Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ПУБЛИЦИСТИКА

 


Отзыв на фантастико-приключенческую повесть Э.Зорина «На дне ночи» (300 стр.)

[зачеркнуто: Судя по] Многие признаки свидетельствуют, что повесть принадлежит перу профессионала. И вместе с тем она, видимо, является первым опытом автора в остросюжетной прозе. Автору не удалось сплавить воедино сюжетную, научно-фантастическую и психологическую линии, эти линии не только не составили целое, но мешают друг другу, калечат друг друга, искажают друг друга. Видимо, здесь предстоит еще поиск, либо – и это был бы самый легкий и самый неинтересный путь – автору придется отказаться от одной из линий, чтобы сохранить остальные. Такова, по моему мнению, главная, хотя и не лежащая на поверхности причина неудачи этой вещи.

Имеются и более очевидные, хотя и второстепенные причины.

1. Многословие, столь часто свойственное начинающим авторам, поднято здесь на высшую, хотя и не менее неприятную, ступень «многоэпизодия». Практически, любой эпизод написан вполне квалифицированно, однако же большое их число [зачеркнуто: не дают и] попросту лишнее, [зачеркнуто: не имеющее отношения] они либо вообще не связаны ни с одной из линий повести, либо повторяют то, что уже известно, либо служат автору этакими сосудами для изливания [зачеркнуто: научной] эрудиции.

2. Демоническая фигура зловещего гения-одиночки, задумавшего глобальное преступление, давно стала обиходной в фантастических произведениях. Но насколько я помню, единственная такая фигура с политической и социальной программой была изображена А.Толстым. Что же до Раувильфа и сотен его собратьев в литературах мира, то он банален, назойлив и неправдоподобен. Ибо он только манекен, действующий в видах удобства автора, и не более.

3. Много мелких частных недостоверностей, неточностей, неправильностей. Так, сомнительно, чтобы даже самый крупный спрут способен был бы разорвать на части современный (а тем более будущий) сторожевой корабль, приспособленный к тому же плавать среди рифов Кораллового моря. Недостоверен совершенно человеческий образ мышления такого антиобщественного животного, как кальмар, что бы там ни делали с его ганглиями. На уровне юношеского «была у него такая штучка» написана Большая Джинна [?] с ее таинственным излучением. И так далее.

Все вышесказанное не означает, что повесть лишена достоинств. Я бы отнес к их числу недурной в общем литературный язык, известная политическая сдержанность, отчетливо проявляющееся во многих местах нежелание разжевывать. Но для того, чтобы довести повесть до кондиции, [зачеркнуто: предстоит] надо, видимо, изрядно поработать.

26.09.68.

[Предыдущая рецензия]     Список рецензий АНС     [Следующая рецензия]


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2012
      © Аркадий Стругацкий, текст, 1963-1972
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года