Альманах "Та сторона"
Комментарии к неизданному Цукернику Содержание выпуска 12 B. Ланцберг. Монолог

Михаил Кордонский
(г. Одесса)

Как вырастить клуб

I.

Для любителей всего живого клуб — самая естественная и распространённая форма сосуществования. И его самое легко уподобить живому: он зарождается, растёт, цветёт и увядает, падает, срубленный, или гниёт на корню, стоит сухостоем или лежит валежником, а после удачной жизни из созданных им зёрен вырастают новые клубы. Размножаются клубы и вегетативно, случается и рождение одного клуба из чрева другого — мучительный процесс, обычно принимаемый участниками за конфликт с расколом, каковые болезни, впрочем, тоже могут случиться и привести, наоборот, к смерти.

Чтобы вырастить хороший клуб нужно иметь либо талант и интуицию, данные от Природы, либо (лучше, конечно, и то и другое) опыт и знания, малая толика коих содержится в этом тексте, а остальноё — в учебниках по разным предметам. Социологи назовут это «обществен ным объединением», социальные психологи «неформальной группой», криминологи «сообществом», а политологи «тусовкой».

Но и без учебников любой опытный клубмен наверняка согласится, что клуб— это не вывеска и даже не подвал под ней, а, прежде всего, люди, или, точнее, особой формы система отношений в малой группе людей, которую клубоведы называют «ядром» клуба.

II.

Особость этих отношений заключается, например, в их добровольности — не путать с демократичностью. По стилю управления клубы могут быть и бывают совершенно авторитарными, причём власть лидера может иметь основу как психологическую (непререкаемый авторитет), так и сугубо материальную (владение клубными ресурсами, например, помещением). Один блестящий создатель клубов (В.П.Черновол), говаривал: «Клубная демократия означает: добровольно пришёл — добровольно подчиняйся законам клуба, не хочешь — добровольно уходи». Итак, добровольность, в смысле свободы выбора клуба и свободы выхода из клуба, но этих признаков мало и они вовсе не главные. В свободном обществе можно выбирать и место жительства и работу, но это не ставит знак равенства между клубом любителей пива и пивзаводом. Клуб (не тот, конечно, что Дом культуры, и не тот, что Римский клуб, а тот, о котором мы сейчас говорим) — это неформальный коллектив. И это настолько важно, что придётся остановиться поподробнее и поскучнее.

В учебниках по социологии написано, что неформальной называется группа, существование и деятельность которой детерминировано исключительно межличностными отношениями членов группы и не детерминировано никакими внешними силами.

Конечно, здесь есть еще куча тонкостей. На жизнь всех людей, в том числе и членов клуба, всё равно влияют внешние силы: погода, законы государства, состояние общества и т.п. Но в научном (или наукообразном, как у нас) подходе эти постоянные составляющие не рассматриваются. В руководстве по выращиванию малины ничего не говорится о гравитационной постоянной, потому что она влияет на все кусты одинаково . Вот и мы будем говорить только про специфические свойства неформальной группы отличающей её от других сообществ.

Например, трое друзей (неформальная группа) решили создать акционерное общество. Скинулись, сочинили Устав и зарегистрировали его. Стоп! С этого момента они являются уже формальной группой, потому что за разрешением своих противоречий (например, исключением из Общества одного из акционеров) могут обратиться в суд. Суд, руководствующийся законами и Уставом, и есть та внешняя сила, которая делает группу формальной. Если до регистрации Устава двое друзей решили не дружить больше с третьим: не ходить к нему в гости, не пускать его к себе, не поить чаем, не одалживать ему денег и т.п., то этому третьему некуда жаловаться.

Тут выплывает и еще одна тонкость: научное определение — это всегда некая идеальная модель, а в жизни в чистом виде ничего не бывает. Сотрудники фирмы кроме того могут быть друзьями («неформальная составляющая»), а друзья быть членами одного жилищного кооператива.

Третья тонкость — не путать формальность с легальностью. Нелегальная группа может быть совершенно формальной (например, преступная группировка, включенная в иерархию организованной преступности), а совершенно неформальная группа может быть легальной (зарегистрированная без права хозяйственной деятельности общественная организация).

Несмотря на все эти сложности, свойственные основным определениям любой науки, будем в дальнейшем считать что мы с Вами более-менее одинаково понимаем, что такое неформальная группа — ядро клуба.

III.

В мать всех наук — философию — слово клуб впервые ввел Гегель. А один из моих любимых современных философов — Г.П.Щедровицкий — вообще делит всю социальную жизнь на три категории : производство-потребление -клуб. Всё это предназначено, говоря наукообразно, для удовлетворения потребностей людей, а попросту — для кайфа. Социологи представляют человеческие потребности, то бишь кайфы, в виде пирамиды (начинаю снизу):

1. Биологические потребности. Кайф от сухой пещеры и сырого мамонта.

2. Комфорт. Кайф от кроссовок «Адидас» и мороженого «Макдональдс».

3. Общение. Кайф от тусовки и тусования.

4. Отношения . Кайф от того, что на вопрос «Ты меня уважаешь?» тебе отвечают «Да».

5. Мораль. Кайф от согласия с собственной совестью.

6. Эстетство . Кайф от слушания хорошей музыки

7. Творчество . Кайф от создания собственной музыки, и вообще, кайф от создания кайфа для других.

У подавляющего большинства неандертальцев не было ни комфорта ни потребности в нём (невозможно же хотеть того, чего не знаешь, что оно вообще существует). У отдельных выродков были, конечно, такие задвиги, они и подначива ли прогресс, приведший в конце концов к «Адидасу». Вместе с удовлетворением низших потребностей большинство начинало хотеть высших, и ещё до появления египетских пирамид народные массы с удовольствием слушали музыку и принимали услуги от безнадёжных бессребреников.

IV.

Самым распространенным заблуждением среди неопытных создателей клубов является следующее: «Мы сможем создать хороший клуб любителей крокодилов, потому что все мы любим крокодилов». По этому поводу есть классичес кое опасение Пятачка перед визитом к Слонопотаму «Любит ли Слонопотам поросят и как он их любит?»

Прежде чем тратить на будущий клуб свои силы, вещи и деньги, надо бы хорошенько прояснить это самое как.

Среди пятерых, искренне любящих крокодилов, людей, вполне может быть, что:

Первый хочет побольше узнать о К. Ему нужны библиотека, компьютер с базой данных и командировка в биоценоз.

Второй имеет К. и хочет его дрессировать. Ему нужен бассейн и антилопы.

Третий хочет выводить новые породы К. Ему нужен электронный микроскоп и источник гамма-лучей.

Четвертый хочет улучшить людей путем общения с К. Ему нужен К. и группа добровольцев.

Пятый , наконец, любит поговорить о К., особенно с девушками. Ему нужны стулья, стол и чайный сервиз.

Можете не сомневаться, что эти пятеро клуба не создадут, ибо на одном и том же содержании деятельности они пытаются построить разные социальные типы клубов, предназначенные для удовлетворения разных человеческих потребностей.

Что же нужно, чтобы клуб удался? Конечно, в идеале, неплохо бы чтобы совпадала и тема любительского увлечения (например, крокодилы) и потребнос ти будущих клубменов (например, научные исследования). Если такие совпадающие, да еще имеющие свободное время, силы и ресурсы люди встретятся — то получится клуб, именуемый в нашей классификации «Клуб любителей». Его главная задача — удовлетворение потребности своих членов в знаниях. Наибольшим уважением в таком клубе пользуется тот, кто более учён.

Вот это понятие — наиболее ценимое человеческое качество — в социальной психологии называется «ценностно-лич ностная ориентация» (ЦЛО).

И вот какие еще бывают клубы:

Тип Главная задача ЦЛО
клуб общения удовлетворение потребности своих членов в общении обаяние
творческий клуб удовлетворение потребности своих членов в творчестве талант
здесь должен быть клуб любителей - про него мы уже говорили
неформальный производственный коллектив (external-club) удовлетворение потребностей не-членов клуба успех
реактивная группа (internal-club) нравственное самоусовершенствование членов клуба совместимость с другими членами клуба

Ой, мы уже очень много говорим про людей и чуть не забыли про самое главное — про крокодилов.

Так вот, второе распространенное заблуждение: якобы все это можно совместить. То есть в бассейне плавают крокодилы и несут под микроскоп облученные яйца, а на берегу, за чаем с компьютером, члены клуба общаются с ними и между собой. Теоретически это возможно, но в жизни никогда у нормальных людей не хватит на всё одновременно сил, времени, материальных ресурсов в конце концов (Если хватит, допустим, на покупку одного К. и аренду ванной комнаты, то держать там книги будет сыро, а общаться — тесно.) Это не значит, что «непрофилирующих дисциплин» совсем не будет. В каждом клубе, в той или иной мере, свершаются и самовыражение, и самоусовершенствование, и знакомство с будущей семьей. Но что-то всегда, волей-неволей, становится главным, потесняя другое, и процесс выбора может превратить любой клуб в клуб любителей конфликтов. Если Вы этого не хотите, соразмерьте, как и всегда приходится в жизни, свои желания с возможностями и выберите что-нибудь.

Если клуб уже есть определить к какой категории он относится не очень сложно. Возьмем, к примеру, клуб общения — самый доступный и распростра нённый социальный тип клубов. Английские пабы, французские кафе, итальянские пиццерии, испанские фонтаны, русские колодцы, завалинки и интеллигентские кухни, наконец не знающие границ дискотеки — вот типичные места поселения клубов общения.

(Компания, собирающаяся на деревенские посиделки клубом себя не называет,— это я ее называю так. Большинство птиц, например, тоже не называют себя птицами, хотя ворон или попугай это иногда могут. Клубов, осознающих себя таковыми и живущими под вывеской «клуб», не больше, чем говорящих среди птиц.)

К колодцу приходят, конечно же, за водой. Но если ведра наполняются за 5 минут, а бабы с коромыслами болтают по часу, то я считаю всё это клубом общения, ибо именно на него уходит 91,66 % времени. А 100 % не бывает никогда. Как классифицировать клубы, где ровно половина времени уходит на общение, а ровно вторая половина — на жевание пиццы, я не знаю. Это философский вопрос типа «Сколько бананов — куча?». Но если общение занимает хотя бы 70%, я считаю это клубом, даже если там висит вывеска «Бухгалтерия» или «Конструкторское бюро».

Интересным свойством некоторых клубов является некорректная квалификация их членами своей собственной деятельности: так театральный клуб считает себя театром, а клуб искателей снежного человека — экспедицией. Определить истину легко по количеству зрителей и снежных людей. В последнее время стало модно создавать дискуссионные клубы под видом политических партий.

Если клуба ещё нет и вы пытаетесь его создать, и идеальных условий у вас, как в жизни, не случилось, помните: легче найти консенсус в тематике клуба, чем в его социальной направленности. То есть легче создать клуб троим любителям крокодилов вместе с двумя искателями летающих тарелок и одним выращивателем комнатных огурцов, если все они главным человеческим достоинством считают ну, например, обязатель ность, и ради этого готовы простить какой-то другой недостаток, ну, например, жестокость. Или наоборот. В конце концов, легче использовать микроскоп другим концом в качестве телескопа и вывести крокодилов, питающихся огурцами (или огурцы, любимые крокодилами), чем перевоспитать в человеке такое базовое мировоззренческое свойство, как ЦЛО. (Чего там говорить, не только клубы — семьи от этого распадаются: третье место по статистике после секса и денег).

V.

Клуб «Лоцман» в этой классификации (дописано по настоятельной просьбе редакции).

Но прежде придется ввести ещё одно базовое понятие: структура клуба.

Числа 10—30—100 — природные константы неформальной социотехники, вроде «Пи» в математике или числа Авогадро в химии. Структура среднестатисти ческого клуба: 10 человек — ядро, 30 человек — актив, 100 человек — аудитория. Например, в театральной студии в пьесе 10 ролей, на репетициях тусуются обычно 30, а на спектакле сидят 100 зрителей.

Социальный тип у этих составляющих одного клуба может быть не совсем одинаков, что и имеет место в «Лоцмане». Ядром его является, конечно, редакция ТС — ярко выраженный external-club, главной задачей которого является выпуск журнала для других — не членов редакции. Активом «Лоцмана» можно считать тех, кто помогает размножать, рассылать ТС, обеспечивает функционирование инфраструктуры клуба (EML), редакцию «Командора», создателей WWW-рage Крапивинской тематики, еще инициатора (запамятовал фамилию) рассылки очень интересных анкет про интересы, составителей библиографии ВПК и т.п. Наконец, аудитория «Лоцмана» — читатели ТС — типичный «клуб любителей» творчества ВПК.

VI.

Итак, теперь мы определили не только содержание , но и социальный тип своего клуба, пора задуматься о его социотехнической форме: сколько людей будет в клубе, когда и как они будут встречаться, кого принимать или не принимать в клуб и т.п. Основной параметр социотехнической формы — степень открытости клуба, в зависимости от неё палитра возможных форм расположена между двумя вариантами, назовем их модель «трамвай» и модель «самолёт».

Трамвай: Создание клуба — начало движения, на каждом клубном заседании— остановке — двери открываются для всех, люди входят и выходят. Только водитель и небольшая часть пассажиров едут от начала до конца, большинство посетителей клуба — люди приходящие. Трамвай может ездить и по кольцу.

Самолёт: Открыт только при посадке, после взлета новому человеку туда не попасть.

Закрытость обеспечивается системой членства, либо просто сплочённостью дружного коллектива, вытесняющего чужаков, для создания открытости необходимы реклама и радушие к посетителям.

«Самолёт» обычно вмещает 8-12 человек, и в редких его посадках успевает смениться человек 20-30. В «трамвай» может поместиться и 50 пассажиров, а всего за время существования клуба в нем могут перебывать тысячи людей. Открытый клуб — это массовость, закрытый — результативность. Трамвай дешев, везет многих, но близко и медленно, самолет — высоко и далеко, но меньше и дороже.

И вот что странно, везут одновременно, но разными маршрутами и в разные пункты. Каждый человек с помощью клуба перемещается в другое место самого себя, в иное состояние своей души, в новый облик своей личности — для того клубы-то и нужны.

VII.

Вот ещё несколько кратких советов арендаторам и арендодателям клубных помещений и инвентаря.

Полноценный клуб может вырасти только в отдельной комнате. По нашей нищете это трудно, но можно, например, разделить помещение перегородками, а сэкономить на чем-нибудь другом — качестве ремонта, оборудовании.

По соседству легче уживаются клубы разного содержания, но одного социального типа. Не заставляйте два экологических клуба пользоваться одним фоторужьем: они будут обвинять друг друга в браконьерстве. Напротив, клуб любителей поговорить о кино вполне поделит видеомагнитофон с клубом любителей поговорить о сексе.

Продолжительность эффективной жизни хорошего клуба колеблется от 3 до 6 лет. Она зависит от мощности клуба и от интенсивности общения его членов (дольше живет тот клуб, члены которого реже встречаются.)

И последний, самый главный совет: какими бы правильными не показались Вам предыдущие советы, ни в коем случае ими не пользуйтесь, если они Вам хоть чуть-чуть не пришлись. Вы же не на работе! Клуб — это не то место, где нужно поступать правильно!

Клуб — это для души.

 

К началу страницы
Комментарии к неизданному Цукернику Содержание выпуска 12 B. Ланцберг. Монолог

Русская фантастика -> Писатели -> Владислав Крапивин
                                       -> Журналы -> Альманах "Та сторона"


Русская фантастика -- Премии и ТОР | Писатели | Фэндом | Журналы | Календарь | Книжная полка | Ссылки

(c) Р.Ахметшин, Д.Ватолин, Ю.Никитин (гл. ред.), 1998
(c) Вёрстка О. Логачев, 1998
(c)Рисунок Е.Стерлиговой, 1985
(c) HTML-версия К.Гришин, 1998
Перепечатка материалов без согласования с редакцией запрещается.