Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
Предлагаю Вашему вниманию свои новые вопросы-мысли-рассуждения (ненавистный Хайдеггер!).
Мне почему-то кажется, что Вы не раз задавали себе вопрос приблизительно такого содержания: “А чего, собственно, они (читатели) от меня хотят? Что пытаются найти они в моих (БНС) ответах?..”
А действительно, что? Чего мы хотим? Почему отнимаем у Вас время?
Пообщаться с тем, часть которого (по его собственому признанию) стала Быковым, Жилиным, Шухартом, Маляновым?.. Но книги, столько раз уже перечитанные книги, в любом случае смогут сказать больше. Так было, есть и так будет потом. Потом - в особенности. Высказать новые теории трактовки сюжетов и загадок книг АБС? Да, интересно. Для люденов. И для других читателей. Узнать о новых проектах?.. Во-первых - табу АБС, а во-вторых - давно знаем, а ежели не знаем, то успешно догадываемся. Выведать некоторую тайну, заложенную в книгах? Опять же - людены. Хотя... Не лучше ли будет, если все же некоторые, пусть немногие тайны, так ими и останутся? Смысл жизни?.. Узнать “официальное” мнение - трижды компетенция homo ludens...
Но ответ по-видимому прост - “...это просто когда нельзя обойтись без...”. Вот так.
Или все же хочется “достроить” миры АБС до некоего диалога (а все книги в общем-то - монологи писателя/ей), приобщиться к акту если не творения, то... Чего же? Понимания? Понять - значит... :).
И не дифирамбы мы (читатели) поем, как тут некто изволил выразиться. Просто - как же можно не сказать слова благодарности человеку, который, пусть заочно, но так много для нас (меня) сделал? Ненавязчиво (и почти незаметно!) заставил думать, по крайней мере.
И все же...
А что же Вам дает общение с читателями? Дает ли вообще что-либо?
1. “Сказали мне, что эта дорога приведет меня к океану смерти, и я повернул обратно...”
Малянов.
Мы?
По-моему, последние большую часть жизни остаются на том же месте, у развилки, или поворота, или перекрестка, и пытаются, но никак не могут понять одного - что будет, если они останутся ЗДЕСЬ навсегда, и будут слушать шепот волн океана смерти впереди, там, за небольшим холмиком, и ропот заблудших в лабиринте кривых тропок где-то недалеко сзади.
Что было? Что будет?..
Но смерть не придет - это слишком просто, это лишает возможности окончательного ВЫБОРА, вернее, выбирает некоторую тропинку (ведущую вперед? назад?) за нас. Но только не в этом случае.
Впрочем, иные даже не видят, что находятся на развилке. Не лучше ли так - прозябать в неведении?..
Не кажется ли Вам, что как раз пребывание на перекрестке, размышления о том, что все таки лучше избрать, какой путь, какую жизнь - намного большее испытание, чем океан смерти или окольные тропы? Ведь ВЫБРАТЬ - это же так сложно... Это так страшно. Повесть заканчивается такой ситуацией, не так ли?
А многие из нас...
Так и останутся на развилке и “... будут перебирать непрерывно падающие на землю разноцветные лепестки воспоминаний, а те будут сыпаться и сыпаться откуда-то сверху (где же здесь небо?) и не будет им ни конца, ни начала...”
Так ничего и не заметив.
Бывает ли такое?
Можно ли выбрать это третье сознательно? (Я не спрашиваю - надо ли? Ответ очевиден).
2. “...Да, в общем-то, то же, что и раньше. Завтрашний день. Послезавтрашний день. Почему они так похожи иногда на вчерашний и позавчерашний? “Куда ж нам плыть?” И так далее...
Просто сейчас, когда исчезла цензура, когда можно писать ВСЕ, мысли, естественно, крутятся исключительно в пределах реального мира, а образы более не норовят уйти в пучины подтекста. Зачем писать о выдуманной Океанской империи, когда перед глазами — дымящиеся и опасные руины империи совершенно реальной." БНС.
Но не в этом ли и есть величайшее из достоинстов писателя - ПИСАТЬ, создавая невероятные по глубине и площади океаны подтекста, когда это - не ответ на нападки цензуры, не виртуозный метод одурачивания оной, но попытка показать читателю, что наш мир - не совсем обычный, что его можно вывернуть наизнанку, обнажив дотоле невиданные его грани и стороны; что последние требуют своего тщательнейшего изучения, ибо после этого - вдруг да и прольется свет на ДРУГИЕ, обыденные проблемы и загадки?.. (Что Вы и сделали успешно в “ПП”, например!)
3. “Пикник на обочине”. Для меня Золотой Шар - символ того, что за исполнение сокровенной мечты необходимо все же заплатить зачастую весьма высокую цену. А последняя - напрямую зависит от характера желания. Стервятник ради детей преспокойненько откупается жизнью знакомого человека. И получает желанное. Шухарт же... С одной стороны кажется, что для достижения его желания - “счастья для всех, даром...” все средства хороши, но как же в таком случае быть с одной из главнейших аксиом (или все же теорем?) этики - негуманные средства нивелируют до собственного уровня гуманности даже наигуманнейшую цель? С другой стороны - нелегко принести в жертву себя (умереть) для того, чтобы человечество обрело наконец счастье. Но - насколько легче принести в жертву с этой же целью другого человека, полностью отдавая себе отчет в том, что ОН - тоже личность, он кого-то любит, кто-то любит его (что бы там не говорил Шухарт по поводу “отмычки...”), но иначе поступить нельзя? Для классических героев - легче первое (они не видят остальных вариантов). Для Барбриджа и ему подобных (коих, к несчастью, большинство) - легче второе (т.к. для него - этот человек (только ли этот?) действительно просто отмычка). Для Шухартов (сколько их было? сколько осталось?) - второе намного труднее, но они выбирают именно это, т.к. не уверены, что кто-либо еще дойдет до Шара, а если и дойдет, то пожелает ли он “счастья...”?
Как бы я поступил на его месте?
Не знаю.
Но меня до сих пор беспокоит одно - это НЕ формулировка Шухарта, он лишь позаимствовал ее.
“Счастье для всех! Даром.”
Так даром ли?.. (не в смысле аргументов редакции, которая правила “ПнО”).
4. Занимаетесь ли Вы еще проф. деятельностью - астрономией (каким-либо образом)?
Не было ли у Вас в начале писательской карьеры трудностей при выборе творческой деятельности - худ.лит-ра/наука (т.е., например, не решали ли Вы сложнейший вопрос о распределении времени/сил между этими увлекательнейшими занятиями)?
5. Довольно широко распространено мнение о том, что Россия в 21 веке станет собирать свои (“свои” - ?) бывшие территории. Об этом есть где-то и у С.Переслегина. Давешний союз с Белоруссией заставляет задуматься на этими теориями.
Что Вы, Борис Натанович, думаете по этому поводу?
Непременно - с уважением.
Онуфриенко А.В.