Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ПУБЛИЦИСТИКА

 



Рецензия на рукопись Георгия Гуревича
«Карта Страны Фантазий»

[На машинописи сверху приписано АН:
Правдоподобие, достоверность – главное ли?
Экранизация старых авторов – обязательно, без осовременения.
Гранин «Искатели» 108]

Нет нужды говорить подробно о том, какой интерес вызывала всегда и вызывает особенно в настоящее время художественная фантастика у самых широких масс советского читателя (и зрителя). Достаточно сказать, что в двух центральных издательствах СССР («Детская Литература» и «Молодая Гвардия») существуют специальные редакции, выпускающие фантастическую и научно-фантастическую литературу, и что только за последние два-три года периферийные издательства выпустили более ста названий таких книг (большей частью макулатуру, к сожалению). В кино, как известно, положение фантастики гораздо скромнее. Несмотря на настойчивый нажим со стороны зрителей, несмотря на широковещательные обещания и заверения руководителей ведущих студий, фантастические фильмы выпускаются редко и отличаются крайне низким художественным и техническим уровнем.

Из многочисленных встреч и бесед (общественных и личных) с работниками кинематографа явствует по крайней мере одна основная причина крайней хилости советского фантастического кино. Эта причина – решительное и упорное невежество, проявляемое режиссерами, операторами, сценаристами относительно самих азов художественной фантастики. Спасти положение здесь может только либо хорошо продуманный цикл лекций, очень популярных, даже, пожалуй, упрощенных и разжеванных до последней степени (но тогда необходимо будет ввести обязательное посещение), либо очень популярный учебник.

Поскольку все работники кино за малым исключением – от редакторов до младшего персонала рабочих и техников и от вахтеров до директоров студий и ведущих режиссеров – пребывают примерно на одном и том же уровне неграмотности относительно фантастики (достаточно вспомнить публичное высказывание маститого Трауберга – с мечтательно-сонным выражением – о том, что кроме Ж.Верна он не видит в мировой и особенно отечественной фантастике ничего, достойного экранизации), очевидно, необходимо пособие ликбезовского типа, не отягченное сложной теорией и столкновениями взглядов специалистов, снабженное многочисленными иллюстрациями, умное, скромное, не претендующее на проблемный охват. Таким пособием, на мой взгляд, может и должно служить рецензируемое произведение Г.Гуревича.

Сразу оговоримся: книга Гуревича насущно необходима не только работникам кинематографии. Совершенно очевидно, что она станет настольной книгой каждого редактора и издателя, пожелавшего иметь дело с научной и иной фантастикой. Редакторы (периферийные – да и некоторых московских издательств, напр. «Советской России») как правило не менее [невежественны в этой области], нежели кинематографисты. Кроме того, книгу с увлечением прочтут сотни тысяч любителей фантастики в нашей стране, ибо она расширит их кругозор, приведет в систему их представления и заставит пересмотреть свои вкусы и претензии к фантастике. Достоинства работы Гуревича (простота и увлекательность изложения, интереснейшая информация, нарочитая – чтобы не сбивать читателя с толку – остраненность от сложных специфических частных проблем), а также ее насущная, сиюминутная необходимость для очень многих работников культуры такова, что не может быть даже вопроса, быть ей или не быть... Книга хороша, книга нужна, книга написана на достойном идейном и художественном уровне – чего же боле?

Из сказанного очевидно явствует, что рецензент целиком и полностью поддерживает рукопись Гуревича (если не считать немногих шероховатостей, о которых будет сказано в конце рецензии). Но было бы, вероятно, полезно и небезынтересно для работников издательства «Искусство», занимающихся этой рукописью, узнать, на каком теоретическом базисе построены положения, изложенные Гуревичем. Можно утверждать, что нижеизложенное является тем пониманием сущности современной фантастики, которое в той или иной модификации принимается большей частью современных советских фантастов.

Прежде всего следует всегда иметь в виду, что художественная, она же – в наше время – социальная фантастика наряду и в общем строю со всеми иными творческими проявлениями реализма, является совокупностью особенных средств художественного отражения действительности в образах. При этом следует помнить, что понятие «действительность» включает в себя не только мир вещей и явлений, но и духовный мир человека и мир общественного сознания; что «отражать» – это вовсе не обязательно отражать в плоском зеркале; что художественный образ есть нечто, существенно зависящее от цели, поставленной автором.

Сущность специфической цели фантастики можно условно свести к масштабному изображению непрерывно меняющейся действительности. В фантастике всегда два героя – человек и время. Человек по своему воспитанию и своим представлениям во многом принадлежит прошлому, между тем именно он, вчерашний человек, своими руками создает – сегодня – завтрашний мир. (Я не сложно объясняю?)

Самый беглый взгляд в предысторию современной фантастики показывает ее изначальную связь с логической абстракцией. Эту связь она сохраняла и укрепляла и в конце концов в первой половине века обрела в произведениях Уэллса и Чапека великолепную способность выражать некоторое современное ей научное представление о закономерностях развития человечества, образно воплощать это представление. Это и делает фантастику столь значительной и перспективной в современных условиях, когда конкретный облик сегодняшнего и завтрашнего мира в самых существенных его чертах определяется развитием науки и техники.

С другой стороны фантастика выражает отношение массового человека к окружающему миру, совокупность его представлений не о конкретных формах реального бытия, чем занимается добрый старый реализм, а о законах, пронизывающих эти формы. Она выражает представление о силах, правящих миром.

В самых разных областях бытия мы сталкиваемся с человеческим, слишком человеческим, как говорил Бодлер, стремлением сохранить свое вчерашнее модус вивенди, свои вчерашние представления, вчерашнего себя. Этот конформизм понятен. Человек, строящий сегодня завтрашний мир, остается тем не менее, как уже говорилось, в прошлом по воспитанию и представлениям. Конформизм или система запретов не позволяет ему согласиться с машинами умнее людей, с мыслящей плесенью Колмогорова, с разбегающимися галактиками, с протоатомом. Словно какой-то охраняющий механизм старается уберечь его вчерашнюю психологию от завтрашних потрясений.

И уже спроектировав себя завтрашнего, уже пользуясь теорией относительности, понятиями кибернетики, выйдя в космос, человек вчерашний страшится встречи с новым самим собой. Ибо предрассудки, запреты в области моральной, эстетической, этической еще устойчивее, нежели предрассудки в отношении научно-технических устремлений.

Современная фантастика видит свое призвание в разрушении этих моральных запретов, в приобщении вчерашнего человека к его завтрашнему дню. Она предостерегает человека о возможных угрозах завтрашнего дня, ибо живо еще чудище на двух давящих ногах, имя коим – автократия и суеверия, и это чудище бродит и ищет, кого пожрать. И фантастика подготавливает человека к его блистательному будущему, чтобы он, вчерашний человек, не ослеп, когда это будущее ему откроется, и не принял это будущее за своего врага, как это сделала «Экономическая Газета» в дискуссии по поводу «Туманности Андромеды».

Идеалом современной фантастики является современный (самый сегодняшний из всех вчерашних) человек, то есть человек, морально, психологически, эрудиционно адекватный самым высоким пикам, которых он на сегодня достиг. Вот почему главный прием современной фантастики – это столкновение овеществленных в образах моральных запретов из мифов человеческого сознания с овеществленными в образах «новыми горизонтами». И главным предметом ее изображения был и будет вчерашний человек, массовый человек в созданном им завтрашнем мире. (Здесь, видимо, все-таки требуются пояснения. Массовый человек может быть и героем произведения, и читателем или зрителем. Сделать же героем идеал, вероятно, чудовищно трудно, идеал должен всюду подразумеваться и только.)

Каковы причины, выдвинувшие современную фантастику на первый план интересов по крайней мере части «потребителей культурной продукции»? Почему проблематика фантастики интересует массового читателя и зрителя? Причин тому по крайней мере три.

1. Разрыв и раздвоение человека и человечества на вчерашнюю психологию и завтрашние дерзания стали особенно глубокими в наше время стремительных социальных и научных потрясений.

2. Это раздвоение стало ощутимым и осознанным.

3. Это раздвоение стало объективным тормозом развития человечества.

При этом нельзя забывать, что современная фантастика – детище не только технического прогресса. Она прежде всего порождение века революций.

Тут настало время указать на то, что существует еще один аспект вопроса, с талантливой прозорливостью намеченный уже в работах Уэллса и Чапека, а ныне получивший блистательное развитие в произведениях Ефремова, Лема, Брэдбери и других авторов.

Речь идет о проблематике художественной фантастики.

Двадцатый век называют иногда веком крушения мифов. Рухнул миф о вечности и неизменности капитализма. Рухнул миф о вечности и неизбежности колониализма. На наших глазах рушится миф о неизбежности мировых войн (Дай-то бог!)

Гигантский скачок, который совершили естественные науки, разрушил миф об абсолютности пространства и времени, о детерминизме законов природы. Назревает новая революция в физике, которая, вероятно, снова существенно изменит картину мира. Кибернетика обеспечивает совершение промышленной революции и дарит идеи, сотрясающие старые представления о человеке и о его месте во вселенной. Человечество вышло в космос. Человечество стоит перед окончательной разгадкой тайн наследственности и изменчивости организмов. Современный человек, если он хочет быть современным, обязан пересмотреть старые взгляды на сущность жизни, сущность разума, на свое положение в мире.

Возникают и встают во весь рост такие вопросы, которые в конце прошлого века казались либо детски наивными, либо непонятными, либо совершенно бессодержательными, никчемными и неуместными.

Едина ли жизнь и ее законы во вселенной?

Каковы перспективы налаживания связей с иными цивилизациями?

Всемогущ ли человек? И царь ли он всей природы?

Полезно или вредно изменять наследственность организмов? В частности – человека?

Как конкретно произойдет переход от капитализма к коммунизму теперь, в новых условиях?

Что станет движущей силой общества великого благосостояния?

Эти вопросы представляются теперь отнюдь не простыми и уж во всяком случае не праздными. И этими вопросами волею истории занимается в области художественного творчества именно фантастика.

Таковы в самых общих чертах теоретические предпосылки, частные случаи которых так интересно рассмотрел Г.Гуревич в своей рукописи. Нет никакой надежды на то, что работники кино когда-нибудь согласятся ознакомиться с теорией фантастики – а если и ознакомятся, то нет ни малейшей надежды на то, что они эти предпосылки усвоят, и именно поэтому им надлежит, чтобы иметь возможность как-то откликнуться на требования жизни, ознакомиться с простой и интересной, без всяких теоретических вывертов, книгой, которую я имею удовольствие рецензировать.

Что касается отдельных шероховатостей, о которых упоминалось выше, то их мало. Я обращаю внимание редактора только на неверную, на мой взгляд, трактовку «Туманности Андромеды» Ефремова, да на странную, представляющуюся слишком произвольной, трактовку некоторых произведений братьев Стругацких.

(А.Стругацкий)
Москва Г-59, Бережковская наб. 14, кв. 46
Г 3-51-61
14.11.65

[Предыдущая рецензия]     Список рецензий АНС     [Следующая рецензия]


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2012
      © Аркадий Стругацкий, текст, 1963-1972
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года