Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

 

 

СТРУГАЦКИЕ, Аркадий Натанович (28.8.1925, Батуми — 12.10.1991, Москва) и Борис Натанович (15.4.1933, Ленинград) — прозаики, сценаристы.

Отец — професииональный революционер-большевик, занимал видные партийные посты, однако за неортодоксальность взглядов в 1937 году был исключен из партии. Мать — талантливый педагог, человек сильной воли и ума. Братьям с детства прививалась любовь к чтению, особенно нравилась им фантастика. Большим испытанием для семьи стала ленинградская блокада. В 1942 семья разделилась: мать с маленьким Борисом осталась в городе, а отец с 16-летним Аркадием эвакуировался через Ладогу по «дороге жизни». В Вологде отец умер, Аркадий остался один, в 1943 был призван в армию, а из армии откомандирован в Воен. ин-т иностранных языков в Москве, который окончил в 1949 по специальности переводчик с япон. и англ. яз. Борис окончил математико-механический ф-т ЛГУ (1955), получил специальность звездного астронома, много лет работал в Пулковской обсерватории; в студенческие годы начал заниматься лит. творчеством.

Первый лит. опыт А. С. — пов. «Пепел Бикини» (1956), написанная в соавторстве с Л. Петровым, — о трагедии рыбаков, попавших в зону испытаний водородной бомбы. Повесть была опубликована на Дальнем Востоке, где будущий писатель служил в армии переводчиком и преподавал в школе воен. переводчиков. После демобилизации в 1955 А. С. работал в Москве в Ин-те научно-технической информации, редактором в изд-ве «Дет. лит-ра», занимался переводами. Главный его труд — перевод со старояпон. яз. средневекового ром. «Сказание о Ёсицунэ» (1984).

Работа братьев в соавторстве началась с пов. «Страна багровых туч» (1957, опубл. в 1959). По оценке Б. С., это «некий уродливый памятник целой эпохе... — с ее горячечным энтузиазмом и восторженной глупостью; с ее искренней жаждой добра при полном непонимании, что же это такое — добро; с ее неистовой готовностью к самопожертвованию; с ее жестокостью, идеологической слепотой и классическим оруэлловским двоемыслием». В пов. «Извне» (1958, опубл. в 1960), «Путь на Амальтею» (1959, опубл. в 1960), рассказах «Забытый эксперимент», «Шесть спичек», «Испытание СКИБР», «Частные предположения» (все — 1959) определилась в осн. чертах худож. манера братьев С.: изображение человека с комплексом его индивидуальных черт в масштабах Вселенной, моделирование образа прошлого, настоящего или будущего мира с учетом совр. идей и теорий, сопряжение смелых научно-технических и социальных фантазий с вечными категориями Добра и Зла (см. об этом, в т.ч., в беседе с С.: «Прием и мировоззрение» // Лит. обозрение. 1990, # 5). Узловой проблемой стало нравств. самоопределение человека перед лицом неведомого.

Братья С. нашли своего героя — интеллигента, гуманиста, «обыкновенного» человека, этика которого держится на преданности научному поиску и нравств. ответственности перед человечеством. Внутренний конфликт героя обусловлен резким расширением мыслительного горизонта. В рассказах и повестях «оттепельных» лет отразился переход писателей от утопических фантазий на тему коммунистического «звездного» будущего — пов. «Полдень, XXII век» (первое назв. «Возвращение»; 1960, опубл. в 1962), «Стажеры» (1960, опубл. в 1962), «Далекая радуга» (1962, опубл. в 1963), к осмыслению трагических тупиков, подстерегающих человека на перекрестках прошлой и будущей истории — пов. «Попытка к бегству» (1962), «Трудно быть богом» (1963, опубл. в 1964), к осознанию кризисности совр. ист. процесса — пов. «Хищные вещи века» (1964, опубл. в 1965).

В пов.-сказках «Понедельник начинается в субботу» (1964, опубл. в 1965) и «Сказка о Тройке» (1967, опубл. в 1989) писатели обратились к фольклорной и научной фантастике ради осмысления настоящего — эпохи 60-х гг. В сравнении с раскрепощенной наукой, молодым энтузиазмом особенно заметна стала «торжествующая серость» бюрократии; идеология казарменного социализма и вздорные социальные проекты обнаружили свою пустоту. Не расставаясь долгое время с идеями коммунизма, писатели раскрывали реакционность как деспотических режимов в духе гитлеризма или сталинизма, так и «беспроблемных» обществ в духе хрущевско-коммнистической или американской утопии. Самое сложное по филос. подтексту произв. С. — пов. «Улитка на склоне» — состоит из 2 параллельно развивающихся частей: о Лесе и Управлении по делам Леса (1965; публиковалось частями в 1966 и 1968, полностью — в 1988). В повести утверждается непознаваемость и непредсказуемость прогресса, поскольку, по мнению авторов, любое его направление ведет к насилию и тоталитаризму в разных формах, замыкает историю в кольцо ненависти. Проблеме неготовности человека к испытанию неведомым посв. сатирическая пов. «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1966, опубл. в 1968) и пов.-детектив «Отель «У погибшего альпиниста» (1969, опубл. в 1970). Вариации на тему фантастической робинзонады объединяют пов. «Обитаемый остров» (1968, опубл. в 1971), «Малыш» (1970, опубл. в 1971), «Парень из преисподней» (написана и опубл. в 1974).

Проблема выбора, главенствующая во всем творчестве братьев С., стоит и в центре пов. «За миллиард лет до конца света» (1974, опубл. в 1976). Ее герои вынуждены выбирать между творческой свободой и возможностью существования; в детской «Повести о дружбе и недружбе» (1978, опубл. в 1980) приключение обычного школьника также связано с выбором пути. Пов. «Пикник на обочине» (1971, опубл. в 1972) принадлежит к ряду лучших произв. С. Зона — территория, на которой остались следы посещения внеземной цивилизации, — стала одной из мифологем совр. лит-ры, а образ разведчика Зоны — «сталкера» Рэдрика Шухарта послужил основой для создания киносценария «Машина желаний» (в 1979 реж. А. Тарковский снял к/ф «Сталкер» по 9-му варианту сценария).

Автобиогр. черты в образе героев — не редкость в прозе писателей. В ром. «Град обреченный» (1975, опубл. в 1988-89), «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) и «За миллиард лет до конца света» автобиографизм в сочетании с фантастическим вымыслом позволил выйти им на новый уровень философско-психол. анализа парадоксов личности. Критик М. Амусин писал о «Граде обреченном» как о «попытке построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоев нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его «жизненного цикла» (Амусин М. Иллюзии и дорога // Октябрь. 1989. # 6. С. 204). Ром. «Хромая судьба» включает в себя пов. «Гадкие лебеди» (1967; была без ведома авторов опубл. на Западе). Взяв за основу легенду о Гамельнском Крысолове, С. переосмыслили ситуацию тотального разрыва «поумневших» детей с больнмы обществом взрослых. Герой романа писатель Виктор Банев, оказавшийся в эпицентре общественного кризиса, признается: «Не понимать — это моя прерогатива. В этом мире все слишком хорошо понимают, что должно быть, что есть и будет, и большая нехватка в людях, которые не понимают. Вы думаете, почему я представляю ценность? Только потому, что я не понимаю. Передо мной разворачивают перспективы, — а я говорю: нет, не понятно. Меня оболванивают теориями, предельно простыми, — а я говорю: нет, ничего не понимаю... Вот поэтому я нужен...». Один из главных результатов, достигнутых С. в ходе многочисленных экспериментальных филос., социальных, психол. построений, — спасительное сомнение в любой истине, претендующей на окончательность, и вместе с тем мечта о гармоничном мироустройстве. Ром. «Волны гасят ветер» (1984, опубл. в 1985) писатели завершили т.н. «коммунистический» цикл, начатый «Возвращением». Б. С. подчеркнул: «Это описание не того мира, который будет — скорее всего, никогда его не будет, — а мира, в котором нам хотелось бы жить» («Три кита фантастики»: [Беседа с Б. Н. Стругацким] // Куранты. 1994. 17-18 дек.).

В ром. «Жук в муравейнике» (написан и опубл. в 1979) поставлен окончательный диагноз Утопии и тем, кто берет на себя ответственность «содействовать» прогрессу. Отвергнув Прогрессора как ключевую фигуру убыстренного развития цивилизации, писатели признали только право Учителя вторгаться в мир личности и тем самым изменять мир. Тема воспитания является сквозной в творчестве С.: целиком этой теме посв. ром. «Отягощенные злом» (написан и опубл. в 1988): к мысли о неизбежности общественного насилия над «заблудшими» душами прибавляется мысль о том, что даже в «прекрасном новом мире» настоящий Учитель обречен на одиночество и непонимание.

Множество лит. аллюзий — одна из особенностей прозы С. В ром. «Хромая судьба» и «Отягощенные злом» писатели открыто «перефразировали» ром. М. А. Булгакова, что вызвало нарекания критики.

Киносценаристика С. — самостоятельное лит. явление. Пройдя школу работы с таким режиссером, как Тарковский, писатели в каждом сценарии стремились максимально развить идею своего первоначального прозаического произв.: «Пять ложек эликсира» (1985); «День затмения» (1987) — по пов. «За миллиард лет до конца света»; «Туча» (1987) — по мотивам пов. «Гадкие лебеди»; «Отель «У погибшего альпиниста» (1980); «Понедельник начинается в субботу» (1978). Особняком стоит последнее совместное произв. С. — пьеса-памфлет «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990), в которой развеяна эйфория перестроечной свободы и выражено скептическое отношение к очередному «новому» человеку.

Произв., написанные А. С. и Б. С. по отдельности, опубл. под псевд.: С. Ярославцев (А. С.) — пов.-сказка «Экспедиция в преисподнюю» (1973, опубл. в 1974), ром. «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1978, опубл. в 1984), пов. «Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993); С. Витицкий (Б. С.) — ром. «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1992-94, опубл. в 1995). Работа над «Экспедицией в преисподнюю» начиналась со сценария мультфильма; мультипликационная поэтика бурлеска, гротеска, игры придала легкомысленный тон теме войны идеальных людей будущего с космическими пиратами. «Подробности жизни Никиты Воронцова» и «Дьявол среди людей» объединяет проблема рока, неумолимого, но бессмысленного и бесцельного. Так, Никита Воронцов, много раз проживающий одну и ту же жизнь, не может что-либо изменить в ходе истории, он обречен на знание всех бед. Убийственная сила Кима Волошина — это не дар сторонних сил, а концентрация зла множества людей в обычном человеке, которая и делает его «дьяволом среди людей» — источником роковых предопределенностей. Более развернуто исследование той же проблемы в «Поиске предназначения...». Реалистическое повсествование о поколении авторов, выжившем среди множества смертей, переходит в мистико-филос. обоснование предопределенности всех вещей — на примере сов. общества.

Свои переводы с англ. яз. С. подписывали псевд.: С. Бережков, С. Победин, С. Витин.

С о ч.: Собр. соч.: В 12 т. М., 1991-93; Куда ж нам плыть?: Сб. публицистики. Волгоград, 1991; Стругацкие о себе, лит-ре и мире: Сб-ки за 1959-66, 1967-75, 1976-81, 1982-84. Омск, 1991-94;  С т р у г а ц к и й  Б. Больной вопрос: Бесполезные заметки//Звезда. 1993, # 4; Попытка к бегству. Малыш. Волны гасят ветер: Пов. Сталкер: Лит. запись к/ф. М., 1997.

Лит.:  Ч е р н а я  Н. Через будущее о настоящем//Дружба народов. 1963, # 4;  Р е в и ч  В. Худож. «душа» и научные «рефлексы»//Молодая гвардия. 1965, # 4;  Е ф р е м о в  И. Миллиарды граней будущего//Комсомольская правда. 1966, 28 янв.;  Л е б е д е в  А. Реалистическая фантастика и фантастическая реальность//Новый мир. 1968, # 11;  Б р и т и к о в  А. Ф. Рус. сов. научно-фантастический роман. Л., 1970;  Щ е к  А. В. О своеобразии научной фантастики Стругацких. Самарканд, 1972;  У р б а н  А. А. Фантастика и наш мир. Л., 1972;  Р е в и ч  В. Позднее прозрение Рэда Шухарта//Книжное обозрение. 1976, # 6;  С е р б и н е н к о  В. Три века скитаний в мире утопии//Новый мир. 1989, # 5;  А м у с и н  М. В зеркалах будущего//Лит. обозрение. 1989, # 6;  С н е г и р е в  Ф. [К а з а к о в  В. Ю.] Время учителей//Сов. библиография. 1990, # 1; Пикник в муравейнике: Мат-лы круглого стола//Лит. газ. 1994, 23 нояб.;  K a j t o c h  W. Bracia Strugacky: Zarys tworczosci. Krakow. Universitas, 1993.

И. Н. Арзамасцева.

// Русские писатели 20 века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А.Николаев. — М.: Большая росс. энциклопедия; Рандеву-АМ, 2000. — С. 669-671.

 


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2007
      © И.Н.Арзамасцева, текст, 2000
      © Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, 1956-2007
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года