Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ПУБЛИЦИСТИКА

 


Отзыв на сборник научно-фантастических рассказов В.Михановского (всего 370 стр.)

В сборнике 370 машинописных страниц, 36 названий, тридцать шесть больших и маленьких произведений с острым, иногда парадоксальным сюжетом. Почему же очень скоро возникает и уже до последней страницы не проходит томительное ощущение непереносимой нудности и тоски, как будто жуешь вату? Почему после первого же десятка страниц начинаешь испытывать раздражение, затем озлобление и, наконец, просто отчаяние? Ответ как будто напрашивается [зачеркнуто: сам собой] сразу же: совершенно невооруженным глазом во всей своей бесстыдной обнаженности видны элементарные литературные просчеты. Здесь и длинноты, и «хэллобобские» штампы, и банальности – в том числе и того рода, на которые трудно указать пальцем, вроде бы и гладко, и можно бы так выразиться, и грамматически все верно, а читать трудно, с души воротит. Плоскопись. То самое, что говорит герой рассказа «Робин»: длинно и плоско, как шпага д'Артаньяна (или коротко, но не менее плоско, как мастерок штукатурщика). [зачеркнуто: Однако]

Однако в этом впечатлении «плоскости», если присмотреться, виновата не только скучная стилистика. И даже не столько. Вся беда, пожалуй, в том, что на всех 370 машинописных страницах нет практически ни единой свежей мысли. Михановский усиленно доказывает нам, что а) монополии – это плохо; б) полицейское государство – это ужас как плохо; в) [зачеркнуто: роботы и другие кибер] роботов [зачеркнуто: можно] будут делать думающими и чувствующими [зачеркнуто: как люди] не хуже людей. Положим, читатель во все это не верит. Поверит он, прочитав десяток древних, с бородой анекдотов? Или р-р-раздирательных самодельных трагедий? Или нравоучительных со смутной моралью рассказов о блеске и нищете [зачеркнуто: роботов?] кибернетики? Вся беда в том, что Михановский ориентируется на читателя с очень примитивным складом ума и с очень низким художественным вкусом. Возможно, и есть у нас в стране мальцы, никогда не слыхавшие анекдот про пьяницу с крокодилом или про студента, швыряющего сапоги в стену. Так лучше, наверное, издать для них сборничек анекдотов, а не эти рассказы, которые не в пример длиннее [зачеркнуто: и вдобавок, положенные на] и потому скучны. [зачеркнуто: Не гово] А те, кому эти анекдоты знакомы, закроют книгу с [зачеркнуто: отвращением] негодованием и скажут нелестные слова про автора и редактора. Возможно, найдутся простаки, [зачеркнуто: которых в самое сердце ужалит трагедия] которые затаив дыхание будут следить за метаниями разорившегося фабриканта кока-колы и которых умилит его чудесное спасение (надо полагать, это будут пожилые люди, в жизни не читавшие научно-популярных журналов), хотя и то вряд ли – если принцип инфра-рекламы им знаком, они спросят, для чего же написан рассказ, а если незнаком – они соли рассказа не поймут. Возможно, кого-нибудь ужалит в самое сердце самоотверженность робота Евсея...

Нет мысли. Образов, естественно, тоже нет. Политический прицел примитивен, недейственен. Все рассказы являют собой малоуспешный дебют новичка, которому еще учиться и учиться.

Исключение составляют разве [что] два произведения: «Робин» и «Тайна вечной молодости». «Робин», как и все у Михановского, незамысловат, прост и, в порядке исключения, ни на что не претендует. Он подошел бы для юмористического журнала. «Тайна вечной молодости» – страшно сырое, нескладное повествование. Но в нем что-то есть – не мысль, нет, мысль по обыкновению примитивна. Есть какое-то чувство. Есть от чего танцевать, если автор (это непременное условие) научиться думать и писать не по грамматике, а по-писательски.

[Предыдущая рецензия]     Список рецензий АНС     [Следующая рецензия]


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2012
      © Аркадий Стругацкий, текст, 1963-1972
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года