Русская фантастика
Искать в этом разделе
Отрывки из письма Бориса Кузьминского
Назад (4 из 11)
На главную
Вперед


публикуются с его согласия



   Уважаемые Марина и Сергей!
   Меня зовут Борис Кузьминский, с середины лета 2001 года я служу в "ОЛМЕ" заведующим редакцией художественной литературы...
   По моему убеждению, вы принадлежите к тем немногим авторам русскоязычной фэнтези, чьи тексты удовлетворяют всем современным ("западным") критериям качества (извините за такую невозвышенную терминологию) и годятся не только для сугубо внутрироссийского "потребления"; абсолютно "конвертируемы". Более того, зрелые работы не требуют скидок на "масскультовый" фэнтезийный жанр и с полным правом могут рассматриваться как серьезная ("большая", "мейнстримная") словесность.
   Собственно, that is the point. Я всю жизнь - с конца 80-х - работал литературным критиком в СМИ ("ЛГ", "Независимая", "Сегодня" первого образца, "Коммерсантъ", сетевой "Русский журнал") и, раз обратив внимание на ваши книги, не пропускал ни одной. В "ОЛМУ" меня первоначально позвали как составителя серии современной психологической прозы. Таковая серия, по имени "Оригинал", тут в итоге и существует (семь книг на прилавках, две в производстве), у нее есть собственный, очень квалифицированный менеджер по распространению и обильная неравнодушная пресса, с которой можно ознакомиться, например, и в Сети. Новые названия в серии выходят раз в месяц. Мне хочется, чтобы апрельским выпуском 2002 года стала ваша "Пещера". Для меня лично это способ высказать свое восхищение тем, что вы делаете; для серии в целом - нестандартный тактический ход - очередной, ибо вся ее тактика построена на нестандартности и разнообразии при драконовском уровне требований к качеству литературного материала; для некоторых читателей, которые никогда не покупают фэнтези, распознавая ее по оформлению, и интересуются "высокой" прозой, - возможно, приятный сюрприз или даже открытие.
   Первый тираж книг "Оригинала" - 5000 экземпляров. Он расходится за два - два с половиной месяца. Мне кажется, стоит попробовать.
   

Искренне, Борис, (15.02.02.)

   ***********
   Мы согласились.
   Вот еще немного о серии.
   ***********

   Владимир Кукушкин. Рынок и Оригинал (репортаж с открытия Московской книжной ярмарки).
   Вчера в Москве, традиционно на ВВЦ открылась очередная XIV Московская международная книжная ярмарка. По официальным данным, на выставке представлена книжная продукция двух с половиной тысяч организаций и фирм из 79 стран мира в том числе из Италии, Германии, Турции, Испании, США и Китая.
   ...На стенде этого издательства ("ОЛМА-ПРЕСС") прошло самое интригующее мероприятие первого дня выставки - презентация новой серии "Оригинал".
   Серию представлял ее автор - влиятельный критик и один из законодателей литературной моды Борис Кузьминский. Точнее, не саму серию, а ее проект, который сам по себе, благодаря реноме Кузьминского, превращается как бы в литературное событие и становится новостью он-лайн по мере закладки здания: только накануне ярмарки, "позавчера ночью", после мучительных многомесячных поисков, состоялся окончательный макет обложки, автором которого является "молодой дизайнер, девушка" Ольга Зирко (нарочито грубоватая, в серо-черной гамме обложка первой книги серии не то чтобы являет собой что-то радикально новое в российском книжном дизайне, но выгодно отличается от всей остальной аляповато-красочной продукции "ОЛМА-ПРЕСС").
   Замысел "Оригинала" радикально амбициозен (в полном соответствии с темпераментом его автора): серия предполагает быть одновременно коммерческой и высокохудожественной, "рассчитанной на постоянные допечатки тиражей", а основу ее составят произведения мало известных широкой читающей публике авторов, пишущих "психологическую нежанровую прозу: все что нельзя назвать детективом, любовным романом, фэнтези, боевиком, но где могут присутствовать элементы этих субжанров". Первыми авторами серии станут А.Азольский, Владимир Шаров и Сергей Носов. Борис Кузьминский считает, что "ситуация с литературой этого типа очень и очень неплохая", и твердо обещает множество сюрпризов и сенсаций.
   Насколько реален такой переворот в русской словесности, насколько совместимыми и коммерчески успешными окажутся молодые незнакомые авторы психологической прозы из провинции и известные малотиражные авторы первых книг серии (добротный "новомировский" реалист Анатолий Азольский, автор причудливых интеллектуальных романов Владимир Шаров) - покажет будущее. Если Борису Кузьминскому удаться хотя бы частично осуществить свой замысел, то картина русского литературного процесса несомненно станет другой.
   Итак, "ОЛМА-ПРЕСС", ведомая знаменитым критиком, вторгается на обжитое и малодоходное, но престижное поле средних и небольших издательств, создавая конкурентную среду для других книжных проектов, рассчитанных на литературное доминирование в будущем - прежде всего "Нашей марки", петербургской "Амфоры" и как бы авангардного крутого трэша "Ad marguinem". Пожалуй, впервые большая литературная интрига закручивается на книжном рынке, в битве за тиражи и читательский интерес, а не на страницах литературных журналов и в светских салонах. И это само по себе может считаться существенным событием.
   

[06.09.2001] "Полит.Ру". http://www.polit.ru/documents/438475.html

   * * * Обложка книги "Пещера".
   И вот еще несколько ссылок по теме: Борис Кузьминский: "Издательский процесс не конгруэнтен литературному" (интервью Л. Горалик 21/11/2001. "Грани.Ру". http://www.grani.ru/book_sales/articles/kuzminsky/
   Обложка книги "Пещера".

   "Оригинал" дорос до "Пещеры" Дяченко Роман киевских авторов выходит в серии "элитной" литературы (http://www.rusf.ru/courier/current/aut_01.htm): (это заметка Сергея Бережного, который нас любит :-)
   Когда мы получили по почте эскиз обложки, обнаружилось, что на ней имеется цитата из Карла Густава Юнга:

   "Человечество всегда стоит на пограничье с теми силами, которые действуют самостоятельно и нами не управляемы... Мы оказываемся в тупике, хотя думаем, что освобождаемся, занимаясь ловлей всех тех злых зверей, что населяют пещеру подземного мира души.".

   Это нас поразило тем более, что идея "Пещеры" возникла совершенно вне Юнга. Марина его вообще не читала, а Сергей читал, но давно. Кузьминский - тот вообще думал, что мы с Юнга начинали... так или иначе, цитата и книга встретились, и получился интересный, как нам кажется, эффект.
   Нам хочется, с одной стороны, искренне поблагодарить Бориса Кузьминского - может быть, с его помощью у нас появятся новые читатели. А с другой стороны, сказать нашим "старым" читателям - нет, мы не изменяем фантастике, по-прежнему любим ее и надеемся, что наш новый роман "Пандем" всех в этом убедит. Иногда нам кажется, что деление книг на "фантастику" и "мэйнстрим" весьма уязвимо... Нет?

Сергей Дяченко

Назад (4 из 11)
На главную
Вперед



РФ =>> М.иС.Дяченко =>> ОБ АВТОРАХ | Фотографии | Биография | Наши интервью | Кот Дюшес | Премии | КНИГИ | Тексты | Библиография | Иллюстрации | Книги для детей | Публицистика | Купить книгу | НОВОСТИ | КРИТИКА о нас | Рецензии | Статьи | ФОРУМ | КИНО | КОНКУРСЫ | ГОСТЕВАЯ КНИГА |

© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
http://www.rusf.ru/marser/
http://www.fiction.ru/marser/
http://sf.org.kemsu.ru/marser/
http://sf.boka.ru/marser/
http://sf.convex.ru/marser/
http://sf.alarnet.com/marser/

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.


Оставьте ваши пожелания, мнения или предложения!

E-mail для связи с М. и С. Дяченко: dyachenkolink@yandex.ru


© "Русская фантастика". Гл. редактор Петриенко Павел, 2000-2010
© Марина и Сергей Дяченко (http://rusf.ru/marser/), 2000-2010
Верстка детский клуб "Чайник", 2000-2010
© Материалы Михаил Назаренко, 2002-2003
© Дизайн Владимир Бондарь, 2003