Рецензия на повесть Виктора Болдырева «Геутвель» [в тексте – «Гетувель»]
(276 стр.)
С именем Виктора Болдырева я столкнулся впервые более десятка лет назад,
когда мне пришлось «доводить» [зачеркнуто: первую] в Детгизе первую часть
его трилогии, «Гибель Синего Орла». И должен сказать, что с той поры автор
далеко шагнул вперед, как писатель. Романтическая повесть «Гетувель» есть
именно то, что намеревался создать Болдырев, – романтическая повесть, по
сюжету, по теме, по стилистике, по способу обрисовки действующих лиц. Мне
кажется, я не очень ошибусь, если поставлю «Гетувель» в один ряд с лучшими
и прославленными произведениями Майн-Рида и Фенимора Купера.
Не стоит подробно излагать содержание повести – автор остался верен своей
прежней страсти – Советскому Дальневосточному Северу. Описывается эпизод
последних отчаянных попыток чукотских феодалов (я плохо знаю [зачеркнуто:
этот н] историю этого народа, но судя по тому, как описывает его Болдырев,
владельцев многотысячных стад оленей, державших в [зачеркнуто: подчин]
беспрекословном повиновении десятки и сотни соплеменников, можно с
некоторыми оговорками считать настоящими феодалами) сунуть палку в колесо
истории, избежать интеграции с «социалистическим окружением» в
послевоенный период. Великолепное знание материала, хорошо и круто
сделанная интрига, обаятельные образы героев придают повести Болдырева
необычайное очарование, которое не заглушается [зачеркнуто: даже]
стилистическими неточностями, кое-где многословием и растянутостью. Скажу
прямо: закрывая папку с рукописью, я знал больше, чем открывая ее.
Правда, несколько инородным телом выглядит в повести последний
эпизод – [зачеркнуто: находка] начиная с обнаружения избы первопроходца и
кончая изложением содержания «заветной казачьей книги». Слишком явно
чувствуется здесь стремление автора «оживить» сюжет, а этого ну совершенно
не требуется. Эпизод по нужде получился скомканным,
неправдоподобным – даже романтическому герою нужно строго отмеривать
число случайных удач. Мое предложение: ограничиться в повести находкой
избы, а все следствия из этой находки перенести в третью часть трилогии,
где ввести их в сюжетную ткань органично и тактично, не так, как здесь. А
материал, безусловно, очень любопытный, хотя, как я понимаю, целиком лежит
на совести автора.
Вывод. Настоятельно рекомендую выпустить эту повесть, как и «Гибель Синего
Орла», отдельным изданием или, значительно сократив, дать в очередном
выпуске «Мира приключений».
7.06.72
[Предыдущая рецензия]
Список рецензий АНС
[Следующая рецензия]
|