Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

OFF-LINE ИНТЕРВЬЮ

 

 

OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
"За миллиард лет до конца света"


Задать свой вопрос | Оглавление тем | Персоналии | Произведения | Термины


1. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Огромное спасибо за ваши книги (целиком согласна с теми восторженными словами, которые есть в письмах). У меня есть несколько вопросов к вам: во-первых, слова из «Миллиарда лет...» – «Сказали мне, что эта дорога меня приведет к океану смерти, и я с полпути повернул обратно...» – это ваши слова или цитата, и если да, то чья?

Тина < libspmu@spmu.rssi.r>
С.-Петербург, Россия - 03/31/99 19:38:39 MSK

       Это стихотворение «Трусость» японской поэтессы Ёсано Акико (1878-1941). Наш Вечеровский цитирует эти стихи не совсем точно.


2. Вопрос: 2. Не Ваши ли стихи цитирует Вечеровский в «Миллиард лет», а если и не Ваши, то в какой степени оригинал стилизован?

Сергей < svb@altel.k>
Алма-Ата, Казахстан - 04/12/99 00:04:45 MSK

       Вечеровский, насколько я помню, цитирует Аполлинера, Ёсано Акико, Киплинга, Окуджаву... Некоторые стихи цитирует абсолютно точно, некоторые «приспосабливает» к ситуации. Наших стихов там, по-моему, нет. Скорее всего, нет.


3. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович, не могли бы Вы написать о происхождении следующих строк в «За миллиард лет до конца света», произнесенных Вечеровским:
       «Потому, что век наш весь в черном, он носит цилиндр высокий, и все-таки мы продолжаем бежать, а затем, когда бьет на часах бездействия час и час отстраненья от дел повседневных, тогда приходит к нам раздвоенье, и мы ни о чем не мечтаем...»
       Принадлежат ли эти строчки перу АБС, или это цитата из стихотворенья (в таком случае чьё)?

Artem < vinnie-pooh@mtu-net.r>
Moscow, Россия - 05/12/99 22:57:51 MSK

       Это стихи Гийома Аполлинера – отрывок из стихотворения, начинающегося словами «Звуки рога...».


4. Вопрос: (лукаво)
       Борис Натанович!
       Расскажите общественности анекдот о двух петухах...

Patric Wytt < patrik_wytt@hotmail.co>
Iceland - 12/16/99 19:27:56 MSK

       Не хотелось бы рассказывать малоприличные анекдоты в приличном обществе. К тому же анекдот старый. ОЧЕНЬ старый. Не хотелось бы рассказывать симпатичным и ни в чем не повинным людям ОЧЕНЬ СТАРЫЕ анекдоты.


5. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       У меня к Вам несколько вопросов по эпиграфам:
       1. «...сказали мне, что эта дорога ведёт к океану зла... и с тех пор всё тянутся передо мною глухие, кривые, окольные тропы...» Я не уверен в точности цитаты, но надеюсь, что узнать можно. Откуда это? Не оставляет ощущение, что я это где-то видел... Или это Вы сами придумали?

Александр < sasha_ama@hotmail.co>
Чикаго, США - 01/02/00 20:01:45 MSK

       Это – слегка переделанное нами стихотворение японской поэтессы Ёсано Акико «Трусость».


6. Вопрос: Дорогой и всемиуважаемый Борис Натанович!
       Малянов был на пороге эпохального открытия (М-полости). Не перекликается ли это открытие, которое тянуло по мнению героя на Нобелевку, с каким-нибудь Вашим открытием в астрофизике?

Говорун
Третий Рим, Россия - 03/07/00 18:11:48 MSK

       Открытие Малянова не было эпохальным. Он получил некий нетривиальный теоретический результат, позволяющий объяснить кое-какие наблюдаемые факты. Почему Гомеостатическое Мироздание так на него ополчилось, – вопрос темный (о чем, впрочем, прямо говорится и в повести). Терминология, используемая Маляновым, действительно перекликается с одной моей (незаконченной) работой о поведении звезды, проходящей сквозь газо-пылевое облако. Правда, это у меня была не астрофизика, а скорее, звездная динамика.


7. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович,
       много лет (почти полжизни, а мне уже 20 :)) меня мучает вопрос:
       откуда взяты строчки, которые цитирует Вечеровский в «Миллиарде лет...»: Сказали мне, что эта дорога ведет к океану смерти... и т.д.?
       Более того, я эти строки предпослала реферату об Эдипе, так что теперь этим же озадачен и мой преподаватель по зар. лит. Ему кажется, что это что-то японское. А мне кажется, что ваше (АБС). Кто прав?

Татьяна < gizmo55@mail.ru>
Троицк, Россия - 03/15/00 17:41:03 MSK

       Это стихотворение японской поэтессы Ёсано Акико. Называется – «Трусость». Мы немного переделали его для наших нужд.


8. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       В первую очередь пользуюсь случаем выразить Вам огромную благодарность за Ваши книги.
       И вопрос, навеянный несколькими более ранними вопросами: а как Вы относитесь к Малянову? Как Вы вообще относитесь к тем, кто «перестал бренчать»? И как повел бы себя Вечеровский, будь у него сын?

Solomatin Sergey < solomatins@mail.ru>
Omaha, USA - 03/20/00 16:15:56 MSK

       Я отношусь к этим людям с величайшим сочувствием и пониманием. Я даже Вайнгартена, на самом деле, не способен осудить, хотя, казалось бы, человек не просто сдался, а «продал себя». Вечеровский же, я думаю, попав в ситуацию Малянова, сдался бы точно так же, как и Малянов. И как ЛЮБОЙ нормальный человек в такой ситуации.


9. Вопрос: Добрый день, Борис Натанович!
       Как по-Вашему, отдал все-таки Малянов свою папку Вечеровскому, или нет?

Мурад < Murad@iatp.baku.az>
Баку, Азербайджан - 03/26/00 18:29:20 MSD

       Думаю, все-таки отдал. Куда деваться?


10. Вопрос: Я думаю, все возможные вопросы задавались неоднократно. И все-таки, почему вы решили вплести в лейтмотив «Миллиарда лет» стихотворение Есано Акико, опустив при этом название этого стиха?

Илья < iler@chat.ru>
Россия - 04/14/00 15:43:20 MSD

       Этот прием называется «скрытое цитирование». Прием, достаточно рапространенный и весьма эффективный. Приводить в подобных случаях точную ссылку означало бы несколько снизить уровень художественности текста, – взгляд квалифицированного читателя спотыкается, как правило, на такую ссылку, и это, пусть на мгновение, но отвлекает его от текста и снижает градус сопереживания. Во всяком случае, со мной это происходит именно так, и мне очень не нравится, когда в романе появляется прекрасное, созвучное событиям стихотворение – и тут же, вдруг, ни с того, ни с сего, ни в лад, ни в попад: «звездочка» и – внизу страницы – ссылка: «Шекспир, сонет номер пятнадцать, перевод Шишкиной-Коперник». На кой черт, спрашивается, надо мне сейчас, именно сейчас, когда я вместе с героем плачу над прекрасными строками, узнавать, чьи это именно за строки и чей перевод? АБС, как правило, пользовались именно «скрытым цитированием», хотя – под давлением редакторов – приходилось иногда делать и сноски, что нам всегда чрезвычайно не нравилось.


11. Вопрос: 3. Повесть «Миллиард лет до конца света» имеет подзаголовок: «Рукопись, найденная при странных обстоятельствах». Означает ли это, что у Вечеровского ничего не получилось, и судьба его была трагична?

Леонид Бунич < lgb@bms.ru>
Москва, Россия - 04/21/00 16:42:29 MSD

       Подзаголовок оставляет вдумчивому читателю полную и неограниченную свободу домысливать, как там у них все произошло, кто уцелел, кто нет, и вообще – при каких именно «странных обстоятельствах» была обнаружена эта рукопись. А то, что судьба Вечеровского была трагична, я гарантирую Вам независимо от подзаголовка.


12. Вопрос: Глубокоуважаемый Борис Натанович!
       Я тут перечитывал «За миллиард лет до конца света» и обнаружил одну непонятную мне вещь... Скажите, пожалуйста, кто такой «тонтон-макут»?

Говорун
Третий Рим, Россия - 04/22/00 23:10:10 MSD

       Тонтон-макуты – это страшная тайная полиция гаитянского диктатора Дювалье («папы Дока»). Рекомендую Вам прочитать роман Грэма Грина «Комедианты» – там о тонтон-макутах написано предостаточно.


13. Вопрос: Борис Натанович!
       1. Регулярно перечитывая «За миллиард лет...», каждый раз не могу отделаться от ощущения, что эта вещь не является «плодом чистой фантазии», а имеет какую-то скрытую(ые) предисторию из реальной жизни. По крайней мере, натыкаясь в различных источниках на описание ситуаций, удивительно напоминающих изложенное в повести, постепенно понял, что перестаю относиться к ней, как к фантастическому произведению.
       Что Вы можете сказать по этому поводу?

Николай < mako@mail.wplus.net>
С.-Петербург, Россия - 04/27/00 21:47:04 MSD

       Многие из читателей утверждали, что события, описанные в зМЛдКС, происходили именно с ними, и приводили соответствующие примеры. Совпадение – случайное. Однако же, видимо, это типичная ситуация, когда человеку не дают делать его дело самые разнообразные привходящие обстоятельства, зачастую на вид просто-таки фантастические. Эмоционально, повесть эта была реакцией авторов на жесткий и крайне неприятный контакт с КГБ, имевший место в середине 1974 года.


14. Вопрос: Борис Натанович, хочу сказать вам огромное спасибо за ваши произведения, как говорят, «любимые сказки м.н.с.-ов»!!! А спросить я хочу вот что:
       1) Как вам пришла в голову идея вышеозначенного произведения («За миллиард лет до конца света»)? Так сказать, где истоки?

Александр < shura@diaspro.com>
Уфа, Россия - 06/01/00 00:38:44 MSD

       Боюсь, теперь уже не удастся восстановить, как все это придумывалось. Помню только, что сначала мы фантазировали что-то насчет прорыва в преисподнюю: как сегодня люди обнаруживают вдруг вход в Ад и решают туда прорваться в чисто исследовательских целях.


15. Вопрос: 2) Как планировалось использовать инертность гомеостазиса? И если инерция есть, то нельзя ли разогнать этот гомеостазис? Или он обладает инертностью, но не инерцией, т.е. аналогичен в какой-то степени индукционному току?

Александр < shura@diaspro.com>
Уфа, Россия - 06/01/00 00:39:18 MSD

       Извините великодушно, но мы никогда не анализировали гипотезу о Гомеостатическом Мироздании сколько-нибудь серьезно. Для нас все это было лишь фоном, неким наукообразным фундаментом ситуации Главного Выбора: как надлежит вести себя человеку под невыносимым давлением. Для нас зМЛдКС всегда была не более, чем аллегорией, а прототипом описанной там ситуации был совершенно реальный и жесткий «контакт» с ГБ, в котором (контакте) БНС оказался в середине 1974-го.


16. Вопрос: А вообще спросить я хотел вот что. Как у Вас родилась идея написать «За миллиард лет до конца света» в такой форме – с полфразы начиная и так же обрывая? Эффект, конечно, мощнейший – такая почва для воображения!

Влад < vvv1313@mail.ru>
Краснодар, Россия - 06/12/00 15:30:04 MSD

       На вопрос такого рода ответить, как правило, невозможно. Такие идеи рождаются спонтанно, путем перебора энного количества вариантов. Причем, с какого именно варианта начался этот перебор, установить уже никто из авторов не в силах – он, этот вариант, давно и надежно забыт.


17. Вопрос: Еще вопрос – Вам доводилось в жизни самому попадать под удар «Гомеостатического мироздания»? Или, может, не под удар, а наоборот? Я имею в виду такие ситуации, когда даже атеист начинает верить в злой рок или чудо.

Влад < vvv1313@mail.ru>
Краснодар, Россия - 06/12/00 15:30:41 MSD

       Я уже писал здесь, кажется, что «За миллиард лет...» был для нас аллегорической историей о жестком и крайне неприятном контакте с ГБ, каковой контакт произошел у БНСа в середине 70-х. Так что злой рок здесь совсем не при чем.


18. Вопрос: Здравствуйте, Борис Натанович!
       Два вопроса с вашего позволения.
       1) Есть ли среди ваших знакомых кто-то, кто послужил основой характера Вечеровского, или же этот идеальный человек (на мой взгляд) придуман от начала и до конца.

Мурад < Murad@iatp.aznet.org>
Баку, Азербайджан - 06/12/00 16:27:36 MSD

       У Вечеровского даже два прототипа. Один дал Вечеровскому внешность, другой – манеру поведения. Оба – крупные ученые, между прочим.


19. Вопрос: Приветствую Вас, Борис Натанович.
       У меня к Вам такой вопрос: В повести «Миллиард лет до конца света» фигурирует некий гомеостазис, который противодействует развитию научной мысли (это грубое определение) и прогрессу вообще. Как Вам виделась природа этого явления: подобно большому и тяжелому маховику или подобно некой весьма вязкой субстанции? Ведь если это маховик, то использовать само явление можно, но если вязкая субстанция, то собственно уже затруднительно.

Alexander Wanderer < shura@diaspro.com>
Россия - 06/16/00 16:10:39 MSD

       Скорее, мы представляли его себе как некий квазистохастический процесс – что-то вроде погони человека за комаром.


20. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       20 лет читаю и перечитываю Ваши с АН книги. Обрадую ли, но припишу, что не только. Спасибо за Ваши ответы, многое становится прозрачным и ясным, а кое-что и вовсе таинственным.
       В «Миллиарде...» есть один эпизод, когда повествование в третьем лице о Малянове на несколько строк «перебивается» фразами от первого лица. «Наемся и напьюсь, подумал я с веселой яростью».
       Спустя несколько строк в ответ на трезвый вопрос Вайнгартена «Малянов поперхнулся». Может быть, это вызвано тем, что эту самую рукопись пишет «отстраненно» сам Малянов, иногда безотчетно ошибаясь в «направлении» повествования? Мучает загадка...

Вадим Никонов < vadim@avn.skiftel.ru>
Ставрополь, Россия - 06/22/00 15:02:01 MSD

       Ну конечно же. Рукопись пишет Малянов (где? когда? в какой ситуации? – загадка!). Начинает как бы отстраненно – о себе, но от третьего лица, потом где-то срывается, забывает о своей отстраненности, переходит на первое, потом снова на третье и в конце концов окончательно на третье. Так и было задумано.


21. Вопрос: А настоящий вопрос такой:
       В «Миллиарде...» атмосфера буквально пропитана *черным* страхом (по-моему, страшнее было только у Гоголя в «Портрете»). Это и неудивительно – к Малянову такой «подход» был. К Малянову один, к Вайнгартену – совсем другой, к Захару – третий. А откуда гомеостатическое мироздание знает, кого чем взять можно? Вот Вечеровский утверждает, что оно слепо, а тут такой аккуратный выбор методов...

Чайченец Семен < semyon.chaichenets@physics.org>
Оксфорд, Великобритания - 06/29/00 14:16:53 MSD

       Не такой уж и аккуратный! Мироздание действует методом проб и ошибок, как человек, который охотится за комаром. («Убить я его, может быть, и не убил, но здоровье у него уже не то...») Мы видим, как правило, только «удачные» попадания, а сколько их неудачных, нелепых, бессмысленных? Вроде того дерева, что вымахало у Малянова во дворе? Мы просто не знаем о них ничего, они – вне поля зрения героев... По-моему, в повести все это обсуждается и излагается. Разве нет? Давно не перечитывал.


22. Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
       Каждый раз, перечитывая «За миллиард лет до конца света», пытаюсь «привязать» повествование к какому-либо реальному месту в Ленинграде.
       В тексте есть упоминания:
       а) «...пойти на Московский... но... тащиться туда далеко»;
       б) адрес на бланке стола заказов – «Улица Героев...» (так раньше называлось начало Ленинского проспекта, кажется);
       в) номер телефона Малянова, упоминаемый в тексте, – 93-98-07, а это, по-моему, Московский район до перехода на семизначные номера.
       Похоже, что место действия – район площади Конституции...
       А существовал ли на самом деле двор (дом, квартира), описанный в романе?

Сергей Александров < SrgAlex@mail.ru>
СПб, Россия - 06/29/00 14:58:44 MSD

       Все очень просто. Действие повести происходит в том самом доме, где я живу с 1964 года. Угол Победы и Варшавской. Большинство названий улиц-площадей (но не все!) в повести выдуманы.


23. Вопрос: Осмелюсь задать два вопроса сразу:
       Были ли у Вас какие-либо фактические события, которые позволили придумать сюжет для «За миллиард лет...»?

Дибутилфталат < dibutil@icdt.net>
Toronto, Canada - 08/18/00 20:09:57 MSK

       Я уже отвечал на этот вопрос. Непосредственным (эмоциональным) толчком к созданию зМЛдКС послужил в высшей степени неприятный (хотя и оставший без серьезных последствий) контакт БНС с КГБ в середине 70-х.


24. Вопрос: Почему гомеостазис должен был иметь внешние проявления? Ведь человек – тоже часть Вселенной и его подсознание может устроить все возможные неприятности и так. Отвратить его от «опасного» пути менее эффектными и более эффективными способами. Например, Изобретатель тихо спился или сменил профессию, чтобы заработать на жизнь...

Дибутилфталат < dibutil@icdt.net>
Toronto, Canada - 08/18/00 20:10:19 MSK

       Насколько я помню, такого рода возможные воздействия Гомеостатического Мироздания на своих подопечных в повести тоже упоминались и рассматривались, только мельком, – именно в силу своей меньшей эффектности.


25. Вопрос: Вопрос на тему «За Миллиард Лет». В интервью была затронута идея о выборе Малянова – простой-то ведь выбор. Очевидный для «обыкновенного» человека. А ведь у Вечеровского тоже был выбор, и гораздо более тяжелый – он выбрал быть совсем одиноким (может, и бессознательно), чтобы у него не было слабых точек, чтоб некем было его шантажировать. А это ведь труднее всего – отказаться от тепла. Когда тебя некем шантажировать, тебе не с кем разделить жизнь. Согласны?

Daniil Khaykis < dvk_mail@yahoo.com>
New York (do etogo, Izhevsk), USA - 08/22/00 05:36:56 MSK

       Да, конечно. Но в жизни некоторых людей возникают иногда ситуации, когда хочется «быть совсем одиноким». Например, если ты сидишь в окопе под обстрелом.


26. Вопрос: Здравствуйте, Уважаемый Борис Натанович!
       У меня вопрос, наверное, наивный. Но меня он волнует и мне всегда хотелось знать: разве у Малянова был выбор, то есть я хочу сказать, что Вечеровский – он один, и отвечает только за себя, за свою жизнь. А у Малянова семья и СЫН! И «вселенский гомеостаз» фактически угрожал его ребенку. Как бы он смог работать и жить дальше, зная, что его работа и борьба стали причиной зла, причиненного его сыну!

Даша < ptichka_@aport.ru>
Москва, Россия - 09/25/00 21:55:01 MSK

       Так он, как видите, и не смог. И сделал тот единственный выбор, который и должен был сделать. Какою ценой – вот вопрос!.. Впрочем, в тексте все это есть, и добавить здесь что-нибудь еще я просто не в состоянии.


27. Вопрос: Здравствуйте, Борис Натанович!
       Как-то, отвечая на мой вопрос, Вы сказали, что характер Вечеровского создавался из реально существующих ученых с мировым именем. Не будет ли с моей стороны нескромно просить назвать этих ученых.
       Или хотя бы намекнуть.

Мурад < Murad@iatp.baku.az>
Баку, Азербайджан - 10/04/00 22:55:40 MSK

       По этому поводу Оскар Уайльд очень точно сказал: «Не бывает нескромных вопросов. Бывают нескромные ответы». Не хочу быть нескромным.


28. Вопрос: Какую книгу дал Снеговой Малянову?

Юлия Петрова < ulchati@chat.ru>
Москва, Россия - 10/16/00 22:08:42 MSK

       Это несущественно. Ну, пусть, например, это будет «Кубические формы» Ю.Манина.


29. Вопрос: Чьи стихи читает Фил? Я не очень люблю стихи, но эти мне очень нравятся!

Юлия Петрова < ulchati@chat.ru>
Москва, Россия - 10/16/00 22:08:45 MSK

       Он читает, помнится, Аполлинера, Окуджаву, одного нашего знакомого, пожелавшего остаться неизвестным... Киплинга, кажется.


30. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович,
       Спасибо за Ваши изумительные книги. У меня немного, может быть, «детский» вопрос по поводу «За миллиард лет до конца света». Возник некий философский спор, в котором я высказалась в том смысле, что Ваши герои и их противостояние – на самом деле противоборство свободной научной мысли и бюрократизма, а вовсе не суперфантастический боевик о сверхцивилизации. Я сказала, что «гости» и их деятельность – это олицетворение всего того, что попросту тормозит научную мысль (или тормозило в СССР) в нашей стране (бумажки, чиновники, финансирование и т.д.).

Анна Элинсон < norka@stack.net>
Москва, Россия - 11/16/00 22:42:24 MSK

       Вы безусловно правы. Сверхзадача нашей повести формулировалась авторами (почти) так же.


31. Вопрос: Мои оппоненты были уязвлены и вступили в защиту фантастических событий. Но ведь Вечеровский сам опровергает «фантастичекую» гипотезу Вайнгартена. Что же Вы имели в виду, описывая фантастичские события в этой книге?

Анна Элинсон < norka@stack.net>
Москва, Россия - 11/16/00 22:42:40 MSK

       Ваши оппоненты тоже не слишком заблуждаются. Чисто «научно-фантастическое» толкование событий тоже имеет право на существование. Такое «двухслойное» понимание повести было изначально задумано авторами, ибо «главная» идея была в те времена нецензурна и нам приходилось маскировать ее чисто НФ-выдумками.


Задать свой вопрос | Оглавление тем | Персоналии | Произведения | Термины

Группа «Людены» ищет материалы, связанные с творчеством Стругацких


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2013
      © Борис Стругацкий, 2012
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года