Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

OFF-LINE ИНТЕРВЬЮ

 

 

OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
О музыке


Задать свой вопрос | Оглавление тем | Персоналии | Произведения | Термины


1. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       А какой музыкой Вы увлекаетесь (если увлекаетесь)? Какие жанры? Исполнители? Также, что Вы думаете по поводу произведений Кастанеды? Это надуманно, или правда? Насколько близки Вам эти произведения?

Артём < tema75@hotmail.co>
New York, USA - 06/13/98 21:50:51 MSK

       В музыке я почти полный профан. Всем симфоническим оркестрам и поп-группам предпочитаю обыкновенную тишину.
       О Кастанеде много слышал (в том числе и о том, что имеет место сходство между ним и АБС), но никогда в жизни не читал и даже не держал в руках.


2. Вопрос: Борис Натанович, в Вашем романе «Поиск предназначения» Вы упоминаете знаменитого рок-гитариста Ричи Блэкмора. А каково вообще Ваше отношение к современной музыке, в частности, к рок-музыке? Слушаете ли Вы ее? Если да, то что?
       

Александр Бессонов < alxb@chat.r>
Томск, Россия - 06/13/98 22:22:51 MSK

       Я никогда не слушаю музыку СПЕЦИАЛЬНО. Но мне иногда ПРИХОДИТСЯ ее слушать. Вообще я люблю классику рока: Битлов, Дип Парпл, Роллинг Стоунз... Ричи Блэкмор попал в текст «Поиска» совершенно случайно – просто подвернулся под руку.


3. Вопрос: Да, простенький такой вопрос. Как вы относитесь к Русскому Року? (как к явлению и так)...

Alter < SNSN@INAME.CO>
Иркутск, Россия - 06/26/98 17:08:18 MSK

       К Русскому Року я не отношусь никак. Я просто не знаю, что это такое.


4. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       1. В романе «Гадкие лебеди» главный герой поет несколько переделанную песню Высоцкого, и Вы указываете в примечании, что песня изменена с разрешения автора.
       Расскажите, пожалуйста, как Вы получили это разрешение.

Илья < flint@ssau.r>
Самара, Россия - 07/23/98 20:00:03 MSK

       Однажды Высоцкий пригласил нас на «Гамлета», а после спектакля – к себе домой. Там мы пили чай (и ничего, кроме чая), Высоцкий пел, все (огромная толпа, человек 20) слушали. Я сидел рядом и, улучив момент, изложил ему суть дела. Он сказал, что Аркадий уже просил его об этом раньше и он тогда же дал свое согласие. Вот и все дела.


5. Вопрос: 2. В произведении «Жиды города Питера» проскальзывают имена и строчки из песен известных русских рок-исполнителей, расскажите, пожалуйста, кто натолкнул Вас на включение в книгу этих строк (насколько я понял из Ваших ответов, рок-музыку Вы не очень знаете)?

Денис < lee_g_f_h@hotmail.co>
Ессентуки, Россия - 08/20/98 21:55:15 MSK

       2. Я не знаток рок-музыки и уж конечно не фанат, но знаю и люблю и Цоя, и Шевчука, и БГ. У меня сын – большой знаток и ценитель такой музыки, он меня понемножку приучил к ней и помог полюбить.


6. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       Огромное спасибо Аркадию Натановичу и Вам за книги, которые сыграли большую роль в формировании меня таким, какой я есть.
       Скажите, как Вы относитесь к авторской (бардовской) песне? Ваши книги (Хромая судьба, Сказка о тройке, Поиск предназначения...) дают основание предположить, что Вы, или Ваш брат, были хорошо знакомы с творчеством бардов советского периода.

Матвей Неменман < mattn@menem.co>
Сан-Франциско, США - 08/28/98 01:03:35 MSK

       Безусловно. Как и весь советский народ, с упоением слушали Галича, Кима и Высоцкого. Высоко ценили Анчарова. Более спокойно относились ко всем прочим, хотя и их пленки крутили не без удовольствия.


7. Вопрос: Кроме того, в сборнике туристской песни «Среди нехоженных дорог – одна моя», я нашел песню Туриянского на стихи Б.Стругацкого. Вы ли это? Есть ли еще песни, написанные на ваши стихи?

Матвей Неменман < mattn@menem.co>
Сан-Франциско, США - 08/28/98 01:05:45 MSK

       Я не знаю этого сборника, но вообще-то из множества сочиненных мною в молодом (очень молодом) возрасте песенок для пения под гитару мало-мальски заметное распространение получили только три. Песенка «Дети Тумана» (мы вставили ее в «Страну багровых туч», и, я полагаю, именно поэтому она и стала известна). «Археологическая» (на мотив «Мне ж бить китов у кромки льдов») – ее, по слухам, поют (во всяком случае лет 20 назад пели) в археологических экспедициях. И еще «В окна сонные...» – ее, кажется, и до сих пор помнят на ленинградском матмехе. Все остальное осталось в самом узком кругу.


8. Вопрос: И последнее, в «Сказке о Тройке» есть такой абзац:
       – Хуже всего, – рассказывал Федя, – это альпинисты с гитарами. Вы не можете себе представить, как это страшно, Эдик, когда в ваших родных, тихих горах, где шумят одни лишь обвалы, да и то в известное заранее время, вдруг над самым ухом кто-то зазвенит, застучит и примется рычать про то, как «нипупок» вскарабкался по «жандарму» и «запилил по гребню» и как потом «ланцепупа пробило на землю»...
       Имелась ли здесь в виду какая-то конкретная песня? Является ли это на самом деле Вашим взглядом на туристическую песню?

Матвей Неменман < mattn@menem.co>
Сан-Франциско, США - 08/28/98 01:07:41 MSK

       Нет, конечно. Шутка. И никакая конкретно песня в виду там не имелась.


9. Вопрос: 2. Ваши музыкальные пристрастия?

Антон Светличный < doomhammer@mail.r>
Ростов-на-Дону, Россия - 11/12/99 02:23:20 MSK

       Таковых не имею. Всем музыкам на свете предпочитаю обыкновенную тишину.


10. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       Очень хотелось бы узнать Ваше и Вашего брата отношение к классической музыке (такие ответы, как «мы к ней не относимся» не принимаются :)))) Дело в том, что в разных романах Вы вскользь давали совершенно разные оценки классике. В «Хромой судьбе» Феликс Сорокин, являющийся, по Вашим словам, портретом АНС, смотрит по ТВ скрипача и, глядя на «вдохновенного пильщика», размышляет о том, что совершенно напрасно нас пичкают классической музыкой, все равно никому из его знакомых на пользу она не пошла. Это Ваше общее мнение, или только АНС, или только Феликса Сорокина, литературного героя?

Антон Федоров < hcab@hotmail.co>
Moscow, Россия - 01/26/00 11:38:14 MSK

       Коль скоро речь идет о чрезвычайно низком КПД всей системы пропаганды классики (кстати – любой классики), то это безусловно наше общее (тройственное) мнение. Что касается музыки (любой!), то АБС относились к ней более или менее одинаково – предпочитали тишину.


11. Вопрос: Вот случайно сформулировался еще вопрос – сейчас нас классикой «пичкают» гораздо меньше, чем при советской власти. Считаете ли Вы, что это пошло на пользу нашему обществу?

Антон Федоров < hcab@hotmail.co>
Moscow, Россия - 01/26/00 11:39:38 MSK

       Это не пошло на пользу, и это не нанесло никакого вреда. По сравнению с мощными воздействиями на общество совершенно других факторов, изменение системы «воспитания народа» не оказало практически никакого воздействия.


12. Вопрос: В «Попытке к бегству» напротив, один из героев замечает, что Мендельсон – лучший из старых. А на самом деле кто Ваш любимый композитор? Какая музыка Вам больше всего нравится?

Антон Федоров < hcab@hotmail.co>
Moscow, Россия - 01/26/00 11:40:45 MSK

       Было время (в молодости), когда я любил слушать музыку. В первую очередь, разумеется, джаз (ведь он был под запретом!), но и коллекция классики у меня была неплохая: Чайковский, Бетховен, Римский-Корсаков, Шопен, даже Бах и Перголези. Помню, в аспирантуре я завел себе обыкновение заниматься теоретическими выкладками под музыку, – это было прекрасно. Но вот писать под музыку романы (как это регулярно делал Север Гансовский) у нас с АНС было не принято, мы даже не пробовали это делать, для работы нужна была тишина, в идеале – полная. Сейчас я тоже предпочитаю тишину – во время работы, и вообще.


13. Вопрос: Здравствуйте, Борис Натанович! Вы не раз говорили, что относитесь к современной музыке достаточно равнодушно. Но все-таки хотелось бы узнать ваше мнение об электронной музыке, в частности, о российской электронике, прародителем которой стал Эдуард Артемьев, сделавший саундтрек к «Сталкеру». Вы наверняка знакомы с его работами. Под такую музыку читать ваши произведения даже еще интереснее, чем в тишине! Спасибо.

дмитрий < arhat@mail.r>
Москва, Россия - 02/09/00 16:54:29 MSK

       К сожалению, ничего добавить к уже сказанному не могу. Любой музыке (без исключения) предпочитаю тишину.


14. Вопрос: 5) И последняя группа взаимосвязанных вопросов. В отличие от того же Ефремова, в Ваших романах очень мало упоминаний о самом абстрактном из искусств – музыке. Хотелось бы спросить, чем она для Вас является и как Вы относитесь к такому жанру, как электронная и «космическая» музыка (Ж.М.Жарр, Space, Эдуард Артемьев)?

Вячеслав Куликов < moonrainbow@mail.ru>
Москва, Россия - 05/22/00 20:55:57 MSD

       Я уже писал здесь, что АБС всегда относились к музыке, мягко выражаясь, индиферентно. Они предпочитали тишину.


15. Вопрос: И может ли электронная музыка «вторгнуться» в эмоциональное пространство классической музыки и выразить своими средствами то же, что умеет выражать классика, или же уделом синтезаторов так и останется воспевание земных и космических пространств? :) Мне это тем более интересно, что в экранизации «Сталкера» принимал участие Эдуард Артемьев (по моему глубокому убеждению, отец российской «электроники»), и Вы могли соприкоснуться с ней вплотную.

Вячеслав Куликов < moonrainbow@mail.ru>
Москва, Россия - 05/22/00 21:04:16 MSD

       Вы не поверите, но я совершенно не помню, что за музыка в «Сталкере». Я, видимо, просто никогда не обращал на нее внимания, хотя видел фильм раз пять.


16. Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
       Интересно было бы узнать Ваше мнение о творчестве барда Михаила Щербакова. Мне кажется, многие его песни созвучны Вашим с АНС произведениям, причем, ранние (обожаемые слушателями и искренне ненавидимые самим автором) – ранним, а поздние (особенно, «Город слез») – поздним.

Прасковья < paraskeva@alfacom.net>
Киев, Украина - 07/01/00 15:04:38 MSD

       Ничего не знаю об этом барде. К сожалению.


17. Вопрос: 5. И последний. Почему именно «Мендельсон – это лучший из старых» (ПкБ; особенно интересно услышать Ваш ответ, зная об отсутствии у АБС в музыке особых пристрастий)? Не ставилась ли здесь проблема «переоценки ценностей» через века (сейчас Мендельсон не очень «котируется»; кроме Свадебного марша, конечно)?

Антон Светличный < aesech@mail.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 08/15/00 23:28:17 MSK

       Мендельсона очень высоко ценил Илья Михайлович Ошанин (тесть АНС).


18. Вопрос: Спасибо за творчество.
       Вопрос: что такое музыка, каков ее механизм воздействия.
       Никак не могу ничего путного составить. Знаю о вашем отношении к ней и тем не менее жду вашего ответа.

денис < nasgul@mail.md>
Тирасполь, Приднестровье - 08/17/00 21:39:40 MSK

       Вам лучше все-таки спросить сведущего человека. В музыке я даже не дилетант, я – полный невежа. Подозреваю, впрочем, что механизм воздействия музыки на психику сродни гипнотическому – в очень широком смысле этого слова.


Задать свой вопрос | Оглавление тем | Персоналии | Произведения | Термины

Группа «Людены» ищет материалы, связанные с творчеством Стругацких


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2010
      © Борис Стругацкий, 2010
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года