Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

OFF-LINE ИНТЕРВЬЮ

 

 

OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Экранизации, кинофантастика, радио- и театральные постановки, мультипликация, компьютерные воплощения


Задать свой вопрос | Оглавление тем | Персоналии | Произведения | Термины


1. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Прекратилось ли Ваше сотрудничество с кинематографистами? Помню, кажется, в конце 80-х упорно ходили слухи, что собираются снимать сериал по «Обитаемому острову», кто-то из фэнов кричал, что слышал собственными ушами, что запущен фильм по «Малышу». Потом пошли разговоры о том, что «Трудно быть богом» собирается переснимать какой-то наш кинематографический мэтр. Насколько эти слухи обоснованы, стоит ли ждать экранизаций?

Григ
Пермь, Россия - 06/13/98 22:21:12 MSK

       Сценарий «Обитаемого острова» (и очень недурной!) был написан; и договор был заключен; и дело было совсем на мази – говорят, даже какой-то материал был отснят. А потом все как-то само собой бесследно рассосалось. «Малыша» сняли в Чехии. Американцы купили «Пикник» несколько лет назад, но фильм почему-то так и не сделали. Греки купили «Миллиард лет». В России один режиссер давно уже грозится снять фильм по сценарию «Туча»...
       Ну, и так далее.
       Я уже давно отучился верить обещаниям киношников. Бог им судья.


2. Вопрос: 2. Как происходило Ваше взаимодействие с Анд.Тарковским? Что его не устраивало и какие новые идеи он пытался добавить в сценарии (если такое было)?

Ялунин Сергей < TheorPhys@cglab.ksu.kern.r>
Калининград, Россия - 08/20/98 21:42:40 MSK

       Пересказывать короткую, но чрезвычайно насыщенную историю наших взаимоотношений с Тарковским я не в силах. Во-первых, я мало что помню. А во-вторых, суть этих взаимоотношений была чрезвычайно проста: мы изо всех сил старались ему угодить, и это, кажется, нам в конце концов удалось. У Тарковского было множество идей по поводу этого фильма (от большинства из них он со временем отказался), мы же пытались внушить ему только одну: фантастика тем лучше, чем больше в ней реализма и чем менее она фантастична.


3. Вопрос: Вопрос 1: Борис Натанович, связаны ли как-либо повесть «Трудно быть богом» и чехословацкие проблемы 68-го года? Связаны ли были тогда и связаны ли для Вас теперь?

Женя < al@al.mail.iephb.r>
Петербург, Россия - 08/28/98 00:57:07 MSK

       Нет, с романом – не связаны. Роман был закончен в 63-м. А вот фильм по этому роману (который должен был снимать Алексей Герман) погорел именно из-за чешских событий. Сразу после вторжения тогдашний главный редактор «Ленфильма» (мадам Головань) заявила: «Все. Хватит. Я останавливаю этот сценарий раз и навсегда». Так оно и вышло.


4. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Ваше отношение к фильму «Сталкер», и как случилось, что Тарковский заинтересовался Вашим романом?

Bob < barberry@mailcity.co>
Moscow, Россия - 09/05/98 23:35:02 MSK

       Как и почему Тарковский вышел на АБС, я не знаю. Просто он вдруг появился у АН и сделал ему соответствующее предложение. Что же касается фильма «Сталкер», то это кинопроизведение хорошее и даже, отличное – особенно первая и последняя треть. АН называл его «фильмом 21-го века». Вряд ли это так. Кино стареет быстро, гораздо быстрее литературы.


5. Вопрос: Здравствуйте уважаемый Борис Натанович. К огромному своему сожалению, я не отдаю должного времени прочтению книг, но Ваша совместная с Аркадием Натановичем книга «Понедельник начинается в субботу» заставила неоднократно себя перечитать. И дело здесь, наверное, в прелести того времени. Не успев застать такового, мне оно стало ближе теперешнего. Несколько странна надпись «Для сред. шк. возраста», пусть и не слишком сложный там язык.
       Как Вы считаете, возможно ли было бы создать художественный фильм по этой повести, передав атмосферу 70-х, с теперешними мировоззрениями? Сказать по правде, я был несколько разочарован «Временной суетой» Сергея Лукьяненко.

Feralis < Feralis@MK3652.spb.ed>
Санкт-Петербург, Россия - 12/01/98 00:24:27 MSK

       Боюсь, адекватного фильма не получится. Уже снятые (в 70-х) «Чародеи» подтверждают мои опасения. Сейчас кто-то пытается сделать двух-трехсерийный телефильм. Не верю, что из этой затеи выйдет толк, хотя жду результатов не без интереса.


6. Вопрос: Какова история кошмарной экранизации «Трудно быть богом» немцами? Как получилось, что вы приняли этих любителей за профессионалов?

Curious Cat < curiouscat@beer.co>
Нью-Йорк, США - 01/09/99 20:24:23 MSK

       Это – длинная история. Суть ее: АБС ОЧЕНЬ не хотели, чтобы ТББ снималась иностранцами; АБС очень хотели и настаивали, чтобы фильм делал советский режиссер, желательно Алексей Герман, но в крайнем случае – кто-нибудь еще, но обязательно из отечественных (тем более, что варианты – были); но ничего этого они не получили – им было сказано, что снимать будет немец Фляйшман, а если они будут трепыхаться дальше, все пути в отечественную кинематографию им будут перекрыты навсегда. И они (после нескольких месяцев бесплодных склок и переговоров с начальством некоей организации под названием Совинфильм) сдались. Единственное, что им удалось – отразить сценарий, написанный крупным киношным чиновником Далем Орловым. Сценарий, написанный Фляйшманом, был дерьмецо, но он в то же время был шедевром Возрождения в сравнении со сценарием Д.Орлова. Сначала мы еще как-то пытались держать руку на пульсе событий, но Фляйшман оказался человеком нервным, сложным и несговорчивым, и в какой-то момент мы махнули на всю эту затею рукой и перешли к очередным делам.


7. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       Я являюсь поклонником Вашего творчества, что называется, «с младых ногтей». Безмерно уважаю и ценю Ваши книги. Считаю , что АБС – это своего рода современные классики, и лет этак через пятьдесят-шестьдесят будут считаться «отцами-основателями».
       Мне интересно узнать, существовали ли когда-либо проекты создания компьютерных игр с сюжетом, «завязанным» на произведениях АБС. Интересно, поскольку я сам планирую создание игры с сюжетом, основанным на антологии мира полудня, хотелось бы узнать Ваше мнение по этому поводу (о правах и лицензиях стоит поговорить отдельно, разумеется, если Вы выразите свое согласие). Хотелось бы также узнать мнение Люденов по поводу использования их наработок на мире полудня.

Меленьев Алексей (F.Fiend)
Тюмень, Россия - 01/09/99 20:31:40 MSK

       Насколько я знаю, существуют, кажется, какие-то РОЛЕВЫЕ игры на темы АБС. Что же касается КОМПЬЮТЕРНЫХ, то я о таких ничего не слышал. Наверное, это было бы небезынтересно. Что-нибудь вроде: «Жизнь и приключения Максима Каммерера, прогрессора». Я – за.


8. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Я, можно сказать и так, являюсь вашим горячим поклонником и фанатом. Во-первых, спасибо Вам за те книги, что Вы дали всем русским (да и не только русским) людям! Я перечитал по многу раз практически все Ваши книги, и каждый раз нахожу в них что-то для себя новое. Во-вторых, меня особенно поразила книга «Пикник на обочине» и снятый по ней Тарковским фильм «Сталкер». Так вот, Борис Натанович, не могли бы вы ответить на вопрос – снимаются ли фильмы по вашим книгам и, если снимаются, то по каким, и когда ожидать их выхода? Заранее спасибо.

Павел < angels@valley.r>
Орел, Россия - 01/09/99 20:37:09 MSK

       Достоверно известно только, что готовится (снимается?) фильм по «Понедельнику». Есть договор, заплачены деньги за право экранизации, были сообщения в прессе. Времени прошло пока еще немного – меньше года. Ничего больше сказать не могу. Я давно уже перестал доверять киношникам: есть еще по крайней мере три фильма, на которые (в последние 10 лет) были заключены договоры, и даже некие деньги были заплачены, а в результате – все глухо, темно и совершенно, по-моему, безнадежно.


9. Вопрос: 2. Борис Натанович, скажите, пожалуйста, почему Вам не нравятся «Чародеи»? На мой сугубо личный взгляд, этот фильм очень удачный. Да, в нем не осталось практически ничего от «Понедельника...», кроме основной идеи: показать быт современного советского научного института в шутливой и полусказочной манере. В 60-е годы – это атмосфера романтики и научного энтузиазма, помноженного на несбывшиеся надежды «оттепели». Ну а в 70-80-е – унылая «ящичная» наука с известной долей цинизма, карьеризма и с отдельными «энтузязистами». А Вы как думаете?

Ник < nik679@monet.npi.msu.s>
Москва, Россия - 02/27/99 14:11:36 MSK

       Этот фильм слишком отличается от того, что виделось нам, когда мы начинали работу со сценарием. Главная же беда его в том, что не получился задуманный МЮЗИКЛ. Почему-то не пошли в ход песенки любимого нашего Юлия Кима. Музыка получилась какая-то вялая. Не то, все не то.


10. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       Я хотел бы поблагодарить Вас за книги, которые Вы вместе со своим братом, подарили всем нам...
       Благодаря им я стал тем, кем являюсь сейчас...
       Огромное Вам спасибо!
       Собственно, я хотел обратиться по следующему поводу:
       В «Комсомольской правде» от 27 февраля опубликовано интервью с Алексеем Германом... В нем сказано, что он решил снимать фильм «Трудно быть богом» и обещает показать его нам через 1.5-2 года. В статье ясно сказано, что Вы всячески эту затею одобряете... Так ли это? А если так, то считаете ли вы, что наконец-то удастся снять действительно хороший фильм по такой замечательной книге? По силам ли это Герману?

Павел < snake@omsk.or>
Омск, Россия - 03/06/99 19:44:36 MSK

       Я очень рад, что дожил до этого. Если кто-нибудь в мире и способен снять хороший фильм по ТББ, то это Алексей Герман. Я буду с нетерпением ждать, что у него получится. Наверняка, это будет нечто значительное.


11. Вопрос: И еще. Лет 8-9 назад по радио был радиоспектакль «Пикник на обочине» (с Караченцовым в роли Шухарта). Чья это была идея и как вы относитесь к этой радиоверсии? Не было ли еще подобных работ на радио по произведениям АБС?

Евгений Николаев < stacy@mari-el.r>
Йошкар-Ола, Россия - 03/19/99 00:09:25 MSK

       Я ничего об этом не знаю. Дело в том, что в доме у нас нет радио, так что все, что связано с радиовещанием, проходит (и проходило всегда) мимо меня. Смутно припоминаю какие-то разговоры о радиопостановках по нашим вещам (но НЕ по «Пикнику»!). Точно знаю, что неоднократно продавал права на разные зарубежные радиостанции (в Польшу, в Чехию, в Словакию, в Германию). Но все – смутно, никаких конкретностей.


12. Вопрос: Находите ли ли Вы для себя интересными какие-то сюжеты из сериала Криса Картера. Спасибо.

Евгений Филькин < fev_@yahoo.co>
Хабаровск, Россия - 03/19/99 00:12:15 MSK

       Я не знаю этого сериала. Это ТВ? Я редко смотрю художественные фильмы по ТВ. А сериалы – никогда.


13. Вопрос: Я, если можно, вернусь к экранизациям (благодарностей не выражаю, по-моему, все, кто сюда заходит, ВЫРОСЛИ на Ваших книгах). Мне кажется, что фильмы по Вашим книгам мог бы поставить Марк Захаров. Поясню. Я три раза смотрел спектакль «Жиды города Питера» в театре на Малой Бронной. А все потому, что там чувствуешь АБС, и чувствуешь сразу. Марк же Захаров – единственный из известных мне режиссеров, кто может перенести в кино ТЕАТР, со всеми подтекстами, ощущениями и т.п. Очень интересно было бы узнать Ваше мнение.
       P.S. Прошу прощения за некоторый сумбур, очень волнуюсь.

Александр Зотов < alexz_3@hotmail.co>
Москва, Россия - 03/31/99 19:28:57 MSK

       Марк Захаров – великий режиссер, и он может, по-моему, все. Я тоже его очень люблю, но причем здесь Театр на М.Бронной? Там же кто-то другой, Дуров, кажется? Или Вы просто хотите сказать, что Захаров сделал бы «Жидов» в кино лучше, чем Дуров в театре? Очень может быть. На эту нашу (единственную) пьесу киношники делали заходы, и неоднократно, но каждый раз дело кончалось разговорами.


14. Вопрос: Глубокоуважаемый Борис Натанович!
       Вырос, как и многие мои сверстники, на книгах АБС. С таким же пиететом и восторгом отношусь и к Кино А.Тарковского. И, вот, «Сталкер». Нравится очень, как и все, что создано Стругацкими и Тарковским. Если Вас не затруднит, ответьте на 3 вопроса:
       1. Ваше отношение к фильму (если можно, и к А.Тарковскому).

Олег < takmol@mail.r>
Москва, Россия - 04/26/99 23:53:56 MSK

       АН называл его «фильмом 21-го века». Я отношусь к этому фильму гораздо спокойнее: фильм хорош, причем первая и последняя треть его – превосходны, а вот середина – малость «провалена» (на мой взгляд). Что же касается Тарковского, то он простой обыкновенный отечественный гений, создавший эпоху и в российском, и в мировом кино.


15. Вопрос: 2. Возникло ли какое-то новое качество в вашем (АБС) творчестве от этого сотрудничества?

Олег < takmol@mail.r>
Москва, Россия - 04/26/99 23:55:22 MSK

       Нет, не думаю. Работа в кино – это слишком специфическая работа. Тамошние навыки нигде больше применить невозможно. Что-то вроде огранки алмазов (как я это себе представляю).


16. Вопрос: 3. Почему так мало? Всего один фильм.

Олег < takmol@mail.r>
Москва, Россия - 04/26/99 23:56:26 MSK

       Тарковский предлагал нам продолжить работу. В частности, над фильмом, который впоследствии вышел под названием «Жертвоприношение». Мне замысел интересным не показался, а вот АН – несколько месяцев занимался этим сценарием, и вполне серьезно, но потом Тарковский уехал «за бугор», и работа эта естественным образом прекратилась.


17. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       Прочитал статью АБС «Почему нет кинофантастики» (Советский экран. – 1987, я пользовался вариантом из сборника публицистики АБС, опубликованного Люденами и помещённого на этой страничке) и сам собой возник такой вопрос: имеются ли всё-таки, по Вашему мнению, интересные (хорошие, достойные внимания и т.д.) фантастические фильмы отечественного производства, и если да, то какие? А что насчёт фильмов иностранного производства?

Кирилл Г. < kikins@hotmail.co>
Нью-Йорк, США - 06/26/99 23:08:16 MSK

       По-настоящему хороших фильмов у нас мало. То, что сняли Тарковский и Сокуров. Хороший (по-моему) фильм получился по роману А.Мирера («Главный Полдень», кажется [фильм называется «Посредник». – БВИ.]). Отличный был фильм у А.Хвана – по рассказу Брэдбери «Коса» (кажется [фильм называется «Хозяин». – БВИ.])...
       У иностранцев отличных и хороших фантастических фильмов до черта. «Эта штука» («The Thing») [Другой вариант перевода на русский – «Нечто». – БВИ.], «На берегу», «Бразилия», «Чужие» (самая первая серия), «Кэрри» (по С.Кингу), «Blade Runner» и т.д.


18. Вопрос: Здравствуйте, ув. Борис Натанович.
       Я пишу по поводу Вашей замечательной книги «Трудно быть богом».
       Дело в том, что по этой книге я сделала и защитила диплом – мультипликационный ролик...

Анна Мочалова < swordman@mail.r>
Москва, Россия - 07/14/99 00:15:23 MSK

       Поздравляю от души.


19. Вопрос: ...и хотела бы знать Ваше мнение по этому поводу. Интересно ли Вам посмотреть на мою работу?

Анна Мочалова < swordman@mail.r>
Москва, Россия - 07/14/99 00:17:25 MSK

       Откровенно говоря, не очень. Я не верю, что по ТББ можно сделать хороший мультик, и лишний раз убеждаться в своей правоте мне совсем не хочется.


20. Вопрос: И еще один вопрос. Нужно ли было изменять Ваше произведение в фильме «Сталкер»? Хотя я понимаю, что это в основном решение Тарковского, но, насколько я понял произведение, оно было в духе самого режиссера. К сожалению, оно потеряло свою «прелесть» и силу в самом фильме. Еще раз извините за мои вопросы, заранее благодарен за ответ. Жду Ваших новых произведений. Ваш старый читатель и поклонник.

Юрий Думов < doomov@kmr.kemsu.r>
Кемерово, Россия - 07/14/99 01:03:51 MSK

       В кино хозяин – режиссер. И мы писали-переписывали сценарий до тех пор, пока Тарковский не сказал: «Стоп. Это то, что мне надо». В результате получился фильм, который к повести «Пикник» не имеет никакого отношения, но – превосходный в своем роде. Что и требовалось.


21. Вопрос: Борис Натанович, экранизаций произведений братьев Стругацких не так уж много (и уж не так много, как хотелось бы). Есть ли среди них такие, которые Вы считаете удачными, и почему в АСТ-овское собрание сочинений вошла версия «Понедельника» из «Уральского следопыта» под именем «Чародеи» (у них, значит, нет собственного сценария)?

Александр Иванов < wano@kurier.donetsk.u>
Донецк, Украина - 07/22/99 23:38:12 MSK

       Безусловная удача – «Сталкер» Тарковского – фильм мирового класса. Очень серьезная работа – «День затмения» А.Сокурова. Недурно получился фильм «Искушение Б.» (режиссера не помню). Остальные – на троечку. Почему в АСТ-ское собрание вошел именно данный вариант сценария, я уже забыл.


22. Вопрос: Помнится, в 87-м, в интервью журналу «Уральский следопыт» братья Стругацкие заметили, что идут работы по созданию телевизионного пятисерийного «Обитаемого острова». Прошло двенадцать лет... Были какие-то причины для прекращения съемок или все так и осталось «в бумаге»?

Александр Иванов < wano@kurier.donetsk.u>
Донецк, Украина - 07/22/99 23:40:04 MSK

       Был заключен договор и выплачен приличный (по тем временам) аванс. Был написан очень недурной сценарий. Были произведены пробные съемки в Крыму. На этом все и закончилось. Довольно обыкновенная кино-история.


23. Вопрос: Здравствуйте, Борис Натанович!
       А интересно, кто-нибудь пытался сотворить нечто виртуальное-компьютерное по мотивам ваших произведений? Та же Улитка или Град ведь шикарно бы получились, если за это дело могущие люди возьмутся... Со всеми возможностями трехмерной графики!

Fierce Hamster < vorchuchello@antisocial.co>
Toronto, Canada - 07/22/99 23:51:51 MSK

       Никогда ни о чем подобном не слышал. Да, наверное, могло бы получиться небезынтересно, хотя, честно говоря, книга – это книга, а зрелище (любое) – это зрелище. Совершенно различные законы восприятия и сопереживания. Недаром же по-настоящему хороший фильм получается обычно ценой почти полной утраты собственно книжного содержания. Либо – если это прямая экранизация – нужно, чтобы в основе лежало очень слабое произведение («Пепел и алмаз», «На последнем берегу» и пр.).


24. Вопрос: Борис Натанович, как Вы относитесь к участию в создании компьютерной игры по мотивам одного из Ваших произведений?

Sergei Klimov < sk@snowball.r>
New York, USA (temp.) - 12/16/99 18:59:15 MSK

       Я ничего не имею против того, чтобы такая игра была создана. Готов даже прочитать сценарий, коль скоро таковой появится, и сделать необходимые замечания. Но для меня все это вопрос не творческий, а чисто финансовый: сколько можно содрать за право «экранизации» и кто, собственно, готов заплатить?


25. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       Вы читали по радио «Улитку на склоне». Это было замечательно! Как возникла такая идея? Не было ли Вам предложений прочитать что-то еще? Или издать «Улитку на склоне» в виде аудио-книги?

Михаил Савеличев < mikhail@meprt.r>
Казань, Россия - 12/26/99 00:05:18 MSK

       Как мне объяснили, Радио реализует таким образом некую свою программу – «Писатели у микрофона» или что-то вроде этого. Я знаю, что так же читал свои произведения Виктор Астафьев. Предложения «почитать еще» были, но я от этой чести уклонился. Зачем? Я же не чтец-декламатор. Впрочем, Ваш добрый отзыв мне приятен. Спасибо. Далеко не всем, насколько я знаю, мое чтение понравилось.


26. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       Ваши книги – готовые киносценарии. Почему же Вы позволяли так над ними издеваться? (Понедельник, Трудно быть богом...)

Владимир ПОЗДНЯКОВ < vp.mos.yas@mtu-net.r>
Москва, Россия - 01/02/00 20:23:29 MSK

       В кино хозяин – режиссер. Автор сценария должен либо полностью ему подчиниться, либо просто не вмешиваться в процесс экранизации. У автора же экранизируемой книги и вообще нет права голоса (что правильно) – он волен только запретить экранизацию вообще, если уж о-очень недоволен режиссерской работой. Но он редко это делает, потому что «кушать хочется».


27. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Вчера услышала, что Герман начинает снимать фильм по «Трудно быть богом». Скажите, пожалуйста, как Вы к этому относитесь и будете ли Вы следить за съемками? Спасибо.

Кристина < malkl@nevalink.ru>
С-Пб., Россия - 03/07/00 18:13:38 MSK

       Я в курсе событий, но участия в работе не принимаю. Знаю только, что сценарий уже написан (его писали Герман и Кармалита) и что съемки, вроде бы, уже начались. Жду результата с понятным нетерпением.


28. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       Прочитал в «Огоньке», что Алексей Герман пригласил на роль дона Руматы Леонида Ярмольника. Мне этот выбор представляется, мягко говоря, парадоксальным...
       Не откажите в любезности – выскажите свое мнение.

Владимир < vladps@yahoo.com>
Торонто, Канада - 03/22/00 16:33:39 MSK

       Герман вообще человек парадоксальных решений. В свое время многие высказывали сомнения, когда он приглашал на сугубо трагические роли сугубо комических актеров – Никулина и Миронова. Теперь эти роли стали классикой. Так что я полагаю, что и с Ярмольником все обойдется. Лично я такого Румату вижу очень хорошо, и он мне – по сердцу. Один из моих знакомых довольно точно выразился в том смысле, что «у Ярмольника средневековое лицо». Согласен. И вообще Ярмольник талантливый актер, а это – главное.


29. Вопрос: Здравствуйте, Борис Натанович.
       Прочла недавно в «Итогах» что Герман снимает в Чехии «Трудно быть богом». Из вашего интервью с Хрусталевой я поняла, что Вы надеетесь на хороший фильм. Не расскажете ли, как Вы сами относитесь к уже существующей экранизации Вашей книги, которую поставил Петер Флейшман в 1989 г., и участвовали вы в этой работе лично? Извините, если такой вопрос вам уже задавали, но я очень люблю эту книгу, и все, связанное с ней меня очень волнует.

Оксана < petrovao@yahoo.com>
Miami, USA - 04/14/00 15:33:38 MSD

       Фильм Фляйшмана был поставлен без нашего участия, против нашего желания, по плохому сценарию, и получился он, по нашему с АН общему мнению, очень плохим. Есть такое слово – «залипуха». Это – как раз о таких вот фильмах. Надеюсь, что с Германом нам повезет больше.


30. Вопрос: 1. По мотивам Ваших книг было поставлено несколько фильмов (по-моему, всего три – Сталкер, Чародеи и что-то совсем низкосортное по «Трудно быть Богом», даже названия не знаю), но два из них ниже всякой критики, ну а Сталкер – кино замечательное, но практически никакого отношения не имеет к оригиналу, так вот, не было ли Вам когда-нибудь обидно, что все попытки экранизировать Ваши произведения заканчивались не то чтобы провалом, но уж разочарованием, это точно?

Антон < tchijova@atlant.ru>
Питер, Россия - 04/22/00 23:29:38 MSD

       Я неоднократно уже высказывался на эту тему. Неохота повторяться. Поищите здесь на сайте и обязательно найдете ответ на Ваш вопрос.


31. Вопрос: 2. Совершенно очевидно, что Сталкер, кроме некоторых внешних атрибутов, не имеет никакого отношения к Пикнику. Фильм не становится от этого хуже, но все же хотелось бы узнать, как Вы сейчас относитесь к той ситуации, когда Вам с Вашим братом приходилось несколько раз полностью переработать Пикник, чтобы добиться того конечного варианта, который устроил Тарковского? Я спрашиваю вот почему: да, несомненно Андрей Тарковский – гениальный режиссер, и работать с ним – в принципе большая честь, я думаю Вы бы тогда и десять раз все переписали, чтобы написать сценарий, который ему наконец понравится. Но ведь Пикник, сам по себе, великолепное произведение, самодостаточное, а главное, очень киногеничное – а тогда какого черта вообще что-то менять? Не кажется ли Вам, что это было практически предательство – усадить двух замечательных авторов, чтобы они до тех пор перелопачивали свою книгу, пока наконец не затронут что-то, что волнует режиссера, хотя он и сам, может, еще не понимает, что же ему так не дает покоя. Предательсво по отношению к самой книге, к Пикнику.

Антон < tchijova@atlant.ru>
Питер, Россия - 04/22/00 23:30:13 MSD

       Ответ тот же. См. выше.


32. Вопрос: 3. Отсюда следующий вопрос. Интересно, как бы Вы отнеслись к экранизации именно самого Пикника, а не каких-то вариаций на тему, но в киберпанковском стиле, что-то вроде Матрицы, этакий фильм-комикс с философским подтекстом? Мне вообще кажется, что при том, что в Пикнике не упоминается ни виртуальная реальность, ни наркотики, ни якудзы – это самое настоящее (причем, одно из самых первых) произведение в стиле киберпанк. И если экранизировать, то только так – с тысячью спецэффектов, с изрядной долей жестокости, насилия, черного юмора, но в то же время оставить весь психологизм, подтекст самой книги. Этакая красиво рассказанная притча. Но все же больше приключения тела, а не духа.

Антон < tchijova@atlant.ru>
Питер, Россия - 04/22/00 23:30:57 MSD

       Права на экранизацию «Пикника» купила американская фирма «TRI STARS» еще 10 лет назад. Фильм не снят до сих. Недавно в печати проскользнули сообщения, что какой-то американский режиссер (не из самых знаменитых, но довольно известный) снимает фильм под названием «After visit». Насколько я могу судить – это попытка экранизации «Пикника». Подождем, посмотрим. Американцы умеют делать экранизации. Иногда.


33. Вопрос: Если бы я был режиссером, я бы обязательно снял фильм по трилогии Максима Кеммерера, и куда только смотрит Голивуд?

Шагеев Макс
Казань, Россия - 06/02/00 18:53:23 MSD

       Предложения от самых разных режиссеров поступают непрерывным потоком, по два-три в год. Вот только кончаются все разговоры – пшиком. Впрочем, по слухам, американцы ставят сейчас фильм по «Пикнику» под названием «After visit».


34. Вопрос: 2) Сейчас по телевидению демонстрируется сериал «Секретные материалы». Смотрите ли Вы его? Если да, то кто из героев Вам импонирует?

Мурад < Murad@iatp.aznet.org>
Баку, Азербайджан - 06/12/00 16:29:51 MSD

       Пару раз «взглянул». По-моему, все это – чушь.


35. Вопрос: В фильме «Звездные войны: Призрачная угроза» действуют персонажи произведения С.Ярославцева «Экспедиция в преисподнюю» Мээс (Watto ) и Двуглавый Юл (эпизодическая роль комментатора гонок ).
       Это их Аркадий Натанович туда определил, или они сами?
       Все-таки не часто теперь встретишь летающего слонопингвина...

Сергей < sht@vizor.lutsk.ua>
Луцк, Украина - 06/19/00 17:49:15 MSD

       «Экспедиция в преисподнюю» написана на материале мультипликационного сценария, который мы писали в начале 70-х. По-моему, «Звездных войн» тогда еще не было. Во всяком случае, фильма мы тогда не видели точно. С другой стороны, трудно предполагать, что Лукас использовал наши образы, – хотя бы просто потому, что опубликована эта сказка была один-единственный раз в альманахе «Мир приключений» и осталась совершенно незамеченной – ни читателем, ни критикой. Так что приходится признать, что мы имеем дело с естественным дублированием идей. Ничего такого уж «невообразимого» в летающем слонопингвине на самом деле нет. Достаточно «естественный» ход воображения.


36. Вопрос: Оставим достоинства и недостатки сериала X-files.
       Но есть, на мой взгляд, в нем одна интересная идея.
       Наблюдаемые «неопознанные явления» суть проявления реальных и значительных достижений земной науки.
       А приписываются проявлениям UFO и иже с ними лишь для «маскировки».
       Что Вы думаете об этом?

Евгений Питель < erapid@mail.ru>
Владивосток, Россия - 06/21/00 15:53:04 MSD

       Я думаю, что 90% всех НЛО – это вполне земные летательные аппараты самых разных видов и назначений. А оставшиеся 10 – атмосферные явления типа гигантских шаровых молний (которые, между прочим, сами по себе есть явление почти фантастическое и загадочное).


37. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       А как Вы относитесь к фантастическим фильмам, Вы их смотрите, если «да», то какие Вам нравятся?

Даша < aps_deal.rinet.ru>
Москва, Россия - 06/22/00 14:43:22 MSD

       Откровенно говоря, мне они уже порядком надоели. Хотя некоторые из них превосходны. «Бразилия», например. Или «Блэйд раннерс».


38. Вопрос: Я как-то смотрел «Дни Затмения» А.Сокурова, и если бы не звучащие знакомые фамилии, не догадался бы, что речь идет о «За миллиард лет до конца света». Не предлагалось ли Вам с Аркадием Натановичем самим поставить фильм по какой-либо из ваших повестей. Это было бы здорово, потому что автор всегда лучше видит, как выстроится фильм, чем любой режиссер, поэтому когда автор является и режиссером, картина значительно выигрывает.

Мурад < Murad@iatp.aznet.org>
Баку, Азербайджан - 06/23/00 16:19:34 MSD

       Нет, никто нам такого не предлагал, а если бы и предложил, то мы бы, конечно, отказались. Кинорежиссер – это совершенно специфическая профессия, ни на что не похожая и доступная, по-моему, только очень немногим.


39. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       А.Герман сейчас снимает фильм по вашему роману «Трудно быть Богом». Вы хорошо относитесь к этому умному и интересному режиссеру, но не боитесь ли вы, что в результате уйдет очарование, присущее повести? Ведь несмотря на всю ее сложность, это еще и красивая сказка.

николай липатов < lip@nirfi.sci-nnov.ru>
н.новгород, Россия - 06/26/00 16:05:12 MSD

       С точки зрения авторов ТББ может быть названа «красивой сказкой» лишь с очень большою натяжкой. Тогда и «Гамлет» – в каком-то смысле «красивая сказка». Что же касается Германа, то я уверен, что он создаст произведение значительное, – хотя, может быть (и даже наверняка!), достаточно далекое от нашего романа.


40. Вопрос: Здравствуйте, Борис Натанович!
       Прочитал вашу статью о себе на сайте компьютерры. В связи с этим у меня возникли 2 вопроса:
       1. Вы пишете, что регулярно смотрите боевики, редко серьезные фильмы. С чем это связано?..

Александр Обухов < shurik@vcafe.udm.net>
Глазов, Россия - 06/27/00 14:24:23 MSD

       Наверное, с тем, что хорошие боевики встречаются в жизни все-таки чаще, чем действительно хорошие «серьезные» фильмы.


41. Вопрос: Здравствуйте, всеми многоуважаемый Борис Натанович!
       Недавно на досуге перечитал «День затмения» и в очередной раз осталась какая-то невнятная тяжесть на душе, не дает покоя мне мальчик Витька. Думается, что олицетворяет он наше не «здоровое» самосознание, если можно так выразиться. А что на самом деле подразумевалось за этим персонажем?

Виктор < filkas@themail.com>
Москва, Россия - 06/29/00 14:53:06 MSD

       Тот самый ребенок, слезинка которого (у Федор Михайловича Достоевского) способна была перевесить все мировые проблемы.


42. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       В одном из ответов на этой страничке Вы написали, что надеетесь на хороший фильм, который снимет Герман по Вашей книге «Трудно быть богом». Я хочу узнать, имеете ли Вы информацию, о том, КАК изобразил Герман мир Арканара вообще и дона Румату, которого будет играть Ярмольник, в частности?
       Если еще точнее – читали ли Вы интервью Ярмольника в «Комсомольской правде», где он проболтался (иначе не скажешь) о весьма интересных подробностях?
       Например, дон Румата теперь будет носить на лбу член (да-да, тот самый), а замки Арканара, оказывается, сплошь украшены барельефами с мужскими половыми органами... В интервью Ярмольник, нисколько не стесняясь, объясняет, что в средние века, оказывается, все вертелось вокруг секса и размножения. Надо полагать, что и дон Румата будет отснят в подобном аспекте. Весьма интересным было почитать, каким образом изъясняются артисты на съемках – я, конечно, знаю, что в армии, например, говорят исключительно голосом и матом, но не подозревал, что у кинооператоров голос вышел из употребления :)
       В связи с вышеизложенным, не кажется ли Вам, что пора вспомнить о законодательстве в области авторских прав и прибить эту мерзость, пока она не вышла на экраны?
       Тем более, что фильм снимают в Чехии, кажется, а там более уважительно относятся к этому самому законодательству.
       Ведь они снимают фильм «на века»... Не хотелось бы, знаете ли, лет через 30 (не скажу – больше) услышать что-то вроде «Дон Румата? А-а-а, это тот, у которого @№
        на лбу!»
       Если, конечно, Вам еще не безразлична Ваша книга...

Андрей Бусыгин < shalalak@mail.ru>
Пермь, Россия - 07/03/00 17:49:45 MSD

       Я не испытываю по этому поводу никаких особенных опасений. Мне важно одно: чтобы в фильме присутствовала основная идея книги – идея человека, который, казалось бы, может все, а на самом деле ничего не может, но продолжает свое безнадежное дело, ибо «сердце его полно жалости». У меня есть достаточно оснований предполагать, что идею эту Герман сохранит, и это – главное.
       Что же касается «фаллического» антуража... Звучит, конечно, эпатирующе, но давайте все-таки подождем. Герман – «гений второго плана». У нас нет в стране другого такого же мастера по созданию антуража. Будем надеяться, вкус ему не изменит и на этот раз. Я, например, почти уверен в том, что он создаст мир Арканара невиданный, неожиданный и абсолютно достоверный. Что от него и требуется.


43. Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
       В одном из своих недавних интервью Вы говорили, что предпочитаете хорошие американские фильмы плохим российским. Скажите, пожалуйста, какие американские фильмы находятся у Вас в списке лучших. И если существует актер (или актеры, и не обязательно американские), игру которого Вы всегда смотрите с удовольствием, назовите его, пожалуйста.

Мурад < Murad@iatp.aznet.org>
Баку, Азербайджан - 07/03/00 18:33:55 MSD

       Таких актеров много. Например, Николсон. Или Траволта. Или, скажем, Рурк. Как только я вижу среди действующих лиц такого актера, я уже знаю: фильм будет хороший – в плохих они не снимаются.


44. Вопрос: Здравствуйте.
       Я полностью согласен с мнением А.Бусыгина от 27 июля по поводу фильма А.Германа. Очевидно, получится полное деррьмо. Извините за резкость, но очень хотелось бы увидеть, наконец, хоть один приличный фильм по Стругацким, но в очередной раз наши доморощщеные режисеры начинают нести какую-то отсебятину... Ну зачем что-то менять то в сценарии к ТББ! И так все отлично, ни слова не выкинешь, а тут еще какие-то фаллосы понатыкали, ч/б пленка видимо, из экономии, Ярмольник в роли Руматы, ну что за чушь...
       Первый вопрос: На сегодняшний день из отечественных режиссеров, мне кажется, только Андрон Кончаловский способен подойти к Вашему творчеству, с одной стороны, как американский режиссер, имеющий возможность снимать в Голливуде (а только на их материальной базе и можно снять сейчас приличный фант. фильм), с другой стороны, как русский режиссер, что, думаю, тоже немаловажно – хотя бы сможет проникнуться духом Ваших книг без перевода... Что Вы думаете по этому поводу? Не закомы ли Вы с этим режиссером, нет ли у Вас с ним общих знакомых? А может, вдруг, кто из посетителей сайта имеет возможность предложить А.Кончаловскому эту идею? Я смотрел «Одиссей» Кончаловского. Весьма впечатлило! Он очень и очень умеет совмещать реальность и фантастическое...

Виктор < hardbegod@mail.ru>
Россия - 07/04/00 19:38:10 MSD

       Я тоже считаю, что Кончаловский отличный режиссер и вполне мог бы снять фильм по любой повести АБС. Лично я с ним не знаком, общие знакомые наверняка есть, но что толку? Последнее дело – предлагать что-либо хорошему, опытному режиссеру; он должен «созреть» сам.


45. Вопрос: Второй вопрос: есть ли у Вас еще возможность повлиять на ситуацию с фильмом А.Германа? Потому что, мне кажется, что лучше бы такого фильма и не было бы! Или, хотя бы, если сбудутся наши самые неприятные предчувствия, захотите ли Вы убрать свою фамилию из титров, как это сделал Квентин Тарантино с ф. «Прирожденные Убийцы», кажется...

Виктор < hardbegod@mail.ru>
Россия - 07/04/00 19:40:25 MSD

       Юридических прав повлиять на съемки фильма у меня нет. Но я и не верю, что мне это понадобится. Совершенно не могу представить, что же это такое должен снять Герман, чтобы мне захотелось убрать свою фамилию из титров! (Кстати, если Тарантино действительно отказался от «Прирожденных убийц», то сделал это, на мой взгляд, напрасно – фильм великолепный!)


46. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       Складывается впечатление, что Вы довольно прохладно относитесь к экранизациям Ваших книг, однако Вам с братом все же приходилось писать сценарии – а к Пикнику, кажется, их вообще было около десятка! Лично я просто брежу кино и мечтал бы когда-нибудь написать стоящий сценарий. Отсюда следующие вопросы:
       1) Было ли Вам сложно писать сценарии, как вы подходили к их написанию, может быть, Вы использовали какие-то особые приемы, придерживались каких-то правил?

Антон < tchijova@atlant.ru>
Питер, Россия - 07/05/00 16:42:19 MSD

       Правило (специфически сценарное) одно: все, что вы пишете, должно быть ВИДНО. Чем больше таких «ясно видимых» деталей вы вставите в текст, тем легче будет режиссеру, тем более он будет вам благодарен. В остальном законы те же, что и при написании, скажем, повести.


47. Вопрос: 2) Как вы вообще относитесь к сценариям – как к совершенно особой литературной форме со своими собственными законами и правилами или пренебрежительно – как к некоей поделке без каких-либо достоинств?

Антон < tchijova@atlant.ru>
Питер, Россия - 07/05/00 16:43:10 MSD

       Это безусловно самостоятельная литературная форма, способная вызвать самое серьезное профессиональное уважение. См. например, сценарий Володина к «Осеннему марафону» – это же маленький шедевр, лучшее, может быть, из всего, что написал этот замечательный автор!


48. Вопрос: 3) И, наконец, как по-Вашему – имеет ли вообще смысл начинающему автору писать сценарии – или это бегство от проблем, а, может, даже просто лень?

Антон < tchijova@atlant.ru>
Питер, Россия - 07/05/00 16:43:51 MSD

       Начинать надо ВСЕГДА с рассказов. Это – мое глубокое убеждение, результат многолетних наблюдений за собственной работой и за работой сотни «начинающих». НаУчитесь (если) писать рассказы, – все остальное станет вам подвластно.


49. Вопрос: Здравствуйте, Борис Натанович!
       Благодарю за ответ по поводу фильма Германа. Но мне однако кажется, что пускать ситуацию на самотек не следует. Я не верю, что по современному законодательству Вы не можете потребовать приведения фильма в соответствие с первоначальным замыслом. По крайней мере, сценарий они обязаны Вам предоставить. Ведь в итоге мы вполне можем получить дона Румату в амплуа поручика Ржевского на гораздо больших основаниях, чем это было в фильме «Давным-давно»...
       Но это вопрос юридический, я постараюсь провентилировать его с юристами и сообщить Вам.

Бусыгин Андрей
Пермь, Россия - 07/08/00 18:42:49 MSD

       Спасибо, но не утруждайте себя. Во-первых, я не верю, что Герман способен так уж прямо изуродовать роман. Во-вторых, отношения наши таковы (все-таки мы знакомы больше 30 лет), что ни при каких обстоятельствах не стану я затевать против него судебную тяжбу. В крайнем случае, обматерю его вполне по-дружески, – на том все и закончится.


50. Вопрос: А теперь у меня к Вам есть еще один совершенно конкретный вопрос. В эхе писателя Ника Перумова он написал, что у него есть повесть «Суд», тоже, кстати «продолжение» «Трудно быть богом». В этой повести рассматривается вопрос, как должны реагировать земляне на действия своего разведчика – совершенных им убийствах. Однако Ник сказал, что без Вашего разрешения он публиковать повесть не имеет права (Ник живет в Америке, а там авторское право – вещь очень серьезная и, к слову, ситуаций, подобных с той, что сложилась с фильмом Германа просто не может возникнуть).
       Собственно вопрос – не станете ли Вы возражать против публикации в ФИДО повести Ника Перумова «Суд»? Сам Ник обращаться к Вам почему-то не хочет, я так понял – поругался с Вами из-за чего-то, а население эхи жестоко страдает :(

Бусыгин Андрей
Пермь, Россия - 07/08/00 18:51:18 MSD

       Это какое-то недоразумение. С Перумовым я едва знаком – разговаривал с ним пару раз при случайных встречах на каких-то «конах», так что поссориться с ним у меня просто не было никакой возможности. Да и чего это ради? Он показался мне очень симпатичным и приятным человеком. И если он хочет показать мне свой опус – ради бога, я с интересом прочитаю. Я прочитал все (или почти все), что народ предлагал для сборников «Время учеников», и, помнится мне, ни одной вещи не зарубил (хотя пара-другая показались мне просто слабыми, о чем я и сказал Черткову). Повторяю то, что говорил уже здесь по поводу кино ТББ: мне очень трудно представить себе произведение, сделанное по мотивам этого романа, которое настолько искажает первоисточник, что я готов буду протестовать против его опубликования. В конце концов, даже фильм Фляйшмана – очень плохой на наш взгляд – нам и в голову бы не пришло запрещать (если бы нам вдруг предоставилась такая возможность).


51. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       Ответьте, пожалуйста, на еще один «сценарный» вопрос. Как по-Вашему, целесообразно ли сценаристу использовать такие приемы как, например, «голос за кадром», или «крупным планом», ну и другие подобные «технические» ремарки?

Антон < tchijova@atlant.ru>
Питер, Россия - 07/14/00 01:22:15 MSK

       Вообще-то в ЛИТЕРАТУРНОМ сценарии этого быть не должно. Но если уж очень хочется, – ради бога, вставляйте что угодно.


52. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович,
       когда-то давным-давно, я с удивлением нашел и с удовольствием прочитал в каком-то томике «НФ» один из вариантов сценария фильма «Сталкер». Назывался он «Машина желаний» и ужасно понравился мне прежде всего симпатичнейшей личностью Писателя, с виллой, тоской и неподражаемыми монологами.
       «А я выкапываю истину, но в это время дьявол что-то с ней делает. Так что и получается, что копал-то я истину, а выкопал дерьмо» (извините, если неточное цитирование – по памяти). И так далее.
       Так вот, читаю «Гадких Лебедей», и вижу доктора Квадригу, тоже с виллой, тоже с тоской, но поломанного, совершенно несимпатичного и спившегося, который однажды выдает фразу Писателя: «Какая-нибудь сволочь похвалит – рана...».
       Скажите, это случайные совпадения?
       С другой стороны, «ГЛ» были написаны раньше, и в молодом Баневе иногда угадывается тот, другой, постарше, из «Машины желаний»...

Искандар Абдуллаев < iskandar@nips.ac.jp>
Оказаки, Япония - 07/15/00 19:07:00 MSK

       Вариант «Машина желаний» писался где-то в самом начале 80-х, когда шансов на опубликование «Гадких лебедей» (написанных в 1966) не было совсем. Поэтому мы с горьким удовлетворением брали оттуда куски, реплики, героев. Не пропадать же добру?


53. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       Не перестаю восхищаться вашими книгами, перечитываю их по несколько раз, особенно любим «Понедельник...» И до меня дошла информация, что фильм «Чародеи» был снят вроде как по вашей книге... Неужели это правда!??!? Как они могли так переделать «Понедельник...»... ведь в этом фильме не осталось ничего, кроме некоторых имен, и вообще... мне не верится, что это правда.. Скажите, пожалуста, неужели это так... и как вы согласились на такое «перекраивание»?

OlesYA < olesya@ped.ustlab.krintel.ru>
Усть-Лабинск, Россия - 08/10/00 21:56:33 MSK

       Увы, это так. «Чародеи» – продукт долгого и основательного перекраивания того сценария, который мы в свое время сделали для Киевской студии мультипликационных фильмов и который был там отвергнут, как «клевета на советских ученых».


54. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович, Было бы интересно узнать Ваше отношение к феномену под названием «Star Trek», к Роддэнбэрри и его преемникам. У меня (как у поклонника серьезной фантастики) есть две настоящие и чистые любви:) – АБС и Trek. Причем, для меня, второе гармонично сосуществует с первым. Можно долго развивать эту тему – приведу лишь один пример: на мой взгляд, трэковская Федерация во многом «перекликается» с человечеством Полудня (в хорошем смысле слова, разумеется). Ваше мнение?

Виктор < locutus@mail.ru>
Москва, Россия - 08/13/00 23:31:58 MSK

       У меня нет мнения по этому поводу. Я не знаток и не любитель Трэка.


55. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       Не теряю надежды на ваш ответ! Скажите, как вы относитесь к режиссерскому искажению смысла книги при поставке фильма по книге?
       Я хочу сказать, что, к примеру, если посмотреть Лолиту в американском исполнении, или, скажем, Робинзона Крузо, они совпадают с книгой на 100%. А вот ежели посмотреть Сталкера, Тарковского...

Михаил < maikl777ukrpost.net>
Херсон, Украина - 08/17/00 21:37:46 MSK

       Извините, но я уже несколько раз высказывался здесь по этому поводу.
       Неохота повторяться, а ничего нового я сказать не могу.


56. Вопрос: От себя хочу добавить, что очень хотел бы посмотреть фильм по вашей книге, чтобы он совпадал с книгой на 100% и никакой режиссерской отсебятины.

Михаил < maikl777ukrpost.net>
Херсон, Украина - 08/17/00 21:37:59 MSK

       Все не так просто. То, что Вы называете «режиссерской отсебятиной», может оказаться солью замечательного фильма, снятого «по мотивам». Пример – тот же Тарковский. Совершенно не исключаю, что нечто подобное получится у Германа с «Трудно быть богом» – фильм «по мотивам», но замечательный в своем роде.


57. Вопрос: Многоуважаемый Борис Натанович!
       Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить Вас за все те замечательные книги, которые читаю и перечитываю вот уже второй десяток лет. Вопросы же постараюсь сократить до двух:
       1. По моему мнению, сценарии большинства ваших произведений значительно менее глубоки, чем тексты их оригиналов. Так ли это, и с чем связано подобное Ваше отношение к кинематографу?

Urazov D.V. < urazovdv@chat.ru>
Ижевск, Россия - 08/17/00 21:40:16 MSK

       Ваше утверждение спорно. Например, сценарий «Сталкера» обладает известной глубиной, хотя и совершенно иной, нежели «Пикник». Большинство же написанных нами сценариев, действительно, особой глубиною не обладают, ибо писались они, как правило, ради денег, хотя мы и не халтурили, старались, но, – как бы это сказать, – не перенапрягались.


58. Вопрос: У меня вот какой вопрос.
       Тут Борис Натанович часто говорит о доброте и порядочности (понятно, что для каждого человека есть свои определения этим качествам). А он случайно не знает (все-таки близость к определенным кругам, знаете ли), почему на нашем демократическом телевидении уже давно не показывают многие популярные советские фильмы (например, фильм «Школа», снятый, между прочим, по А.Гайдару)?? Можно привести кучу примеров. Цензура-с??

КОЗЛОДОЕВ
Россия - 08/18/00 20:08:00 MSK

       Я смутно помню этот фильм – по-моему, это сущее барахло. Но Вы, видимо, не об этом. Вы, видимо, хотите сказать, что существует некая цензура, систематически не пропускающая на ТВ старое советское кино? Но это предположение явно противоречит фактам: на ТВ более чем достаточно старого советского кино, включая такую лабуду как «Кубанские казаки» или какие-нибудь совершенно безмозглые «Сердца четырех». Я вообще ни от кого не слышал о существовании какой-либо НАСТОЯЩЕЙ систематической цензуры в СМИ. Я исключаю, впрочем, случаи, когда начальство данного СМИ проявляет некую «разумную» осторожность в подаче того или иного политического материала. Но поскольку «ограничивающие» принципы различны для НТВ и, скажем, РТР, телезритель в конечном итоге получает практически исчерпывающий набор точек зрения, что и требуется для реализации свободы информации. Реально мне не нужно слушать никакие «голоса» или шастать по Интернету – практически всю интересующую меня информацию я могу получать из отечественных СМИ.


59. Вопрос: Здравствуйте!
       Скажите, пожалуйста, на какое Ваше произведение был снят фильм «Посредник»?

Егор < daniel@mol.ru>
Москва, Россия - 08/18/00 20:12:23 MSK

       Этот фильм снят по повести Александра Мирера «Главный полдень». Очень хорошая повесть, всячески рекомендую ее Вашему вниманию.


60. Вопрос: Ув. Борис Натанович!
       Напрасно Вы так отзываетесь о фильме Матрица!
       Во-первых, как Вы сами признались, Вы этот фильм не смотрели, a ссылаетесь на мнение критики (критики ~ не критики, а на то, что читали об этом фильме).
       Я сам, честно говоря, не хотел смотреть этот фильм исходя из аналогичных побуждений.
       Однако, пересилил себя и посмотрел. И не пожалел.
       Если отвлечься от техникалий, то это фильм о победе Человека над самим собой.
       О том, что у Человека есть неиспользованный потенциал, о том, что Он все равно поднимется из пепла (хотя и звучит по-детски, но приятно). Также и о свободе воли, самостоятельности и независимости мышления, самоанализе, o том, как трудно сделать выбор (любой) и не сожалеть о нем....
       Во-вторых, фильм призывает как раз удалиться от «Virtual Reality».
       Прошу Вас прокомментировать...

Arkadiy Trofman < atrofman@yahoo.com>
Baltimore, USA - 10/04/00 22:55:05 MSK

       Давайте отложим, все-таки, комментарий до тех времен, когда я посмотрю «Матрицу». По-моему, это будет разумно и справедливо.


61. Вопрос: 5. Любите ли Вы кино? Какие фильмы предпочитаете и почему?

Александр С. Емельянов < emelianov@mail.ru>
Москва, Россия - 10/09/00 20:35:29 MSK

       Кино люблю. Предпочитаю незамысловатые триллеры. Но и высоких мастеров способен понять – Тарковского, Германа, Сокурова.


Задать свой вопрос | Оглавление тем | Персоналии | Произведения | Термины

Группа «Людены» ищет материалы, связанные с творчеством Стругацких


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2011
      © Борис Стругацкий, 2011
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года