Древние (греки, вавилоняне, индусы, персы, ацтеки, скандинавы и т.д.) или вообще не знали будущего, или относились к нему весьма пессимистически. Золотой век -- это прошлое, нынче век железный, впереди космическая катастрофа, гибель людей и большей части богов. В иудаизме впервые возникает концепция финального исправления мира и воцарения милостивого Бога на земле, когда возляжет "овечка со львом". В христианстве снова отрабатывается концепция тотальной катастрофы, светопреставления, но и вполне сохранена иудейская идея окончательного исправления и прихода царства Божия на землю. Поскольку коммунизм активно обезьянничает, подражая религии, то и у него есть "свое" светопреставление, то бишь мировая революция. Пролетариат выходит как из преисподней, из горячих цехов и шахт, и уничтожает старый мир с помощью серпов, молотов и других производительных сил. Подробности смотри на картинах Босха. После революционного светопреставления должно немедленно прийти на землю светлое будущее, где мультиоргазмически сольются все и всяческие грани. При Ленине, Сталине и Хрущеве коммунистическое "завтра" отделялось от настоящего "сегодня" небольшим промежутком в пять-пятнадцать лет. Пропаганда внушала, а люди охотно верили, что если станет больше электричества, стального проката, стекла и бетона, пластмассовых изделий и точек общепита, автоматически наступит то самое, когда "каждому по потребностям". Сомнения в этом карались быстро -- вплоть до вышки. Начиная с эпохи Брежнева, будущее стало стремительно уноситься вдаль, пока не скрылось за пропагандистским горизонтом. В мыслях же простых советских людей оно начало рисоваться ухудшенным вариантом настоящего. На демократическом, но скудоумном Западе будущее долгое время не было сферой деятельности официальной пропаганды, оно словно отдавалось на откуп "кремлевским мечтателям". Пожалуй, только во времена ресурсного кризиса середины семидесятых, о нем стали заботиться в высших эшелонах власти. Появилось немалое число моделей ближайшего будущего (далеким, естественно, занимаются лишь писатели-фантасты). Концепция нулевого роста римского клуба, теория постиндустриального общества Белла и Ростоу, концепция третьей, информационной, волны Тоффлера, концепция о затухании исторического процесса Фукуямы. И что характерно, все эти построения, даже самые свежие, на данный момент, в общем, можно считать недостоверными. Западная прогнозстика, футурология сейчас как будто замерли, стиснутые цепями либеральных и гуманистических догм. И это на фоне того, что весь мир находится в неустойчивом состоянии хаотической перестройки. Так и хочется сказать, что ее застрельщиком тоже был известный ставропольский мечтатель. Но, скорее всего, планета просто не рассчитана на то количество людей, которое на ней собирается проживать, причем проживать хорошо. Любая перестройка -- это кризисы. |
|
Увы, но надо заранее огорчиться: не за горами тот момент, когда сложность и разнообразие информационных сетей приведет к формированию в них соперничающих форм искусственного интеллекта. Я это связываю, в первую очередь, с развитием глобальных вирусных и антивирусных программ. Таким образом, волна эволюции вполне может оставить человека позади и уйти вперед. Это станет особенно заметно, когда мощные программные оболочки вытеснят человека даже из сферы принятия производственных решений. И на работе нам останется разве что вытирать пыль с дисплеев или баловаться игрушками. Кстати, об играх. Компьютерные игры захватывают мало-помалу наши мозги (и даже тела) в свои синтетические миры, дают нам видимость всемогущества и бесконечно предоставляют шанс на выигрыш -- все то, чего нам не хватает в настоящей жизни. А еще выходит на сцену интерактивный компьютерный секс, где каждый может реализовать право на соитие без стрессов и проблем. Возможный итог ясен -- разновидность наркотической зависимости, агономания, исхудание и импотенция... Все это неприятно. Но вправе ли мы отказаться от кибернетизированного будущего. На мой взгляд -- нет. Вышеупомянутые глобальные кризисы никуда не денутся и не рассосутся, пока не превратят нас в стаю грязных питекантропов. Конечно, в столкновении с компьютерными монстрами наше сознание может легко проиграть и опуститься на дно шизофренического прозябания. Может и выиграть, но это будет пиррова победа. Ведь победители превратятся при этом в нейромутантов, напичканных киберимплантантами. Но можно и найти ту нишу, которая не потребует от нас радикальной перестройки организма и прочих видов расчеловечивания. Какова эта ниша, сейчас не очень-то понятно. Скорее всего, она находится в тех областях деятельности, где не применима жесткая логика машинного типа. В этом оптимистическом варианте мир станет еще разнообразнее. В нем помимо разных человеческих рас и культур появятся еще и компьютерные самопрограммирующиеся культуры и расы, которые будут связаны с человеком разными формами симбиоза. Если будущее у нас есть, то оно в многообразии. |
Александр Тюрин, писатель-фантаст Мекленбург-Петербург |