|
А. Н. СТРУГАЦКИЙ, Б. Н. СТРУГАЦКИЙ
ФАНТАСТИКУ ЛЮБИМ С ДЕТСТВА
Мы оба любим фантастику с детства. Жюль Верн, Александр Беляев,
Конан-Дойль, а несколько позже Уэллс, Алексей Толстой, Чапек, Ефремов -
без всякого преувеличения они владели нашим воображением с самых ранних
детских лет.
Желание писать возникло прежде всего как реакция на нехватку хорошей
фантастики в послевоенный период. Однако серьезно мы занялись литературой
только в середине пятидесятых годов. Сейчас уже трудно сказать, что именно
побудило нас взяться за пятнадцатилистный роман, - кажется, какое-то пари.
Но так или иначе, план романа был детально расписан, и в 1955 году работа
началась.
За первые пять или шесть лет мы испробовали, по-видимому, все
мыслимые методы работы вдвоем и вот уже пятнадцать лет, как остановились
на самом, без сомнения, эффективном для нас.
Мы собираемся вместе - в Ленинграде, или в Москве, или в каком-нибудь
Доме творчества. Один из нас садится за машинку, другой - рядом. План
всегда подготовлен заранее - весьма подробный план с уже продуманными
эпизодами, героями и основными сюжетными поворотами. Кто-нибудь из нас
предлагает первую фразу. Фраза обдумывается, корректируется, шлифуется,
доводится до уровня готовности и, наконец, наносится на бумагу. Кто-нибудь
предлагает вторую фразу... И так вот - фраза за фразой, абзац за абзацем,
страница за страницей - возникает черновик. Черновик обычно отлеживается
два-три месяца, а затем его тем же порядком (фраза за фразой, абзац за
абзацем) мы превращаем в чистовик. Как правило, хватает одного черновика,
но бывали и исключения.
Работаем мы обычно четыре-пять часов утром и час-два вечером. После
окончания рабочего дня - обсуждение плана на завтра или обдумывание,
наметка следующей повести.
При таком методе работы неизбежны споры, иногда свирепые. Собственно,
вся работа превращается в непрерывный спор или, во всяком случае, в некое
соревнование за лучший вариант фразы, эпизода, диалога. Взаимная
нелицеприятная критика всячески поощряется, но при одном непременном
условии: раскритиковал чужой вариант - предложи свой. В крайних случаях
абсолютного отсутствия компромисса приходится прибегать и к жребию.
© "Русская фантастика", 1998-2001
© Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, текст, 1981 © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000 © Алексей Андреев, графика, 1999 |
Редактор: Владимир Борисов
Верстка: Александр Усов Корректор: Борис Швидлер |