Русская Фантастика

Колонка редактора

Русская Фантастика
Русская фантастика => ПИСАТЕЛИ | Новости (Oldnews Курьер) | Премии и ТОР | Фэндом | Календарь | Книжная полка | Ссылки | Фотографии | Рисунки | Форумы | Интервью | XIX | Журналы => Если | Звездная Дорога | Книжное обозрение Конференции => Интерпресскон (Премия) | Звездный мост | Странник
Колонка редактора:




Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе




 
Публикация спорных мтериалов

(по материалам одного случая)

ВМЕСТО ЭПИГРАФА:
   "Вот что замечательно: если отвлечься от взрывов эмоций, от взрывов остроумия лицейского, имеющего целью повергнуть противника в прах любой ценой, а также от взрывов взаимных обвинений, вообще не имеющих никакого отношения к спору... так вот, если отвлечься от всего этого, то останется на удивление мало. Так, несколько тезисов.

Нам казалось тогда, что мы спорим по широчайшему кругу вопросов, а на самом деле спорили мы только об одном: прав Г.А. или нет. И как относиться нам к его правоте или неправоте. (Господи! Куда подевались все лекции по риторике и по культуре дискуссий? Ираклий Самсонович свидетель: шестеро мартышек, швыряющих друг в друга пометом и банановыми шкурками.)"

(с) АБС "Отягощенные злом"

   Хотим мы этого или не хотим, у нас регулярно будут появляться материалы, вызывающие бурные негативные реакции. Заранее предсказать, что материал будет таким, и что никто не обидится на то, что его где-то не перечислили - нельзя.

   И тем не менее про многие материалы МОЖНО заранее сказать - да, ТАКОЙ материал вызовет споры.

   Все ли споры хороши? Утверждается, что нет.
Нужны ли споры? Утверждается, что да.

   Как главный редактор сервера, я ниже задаю границы для споров и спорных материалов.

ВОЛЬТЕРИАНСТВО НАШЕГО ВРЕМЕНИ

   Если не ошибаюсь, то именно Вольтеру приписывается высказывание: "Я не согласен с вашим мнением, но я готов отдать жизнь за то, чтобы вы могли его высказать".

   Что это означает? Это означает, что статья, или рецензия, или какой-то другой материал может выражать идеи, с которыми в нашей редакции НИКТО не согласен. И это НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРИЧИНОЙ отказа в публикации! Изложение спорных, парадоксальных, но интересных идей делает материалы только более разносторонними и интересными большему кругу людей.

   Когда производится отбор материалов, так или иначе ограниченных одним направлением мысли (не будем уходить в конкретику ;) ), то споры, которые могут возникнуть - не более чем споры о том, сколько чертей может уместиться на игольном ушке ("50 или 100, вот в чем вопрос!"). Вопрос этот, безусловно, интересен и может даже породить плодотворную дискуссию ( ;) ), но уже само его рождение возможно только в ситуации строгой внутренней и внешней цензуры. Когда спорить желание есть, но предметы спора строго расписаны.

   Разнообразие, расширение круга вопросов спора возможны только, если в нем участвуют люди, имеющие существенно различающиеся взгляды на предмет.

ИТОГ:

   Просто несогласие с идеями статьи не будет на нашем сервере являться поводом к запрету публикации. Однако, как правило, БУДЕТ УКАЗЫВАТЬСЯ: "Мнение автора материала может не совпадать с мнением редакции сервера." Или даже: "Мнение автора НЕ СОВПАДАЕТ..." Этот комментарий направит спорщиков по правильному адресу - не к тем, кто делает сервер, а к автору материала.


КУЛЬТУРА СПОРА

   В "Рукописи ОЗ" (см. эпиграф) очень хорошо описана ситуация, когда спор перерастает в "швыряние пометом и банановыми шкурками".

   Более того, многие люди даже считают подобное "швыряние" непременным атрибутом споров. Поясняю. Везде в этом тексте под понятием "спор" понимается "спор культурный", он же "дискуссия". Т.е. это

  • во-первых, процесс обмена мнениями между сторонами, мнения которых не совпадают (что обогащает ОБЕ стороны),
  • во-вторых, "спор культурный" предполагает БЕЗУСЛОВНОЕ уважение к противоположной стороне (даже в ситуации, когда ее мнение шокирует),
  • в-третьих, спор (очередной раунд спора) обязательно заканчивается краткими выводами, после которых обе стороны расходятся, с уважением пожав друг другу руки (можно виртуально).

   Если кто-то скажет, что такие споры невозможны, я с удивлением посмотрю на этого человека. Мне регулярно приходится общаться с людьми, мнение которых по разным вопросам не совпадает с моим (а вам?!?!), и все почти всегда проходит более чем культурно.

   Если приведенные выше правила не соблюдаются, то это уже не спор, а РУГАНЬ КЛАССИЧЕСКАЯ. Согласны?

   И вот ее-то и надо пресекать В ЗАРОДЫШЕ! Пока не разгорелась.

ИТОГ:

    Публикации, содержащие явные провокации, с целью затеять небольшую драку на нашем сервере, НЕДОПУСТИМЫ. Особо запущенных драчунов рекомендуется окатывать ведром холодной воды (в виде четкой БЕЗЛИЧНОЙ политики отношения к таким #%$%#$.)


ЗАПАХ ГНИЛЫХ ПОМИДОРОВ

    Хорошо было в начале 19 века в приличном обществе. КАК ТОЛЬКО приличная дискуссия перерастала рамки "спора культурного" - сразу следовал вопрос ребром. И после этого вопроса либо приносились извинения (на самом деле очень часто) и все оборачивалось шуткой в подпитии, либо участники спора культурно стреляли друг в друга. В назначенное время, с секундантами и свидетелями. Эта добрая традиция весьма и весьма строго заставляла следить за своим языком. В том числе и в подпитии.

   В наше время даже весьма культурные люди нередко, ссорясь, превращаются в злобных павианов. В ход идет закидывание противника тухлыми помидорами, интриги, "мыемурукитеперьнеподаем" и т.д.

   И если бы это редко было! А то ведь постоянно! В результате вполне приличное место, где приятно было пообщаться, может быть быстро приведено в состояние ГРЯЗНОЙ ПОМОЙКИ, где все перебивает ЗАПАХ ГНИЛЫХ ПОМИДОРОВ.

   Вам НРАВИТСЯ вдыхать ЗАПАХ ГНИЛЫХ ПОМИДОРОВ???

   Думаю, что нет.

   Хотя я таких редких извращенцев знаю. Да и вы - тоже. Присмотритесь к спорам на каналах, в эхах, в форумах! Эти люди при первых признаках ругани появляются как из-под земли, и жадно начинают впитывать ругань и запах тухлых яиц.

   Лучшие из них устраиваются работать в желтую прессу и СМАЧНО описывают, какая знаменитость с кем поругалась в каком ресторане в прошлый вторник.

   Иногда такие люди САМИ провоцируют ругань. Самыми казалось бы невинными вопросами. (ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ, КАК У НИХ ВОНЯЕТ ИЗО РТА ПРИ ЭТОМ???) А потом с аппетитом наблюдают, что из их вопросов получилось. Они ведь опытные. Они знают, что у такого-то больное место там-то, а у такого-то там-то. Они сами слышали, как в прошлый раз такой-то распалился от этого, и им не терпится повторить зрелище.

   В приличном обществе таких отстреливают. ;) Раньше отстреливали буквально. Сейчас - из плюсомета (в ФИДО), или злобно банят (на IRC), или блокируют IP (в форумах).

   Ну не нужны такие люди в приличном обществе!

   И только бульварные газеты, удовлетворяя запросы "Самых-Самых Простых Читателей", прикармливают и ценят таких провокаторов. Бог им в помощь... Пока существуют "Простые Читатели" - будут существовать бульварные газеты. Мы с ними работаем для РАЗНЫХ аудиторий.

ИТОГ:

    Сервер "Русская фантастика" говорит решительное НЕТ "запаху гнилых помидоров". И если даже ОЧЕНЬ уважаемым господам захочется облить кого-то помоями (или кому-то захочется облить помоями уважаемых господ) - ищите другое место. Серверов бесплатного хостинга - полно.


КРИТЕРИИ

   Оч-ч-чень и очень хороший (а, главное, практический) вопрос - "Как определять скандальность материала?" Ответ: скандальность материала должен очень хорошо чувствовать редактор раздела.

   Признаки того, что материал нельзя публиковать (для примера):

  • Обсуждается не ПОЗИЦИЯ (или МНЕНИЕ) человека, а его ЛИЧНОСТЬ! ЛЮБОЙ переход на личности (даже в шутку) - недопустим.
  • Используется явное передергивание фактов. Т.е. вам известно, что факты, к которым апеллирует статья, подобраны ОЧЕНЬ избирательно.
  • Чуть не забыл: способы домашнего приготовления наркотиков, адреса проживания негров, любая порнография, а также другие вещи, запрещенные текущим законодательством, тоже недопустимы. ;)

   Если возникло ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, что материал кем-то будет воспринят неоднозначно, правильный подход - связаться с этим человеком и показать ему материал. Неправильный - опубликовать и ждать реакции этого человека.

   Второй подход тяготеет к разжиганию скандалов (см. про "гнилые помидоры").

   В случае, если кто-то считает, что материал - наезд, а редактор считает, что это литературный спор - решение о публикации (о снятии публикации) принимается голосованием на редколлегии.

   В особо запущенных случаях (мнения на редколлегии разделились) решение принимает главный редактор сервера.

ИТОГ:

    Разгорание скандала на материале, на котором можно было спрогнозировать скандал, рассматривается как НЕДОСМОТР РЕДАКТОРА РАЗДЕЛА.


   Итак, выше определены, во-первых, важность спорных материалов, а во-вторых, границы, отделяющие их от скандалов, и наши действия в случае их возникновения.

   Ведь надо понимать, что скандалы бывают разные.

   Самый простой и распространенный - это взять и наехать на кого-то. Вот и скандал на ровном месте. Это классический путь бульварных газет. Они себе таким образом РЕГУЛЯРНО рекламу устраивают. А если кто-то с ними судиться начинает, так даже хорошо - это ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ реклама!

    Другой вид скандала - это взять и начать защищать кого-то. Например, забрали невиновного человека - а какое-то СМИ об этом написало. Или распоясался рэкет в районе - публикацию об этом. Такие вещи и скандальными-то язык назвать не поворачивается. Это и тяжело, и боязно. И славы, в общем-то, мало. Хотя, возможно, и большое дело сделано будет. Публикации такого вида СКОРЕЕ ВСЕГО будут поддержаны редакцией. Но это, пожалуй, единственный вид скандала, на который мы пойдем.

Искренне ваш,
Дмитрий Ватолин
главный редактор сервера "Русская фантастика"



Актуальная информация служба открывания дверей тут. . Самая подробная информация в прозрачном белье на сайте.
Вверх  

Колонка редактора =>  О стратегиях | Сказание о метроллях | Интервью на Радио свобода | Итоги 2001 года | Первая колонка | Суть "Русской Фантастики" | Итоги последнего года | Публикация спорных материалов | Реклама в Сети | Интервью с Борисом Стругацким | Страницы на английском | Лингвоанализатор | Как открыть раздел | Электронные книги | Наша премия | Интерпресскон-2001 | Интервью с Д.Ватолиным | История фэндома | 5-летие сервера | Страница К.Булычева | Золотая осень | Молодому писателю | Размеры и рост | Музыка | Поэзия
О "Русской Фантастике" =>  Карта | История сервера | Редакция | Кто нам нужен? | Списки рассылки | Поиск | Наши баннеры | Награды | Ссылки на РФ | Зеркала
Русская фантастика => ПИСАТЕЛИ | Новости (Oldnews Курьер) | Премии и ТОР | Фэндом | Календарь | Книжная полка | Ссылки | Фотографии | Рисунки | Форумы | Интервью | XIX | Журналы => Если | Звездная Дорога | Книжное обозрение Конференции => Интерпресскон (Премия) | Звездный мост | Странник

Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Русская фантастика Гл. редактор. Дмитрий Ватолин 1997-2002, © Дизайн. Белоусов Павел 2002.
Верстка. Северов Вячеслав, Юрченко Алексей, Белоусов Павел 2002.
Актуальная информация служба открывания дверей тут. . Самая подробная информация в прозрачном белье на сайте.