Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

АРКАДИЙ СТРУГАЦКИЙ

 

 

Андрей ЩЕРБАК-ЖУКОВ

УМЕР АРКАДИЙ СТРУГАЦКИЙ...

(Сценарий документального фильма)

Из затемнения появляется черно-белая фотография А.Н.Стругацкого. За кадром бесстрастный дикторский голос зачитывает сухую биографическую справку:

— Стругацкий Аркадий Натанович. Писатель-фантаст. Родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, до войны жил в Ленинграде. В 1949 году закончил Военный институт переводчиков в Москве, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовавшись в 55 году, вернулся в Москву — работал в «Реферативном журнале», затем редактором в «Детгизе» и «Гослитиздате». Первую повесть — «Пепел Бикини» — написал в 1956 году в соавторстве с Петровым. С 1958 года пишет с братом — Стругацким Борисом Натановичем. За 33 года совместной творческой деятельности ими написано около 30 повестей и романов, несколько рассказов и киносценариев, одна пьеса. По произведениям и оригинальным сценариям братьев Стругацких поставлено 6 фильмов, пьеса идет в театре. Повести «Трудно быть богом», «Улитка на склоне», «Пикник на обочине», «Хромая судьба», «Жук в муравейнике» и многие другие хорошо известны читателям в стране и за рубежом, фильм «Сталкер» вошел в «золотой фонд» мирового кинематографа. Без брата Аркадий Стругацкий написал две повести и рассказ, публиковался под псевдонимом С.Ярославцев; перевел много произведений американской фантастики и средневековой японской классической литературы.

Лауреат нескольких отечественных и международных литературных премий.

Умер 12 октября 1991 года на 67-м году жизни.

Одновременно с резким пронзительным звуком за кадром, поверх фотографии появляются красные титры:

УМЕР АРКАДИЙ СТРУГАЦКИЙ...

Н.М.Беркова рассказывает о том, как они вместе с Аркадием Натановичем работали в издательстве «Детская литература», как бережно относился он к чужим произведениям, как старательно выискивал в них удачные строки, как искренне радовался таким находкам. На экране фотоматериалы 50-60-х годов.

Б.Н.Стругацкий рассказывает о брате, о том, кем он был для него, как они писали вместе. Фотография — братья Стругацкие на балконе.

Кадр из фильма «Сталкер».

ПИСАТЕЛЬ: Мир был молод. В каждом доме жил домовой, в каждой церкви — Бог. А теперь — скука ...

Писатель Александр Мирер стоит у дома, где Аркадий Стругацкий жил в 60-е годы, где были написаны самые известные и значительные произведения братьев Стругацких. А.Мирер рассказывает о своей дружбе со Стругацким.

Дом на проспекте Вернадского, где писатель жил до самой смерти. На экране фотографии разных лет.

Писатель Кир Булычев рассказывает о своем отношении к творчеству братьев Стругацких — несмотря на то, что он незначительно младше Аркадия Натанович и ровесник Борису Натановичу, он всегда относился к ним как страстный поклонник.

Он рассказывает, как А.Стругацкий приходил к нему в гости и мерил шлемы и кивера из его коллекции. Фотография — А. Стругацкий в гусарском кивере, рядом в фуражке критик Вл.Гаков.

Кадр из фильма «Сталкер».

ПРОФЕССОР: И о чем же вы пишете?

ПИСАТЕЛЬ: О своих читателях.

ПРОФЕССОР: Пожалуй, больше ни о чем и писать не стоит...

Писатель Виталий Бабенко рассказывает о том, как А.Стругацкий помогал молодым писателям-фантастам — всем тем, кто сейчас уже успешно работает в это жанре. Фотографии 70-80-х годов — Стругацкий на «Аэлите», на Ефремовских чтениях.

Кадр из фильма «Сталкер».

ПИСАТЕЛЬ: А вы что — химик?

ПРОФЕССОР: Скорее физик.

ПИСАТЕЛЬ: Тоже, наверное скука? Поиски истины. Она прячется, вы ходите и ищете, то там копнете, то здесь... в одно месте копнете — ага, ядро состоит из протонов. В другом копнете — красота: треугольник А Бэ Цэ равен треугольнику А-ПРИМ БЭ-ПРИМ ЦЭ-ПРИМ... Вот у меня — другое дело. Я эту самую истину выкапываю, в это самое время с нею что-то такое делается, и получается так, что выкапывал-то я истину, а выкопал, кучу не скажу чего...

Борис Завгородний на станции Бологое. Как-то А.Стругацкий пошутил, что здесь есть кафе «У Бори и Аркаши», в нем сравнительно спокойно, и именно здесь — между Ленинградом и Москвой — пишутся все их повести.

Завгородний рассказывает о своих встречах с А.Стругацким.

Фотография — А. Стругацкий на сцене, над ним виден кусок транспаранта: «...ум, честь и совесть нашей эпохи».

На экране сменяются фотографии разных лет — от маленького снимка 40-х годов, где Стругацкий находится на Дальнем Востоке в школе переводчиков, до кадров последних лет.

Черно-белая пленка — поездка Аркадия Натанович в Саратов, встреча с любителями фантастики.

В это время за кадром звучит отрывок из романа «Град обреченный»:

«Все лучшее, что придумало человечество за сто тысяч лет, все главное, что оно поняло и до чего додумалось, идет на этот храм. Через тысячелетия своей истории, воюя, голодая, впадая в рабство и восставая, жря и совокупляясь, несет человечество, само об этом не подозревая, этот храм на мутном гребне своей волны... Самое забавное, что каждый кирпичик этого храма, каждая вечная книга, каждая вечная мелодия, каждый неповторимый архитектурный силуэт, несут в себе спрессованный опыт этого самого человечества, мысли его и мысли о нем, идею о целях и противоречиях его...»

На экране, вслед за фото матери, черно-белой кинопленкой появляются книги братьев Стругацких — словно кирпичи упомянутого храма.

Цветная кинопленка — А.Стругацкий на «Аэлите». Отрывки из выступлений на телевидении, видеозаписи.

Он словно бы ожил из рассказов близких людей, своих слов, черно-белых и статичных изображений. Он говорит, улыбается, жестикулирует... Он живой...

Неожиданный стоп-кадр прерывает речь Аркадия Натанович, он замирает, затем пленка снова движется. Он снова замирает, и снова движется.

Очередной стоп-кадр прерывает речь Стругацкого на полуслове, его изображение становится черно-белым.

Поверх черно-белого, застывшего изображения появляются красные титры:

УМЕР АРКАДИЙ СТРУГАЦКИЙ...

Затемнение.

 


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2007
      © Андрей Щербак-Жуков, текст, 1992
      © Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, 1956-2007
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года