Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ПУБЛИЦИСТИКА

 


Рецензия на научно-фантастические рассказы и повесть Евгения Ларина («Не хочу знать», «Ответ», «Стимулятор доктора Туркина», всего 113 стр.)

[В самом начале листа подсчет: 21 + 34 + 58 = 113]

Содержание:

«Не хочу знать». Двое молодых ученых (в капиталистической стране) создают диагностическую машину, которая способна с большой точностью предсказывать срок смерти индивидуума. Один из них, большой энтузиаст, подвергает себя [зачеркнуто: диагностированию] диагнозу и узнает, что умрет тогда-то и тогда-то. [зачеркнуто: Это повергает его в тако] Психический шок, который [зачеркнуто: он при] за этим следует, полностью выбивает его из колеи, он бросает работу, любимую девушку и [зачеркнуто: исчезает] бежит от друзей и знакомых. Зловещее знание постепенно расшатывает его психику, и он кончает жизнь самоубийством задолго до назначенного срока. Второй ученый оказался умнее и подлее. Интуитивно чувствуя, чем грозит такое знание, он обращает общественное зло в личное добро, [зачеркнуто: приспос] эксплуатируя машину для предсказаний срока смерти за деньги. Разумеется, женится на покинутой девушке своего бывшего партнера.

Рассказ написан в форме довольно примитивного [зачеркнуто: научно-фантастического] политического памфлета на научно-фантастической основе. По теме повторяет отличную повесть Ольги Ларионовой «Леопард с вершины Килиманджаро», но художественно несравненно слабее.

«Ответ». Двум сотрудникам некоего НИИ одновременно представляется некая сложная кривая. [зачеркнуто: Наров, один из сотрудников,] Сотрудники делают правильный вывод, что это результат усилий некоей внеземной цивилизации связаться с человечеством посредством телепатемы. Но один из сотрудников боится быть поднятым на смех и потому отмежевывается от этой темы, а другой, Наров, бросив все обычные дела и (конечно) любимую девушку, принимается увлеченно разрабатывать эту загадку. Товарищи и начальство его не одобряют, и напрасно: он оказывается прав. Телепатема с годами усиливается, со всех концов Земли поступают сообщения о людях, которые ее принимают. Наров встает во главе международной организации, которая планирует «ответ» неизвестным индукторам. Настоящий триумф приходит, когда все человечество, как один человек, организуется в один обусловленный момент времени [зачеркнуто: «думать» в] [зачеркнуто: «подумать»] представить себе в уме эту кривульку. Мощности для телепатического послания при этом оказывается достаточно, и человечество получает в ответ очень отчетливое изображение знакомой кривой в сознании каждого человека.

Замысел не лишен интереса, но рассказ написан вяло и скучно, на очень поношенной моральной подкладке.

Стимулятор доктора Туркина. Живет на свете молодой человек, почти юноша. Мечтает быть знаменитостью в мире искусства. Но то ли нет данных, то ли интриги, и в мир искусства он не попадает. Вместо этого его «по блату» засовывают [зачеркнуто: в лабораторию] в качестве лаборанта в один из НИИ. Он работает в лаборатории доктора Туркина, Сыча тож, работой не интересуется, филонит, как может, и вообще он несчастен, тем более что у него сердечные неудачи. Между тем Сыч создает удивительный препарат «Т», активизирующий незадействованные резервы человеческого мозга. [зачеркнуто: В мом] Стечение обстоятельств (домашние неприятности, благотворное воздействие комсорга, пьяная драка в ресторане) толкает юного героя на [зачеркнуто: под] хулиганский подвиг: он проникает в лабораторию и принимает дозу «препарата Т». Фантастическое воздействие препарата приводит к удивительным, но реалистическим последствиям. Герой осознает, какой мелкой дрянью он был раньше, как интересен окружающий мир, и что нужно учиться, учиться и учиться.

Эта повесть по художественному [зачеркнуто: ...ным качествам] уровню разительно отличается от предыдущих двух рассказов. [зачеркнуто: Не очень] Непохоже даже, что писал их один и тот же человек. Отлично и психологически точно очерчен образ героя, интересно получилось описание ощущений и психики героя после эксперимента. Несколько банален общественный конфликт между научными силами в НИИ, но здесь, видно, мало что можно сделать. Мне представляется, что повесть следовало бы «дотянуть», поработав над деталями [зачеркнуто: и тщательно] в смысле их отбора и уточнения. Тогда я охотно рекомендовал бы ее в «Мир приключений».

5.01.72

[Если сюжет последней повести напомнил вам «Пробуждение» Севера Гансовского, то уточняю: «Пробуждение» было опубликовано в конце 1969 года в журнале «Химия и жизнь». — БВИ.]

[Предыдущая рецензия]     Список рецензий АНС     [Следующая рецензия]


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2012
      © Аркадий Стругацкий, текст, 1963-1972
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года