Русская Фантастика

Колонка редактора

Русская Фантастика
Русская фантастика => ПИСАТЕЛИ | Новости (Oldnews Курьер) | Премии и ТОР | Фэндом | Календарь | Книжная полка | Ссылки | Фотографии | Рисунки | Форумы | Интервью | XIX | Журналы => Если | Звездная Дорога | Книжное обозрение Конференции => Интерпресскон (Премия) | Звездный мост | Странник
Колонка редактора:




Поиск на Русской фантастике:

Искать только в этом разделе




 
Еще раз об электронных книгах

   Как ни странно, но до сих пор иногда продолжает раздаваться вопрос: "Так вы за электронные книги или против?". И прямо чувствуется, что вопрос с подковыркой. ;) Если ответить на него "За", то это значит против писателей, а если "против", то волна протестов со стороны читателей обеспечена.

   Отвечаю всем сразу и четко: МЫ НЕ ЗА И НЕ ПРОТИВ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГ. МЫ ЗА ТО, ЧТОБЫ АВТОР МОГ КОНТРОЛИРОВАТЬ ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ.

   Вопреки распространенному заблуждению, авторы не против того, чтобы выкладывать свои книги в сети. У нас на сервере сейчас живут страницы 13 русских фантастов, причем фантастов лучших. И ни Стругацкий, ни Булычев, ни Крапивин, ни... (список длинный) не против размещения своих книг в электронном виде. Но только тех книг, которые они скажут. И с возможностью управлять размещением.

    То есть писатели, на самом-то деле совершенно спокойно и адекватно относятся к размещению своих текстов. А против размещения части книг у них есть серьезные аргументы. Во-первых, если книгу считает неудачной большинство читателей (а такое случается даже с мэтрами), то ее размещение не приносит автору ничего, кроме потока отзывов типа "Я разочарован!". И кому такой мазохизм приятен? Только садистам, которые настаивают на выкладывании этих книг... Во-вторых, и это главное, в договорах издательства сейчас явно оговаривают нераспространение текста в сети. И если писатель подписывает такой договор, то его гонорар зачастую будет зависеть от количества "допечаток" тиража. А количество допечаток, в свою очередь, будет зависеть от масштабов распространения текста в Сети.

   И не надо говорить "Да сколько там этих книжек скачают!" ("Да скильки там той зимы!"). Если автор популярен (а книги других мало кому интересны и выложить их не требуют), то скачают много. У нас на сервере только "Лабиринт отражений" выкачивался по 3000 экземпляров в месяц, а из библиотеки Мошкова сейчас скачивается до 2.000.000 книг в месяц. Библиотек же в сети много. И на компактах выходит даже больше книг, чем в самых полных сетевых библиотеках. Это уже вполне приличные масштабы и серьезных людей, которые бы их недооценивали, пожалуй, не осталось.

   Подчеркну еще раз: НИКТО НЕ ВЫСТУПАЕТ ПРОТИВ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГ. Электронные книги уже давно есть и только набирают силу. Недавно мне посчастливилось побывать в Российской Государственной Библиотеке (бывшей Ленинке), где просто поразил их цех по сканированию (они оцифровывают больше 1000 книг в месяц для "Русского курьера" и других проектов). Цех - это 2 комнаты, в одной из которых стоит 12 больших аппаратов для бесконтактного сканирования. Аппараты Minolta - это большая камера с переключателями и жидкокристаллическим дисплеем, висящая над большим столом с изменяемой геометрией, позволяющим положить раскрытую книгу ровно (утопив правую или левую половину). Управление сканированием педальное. Рядом дисплей, на котором можно поправить поля. Сканирует с разрешением 600 точек на дюйм, разворот (две страницы) за 8 секунд. Т.е. только успевай перелистывать страницы и на педаль жать. Специальные программы на машинах в соседней комнате переводят полученные изображения в текст. Т.е. в промышленных масштабах и с отличным качеством в РГБ сегодня идет подготовка и продажа электронных книг (цены можно уточнить на сайте). Желающие могут продолжать говорить, что у электронных книг нет будущего. ;) Это ничего не изменит, паровоз набрал ход.

    Для писателей (и издателей) основное отличие электронных книг от бумажных в данный момент заключается в том, что бумажные книги продаются и писатель получает процент с продажи, а электронные книги в большинстве случаев распространяются бесплатно. Причем если они и продаются (на тех же CD-ROM), то как правило автор не получает ничего. Да, можно привести в пример Стивена Кинга, получившего около миллиона долларов за свои электронные книги. Да, можно привести в пример Сергея Лукьяненко, получившего неплохой гонорар за сетевую публикацию "Прозрачных витражей". Но в подавляющем большинстве случаев сейчас ситуация скорее обратная.

    Более того, уже есть пример сетевого магазина (не хочу его называть, он и сейчас работает), который продавал электронные книги наших фантастов ВООБЩЕ без отчислений авторам. Более того - когда один из авторов потребовал снять книгу - ему отказали и он с трудом своего добился(!!!). Магазин находится в Канаде и в таких случаях своего добиваться тяжело. Когда ярых сторонников спрашивают, на что же жить писателю в складывающейся ситуации, то мудрые фанаты электронных книг советуют либо жить с продажи сувениров ("как музыканты"), либо со статей и интервью ("как журналисты"). И в пример приводятся западные писатели. Все бы ничего, но у нас, на родине слонов, совершенно не принято ни платить отчисления за значки и майки ("Это же ваша реклама!"), ни платить за интервью ("Это же бесплатная реклама!"). На практике остается только зарабатывать в какой-то другой области.

    Серьезной аргументации за свободные электронные книги для профессиональных авторов я, увы, так и не слышал. Причем зачастую аргументы заставляют вспомнить известную басню Эзопа о гусыне и золотых яйцах: "Бедный-бедный крестьянин в один прекрасный день обнаружил в гнезде своей гусыни сверкающее золотое яйцо. Он решил, что это шутка, но не выбросил яйцо, а отнес его к ювелиру. Оказалось, что яйцо из чистого золота. Крестьянин не мог поверить в свою удачу! Но еще больше он изумился, когда на следующий день история повторилась. Отныне каждое утро крестьянин спешил к гнезду гусыни и находил там очередное яйцо. Он и его семья стали богаты, жизнь превратилась в сказочный сон. Но вместе с богатством пришла жадность и нетерпение. Стало тяжело дожидаться утра. И тогда крестьянин решил убить гусыню и добыть все яйца разом. И убил, но внутри ее ничего не оказалось. Так крестьянин остался без гусыни, несущей золотые яйца."

    И теперь каждый раз, когда я вижу как очередной чудак сканирует и распространяет свежую книжку автора, не дожидаясь срока окончания запрета издательства, я вспоминаю нетерпеливого крестьянина. В психологии крестьян со времен Эзопа явно ничего не изменилось... ;) И вы думаете также как тот крестьянин?

    Тема электронных книг обсуждается уже давно. У нас на сервере в 1998 году, когда споры стали особенно жаркими был открыт список рассылки "Новости электронных библиотек" в котором уже два года идут новости электронных библиотек и до библиотекарей доводятся запреты авторов и издательств. Кроме того, был создан форум http://rusf.ru/compulib/ (который скоро будет перенесен на http://forum.rusf.ru). Высказывайтесь!

    Еще раз, конспективно: Никто не выступает против электронных книг. Электронные книги - это революция по масштабам сопоставимая с появлением книгопечатания. Но наиболее правильной была бы ситуация, когда автор и только автор решает - отдать книгу в свободный доступ или нет.

Искренне ваш,
Дмитрий Ватолин
главный редактор сервера "Русская фантастика"



Вверх  

Колонка редактора =>  О стратегиях | Сказание о метроллях | Интервью на Радио свобода | Итоги 2001 года | Первая колонка | Суть "Русской Фантастики" | Итоги последнего года | Публикация спорных материалов | Реклама в Сети | Интервью с Борисом Стругацким | Страницы на английском | Лингвоанализатор | Как открыть раздел | Электронные книги | Наша премия | Интерпресскон-2001 | Интервью с Д.Ватолиным | История фэндома | 5-летие сервера | Страница К.Булычева | Золотая осень | Молодому писателю | Размеры и рост | Музыка | Поэзия
О "Русской Фантастике" =>  Карта | История сервера | Редакция | Кто нам нужен? | Списки рассылки | Поиск | Наши баннеры | Награды | Ссылки на РФ | Зеркала
Русская фантастика => ПИСАТЕЛИ | Новости (Oldnews Курьер) | Премии и ТОР | Фэндом | Календарь | Книжная полка | Ссылки | Фотографии | Рисунки | Форумы | Интервью | XIX | Журналы => Если | Звездная Дорога | Книжное обозрение Конференции => Интерпресскон (Премия) | Звездный мост | Странник

Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Русская фантастика Гл. редактор. Дмитрий Ватолин 1997-2002, © Дизайн. Белоусов Павел 2002.
Верстка. Северов Вячеслав, Юрченко Алексей, Белоусов Павел 2002.