Научные работы

Ольга ВИНОГРАДОВА

Авторская модель мира и человека в нем
в философско-аллегорической прозе
Владислава Крапивина

[Часть 1] [Часть 2] [Часть 3] [Часть 4]
 
<--Предыдущая часть
 

Заключение

 
Итак, в настоящей работе предпринята попытка проанализировать основные особенности созданного прозаиком Владиславом Крапивиным художественного мира. Анализ производился на основе цикла фантастических повестей "В глубине Великого Кристалла".
Мир Великого Кристалла имеет оригинальную структуру и оригинальную философию. Он развивается по отличным от известных нам законам и загадочен во всех своих проявлениях.
"Понимаешь, — говорит герой повести "В ночь Большого прилива", — у нас другой мир... Вы придумали порох, машины, ракеты, а у нас не то. У нас ученые разгадывают тайны: как далекое сделать близким и дотянуться рукой до звезд; что такое мысль, в чем хитрость времени". "Была даже такая поговорка..: "когда конь несет тебя все вперед, не думай, что не наткнешься на его следы; когда ложишься спать, не будь уверен, что проснешься завтра, а не вчера."
Существование подобной инореальности, мира тайны и фантазии, — ярчайшее подтверждение романтической природы цикла. Нами отмечены и другие черты "Великого Кристалла", характеризующие его как явление условно-романтической прозы.
Во-первых, создание целостного художественного мира для Крапивина стало попыткой осмыслить и обобщить общечеловеческие, бытийные проблемы. Его интересует духовный план реальности, и именно поэтому жизнь целой вселенной регулируется душевными движениями людей, а текст повествования изобилует традиционными бытийными образами-символами: дом, окно, дорога, любовь, смерть — с помощью которых автор привлекает внимание читателя к основным философским проблемам: "дружба преодолевает все преграды", "дружба сильнее смерти", "один и один — не один", "ребенок — малая вселенная", "детям дано знать Истину", "душа ребенка крылата" и т.д.
Во-вторых, главным героем становится ребенок — носитель авторского идеала, идеала чистоты, чуткости и самоотверженности. Удивительные душевные качества "крапивинских мальчиков" вызывают постоянное восхищение как в периодической печати, так и на страницах исследовательских работ.
Однако излишнее увлечение анализом неожиданного для современности характера "ребенка-цветка" часто мешает исследователям увидеть другие, не менее важные особенности творчества этого писателя. Как уже было отмечено во вступлении к данной работе, в "официальной печати" очень мало работ, посвященных Крапивину-сказочнику и Крапивину-фантасту. Основная масса подобных исследований — в любительских изданиях, "фэнзинах" и просто в рукописном варианте.
Поэтому, в-третьих, в этой работе мы попытались в общих чертах наметить направления возможных будущих исследований, тем более, что, по всей видимости, многие из данных мотивов будут разрабатываться автором и дальше. Это тема одиночества, тема (извечная) Дружбы, Любви и тема Смерти; традиционно романтические мотивы двойничества и оборотничества; мотив сна и связанная с ним тема многоплановости мира; особенности символики и образности в философско-аллегорической прозе Крапивина.
При анализе философской системы фантастических произведений Владислава Крапивина мы дополнительно остановились на особенностях циклизации и той роли, которую она сыграла в создании этой системы. А также попытались подробно разобрать свойства художественного пространства и времени и связанные с ними особенности проблематики (путешествия в пространстве и времени и их психологическая подоплека).
Кроме того, был в общих чертах проанализирован геройный мир цикла, отмечено стремление автора одушевить и очеловечить любое явление мироздания — звезды, галактики, Вселенную — и оригинальность использования фольклорных мотивов (волшебные помощники, живые существа — Чуки, золотые и серебряные рыбки; волшебные предметы и т.д.).
Видимо, исследования художественного мира Владислава Крапивина будут со временем расширяться и углубляться, и, возможно, данная работа вызовет критические отклики, дополнения и уточнения.
О богатейших возможностях по использованию произведений Владислава Крапивина в школе и о "воспитательном" характере его прозы мы уже говорили во вступлении к этой работе. В связи с этим хотелось бы дополнительно остановиться на следующих моментах:
В школьную программу по литературе для шестого класса (раздел "внеклассное чтение") включены повести Крапивина "Брат, которому семь", "Всадники со станции Роса" и рассказ "Звезды под дождем". Знакомство с ними необязательно, поэтому основной массе сегодняшних школьников имя Крапивина не знакомо.
Весной 1995 года в детской районной библиотеке N 65 представителями московского клуба любителей творчества Владислава Крапивина ("Лоцман") была проведена беседа о творчестве этого писателя. Семиклассникам школы N 434 предварительно было предложено прочитать что-либо из крапивинских повестей и написать небольшой отзыв о прочитанном. По итогам этой встречи можно сделать некоторые выводы: библиотеки в большинстве случаев располагают лишь старыми изданиями реальной прозы Крапивина — "пионерской" прозы ("Всадники со станции Роса", "Колыбельная для брата", "Журавленок и молнии", "Палочки для Васькиного барабана", "Валькины друзья и паруса" и т. п.), и совсем не имеют книг сказочных и фантастических. Разумеется трудно ожидать от современных "политически грамотных" подростков массово-восторженного отношения к пионерскому прошлому, да и многие реалии им уже чужды, как будет видно из приведенных ниже высказываний. Однако проблемы и поступки крапивинских героев вызывают у читателей живейшее сочувствие:
"...Эта книга для всех детей, у которых есть младшие братья и сестры." (о повести "Колыбельная для брата")
" Здесь, наверное, автор хотел научить читателей быть смелыми и не трусить". (о "Воробьиной ночи")
" Когда я читала эту книгу, у меня находилось решение некоторых проблем". (о книге "Валькины друзья и паруса")
" Мне эта книга очень понравилась, потому что я была в лагере, поэтому я знаю, как трудно найти хорошего друга". ("Оруженосец Кашка")
А вот и другие отзывы:
" Нам интересно смотреть и читать ужасы, в то время как в книге пишется совершенно противоположное, и это кажется детским. Мы уже давно не играем в капитанов кораблей и пионеров, а играем в компьютерные игры". (о повести "Колыбельная для брата") или
" Эти рассказы не совсем похожи на правду, но лучше бы они вообще ничем на нее не походили. Лично я прочитала рассказ "Такая была планета". По названию я подумала, что это что-нибудь фантастическое и интересное, но оказалось это мечтами мальчишек, смотрящих на арбуз. Если бы это была настоящая планета, и мальчик бы туда попал, то, я думаю, мне бы это понравилось".
На основе приведенных выше высказываний можно рекомендовать заменить включенные в программу произведения сказочной или даже фантастической прозой Владислава Крапивина. Но, по нашим наблюдениям, большая часть сегодняшних школьников одиннадцати и двенадцати лет не готова к восприятию философии и романтики крапивинских повестей. Поэтому хотелось бы рекомендовать начинать изучение условной прозы Крапивина уже с младших классов начальной школы, когда восприятие сказки и чуда происходит наиболее органично и, главное, в это время происходит формирование мировоззрения и мировосприятия, "воспитание чувств", одну из основных ролей в котором может сыграть романтика человеческих отношений в произведениях Владислава Крапивина.
Изучение творчества В. П. Крапивина может происходить и на специальных факультативах, и в литературных кружках. В их работе можно использовать фильмы, снятые "Каравеллой", а также газеты и журналы, выпускаемые этим клубом и другими любителями фантастики и Крапивина, в частности.
 

 

Библиографическая справка.

 
В работе использованы художественные тексты.
 
1. Крапивин В.П. Я иду встречать брата. // Собр.соч.: В 9 т., т.6. — Екат.: "91"., 1993.
2. Крапивин В.П. В ночь большого прилива. // Собр.соч.: В 9 т., т.6. — Екат.: "91"., 1993.
3. Крапивин В.П. Оранжевый портрет с крапинками. // Собр.соч.: В 9 т., т.6. — Екат.: "91"., 1993.
4. Крапивин В.П. Голубятня на желтой поляне. // Собр.соч.: В 9 т., т.6. — Екат.: "91"., 1993.
5. Крапивин В.П. Тополиная рубашка. // в кн. Крапивин В.П. Тополиная рубашка. — Нижн.Новг.: Нижкнига, 1994.
6. Крапивин В.П. Дырчатая луна. // в кн. Крапивин В.П. Тополиная рубашка. — Нижн.Новг.: Нижкнига, 1994.
7. Крапивин В.П. Самолет по имени Сережка. // в кн. Крапивин В.П. Тополиная рубашка. — Нижн.Новг.: Нижкнига, 1994.
8. Крапивин В.П. Выстрел с монитора. // в кн. Крапивин В.П. Выстрел с монитора. — М.: Дет.Лит., 1992.
9. Крапивин В.П. Гуси-гуси, га-га-га. // в кн. Крапивин В.П. Выстрел с монитора. — М.: Дет.Лит., 1992.
10. Крапивин В.П. Выстрел с монитора. // в кн. Крапивин В.П. выстрел с монитора. — Нижн.Новг.: Нижкнига, 1994.
11. Крапивин В.П. Гуси-гуси, га-га-га. // в кн. Крапивин В.П. Выстрел с монитора. — Нижн.Новг.: Нижкнига, 1994.
12. Крапивин В.П. Застава на Якорном Поле. // в кн. Крапивин В.П. Выстрел с монитора. — Нижн.Новг.: Нижкнига, 1994.
13. Крапивин В.П. Крик петуха. // в кн. Крапивин В.П. Лоцман. — Нижн.Новг.: Нижкнига, 1994.
14. Крапивин В.П. Белый шарик матроса Вильсона. // в кн. Крапивин В.П. Лоцман. — Нижн.Новг.: Нижкнига, 1994.
15. Крапивин В.П. Лоцман. // в кн. Крапивин В.П. Лоцман. — Нижн.Новг.: Нижкнига, 1994.
15. Крапивин В.П. Сказки о рыбаках и рыбках. // в кн. Крапивин В.П. Сказки о рыбаках и рыбках. — Нижн.Новг.: Нижкнига, 1994.
17. Крапивин В.П. Помоги мне в пути. (Кораблики) // в кн. Крапивин В.П. Сказки о рыбаках и рыбках. — Нижн.Новг.: Нижкнига, 1994.
 
Монографии.
 
1. Агеносов В. Советский философский роман. — М.: Прометей, 1989.
2. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худ.Лит., 1975.
3. Ванслов В. Эстетика романтизма. — М.: Искусство, 1966.
4. Ковский В. Александр Грин. Преображение действительности. — Фрунзе: Илим, 1966.
5. Лойтер С. Там за горизонтом (Проблемы романтического в творчестве Л.А.Кассиля). — М.: Дет.Лит., 1973.
 
Авторефераты.
 
1. Ревякина А. Некоторые проблемы романтизма ХХ века и вопросы искусства в послеоктябрьском творчестве Александра Грина: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, — М., 1970.
2. Самойлова В. Творчество Александра Грина и проблема романтизма в современной литературе. — М., 1968.
 
Статьи.
 
1. Арбитман Р. Сквозь призму грядущего. // в кн. НФ. Сборник научной фантастики. Вып. 30. — М.: Знание, 1985.
2. Баруздин С. Владислав Крапивин. // в кн. Баруздин С. Заметки о детской литературе. — М.: Дет.Лит., 1975. с. 258-262.
3. Бугров В. Беседа с писателем Владиславом Крапивиным. // Уральский следопыт, 1985, №11.
4. Зубарева Е. Надо мечтать. // Детская литература, 1980, №1.
5. Кагарлицкий Ю. Реализм и фантастика. // Вопросы литературы, 1971, №1.
6. Кагарлицкий Ю. Фантастика ищет новые пути. // Вопросы литературы, 1974, №10.
7. Каплан В. Религиозные мотивы в творчестве Владислава Крапивина. // Та сторона. — Новосибирск-Екатеринбург, 1995, №10.
8. Карельский А. Революция социальная и революция романтическая. // Вопросы литературы, 1992, №2.
9. Кияница В. И ветер в лицо. // Комсомольская правда, 1989, 16 окт.
10. Крапивин В. Впереди по курсу — будущее (размышления о герое детской литературы) // Литературная газета, 1982, 4 авг.
11. Крапивин В. Все равно это было. Монолог сказочника. // Литературная Россия, 1987, №2.
12. Крапивин В. У детства смелый характер. // Литературная газета, 1980, 26 мрт.
13. Краткая литературная энциклопедия. Т. 8. — М., 1975.
14. Куду Р. Сказка как избавляющая сила. // Детская литература, 1995, №5.
15. Кузин Н. Владислав Крапивин. // к кн. Кузин Н. Диалог со временем. — Свердл., 1983. С. 33-44.
16. Липовецкий М. В одеждах романтики. // Литературное обозрение, 1982, №5.
17. Липовецкий М. Чтоб сильнее стала сказка (Традиции романтической сказки в современной детской литературе). // Детская литература, 1987, №1.
18. Литературный энциклопедический словарь. — М.: Сов.Энц., 1993.
19. Лопуха А. Мир детства в творчестве А.С.Грина. // в кн. Проблемы детской литературы. Межвузовский сборник. — Петрозав., 1989. стр. 20-24.
20. Мариничева О. Тайна командора. // Комсомольская правда, 1989, 15 мрт.
21. Никитин Ю., Глотов И. Беседа с В. Крапивиным. 29 декабря 1993 года. // Та сторона. — Новос.-Екат., 1994, №1-4.
22. Петров . Факт и фантастика. // в кн. Поселок на краю галактики. — М.: Наука, 1990.
23. Петухова А. Друг, которому семь. // в кн. Детская литература 1974. — М.: Дет.Лит., 1974.
24. Скицын Я., Скицын С. Как умирают ежики или Смерть как животворящее начало в идеологии некроромантизма (опыт краткого обзора, вступление в расследование). // Двести. — Ст.-Пет., 1995, Вып."В".
25. Словарь литературных терминов (ред.-сост. Л.И.Тимофеева, С.В.Тураев). — М.: Просвещение, 1974.
26. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. — М.: Учпедгиз, 1959.
27. Уэллс Г. Собр. соч. в 15 т. Т 14. — М.: Правда, 1964.
28. Ханхасаева И. Под ветрами нам плыть. // Учительская газета, 1988, 13 окт.
29. Чернышева Т. О старой сказке и новейшей фантастике. // Вопросы литературы, 1977, №1.
30. Чернышева Т. Научная фантастика и современное мифотворчество. // в кн. Фантастика 72. — М., 1972.
31. Швейцер В. Все начинается в детстве. // Книги детям. — М.: Дет.Лит., 1973.
32. Широкова Н. Лоцман мальчишечьего моря. // Комсомольская правда., 1981, 26 июн.
33. Яковлев Н. Основоположники фэнтези — Хаггард и Грин? // Книжное обозрение, 1993, №46.
 

[Часть 1] [Часть 2] [Часть 3] [Часть 4]

Русская фантастика => Писатели => Владислав Крапивин => Критика => Научные работы
[Карта страницы] [Об авторе] [Библиография] [Творчество] [Интервью] [Критика] [Иллюстрации] [Фотоальбом] [Командорская каюта] [Отряд "Каравелла"] [Клуб "Лоцман"] [Творчество читателей] [Поиск на сайте] [Купить книгу] [Колонка редактора]


© Идея, составление, дизайн Константин Гришин
© Дизайн, графическое оформление Владимир Савватеев, 2000 г.
© "Русская Фантастика". Редактор сервера Дмитрий Ватолин.
Редактор страницы Константин Гришин. Подготовка материалов - Коллектив
Использование любых материалов страницы без согласования с редакцией запрещается.
HotLog