучело", "Плюмбум", "Игры для детей недетского возраста" (?), "Без семьи", "Не болит голова у дятла"... (Сознательно называю известные и не очень.)

На днях посмотрел фильм "Предательница". Очень ценный с точки зрения - как плохо предавать детей, которые полюбили тебя. Как больно и тем, и другим.

[В>>Фильмы, так же как и книги, можно делить по тем же граням: для детей, сказки, фантастика, командорство...]

Крапивин - художник.

Существует идея собрать наиболее хорошие иллюстрации к произведениям Крапивина, и по возможности, более полно. Самого Крапивина, его сына Павла, Стерлиговой, Медведева, Савватеева. Отсканировать их в компьютер и распечатать на лазерном принтере. Потом издать и раздать тем, кто очень хочет. Идея хоть и несколько "глобальная", но в принципе реализуемая. Нужны предложения. Редакция не справится сама с этой задачей.

К началу страницы
Благодарности и извинения Содержание выпуска 5 "Лоцман". Что делать?

Русская фантастика -> Писатели -> Владислав Крапивин
                                       -> Журналы -> Альманах "Та сторона"


Русская фантастика -- Премии и ТОР | Писатели | Фэндом | Журналы | Календарь | Книжная полка | Ссылки

(c) Р.Ахметшин, К.Баландин,  Д.Ватолин, Ю.Никитин (гл. ред.), 1994
(c) Вёрстка Д.Ватолин, 1994
(c) HTML-версия К.Гришин, 1997
Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещается.