Отзыв на научно-фантастическую повесть Е.Гуляковского «Совсем простая планета» (138 стр.)
Цепь загадочных случайностей – аварий и катастроф – выбросила экипаж звездолета «Бродяга» на неизвестную планету в системе неизвестной звезды. Планета безжизненна, базальт, вода и сильно радиоактивная атмосфера. Но с экипажем происходят чудеса. Выясняется, что радиация не убивает. Капитан вдруг наделяется невероятным могуществом – он становится способен силой воли видоизменять материю, передвигать гигантские массы и концентрировать исполинские энергии. Открытия одно другого поразительней следуют одно за другим. Робот, лишенный источников энергии и выключенный, носится по планете как бешеный. Открывается подземелье, где расположен лабиринт неимоверной величины объемных геометрических символов. В конце концов люди приходят к выводу, что неведомые обитатели планеты ищут таким способом контактов с ними, пытаются наставить их на путь истинный – направить через них человечество по правильному пути, показать человечеству, что истинный прогресс не в развитии машинной техники, которая стоит между разумом и исполнением желаний, а в развитии способности исполнять желания без посредников. Наделенные чудесной силой люди создают искусственный астероид и сводят его на нет для передачи на родную Землю [зачеркнуто: о своем] информации об этом поразительном открытии.
Таково в общих чертах содержание повести.
Социально-философская идея ее хоть и несколько сомнительна, но весьма интересна, и если бы художественная сторона произведения хотя бы мало-мальски отвечала [зачеркнуто: ее з] значительности этой идеи, я бы без малейшего колебания рекомендовал повесть для «Мира приключений». К сожалению, в литературном отношении автор, что называется, «не дотягивает».
Прежде всего – образы четырех героев – Капитан, Физик, Кибернетик, Доктор. Понятно, действие происходит в далеком будущем (возможно даже, не в очень светлом, если судить по одному внутреннему монологу Доктора). Но все же представлять экипаж межзвездного лайнера в виде этакой Вороньей Слободки, скопища крайне сварливых и недисциплинированных мужчин, по меньшей мере странно. При всем том некоей литературной загадкой [зачеркнуто: остается для меня] предстает передо мной, как читателем, вопрос: как автор вообще ухитрился [зачеркнуто: заставить чит] через [зачеркнуто: посредство] эти худосочные бледные двухмерные образы создать о них хоть какое-то, хотя бы отрицательное впечатление о человеческой стороне своего произведения.
[зачеркнуто: Да] Далее. Повесть попросту скучновата. Чудеса на планете вначале интересуют. (Вспоминаются «Солярис» и «Непобедимый» Лема, начинаешь думать: как же автор выберется из уже разыгранных в литературе ситуаций? Может ли быть что-то новенькое?) Чудес становится все больше, они начинают утомлять, затем раздражать. (Думаешь: я уже все понял, перестань повторяться, давай выводы.) Наконец – апофеоз: Доктор, попавший в каменную ловушку, обо всем догадывается – или ему эту догадку внушают. Вздыхаешь с облегчением, но не тут-то было. Утомительно, непонятно и старательно автор расписывает технологию превращения [зачеркнуто: путем усилия воли] груды скал в модулированное радиоизлучение при помощи усилия воли, и единственным светлым пятном в этом объяснении видится трагическое самопожертвование Доктора. Перевернув же последнюю страницу, с недоумением вспоминаешь, что масса всякого рода чудес, о сущности которых ты догадывался (как выясняется – неправильно), так и не объяснена!
Нет, повесть явно непригодна для опубликования. Я не рекомендую ее для «Мира приключений».
22.08.71
[Предыдущая рецензия]
Список рецензий АНС
[Следующая рецензия]
|