Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ПУБЛИЦИСТИКА

 


Рецензия на повесть Емцева и Парнова «Только четыре дня» (179 стр.)

Академик Кузовкин, руководитель лаборатории генетических структур, и его возлюбленная и помощница Рита, исследуя биологические образцы, взятые с борта потерпевшей аварию экспериментальной космической ракеты, наткнулись на некое открытие. Суть этого открытия осталась невыясненной, потому что Кузовкин погиб («разлетелся в пыль») при таинственных обстоятельствах, связанных с исследованиями, а Рита внезапно покончила [зачеркнуто: жизнь самоубийством] с собой. Герой повести, ученый Второв, приняв на себя руководство лабораторией, вынужден заняться расследованием этих неприятных происшествий. В результате гибнет, рассыпается в пыль здание его собственной лаборатории, погибает любимый лаборант, самого Второва подозревают во вредительстве или преступной небрежности. [зачеркнуто: По-видимому, суть открытия] В конце концов Второву удается раскрыть тайну Кузовкина. Ракета принесла из космоса самовоспроизводящиеся ДНК [зачеркнуто: невиданно прочной структуры] невиданных свойств, поражающие любой (кроме [зачеркнуто: металлического] металлов) материал, превращая его в подобные себе структуры.

Таково содержание повести.

Научный детектив, мучительный и лихорадочный поиск острой мысли, один из наиболее любимых читателем видов фантастической литературы, [зачеркнуто: заложен] основание которому положил «Звездными кораблями» И.Ефремов.

Написан со знанием дела, производит впечатление уверенности и полной ориентированности авторов в обстановке научной работы. Странный, очень импонирующий синтез романтики научного поиска с реализмом фона вненаучных интересов героя. Читается с захватывающим интересом.

И все-таки в таком виде повесть публиковать нельзя. Повесть пока сырая. Не вдаваясь в [зачеркнуто: конкретные] исследование причин, по которым возникает такое досадное ощущение, позволю себе прямо перейти к конкретным предложениям – не в последовательности повествования, а по степени важности.

1. Необходимо коренным образом переделать, а именно – расширить четвертую, последнюю главу. Даже если авторы откажутся показать ход мысли Второва на последнем этапе расследования, надо все-таки объяснить, что произошло на Пустом озере, как там очутился Багров-Кузовкин, что это за «зона ужаса» и все остальное, ибо совершенно неясным для квалифицированного читателя (рецензент считает себя таковым), что, собственно, следует из открытия Кузовкина и как все пришло к благополучному концу.

2. Необходимо сильно сократить первую половину первой главы, экспозиция с деталировкой поведения Второва непомерно растянута. Возможно, имеет смысл начать повесть прямо с беседы Второва с директором, а затем подать [зачеркнуто: его] ситуацию с письмом и воспоминание о жене ретроспекцией в кабине вертолета – это волей-неволей будет короче, уберутся сами собой «нестреляющие ружья»: воспоминание о рыбной ловле и таинственные вспышки в глубине запретной зоны.

3. Совершенно посторонней и слишком явно конъюнктурной является в повести линия Михайлова (чиновника от науки) и Плещенко (Лысенко). Дело не только в том, что такие фигуры в советской науке обречены на вымирание, а действие повести происходит в будущем, хоть и не очень отдаленном. Главное – здесь авторам изменило чувство литературного такта. Михайлов и Плещенко выскакивают [зачеркнуто: из] в повесть из небытия явно специально для того, чтобы авторы имели возможность предать их [зачеркнуто: публичному] осуждению читателя. Работа на читателя – так это называется. Работа, не оправданная ни художественными требованиями, ни развитием сюжета. Да и больно уж откровенно они глупы и попрочны. Для средней руки памфлета о недостатках в научном мире они бы еще сгодились, а в этой повести – нет. Не влезают.

4. Плохо мотивировано и слишком натуралистично подано самоубийство Риты. Если она знала тайну Кузовкина [зачеркнуто: , так] и действительно его любила, то как она могла «убиться» и [зачеркнуто: унести] таким образом совершенно уничтожить всякую возможность для других ученых попытаться помочь Багрову-Кузовкину? Допустим, что она имела для этого какие-то логические или эмоциональные основания. Тогда где они? Что в ее характере это предполагает? Линию Риты надо разработать особенно тщательно.

5. Карикатура на журнальных работников совершенно выпадает из тона и стиля повести. И зачем она? Чтоыб оправдать вступительную беседу с корреспондентом? Но эта вступительная беседа антилитературна. Ее необходимо убрать, чтобы и следа ее не было. Она многое портит, предваряя разгадку тайны, за которой читатель следит с большим интересом.

6. Мелочи. Пьянка в [зачеркнуто: директорском] кабинете покойного Кузовкина. Короткие надписи на стенах. Рассказ о появлении Багрова, в котором сразу же читатель (но не персонажи повести) угадывает Кузовкина. Допрос Второва [зачеркнуто: в кабинете] у директора, где все пытаются установить степень виновности Второва и никому в голову не приходит поинтересоваться причинами загадочной катастрофы.

Я полагаю, что [зачеркнуто: по исправле дорабатыв повесть] указанные доработки превратят повесть в интересное и значительное произведение научной фантастики, которое украсит любое издание.

16.02.65

 

[Предыдущая рецензия]     Список рецензий АНС     [Следующая рецензия]


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2012
      © Аркадий Стругацкий, текст, 1963-1972
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года