Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

БОРИС СТРУГАЦКИЙ

 

 

БОЛЬШАЯ СТРУГАЦКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

[Предыдущая часть]     Оглавление     [Следующая часть]

О

О — «Отель «У погибшего альпиниста», «Обитаемый остров», «Отягощенные злом». Буква, с которой братья Стругацкие, казалось бы, предпочитают называть свои повести, если бы не было буквы П (см. П).*

ОВЕН. Довольно сильный знак (стихия огня). Достался БНС по случаю (15 апреля). За составление досье Овна ни один КЛФ и ни один драбант ответственности не взял. Поэтому скорей всего это — НФ (народная фантастика). Характер сильный, натура властная, честолюбив, несколько импульсивен и склонен к преувеличению, отличается агрессивностью и отсутствием такта. Достигнув цели, скоро теряет к ней интерес. Обостренная любовь к справедливости. Главный смысл жизни — работа. Наделенный большой силой воли, смелостью и быстротой реакции, может быть великолепным хирургом или врачом-диагностом, талантливым полководцем и журналистом, администратором и государственным деятелем. Но тут ему мешают отсутствие тонкости, деспотичность и высокомерие. Имеет успех у женщин. Но он, как правило, плохой семьянин, так как ревнив, вспыльчив и груб. Больше любит друзей, чем семью. (См. все другие статьи БСЭ. См. внимательно!)

ОБРАЗЕЦ. «Мой брат, Аркадий Натанович Стругацкий, был для меня образцом поведения и носителем единственно верного мировоззрения на протяжении всего моего детства и отрочества. Увлечение математикой и астрономией (которые я сохранил на всю жизнь) я перенял у него. Любовь к фантастике — в конечном счете тоже. Даже и самое желание «бумагу марать под треск свечи» тоже от него, только он начинал с прозы, а я со стихов...» БНС.

АНС утверждал: «Вероятно, десятимиллионную (или больше?) армию любителей фантастики интересуют три главных проблемы:

1. Отражение в литературе страхов и отчаяния человечества в наше страшное время.

2. Попытки воссоздать в литературных образах те общественно-политические идеалы, к которым нам надлежит устремляться.

3. Простое, незамысловатое удовольствие».

АНС завещал: «Тысячелетия глядят на нас с надеждой, что мы не озвереем, не станем сволочью, рабами паханов и фюреров».

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ. Заполнен Б.Стругацким по просьбе редакции газеты «Петербургский литератор».

1. Страна, к которой Вы относитесь с симпатией? Великобритания.

2. Самая замечательная историческая личность? Януш Корчак.

3. Историческая личность, вызывающая у Вас отвращение? Е.Ярославский.

4. Самый выдающийся человек современности? Солженицын.

5. За что Вы любите своего друга? За все.

6. Ваши отличительные черты? Рациональность, склонность к рефлексии.

7. За что Вы любите жизнь? За все.

8. Что бы Вы подарили любимому человеку, если бы Вы были всемогущи? Здоровье.

9. Чего Вам недостает? Бытового оптимизма.

10. Чего Вы хотите добиться в жизни? Свободы.

11. Ваш идеал женщины? Верность + доброта + ум.

12. Какое событие было для Вас самым радостным? Какое — трагедией?

13. Ваш любимый афоризм, изречение? «Все проходит».

14. Выражение, характерное для Вас?

15. Что бы Вы сделали в первую очередь будучи главой государства? Обеспечил бы свободу свободным духом.

16. Ваша мечта? «Они жили долго и умерли в один день».

17. Вы счастливы? Почему?

18. Хотите ли Вы быть великим и почему?

П

П — «Путь на Амальтею», «Понедельник начинается в субботу», «Попытка к бегству», «Полдень, XXII век», «Пикник на обочине», «Парень из преисподней». Буква, с которой братья Стругацкие действительно почему-то предпочитают называть свои повести.

ПАТРИОТИЗМ. По словам одного из классиков, последнее прибежище негодяев.*

ПАРАБЕЛЛУМ — см. Люгер.

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЛИТЕРАТОР». Газета Союза писателей СПБ, где БНС выступает с реалистическими комментариями по актуальным проблемам современности. Член редколлегии газеты.

ПЕСНЯ. Владимир Туриянский положил на музыку стихотворение из повести АБС «Страна багровых туч», написанное БНС. Так и родилась песня.

ДЕТИ ТУМАНА

Муз. В.Туриянского

Стихи Б.Стругацкого

Ты слышишь печальный напев кабестана?
Не слышишь? Ну что ж — не беда...
Уходят из гавани дети тумана,
Уходят. Надолго? Куда?

Ты слышишь, как чайка и стонет, и плачет,
Свинцовую зыбь бороздя?
Скрываются строгие черные мачты
За серой завесой дождя...

В предутренний ветер, в ненастное море,
Где белая пена бурлит,
Спокойные люди в неясные зори
Уводят свои корабли.

Их ждут штормовые часы у штурвала,
Прибой у неведомых скал,
И бешеный грохот девятого вала,
И рифов голодный оскал.

И жаркие ночи, и влажные сети,
И шелест сухих парусов,
И ласковый теплый целующий ветер
Далеких прибрежных лесов.

Их ждут берега четырех океанов —
Там плещет чужая вода...
Уходят из гавани дети тумана.
Вернутся не скоро... Когда?

ПОЛИФЕМ. Якобы древний грек (см. «Второе нашествие марсиан»), о котором в повести сказано: «Этот Полифем жить не может без патриотизма. Без ноги он жить может, а без патриотизма у него не получается». Цитата, приведенная в докладе на Третьем съезде писателей РСФСР неким М.Алексеевым, дабы заявить: «Литераторы должны бы знать, что вкладывать такие святотатственные слова в уста даже крайне отрицательных героев весьма рискованно... Без патриотизма вообще ничего не получится, не напишется без этого возвышающего чувства и хорошая, честная и нужная народу книга!» (1970 г.).*

ПОНЕДЕЛЬНИК. Еженедельный ньюслеттер (информационное письмо — англ.) группы «Людены». Выходит в Абакане. Тираж 50 экз. Посвящен исключительно творчеству АБС. Издатель и редактор Владимир Борисов, программист, президент КЛФ «Центавр». Постоянные рубрики П.: «От людена слышу», «Раскопай своих подвалов», «От мэтра слышу», «Анкета необъясненного явления» и др. Авторы выступают преимущественно в эпистолярном жанре. П. содержит интереснейший материал. Один из новообращенных фэнов оценил это уникальное издание так: «Понедельник» прочел с удовольствием. Во всяком случае, это ничуть не хуже «булгаковедения» с бесконечными поисками источников и потаенных смыслов...» (П., 1992, № 45).

ПОРТРЕТ ОБОБЩЕННЫЙ.

А) Обобщенный портрет руководителя Ленинградского семинара фантастики Б.Н.Стругацкого (составлен по высказываниям членов семинара): 1. Безгранично умен. 2. Ничего не понимает в литературе. 3. Ничего не понимает в фантастике. 4. Абсолютно лишен чувства юмора. 5. Законченный альтруист. 6. Не воспринимает элементарной логики. 7. Учит какой-то ерунде. 8. Резко недооценивает творчество действительных членов семинара.

 

Б) Обобщенный портрет действительного члена Ленинградского семинара фантастики (составлен по высказываниям Б.Н.Стругацкого): 1. Круглый дурак. 2. Ничего не понимает в литературе. 3. Ничего не понимает в фантастике. 4. Абсолютно лишен чувства юмора. 5. Законченный эгоист. 6. Не воспринимает элементарной логики. 7. Ни хрена не делает. 8. Пишет какую-то мазню. 9. Давно уже утратил последние крохи рассудка.

Портреты составил действительный член семинара Андрей Столяров.

ПРОГНОЗ (НА 100 ЛЕТ). Такой прогноз решила получить редакция «Понедельника», обратившись к люденам и не-люденам с вопросом «Как вы думаете, будут ли читать книги Стругацких через 100 лет?». Ответы: «Я думаю, будут» (В.Ефремов, П., 1992, № 39). «Не знаю. Думаю, что нет. Разве что юношество, как мы читаем Стивенсона» (Нудельман, П., 1992, № 36). «Думаю, будет так. Перечислю классиков русской литературы через 100 лет: Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н.Гоголь, А. и Б.Стругацкие, А.Чехов... (не обязательно в таком порядке)» (Игорь Евсеев, П., 1990, № 23).

«Отвечу устами Бориса Натановича на аналогичный вопрос с моей стороны: «С сожалением думаю, что через два поколения, то есть лет через пятьдесят-шестьдесят, о Стругацких будут помнить лишь самые отъявленные фэны да профессиональные литературоведы, специализирующиеся на русской литературе второй половины XX века. Возможен, правда, и другой, менее обидный вариант: помнить будут, но читать не будут. Многие ли сейчас читают и перечитывают Чапека, Конан-Дойла, Уэллса? Современный молодой читатель считает, что все это безнадежно устарело. Он не прав, конечно, но ничего не поделаешь...» (Юрий Илков, П., 1991, № 36).

ПРОГРЕССОРЫ. Агенты коммунистической земной цивилизации в книгах АБС, старательно доводящие все иные цивилизации до уровня. Вопрос «Понедельника»: «Как вы относитесь к миссии Прогрессоров и проблеме вмешательства в развитие других цивилизаций?». Ответы:

1. Мне кажется, эта проблема относится к разряду неразрешимых для человечества. Вмешиваться — значит «подменять одно человечество другим». А не вмешиваться, идти своей дорогой — «сердце мое полно жалости, я не могу этого сделать». (В.Ефремов, П., 1992, № 39).

2. Поскольку мы (человечество) еще не вступили в контакт с другими цивилизациями, то ответ очевиден. (Р.Нудельман, П., 1992, № 36).

3. С сочувствием. Перед Прогрессорами выбор из двух зол, и даже меньшее из них — зло, но ведь кто-то должен взять на себя ответственность выбрать. (Ю.Садчикова, П., 1992, № 36).

4. На этот глобальный вопрос можно (и нужно) написать целый трактат. Ответ неоднозначен и многомерен, особенно если иметь в виду, что прогрессорство в творчестве АБС — это одно, а реальное прогрессорство, которым человечество занимается в последних тысячелетиях, далеко не исчерпывается простыми аналогиями, взятыми только из XX века... (Ю.Илков, П., 1991, № 36).

5. К миссии Прогрессоров отношусь отрицательно и к вмешательству в развитие других цивилизаций (тем более тайному) тоже. Могут быть контакты, может быть сотрудничество, может быть помощь, но Прогрессорство — увольте. Хотя Прогрессоров (безотносительно к их миссии) могу уважать и любить. (Н.Калашников, П., 1991, № 35).

ПСИХОТИП. Писатель не может позволить себе принадлежать к одному П. БНС в этом убежден:

«Нужно быть оптимистом, — утверждает он. — Как бы плохо вы ни написали вашу повесть, у вас обязательно найдутся читатели, тысяча читателей, которые сочтут ее шедевром.

Нужно быть скептиком. Как бы хорошо вы ни написали свою повесть, обязательно найдутся читатели, и это будут тысячи читателей, которые сочтут ее сущим барахлом.

Нужно просто трезво относиться к своей работе. Как бы хорошо и как бы плохо вы ни написали свою повесть, всегда найдутся миллионы людей, которые останутся к ней совершенно равнодушны».

[Предыдущая часть]     Оглавление     [Следующая часть]

 


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2007
      © Константин Молох, Геннадий Кабалкин, состав, 1993
      © Андрей Измайлов, Вячеслав Рыбаков, Константин Селиверстов, текст, 1993
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года