Споры в гостевой книге

СПОР ИЗ ГОСТЕВОЙ КНИГИ: ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ (часть 1)


Ответить автору заметки!

Александр Нешмонин

О Великой Теории Воспитания

"А ты давай-давай-давай,
Газеточки почитывай,
А ты давай-давай-давай,
Меня перевоспитывай!"
Песня вдохновенного строителя Коммунизма

Уважаемый Борис Натанович!

Ваши ответы на вопросы Анатолия подтолкнули меня к размышлениям о Вашей Теории Воспитания. Вернее даже, предметом размышлений была не сама Теория Воспитания (хотя и тут Анатолий поставил массу вопросов), а высказанный Вами тезис о необходимости каким-то образом "прервать цепь времен и роковую последовательность повторений «отцов в детях»" (примерно то же самое положение прорабатывается и в Гадких Лебедях). Сомнения мои в том, а НАДО ЛИ ПРЕРЫВАТЬ эту самую цепь времен? Ведь на самом-то деле такое а-ля-Гадкие-Лебеди насильственное прерывание - это ПОЛОМАННАЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Попробую обосновать это утверждение.

Давайте зададим себе вопрос: что такое "ЧЕЛОВЕЧНЫЙ человек"? Это УМНЫЙ человек? Или это все-таки скорее ДОБРЫЙ человек? Тот же вопрос, только чуть-чуть перефразируем: может ли УМНЫЙ человек быть в то же время и ПЛОХИМ ЧЕЛОВЕКОМ? Ну конечно, сколько угодно весьма умных подлецов! А может ли ЗЛОЙ человек быть ХОРОШИМ ЧЕЛОВЕКОМ? Не могу что-то представить... По-моему, "человечный" - это ОЗНАЧАЕТ "добрый".

Теперь разберемся, что такое "воспитание", и в чем его отличие от "образования". Образование дает нам знания-и-умения, тогда как Воспитание должно прививать нам Человечность. "Умные-и-умелые" нужны для Его Величества Технического Прогресса, который (как мы видим из той же Улитки), не имеет ничего общего с Прогрессом ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. А какими предстают перед нами детки из Гадких Лебедей? Вот, например, ХОРОШО это или ПЛОХО - позаботиться о маминой старости? Ведь твоя мама заботилась о тебе всю свою жизнь, не спала ночами, когда ты болел корью и скарлатиной... Но "прогрессивно" воспитанные мокрецами детки, как видно, не очень-то об этом задумываются и решительно "прерывают цепь времен". Не кажется ли Вам, что они потеряли (или так и не приобрели) что-то ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ? (?)

Когда я читаю письма юности своего деда, младого восторженного комсомольца двадцатых годов, перед глазами встает образ "поэта со стеклянными глазами". Дети из Гадких Лебедей - это философы и мыслители, но все с теми же знакомыми "стеклянными глазами"! Мой дед посвятил жизнь свою "прерыванию цепи времен", и мы, к горю своему, очень хорошо знаем, что из этого вышло... Не выйдет ли то же самое в результате "Великой Воспитательной Революции"? Мы ведь уже очень хорошо знаем, чем ВСЕГДА заканчиваются Великие Революции и Большие Скачки!

Хорошо, ну как же тогда быть, как воспитать МНОГО человечных людей? Боюсь, только ПОСТЕПЕННО: революций или "прорывов" в Человечности не бывает, более того, мне кажется, всякая Революция (будь это религиозная, социальная, научно-техническая, или ЛЮБАЯ иная), принося людям какие-то "видимые выгоды", всегда выплескивает наружу заряд зла, чем неизбежно наносит ущерб достижениям ЧЕЛОВЕЧНОСТИ(?). Именно поэтому у нас с Человечностью до сих пор такая "напряженка"!


Ответить автору заметки!

Александр Нешмонин

Re: О Великой Воспитательной Революции

"Добрый доктор Айболит,
Он под Деревом сидит..."
Из списков заключенных спецзоны
ос. режима вблизи пос. Дерево

Уважаемый Борис Натанович!

Искренне хочется надеяться, что Вас еще не очень утомила моя назойливость. Разрешите, однако, прояснить все еще не закрытый вопрос о "Гадких лебедях". Вы приводите аналогию "дети туземцев, выученные в европейской школе". Аналогия отличная, вскрывающая полностью суть этой трагедии. Вот вопрос, Борис Натанович: как Вы считаете, на чьей стороне в этой ситуации встал бы Кандид со своим скальпелем? На стороне мокрецов? Или все же на стороне "туземцев"?

Ну и теперь (табу!) об интернатах и Учителях. Как ни кинь, как не подпирай со всех сторон, не могу представить себе моих детей в интернате (кстати, два десятка лет назад, когда у нас еще не было детей, концепция интернатного воспитания казалась мне просто замечательной). Я положительно не могу себе представить мою жену СЧАСТЛИВОЙ, если ее дети не будут с нами. Воспитание детей - это огромный пласт нашей души, бОльшая часть нашего знания и понимания жизни, нашего эмоционального и рационального опыта. Конечно же, Учитель - это талант, далеко не всякому это ДАНО, но Материнство и Отцовство ДАНО каждому, зачем же этого ЛИШАТЬ? Я не против Учителей, но я категорически против интернатов.

Какова тогда альтернатива? А чем так уж плоха существующая система "Мама-Папа-Дети"? Беру на себя смелость утверждать, что все, что надо для ВОСПИТАНИЯ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧНЫХ (т.е. добрых) ЛЮДЕЙ, это побольше СЧАСТЛИВЫХ родителей, побольше ДОБРЫХ И МУДРЫХ бабушек и дедушек, да побольше УМНЫХ И ПОРЯДОЧНЫХ учителей в школах. И ЭТО ВСЕ ЧТО НУЖНО!!! И не надо никаких интернатов! Другой вопрос - где это все возьмется? У меня, кажется, есть ответ и на этот вопрос: дайте людям пожить достаточно долгое время СПОКОЙНО, без войн и революций, без "борьбы за" или "борьбы против", и неизбежно ПОСТЕПЕННО появятся сами собой СЧАСТЛИВЫЕ родители, ДОБРЫЕ бабушки и дедушки, и ХОРОШИЕ учителя. Вот он - золотой ключик прогресса Человечности.(?) А как сделать так, чтобы жилось спокойно, и долгое время? А вот тут-то и надо вспомнить о Вашей формуле "семья-друзья-(любимая)работа". Если все мы вдруг забудем о "судьбах народов", о "государственных интересах", о "счастье для всех", а будем руководствоваться лишь этой формулой, то и жизнь станет спокойнее, и дети наши вырастут ДОБРЕЕ нас.


Ответить автору заметки!

Александр Нешмонин

Re: Об интернатах и учителях

"Да здравствует наш Карабас дорогой,
Как сладко нам жить под его бородой!
И он никакой не мучитель,
А просто любимый Учитель!"
Школьная строевая песня

Уважаемый Борис Натанович!

Я назвал интернатную тему "табу", поскольку мне кажется, что в этом вопросе у АБС за долгие годы было уже немало оппонентов. (?) По-видимому, у Вас уже имеется набор выкованных временем аргументов, годами отработанная стратегия и тактика "интернатной дискуссии", своя пехота и своя тяжелая артиллерия... И все же, полезу в наступление с голыми руками :-) Хочется обсудить с Вами следующие аспекты этого вопроса:

1. Социальный
Тут мы близко подойдем к революциям-эволюциям. Эволюция предполагает бережное обращение и последовательное улучшение того, что уже и сейчас хорошо работает, и последовательное подавление того, что сейчас уже работает плохо. Революция же говорит: все что сейчас есть - плохо, а вот мы щас тут немного ломиком подкурочим и "изменим базис", потом придется чуток всем потерпеть, и потомки наши заживут в надстроечке, которая будет определенно намного лучше теперешней... По-моему, "эволюционная" программа воспитания предполагает всяческое УКРЕПЛЕНИЕ СЕМЬИ, улучшение соотношения благополучных семей к неблагополучным, но не замену семьи на некое учреждение.

2. Общечеловеческий
Мне кажется, АБС недооценили тот важнейший факт, что не только родители влияют на своих детей, на и дети влияют на развитие родителей. Почему-то считается, что развитие, или "взросление" человека заканчивается с созданием семьи и рождением ребенка. Помилуйте, да оно только по-настоящему начинается с этого момента! Развали семью, забери детей, и мы превратимся в общество этаких безответственных холостячков и легкомысленных мамзелей, "отдающих себя без остатка работе". Откуда тогда к человеку придет то, что называется МУДРОСТЬЮ? Откуда ЭТО возьмется в Учителях, на которых возлагается ныне вся надежда?

3. Организационный
Борис Натанович, скольких Вы знаете по-настоящему ТАЛАНТЛИВЫХ писателей-современников в России? Боюсь, что наших с Вами пальцев хватит, чтобы всех их перечесть (я имею в виду не просто тех, кто владеет Словом, но кому еще и дано облекать в него Мысли). А ведь талант Учителя столь же редок, как и талант Писателя (Композитора, Художника, Кузнеца, Программиста...)! Говоря же всерьез об интернатах, необходимо думать об Учителе-Воспитателе, как об одной из самых массовых профессий на Земле. Необходимо думать о фабриках и прокатных станах, штампующих учителей в огромных количествах (вроде советских инженеров:-))! Будут ли они ВСЕ талантливы? Конечно же нет! Будут ли все они Профессионалами? Некоторые - да, но, увы, далеко не все! А могут быть среди таких "учителей" негодяи? Увы, увы! А чем же тогда они будут отличаться от нас, современных ординарных мам-пап? Не правильнее ли подучить нас педагогике, да и дело с концом? Конечно, далеко не все мы будем Учителями, но мы будем оставаться Мамами и Папами.


Ответить автору заметки!

Кирилл Г.

Re: ВЕЛИКАЯ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Уважаемые "интересующиеся"!

Смотрите как дискуссия движется, от ГТГ через Прогрессорство и медленно но верно к 'Теории Воспитания' -- по-моему очень закономерно, нельзя же до бесконечности бедного Изю мусолить! Вот, наконец, и до главного доползли.

Так вот, вопрос о Теории Воспитания актуален и очень непрост. Во-первых, перед тем, как углубиться в дебри ТВ не могу не заметить одной интереснейшей детали. Если взглянуть на утопические (а так же дистопические и анти-утпические) произведения, то окажется, что идея воспитания детей вне семьи, а в специальных для того предназначенных заведениях не так уж нова, равно как и идея отказа от семьи как социального института. У Платона в "Политейе" (или "Республике", или "Государстве") дети воспитываются отдельно, такое же 'безобразие' происходит у Кампанеллы в "Городе Солнца", и у Томаса Мора в "Утопии", а так же в Замятинском "Мы" и даже некоторым образом у Платонова в "Чевенгуре". Список этот можно продолжать, но, думаю, не нужно.

Стремление к отрыву воспитания от семьи тоже имеет несколько причин. Ну самое простое, конечно, это -- "посмотрите, сколько детей нуждаются в Наставнике, сколько людей стали низкими и подлыми из-за недосмотра в воспитании или просто отсутствия последнего, надо что-то делать с воспитанием, поставить его на должный уровень." Есть, правда, доводы и несколько другого толка. Например, если взглянуть на большое количество классических утопий (выбирай любую из вышеуказанного списка), то окажется, что общества там описуемые просто напичканы идеологией. И воспитание в идеологизированном до предела обществе, читай промывка мозгов, может проводиться только путём изоляции или хотя бы частичного отрыва от семьи. Звучит вполне резонно в рамках ТЕХ моделей общества, но мы-то говорим об обществе в котором НАМ хотелось бы жить (здесь я предполагаю, что практически никто из собеседников не желает жить в до крайности идеологизированном мире, тому предпочитая свободу выбора основанного на общечеловеческих моральных принципах)...

И в этом ведь и заключается центральная часть Воспитания с большой буквы -- в культивации терпимости (и БНС это упоминает в ответе А. Нешмонину от 8 Марта) и развитии общечеловеческих моральных принципов у подрастающего поколения. Между прочим, учёные сейчас начинают поговаривать, что, возможно, некая прото-этика существует-таки в 'человеках' чуть ли не на генетическом уровне. Правда она существует наравне с генетической нетерпимостью к "другому". Таким образом, задача Учителя развить первую и по возможности нейтрализировать последнюю. Вроде очень просто, или может не очень?..

На данный момент ситуация мне представляется следующим образом. В первую очередь следует повышать уровень общего образования. Это цель, которая достижима сегодня, а не через 100 лет. Безусловно этого мало -- см. первый довод за отрыв воспитания от семьи. Но за один день, год, десятилетие даже, кардинальных перемен (в лучшую сторону) ожидать глупо. Соглашаясь с БНС и всеми это подтвердившими, мы здесь говорим о процессе Эволюционном, до боли медленном, но верном, с реальными результатами, до которых мы не доживём.

С другой стороны, а чем плоха уже существующая система (поклон А. Нешмонину)? Только тем, что в случаях, когда она не срабатывает калечатся судьбы людей, и в том, что она не срабатывает слишком часто (читай сплошь и рядом). Проблема эта неимоверно сложная и однозначного решения нет. Мне кажется, должен быть найден некий компромисс, некая выигрышная комбинация интегрирующая оба варианта. Ну и кроме всего прочего не надо забывать, что "всех не перевешаешь" -- всех не возможно воспитать одинаково хорошо. И всегда будут неадекватные Учителя (даже с большой буквы) и неадекватные Ученики. От этого не избавиться целиком и полностью, но улучшить сегодняшнюю ситуацию на несколько порядков можно и нужно.

С нетерпением жду комментариев!


Ответить автору заметки!

Александр Нешмонин

Re: Re: ВЕЛИКАЯ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

"Пусть Жираф был неправ,
Но виновен не Жираф,
А тот, кто крикнул из ветвей
"Жираф большой, ему видней"!"
Из речи обвинителя на суде в зоопарке

Уважаемый Кирилл!

По-моему, мы с Вами практически говорим об одном и том же. Я на 100% согласен, что современная система воспитания (еще раз подчеркну - не ОБРАЗОВАНИЯ, а ВОСПИТАНИЯ) нуждается в улучшениях. Я на 100% согласен также, что хороший профессионал всегда лучше хорошего любителя. С чем я не могу согласиться ну никак, так это с ПОЛНОЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЗАМЕНОЙ всех любителей на профессионалов. Такой проект напоминает мне чем-то повальную коллективизацию сельского хозяйства: ведь тогда, в 30-х годах, помимо чисто политических мотивов (которых мы не будем пока касаться, хотя, как Вы правильно заметили, и тут есть аналогии!), коллективизация представлялась многим еще и очень "рациональной" экономически. Действительно, вместо полуграмотного крестьянина-любителя, замкнутого на свой узкий земельный надел, предлагалось организовать крупные хозяйства под управлением профессионалов (экономистов, агрономов, зоотехников), вооруженных последними достижениями науки и техники. Заметьте, соотношение "благополучных" крестьянских хозяйств к "средним" и "неблагополучным" было примерно такое же, как и среди современных "благополучных" - "неблагополучных" семей. Результат же оказался весьма плачевным: крестьянина-хозяина довольно быстро отучили от ответственности, а с таким трудом (и кровью) отстроенная "профессиональная" машина так и не заработала. Нет, конечно же, есть среди колхозов ОТЛИЧНЫЕ хозяйства, но это на самом деле хозяйства, где у руля оказался Талант, которых, как известно, не так уж и много в природе, чтобы на них УПОВАТЬ! Поэтому (и тут мы с Вами опять на 100% сходимся во мнениях), пускай уж лучше МАССОВЫЕ родители продолжают сосуществовать наряду с ЭЛИТНЫМИ (т.е. ТОЛЬКО талантливыми) Учителями-Воспитателями (наподобие Г.А. из Отягощенных Злом). За таких Учителей беспокоиться не надо - у талантливого Учителя никогда не будет недостатка в боготворящих его учениках!


Ответить автору заметки!

Александр Нешмонин

Re: ВЕЛИКАЯ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

"Я бы в пекари пошел,
Пусть меня научат!"

Уважаемый Борис Натанович!

Видимо я чего-то недопонял ранее, поэтому испытал чувство большого облегчения (звучит отлично, почти что "чувство глубокого удовлетворения"!:-)) читая Ваш ответ о параллельном сосуществовании благополучных семей и благополучных интернатов. Таким образом, мгновенно исчез основной предмет обсуждения.

Хочу лишь добавить только, что приведенная Вами весьма наглядная параллель "все понимают, что ЛЕЧИТЬ должен профессионал - почему же ВОСПИТАНИЕ в руках у любителей?" с моей точки зрения не вполне корректна. К врачу (полицейскому, юристу, пожарному...) люди обращаются ТОЛЬКО тогда, когда какие-то ПРОБЛЕМЫ не позволяют продолжать НОРМАЛЬНУЮ жизнь. Когда же речь идет о каждодневном воспитании детей, родители обычно полагают, что все И ТАК НОРМАЛЬНО (за исключением тех случаев, когда дети "вдруг" выходят из-под контроля, но тогда и современные родители просят помощи у профессионалов :-)).

Думается, говоря о семейном и интернатном воспитании, более точной была бы аналогия, скажем, с ресторанами и домашними обедами: кто-то, кто не умеет сам готовить или желает употреблять только изысканную пищу, питается лишь в ресторанах (у профессионалов), тогда как огромное большинство предпочитает (по различным причинам) все же кушать дома. Соответственно, применимы здесь и рассуждения по поводу "плохих" учителей - "плохих" кулинаров, и о неправильном воспитании - неправильных рационах домашнего питания. И сколько угодно можно найти талантливых кулинаров-любителей (благополучных семей), ничуть не уступающих профессионалам в мастерстве, перенятом у своих мам и бабушек, и именно такие люди "по зову сердца" должны бы идти в профессионалы. Справедлива здесь также и аналогия с конечной целью и путями ее реализации: скажем, многих специалистов волнует, чтобы все люди употребляли лишь ЗДОРОВУЮ пищу, в противном случае "нации грозит вырождение и т.п.". В "питательной аналогии" точно так же сколько угодно примеров, когда эта цель не достигаются при домашнем питании (хотя еще более часто она нещадно попирается в секторе общественного питания - вспомните современные детдома и интернаты). И точно так же невозможно централизованно контролировать ситуацию с питанием, как и с воспитанием, поскольку вопросы эти всегда решаются на уровне отдельной семьи. И, заметьте, были уже в нашей новейшей истории попытки "решительно централизовать" как то, так и другое!

Следующая страница


Off-Line интервью с БНС | Дискуссии в гостевой книге

Фантастика:    Братья Стругацкие:    [КАРТА СТРАНИЦЫ]    [ПОИСК]   

ТВОРЧЕСТВО: [Книги] [Переводы] [Аудио] [Суета]
ПУБЛИЦИСТИКА: [Off-Line интервью] [Публицистика АБС] [Критика]
    [Группа "Людены"] [Конкурсы] [ВЕБ-форум] [Гостевая книга]
ВИДЕОРЯД: [Фотографии] [Иллюстрации] [Обложки] [Экранизации]
СПРАВОЧНИК: [Жизнь и творчество] [Аркадий Стругацкий] [Борис Стругацкий] [АБС-Метамир]
    [Библиография] [АБС в Интернете] [Голосования] [Большое спасибо] [Награды]

Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
© "Русская фантастика", 1998-2001
© Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, 1956-2002
© Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
© Алексей Андреев, графика, 2001
   Редактор: Владимир Борисов
   Верстка: Александр Усов
   Корректор: Борис Швидлер
Страница создана в январе 1997. Статус офицальной страницы получила летом 1999 года