|
А. Н. СТРУГАЦКИЙ, Б. Н. СТРУГАЦКИЙ
ТРИ КИТА
Что внушает оптимизм? Вопрос для целой книги. Скажем только, что все
решится в ближайшие год-два. Если перестройка не изменит своему
поступательному движению, то хорошо будет не только в недалеком будущем,
но и в следующем веке. Фантазии вообще больше присущи молодым. Нас же
порой "вынуждает" на то профессия. Хотя мы всегда считали, что
прогнозирование не есть задача фантастики и, если фантастам что-то
удавалось угадать, то это, как правило, случайность. О будущем, особенно в
наше время, нужно не фантазировать - его надо рассчитывать. Угадать его
просто невозможно. Реальность окажется все равно невероятнее.
Разум и нравственность отвоевывают позицию за позицией: недавние
события - подписание Договора о ликвидации ракет средней и меньшей
дальности - мощное тому подтверждение.
Мы все успешно учимся говорить и слышать правду, хорошо бы на основе
этого энергичнее переходить к делу, действию, поступкам. В искусстве пока
еще положение весьма типичное. Есть творцы, а есть потребители. Творцы,
соответственно, творят, но вот потребители не всегда получают их
произведения. Сложности существуют с передаточным механизмом. У
литераторов - это издатели, а в кино - кинофикаторы. Надо, наверное,
поменять механизм.
Мы верим в фантастические возможности человека. К тому же мы оба
большие оптимисты. А поскольку пессимисты в наше время не доживают до
старости, то из нас самый большой оптимист - Аркадий, как старший брат.
Хотелось бы пожелать всем крепкого здоровья, что всегда необходимо. А
еще радостной и счастливой личной жизни, которая покоится на "трех китах"
- дружбе, любви и работе.
Что внушает пессимизм? Иногда ряды противников перестройки, вольных
или, что еще хуже, невольных, кажутся несокрушимыми. Ужасаешься при мысли
о том, какую же работу надо сделать, чтобы перестройка давала свои плоды.
Огромные массы людей еще остаются на своих позициях, как будто ждут
команду: "Все назад". Вот это пусть останется в области их фантазий.
© "Русская фантастика", 1998-2001
© Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, текст, 1988 © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000 © Алексей Андреев, графика, 1999 |
Редактор: Владимир Борисов
Верстка: Александр Усов Корректор: Борис Швидлер |