СТРУГАЦКИЕ, Аркадий Натанович (28.8.1925, Батуми — 12.10.1991, Москва) и Борис Натанович (15.4.1933, Ленинград) — прозаики, сценаристы.
Отец — профессиональный революционер-большевик, занимал видные партийные посты, однако за неортодоксальность взглядов в 1937 году был исключен из партии. Мать — талантливый педагог, человек сильной воли и ума. Братьям с детства прививалась любовь к чтению, особенно нравилась им фантастика. Большим испытанием для семьи стала ленинградская блокада. В 1942 семья разделилась: мать с маленьким Борисом осталась в городе, а отец с 16-летним Аркадием эвакуировался через Ладогу по «дороге жизни». В Вологде отец умер, Аркадий остался один, в 1943 был призван в армию, а из армии откомандирован в Воен. ин-т иностранных языков в Москве, который окончил в 1949 по специальности переводчик с япон. и англ. яз. Борис окончил математико-механический ф-т ЛГУ (1955), получил специальность звездного астронома, много лет работал в Пулковской обсерватории; в студенческие годы начал заниматься лит. творчеством.
Первый лит. опыт А. С. — пов. «Пепел Бикини» (1956), написанная в соавторстве с Л. Петровым, — о трагедии рыбаков, попавших в зону испытаний водородной бомбы. Повесть была опубликована на Дальнем Востоке, где будущий писатель служил в армии переводчиком и преподавал в школе воен. переводчиков. После демобилизации в 1955 А. С. работал в Москве в Ин-те научно-технической информации, редактором в изд-ве «Дет. лит-ра», занимался переводами. Главный его труд — перевод со старояпон. яз. средневекового ром. «Сказание о Ёсицунэ» (1984).
Работа братьев в соавторстве началась с пов. «Страна багровых туч» (1957, опубл. в 1959). По оценке Б. С., это «некий уродливый памятник целой эпохе... — с ее горячечным энтузиазмом и восторженной глупостью; с ее искренней жаждой добра при полном непонимании, что же это такое — добро; с ее неистовой готовностью к самопожертвованию; с ее жестокостью, идеологической слепотой и классическим оруэлловским двоемыслием». В пов. «Извне» (1958, опубл. в 1960), «Путь на Амальтею» (1959, опубл. в 1960), рассказах «Забытый эксперимент», «Шесть спичек», «Испытание СКИБР», «Частные предположения» (все — 1959) определилась в осн. чертах худож. манера братьев С.: изображение человека с комплексом его индивидуальных черт в масштабах Вселенной, моделирование образа прошлого, настоящего или будущего мира с учетом совр. идей и теорий, сопряжение смелых научно-технических и социальных фантазий с вечными категориями Добра и Зла (см. об этом, в т.ч., в беседе с С.: «Прием и мировоззрение» // Лит. обозрение. 1990, # 5). Узловой проблемой стало нравств. самоопределение человека перед лицом неведомого.
Братья С. нашли своего героя — интеллигента, гуманиста, «обыкновенного» человека, этика которого держится на преданности научному поиску и нравств. ответственности перед человечеством. Внутренний конфликт героя обусловлен резким расширением мыслительного горизонта. В рассказах и повестях «оттепельных» лет отразился переход писателей от утопических фантазий на тему коммунистического «звездного» будущего — пов. «Полдень, XXII век» (первое назв. «Возвращение»; 1960, опубл. в 1962), «Стажеры» (1960, опубл. в 1962), «Далекая радуга» (1962, опубл. в 1963), к осмыслению трагических тупиков, подстерегающих человека на перекрестках прошлой и будущей истории — пов. «Попытка к бегству» (1962), «Трудно быть богом» (1963, опубл. в 1964), к осознанию кризисности совр. ист. процесса — пов. «Хищные вещи века» (1964, опубл. в 1965).
В пов.-сказках «Понедельник начинается в субботу» (1964, опубл. в 1965) и «Сказка о Тройке» (1967, опубл. в 1989) писатели обратились к фольклорной и научной фантастике ради осмысления настоящего — эпохи 60-х гг. В сравнении с раскрепощенной наукой, молодым энтузиазмом особенно заметна стала «торжествующая серость» бюрократии; идеология казарменного социализма и вздорные социальные проекты обнаружили свою пустоту. Не расставаясь долгое время с идеями коммунизма, писатели раскрывали реакционность как деспотических режимов в духе гитлеризма или сталинизма, так и «беспроблемных» обществ в духе хрущевско-коммнистической или американской утопии. Самое сложное по филос. подтексту произв. С. — пов. «Улитка на склоне» — состоит из 2 параллельно развивающихся частей: о Лесе и Управлении по делам Леса (1965; публиковалось частями в 1966 и 1968, полностью — в 1988). В повести утверждается непознаваемость и непредсказуемость прогресса, поскольку, по мнению авторов, любое его направление ведет к насилию и тоталитаризму в разных формах, замыкает историю в кольцо ненависти. Проблеме неготовности человека к испытанию неведомым посв. сатирическая пов. «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1966, опубл. в 1968) и пов.-детектив «Отель «У погибшего альпиниста» (1969, опубл. в 1970). Вариации на тему фантастической робинзонады объединяют пов. «Обитаемый остров» (1968, опубл. в 1971), «Малыш» (1970, опубл. в 1971), «Парень из преисподней» (написана и опубл. в 1974).
Проблема выбора, главенствующая во всем творчестве братьев С., стоит и в центре пов. «За миллиард лет до конца света» (1974, опубл. в 1976). Ее герои вынуждены выбирать между творческой свободой и возможностью существования; в детской «Повести о дружбе и недружбе» (1978, опубл. в 1980) приключение обычного школьника также связано с выбором пути. Пов. «Пикник на обочине» (1971, опубл. в 1972) принадлежит к ряду лучших произв. С. Зона — территория, на которой остались следы посещения внеземной цивилизации, — стала одной из мифологем совр. лит-ры, а образ разведчика Зоны — «сталкера» Рэдрика Шухарта послужил основой для создания киносценария «Машина желаний» (в 1979 реж. А. Тарковский снял к/ф «Сталкер» по 9-му варианту сценария).
Автобиогр. черты в образе героев — не редкость в прозе писателей. В ром. «Град обреченный» (1975, опубл. в 1988-89), «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) и «За миллиард лет до конца света» автобиографизм в сочетании с фантастическим вымыслом позволил выйти им на новый уровень философско-психол. анализа парадоксов личности. Критик М. Амусин писал о «Граде обреченном» как о «попытке построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоев нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его «жизненного цикла» (Амусин М. Иллюзии и дорога // Октябрь. 1989. # 6. С. 204). Ром. «Хромая судьба» включает в себя пов. «Гадкие лебеди» (1967; была без ведома авторов опубл. на Западе). Взяв за основу легенду о Гамельнском Крысолове, С. переосмыслили ситуацию тотального разрыва «поумневших» детей с больнмы обществом взрослых. Герой романа писатель Виктор Банев, оказавшийся в эпицентре общественного кризиса, признается: «Не понимать — это моя прерогатива. В этом мире все слишком хорошо понимают, что должно быть, что есть и будет, и большая нехватка в людях, которые не понимают. Вы думаете, почему я представляю ценность? Только потому, что я не понимаю. Передо мной разворачивают перспективы, — а я говорю: нет, не понятно. Меня оболванивают теориями, предельно простыми, — а я говорю: нет, ничего не понимаю... Вот поэтому я нужен...». Один из главных результатов, достигнутых С. в ходе многочисленных экспериментальных филос., социальных, психол. построений, — спасительное сомнение в любой истине, претендующей на окончательность, и вместе с тем мечта о гармоничном мироустройстве. Ром. «Волны гасят ветер» (1984, опубл. в 1985) писатели завершили т.н. «коммунистический» цикл, начатый «Возвращением». Б. С. подчеркнул: «Это описание не того мира, который будет — скорее всего, никогда его не будет, — а мира, в котором нам хотелось бы жить» («Три кита фантастики»: [Беседа с Б. Н. Стругацким] // Куранты. 1994. 17-18 дек.).
В ром. «Жук в муравейнике» (написан и опубл. в 1979) поставлен окончательный диагноз Утопии и тем, кто берет на себя ответственность «содействовать» прогрессу. Отвергнув Прогрессора как ключевую фигуру убыстренного развития цивилизации, писатели признали только право Учителя вторгаться в мир личности и тем самым изменять мир. Тема воспитания является сквозной в творчестве С.: целиком этой теме посв. ром. «Отягощенные злом» (написан и опубл. в 1988): к мысли о неизбежности общественного насилия над «заблудшими» душами прибавляется мысль о том, что даже в «прекрасном новом мире» настоящий Учитель обречен на одиночество и непонимание.
Множество лит. аллюзий — одна из особенностей прозы С. В ром. «Хромая судьба» и «Отягощенные злом» писатели открыто «перефразировали» ром. М. А. Булгакова, что вызвало нарекания критики.
Киносценаристика С. — самостоятельное лит. явление. Пройдя школу работы с таким режиссером, как Тарковский, писатели в каждом сценарии стремились максимально развить идею своего первоначального прозаического произв.: «Пять ложек эликсира» (1985); «День затмения» (1987) — по пов. «За миллиард лет до конца света»; «Туча» (1987) — по мотивам пов. «Гадкие лебеди»; «Отель «У погибшего альпиниста» (1980); «Понедельник начинается в субботу» (1978). Особняком стоит последнее совместное произв. С. — пьеса-памфлет «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990), в которой развеяна эйфория перестроечной свободы и выражено скептическое отношение к очередному «новому» человеку.
Произв., написанные А. С. и Б. С. по отдельности, опубл. под псевд.: С. Ярославцев (А. С.) — пов.-сказка «Экспедиция в преисподнюю» (1973, опубл. в 1974), ром. «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1978, опубл. в 1984), пов. «Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993); С. Витицкий (Б. С.) — ром. «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1992-94, опубл. в 1995). Работа над «Экспедицией в преисподнюю» начиналась со сценария мультфильма; мультипликационная поэтика бурлеска, гротеска, игры придала легкомысленный тон теме войны идеальных людей будущего с космическими пиратами. «Подробности жизни Никиты Воронцова» и «Дьявол среди людей» объединяет проблема рока, неумолимого, но бессмысленного и бесцельного. Так, Никита Воронцов, много раз проживающий одну и ту же жизнь, не может что-либо изменить в ходе истории, он обречен на знание всех бед. Убийственная сила Кима Волошина — это не дар сторонних сил, а концентрация зла множества людей в обычном человеке, которая и делает его «дьяволом среди людей» — источником роковых предопределенностей. Более развернуто исследование той же проблемы в «Поиске предназначения...». Реалистическое повсествование о поколении авторов, выжившем среди множества смертей, переходит в мистико-филос. обоснование предопределенности всех вещей — на примере сов. общества.
Свои переводы с англ. яз. С. подписывали псевд.: С. Бережков, С. Победин, С. Витин.
И. Н. Арзамасцева 2000
|
06.10.2024.
Полное Собрание Сочинений в 33 томах:
В издательстве Сидорович вышел том 33 в переплёте.
02.10.2024.
Текущая библиография:
Сентябрь 2024 года.
02.09.2024.
Текущая библиография:
Август 2024 года.
01.08.2024.
Текущая библиография:
Июль 2024 года.
03.07.2024.
Текущая библиография:
Июнь 2024 года.
01.06.2024.
Текущая библиография:
Май 2024 года.
03.05.2024.
Текущая библиография:
Апрель 2024 года.
АРХИВ НОВОСТЕЙ
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
|