Рецензия на приключенческую повесть С.Жемайтиса «Гибель «Лолиты» (5 авт. листов)
Робинзонада и «пиратская» повесть – классические виды приключенческой литературы со времен Дефо и Стивенсона. Им отдавали должное такие мастера, [зачеркнуто: про] как Эдгар По, Жюль Верн, А.Конан-Дойл, Джек Лондон. Не приходится сомневаться, что и советский [зачеркнуто: молодой] читатель отлично принимает [зачеркнуто: такие] произведения, где герою, обыкновенному молодому человеку, представляется множество случаев выказать мужество, ловкость, стойкость и изобретательность в борьбе с природой или врагами. Сочетанием робинзонады и «пиратской» темы на новом материале с новыми героями является предложенная С.Жемайтисом повесть «Гибель «Лолиты».
Повествование ведется от первого лица, и надо сказать, что простая, бесхитростная манера письма, свойственная Жемайтису, которого мы знаем по [зачеркнуто: ра] отличным рассказам о войсковых разведчиках, не подвела автора и в данном случае. Впечатления юноши, почти мальчика, лишенного [зачеркнуто: саморе] какой бы то ни было тенденции к саморефлексии, измотанного чудовищным круговоротом Второй мировой войны, подаются в чистом, лишенном каких бы то ни было попыток анализа виде, и именно такой стиль повествования, независимо от того, нарочито или случайно принят он автором, составляет одно из [зачеркнуто: дост] важных достоинств произведения.
Другое достоинство – хорошо отработанный сюжет. Действие повести «крутится» на небольшом пятачке [зачеркнуто: , где-то] в районе гибели контрабандистской шхуны «Орион», и это позволяет автору полностью оправдать в глазах читателя всю цепь случайностей, постоянно и последовательно сталкивающих героя с подлецом и мерзавцем, фашистом Питером. [зачеркнуто: Действительно,] Случайность здесь непрерывно оборачивается необходимостью. «Лолита» не могла не появиться в районе гибели «Ориона» – ей нужно было затонувшее оружие. Герой не мог не вернуться на атолл – катамаран полинезийцев должен был пойти к атоллу за копрой. Фома и его друзья не могли миновать «Мельбурн» – именно «Мельбурн» был [зачеркнуто: цель] объектом пиратского нападения. И так далее.
Ясными и простыми выглядят герои повести – и положительные, и отрицательные. И тоже не случайно. Действие повести разворачивается в условиях, исключающих возможность колебаний, сомнений, полутонов, зависимости от настроения. Это придает повести добрый романтический оттенок, столь важный и необходимый для укрепления юного читателя во внушаемых ему позициях [зачеркнуто: зла и] добра против зла.
Повесть можно и нужно публиковать. Желательна небольшая работа в смысле стилистической правки, которая легко может быть выполнена редактором. Думается, эта повесть получит у читателей хорошие отзывы.
[Предыдущая рецензия]
Список рецензий АНС
[Следующая рецензия]
|