Споры в гостевой книге

СПОР ИЗ ГОСТЕВОЙ КНИГИ: ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ (часть 4)


Ответить автору заметки!

Александр Нешмонин

RE: КОММЕНТАРИЙ!! RE: TO ALL RE: Главная Тайна Города (ГТГ)

Уважаемый Андрей-Из-Москвы! :-)

Прошу извинить несколько резковатый тон моего последнего "комментария", так уж получилось, совершенно без злого умысла. Совершенно с Вами согласен насчёт "толкований" и путей, от "мелкого" приводящих к "крупному". Целью моего "комментария" было как раз обратить внимание дискутирующих на наличие глубоких тем в ГО (и не только), к которым, возможно, проэволюционирует настоящая дискуссия. Главная же Тайна Города, несомненно, продолжает меня интересовать (равно как и оставаться тайной), хотя я начинаю сомневаться, что сам до неё допру.

Хотелось бы ещё кое-что заметить об интересной идее Андрея из Москвы о Городе как "образе "истории социальных экспериментов".

Несколько идей по этому поводу: Если "интересующиеся" помнят, передвижение Города на юг являлось прямым следствием обезвоживания севера. Таким образом "Горожане" постоянно вынуждены всё начинать с начала, даже после отмены Гейгером обязательной смены профессий. Не потому ли в Городе отсутствуют какие-либо проявления настоящего искусства? Хотя скорее всего это просто потому, что в Городе нет настоящих творцов, или просто людей талантливых ("строителей Храма" так сказать). Ведь творцы будут творить независимо от властей и предписаний. Есть Изя Кацман -- он "жрец", есть Андрей -- он "потребитель". И Андрей так и не узнал Главную Тайну Города.

А не кажется ли Вам, благородные доны, что ГТГ - это не что иное, как цель Эксперимента, некое подноготное, с Экспериментом связанное? "Эксперимент есть Эксперимент." А что за эксперимент, почему, зачем?

И ещё одна мысль/вопрос. Почему Град ОБРЕЧЁННЫЙ? Почему он обречён? Потому, что социальные утопии невозможны или потому, что в Городе отсутствуют строители Храма Культуры, а вместе с ними и прогресс?

Разрешите присоединиться к поздравлениям семьи Нешмониных. Поздравляю ВСЕХ с наступающим Новым Годом! Всего ВАМ самого наилучшего, мир вашему дому и спокойствия на душе!


Ответить автору заметки!

Александр Нешмонин

Главная Тайна Города

Уважаемые друзья!

Мы еще не касались вопроса о происхождении и назначении "гиблого места", т.е. всей этой космографической конструкции. Вот мой анализ:

Происхождение может быть либо "(сверх)естественным", либо "искусственным". Первая версия (Ад) опровергнута самим БНС, значит, "гиблое место" создано по чьей-то воле.

Поехали дальше. Оно могло быть создано с научно-исследовательскими целями или для развлечения. Версию "развлечения" высказывает дядя Юра (помните: "как рыбки в аквариуме"?). Версия "научная" может, конечно, также рассматриваться, поскольку в тексте постоянно употребляется термин "Эксперимент". Я лично с первого же прочтения склоняюсь к "аквариуму", в который время от времени подсыпают различных "павианов", чтобы повеселиться и посмотреть, как они все там забегают! Научная версия, с моей точки зрения, никак не пляшет, поскольку уж больно бестолково этот "научный эксперимент" проводится для цивилизации, технически осилившей создание и поддержку "гиблого места". Да и каковы были бы цели такого эксперимента? Думается, только одна - изучение Человечества на предмет контакта. А вот этого, как мне кажется, совсем нет в намерениях экспериментаторов. Есть только этакий поверхностный интерес, как к муравьям. Мне вообще почему-то кажется, что всю эту кашу заварили те же существа, что высаживались на Землю в "Пикнике на обочине" - похожий почерк!

NIKOA, Кирилл Г., что вы думаете по этому поводу?


Ответить автору заметки!

NIKOA

КОЛЛЕГАМ!!!

Ребята, я совершенно не самоустранился. Идет процесс обдумывания того, что вы "подбросили". Есть определенные мысли, правда, весьма крамольные. Типа: миграция Города была нужна авторам только для того, чтобы отправить Андрея с Изей в путешествие. И больше ничего не означала. Предполагая, что даже у благородных донов есть предел терпения чужому нахальству и не желая поэтому схлопотать, хочу сначала для себя убедиться в правильности далеко идущих умозаключений.


Ответить автору заметки!

Александр Нешмонин

Главная Тайна Города

Уважаемые NIKOA и Кирилл!

Насколько я понял реплику Сергея Фирсова, он полагает, что Изя поведал Гейгеру, что, дескать, "над нами нет ни Бога, ни Черта". То есть, по "научной" версии - "хозяева" давно уже потеряли всякий интерес к Эксперименту; по версии "аквариум" - никакого Эксперимента вообще никогда и не было. Но, в любом случае, только от тебя одного зависит, как высоко ты будешь сидеть и как сытно ты будешь кушать. И именно эта информация "развязала Гейгеру руки" и породила новую (Гейгеровскую) попытку осуществления его новой "западной мечты".

Я когда-то думал над этим (когда БНС коственно поставил под сомнение версию с выключением Солнца как несколько мелковатую), но прогнал эти мысли. Мне кажется, идея о том что "хозяев нет", с одной стороны, довольно очевидна для многих жителей (дядя Юра, например, с самого начала говорит "а я думаю, главное - это ты сам, понял?..."), с другой стороны такая информация не дает Гейгеру ничего "практически", тогда как версия "Солнца" дает ему отличное оружие для манипуляции фермерами.


Ответить автору заметки!

NIKOA

Град Обреченный

Уважаемый Александр Нешмонин.

Реплика Сергея Филатова вызвала у меня довольно двойственные чувства - с одной стороны, некоторая безаппеляционность, с другой - следующее тут же из его вопросов подтверждение по крайней мере проблемности его отгадки.

Первое, БН в своих ответах оценил (абсолютно правильно, с моей точки зрения) те упражнения, которые мы ведем, как игру. В этой игре мне интересны все мысли собеседников, поскольку они заставляют думать и спорить. И зачастую "по касательной" лучше понять произведение, а также "раскрутить" БН на замечания "по ходу": чего в результате достиг я и что выношу на Ваш суд? Вся концовка романа, может быть, логически противоречива, но художественно полностью закончена. Герой романа не может духовно развиваться (участвовать в строительстве Храма). Это мое мнение и, возможно, Борис Натанович с ним не согласится. Но слова о "первом круге" на самом деле обращены не к Андрею, а к читателю. "Ты, читатель, вместе с героем прошел Град от начала до конца, что-то, наверное, понял. Думай, как жить дальше." Относительно ГТ. Я совершенно не согласен с Сергеем, что она логически просчитывается только на основе содержащейся в романе информации. Фактически, он сам это косвенно подтверждает, признавая существование в произведениях АБС "шкатулочек", содержимое которых известно только авторам (бесспорно такой художественный прием у Стругацких существует и широко ими используется для "оживляжа"). Поскольку глобальное смысловое значение подобных фрагментов невелико, мне кажется, мы делаем ошибку, подозревая у любимых авторов божественную или демоническую способность "всепредвидения" и "всеобъяснения". Пример - Красное здание. Что, отчего, почему, откуда - в данном случае вопросы избыточные и АБС даже не думали о них. Продолжая пример, на мой взгляд, красное здание есть некий конструкт, позволяющий резко обострить восприятие читателя и решить никак не связанные с формой вышепоименованного конструкта художественные задачи - монолог или внутренний диалог во время с Андреем в шахматы. (Это могло быть и в "сизом скворечнике", и вообще - "по желтому телефону"). ГТ во многом похожа на подобный конструкт. Отсутствие для авторов необходимости в глубокой логической проработке ГТ, в частности, дополняется еще и тем, что читатель знает ее "по факту", о чем Борис Натанович нам прямо и сказал. То есть читатель знает некий факт, но не знает, что это и есть Она - Главная Тайна Города. Соответственно, такая ситуация никак не ухудшает восприятия романа или его понимания.

Продолжая игру. Что мы знаем о тайне? Изя категорически не хочет ее разглашать "общественности", понимая, что это будет иметь некоторые прямые практические последствия. Тайной можно воспользоваться, и Гейгер расценивает ее как весомое практическое преимущество. Изя узнал о ней, копаясь в старых архивах то ли в 15, то ли в 50 километрах от мэрии. (Обо всем этом в разговоре Изи с Андреем перед обедом у президента, если не ошибаюсь). Итого. Мы (читатели) знаем некий факт, который имеет прямые практические последствия для жителей города и который они не знают. Что же это может быть? Мой ответ - возможность исхода. Как об этом могли узнать предыдущие жители Города - логически противоречиво, но не важно (конструкт). Преимущества норманнов, живших гораздо ближе к границе, над жителями современного Города, о которых Вы, Александр, упоминали - производный конструкт - ну невозможно, да и не нужно, построить абсолютно логически продуманную и непротиворечивую художественную систему, принципиально основанную на вымысле.

Пионэр к дискуссии готов!


Ответить автору заметки!

Петр

Продолжая игру

Уважаемый NOKIA!

Продолжая Ваши рассуждения. ГТГ, по словам самого БН - важный аспект существования людей в Городе. Плюс действительное, явное нежелание разглашать ее у каждого, кто знает. Плюс, косвенно, внутригородской политический аспект.

Так, может быть, это - фактическое бессмертие жителей в том смысле, что даже их гибель в мире города не является на самом деле гибелью, а лишь переходом на следующий круг?

Если это так, то сходится:

1) как Изя раскопал - нашел в архивах упоминание о той "прошлой жизни" (предыдущем круге) какого-то человека

1) почему все это скрывают - ясно, что отсутствие страха смерти приведет к ужасающим последствиям и делает невозможным существование Law & Order в понимании властей предержащих Города

2) это очевидно читателю и совсем не очевидно жителям, как и описывал БН.

Такие вот, возможно, дурацкие, мысли.

P.S. Огромное спасибо АБС за их творчество

P.P.S. Отдельное, дополнительное спасибо за цветную вращающуюся трехмерную схему отражателя в "Пути на Амальтею", появившуюся задолго до того, как о существовании GUI можно было даже предположить.

Предыдущая страница | Следующая страница


Off-Line интервью с БНС | Дискуссии в гостевой книге

Фантастика:    Братья Стругацкие:    [КАРТА СТРАНИЦЫ]    [ПОИСК]   

ТВОРЧЕСТВО: [Книги] [Переводы] [Аудио] [Суета]
ПУБЛИЦИСТИКА: [Off-Line интервью] [Публицистика АБС] [Критика]
    [Группа "Людены"] [Конкурсы] [ВЕБ-форум] [Гостевая книга]
ВИДЕОРЯД: [Фотографии] [Иллюстрации] [Обложки] [Экранизации]
СПРАВОЧНИК: [Жизнь и творчество] [Аркадий Стругацкий] [Борис Стругацкий] [АБС-Метамир]
    [Библиография] [АБС в Интернете] [Голосования] [Большое спасибо] [Награды]

Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
© "Русская фантастика", 1998-2001
© Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, 1956-2002
© Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
© Алексей Андреев, графика, 2001
   Редактор: Владимир Борисов
   Верстка: Александр Усов
   Корректор: Борис Швидлер
Страница создана в январе 1997. Статус офицальной страницы получила летом 1999 года